2. Uchenye prisvoili Central'nomu i Privolzhskomu federal'nym okrugam katastroficheskij uroven' riska po beshenstvu [Elektronnyj resurs]// Veterinariya i zhizn', informacionnyj portal i gazeta, 28.09.2022,10:32 URL: https://vetandlife.ru/sobytiya/uchenye-prisvoili-centralnomu-i-privolzhskomu-federalnym-okrugam-katastroficheskij-uroven-riska-po-beshenstvu/ (data obrashcheniya: 08.02.2024)
3. Ryzhakova A.M., Bahta A.A. Identifikaciya bacilly antraksa ot sibireyazvennopodobnyh saprofitov // Intellektual'nyj potencial molodyh uchenyh kak drajver razvitiya APK: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh i obuchayushchihsya, Sankt-Peterburg-Pushkin, 24-26 marta 2021 goda. Ch. 1. SPb.: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2021. S. 262-264.
4. Shershneva I.I., Zahodnova D.V. O predostavlenii informacii po veterinarii v sistemu gosudarstvennogo informacionnogo obespecheniya v sfere sel'skogo hozyajstva // Materialy nacional'noj nauchnoj konferencii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, nauchnyh sotrudnikov i aspirantov SPbGUVM, Sankt-Peterburg, 30 yanvarya - 03 2023 goda / Plemyashov K.V. (otv. redaktor), A.A. Suhinin (red.), G.S. Nikitin (red.). SPb.: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet veterinarnoj mediciny, 2023. S. 97-100.
5. V Karelii poteryalis' skotomogil'niki s sibirskoj yazvoj [Elektronnyj resurs] // MK Kareliya - informacionnyj portal, 21.01.2016, 21:42 URL: https://karel.mk.ru/articles/2016/01/21/v-karelii-poteryalis-skotomogilniki-s-sibirskoy-yazvoy.html (data obrashcheniya: 24.01.2024)
6. Sibireyazvennyj skotomogil'nik karta [Elektronnyj resurs]// Fotobank, 19.11.2024 URL:https://sparklogic.ru/portal/2023/11/sibireyazvennij-skotomogilnik-karta (data obrashcheniya:08.02.2024)
7. Shuhov F.G., Kuksin I.N., Orekhov D.A. Pravovedenie: Uchebnoe posobie. SPb.: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet veterinarnoj mediciny, 2023.
8. Prikaz «Ob utverzhdenii Poryadka likvidacii neispol'zuemyh skotomogil'nikov na territorii Leningradskoj oblasti» (s izmeneniyami na 4 oktyabrya 2022 goda) ot 19 aprelya 2021 goda №9
9. Bagautdinov F.N., Mihajlov A.A. Sudebnyj shtraf v interesah korrupcionerov? // Zakonnost'. 2019. N° 3(1013).
ШУХОВ ФЕДОР ГЕЛИЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры организации, экономики, управления ветеринарным делом, Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины ([email protected]). РЫЖАКОВА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА - магистрант факультета ветеринарно-санитарной экспертизы, Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины ([email protected]).
SHUKHOV, FEDOR G. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Organization, Economics, Veterinary Management, St. Petersburg State University of Veterinary Medicine ([email protected]).
RYZHAKOVA, ANASTASIA M. - master's student at the Faculty of Veterinary and Sanitary Expertise, St. Petersburg State University of Veterinary Medicine ([email protected]).
УДК 349.2 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-81-86
ВЫШЕСЛАВОВА Т.Ф, ЛУКИНОВА С.А.
ПРОБЛЕМЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
Ключевые слова: закрепление принципов трудового права, структурирование принципов трудового права, регулирующая роль принципов трудового права, формулировка принципов трудового права, изменение и конкретизация принципов трудового права.
Статья посвящена правовому анализу места и роли отраслевых принципов трудового права в механизме правового регулирования отношений в сфере наемного труда. Определены основные недостатки и пробелы закрепления принципов трудового права, являющиеся препятствием для эффективного применения их на практике. Анализу подвергнуты основные принципы в сфере наемного труда, как основные начала трудового права. Авторы констатируют, что принципы не в полной мере отражают быстро меняющиеся условия экономической, социально, политической жизни страны. Делается вывод о том, что законодателю необходимо отойти от формального закрепления основных начал, а разрабатывать новые подходы правовой политики трудового права в связи с требованиями новых форм занятости в условиях цифровизации.
VYSHESLAVOVA, T.F., LUKINOVA, S.A.
PROBLEMS OF CONSOLIDATING THE PRINCIPLES OF LABOR LAW
Key words: consolidation of the principles of labor law, structuring of the principles of labor law, the regulatory role of the principles of labor law, formulation of the principles of labor law, modification and specification of the principles of labor law.
The article is devoted to the legal analysis of meta and the role of sectoral principles of labor law in the mechanism of legal regulation of relations in the field of wage labor. It identifies the main shortcomings and gaps in the consolidation of the principles of labor law, which are an obstacle to their effective application in practice. The basic principles in the field of wage labor, as the basic principles of labor law, are analyzed. The authors state that the principles do not fully reflect the rapidly changing conditions of the economic, social, and political life of the country. It is concluded that the legislator needs to move away from the formal consolidation of the basic principles, and develop new approaches to the legal policy of labor law in connection with the requirements of new forms of employment and digitalization.
Принципы права являются ценностными ориентирами в современном мире. Основополагающие начала сферы наемного труда зафиксированы в основополагающих международных актах, Конституции РФ, ТК РФ, вобравшим в себя опыт развития прав человека в демократических зарубежных странах.
При закреплении в праве принципиальных предписаний, законодатель проводит необходимый анализ правовой связи этих предписаний с уже действующими в отрасли нормами права, выявляет положения о недопустимости нарушения этими вводимыми предписаниями всей целостности права и его основной направленности. По словам Т.К. Бритовой: «эти задачи выполняют правовые принципы, содержащие обобщенную характеристику системы права или ее отдельных частей» [1, с. 31].
Трудовое право опирается на законодательно установленные основные начала в виде принципов, что обеспечивает конкретные ориентиры в процессе толкования норм трудового
права, а значит, единообразие в правоприменении норм, характеризующихся идеологическим единством. Однако, по нашему мнению, этого недостаточно в связи с развитием трудового права, отражающим не только политику, но и состояние экономики в конкретный период развития. По мнению А.М. Куренного, принципы должны быть способны разрешать возникающие в правоприменительной практике проблемы применения наемного труда, как частного, так и общеконцептуального характера, отражать взаимосвязи норм трудового права [2, с. 4].
Статья 2 ТК РФ закрепила известное количество основополагающих руководящих начал на которых строится вся система трудового права, определяющих направления его развития. Обращает на себя внимание структурирование основных принципов трудового права статьей 2 ТК РФ. Принципы распределены не в строгом порядке групп принципов, признаваемых теорией трудового права. Наверно только первые три принципа представляют законченную группу. Остальные принципы необходимо самостоятельно дифференцировать по группам, вследствие чего возникают различные точки зрения по вопросу отнесения конкретного принципа к одной из классифицируемых групп [3, с. 20]. Теоретические конструкции принципов также подлежат переосмыслению, включая в них изменяющуюся конъюнктуру современных трудовых правоотношений - отражать справедливость ожидания общества в сфере наемного труда, следовать основным конституционным положениям.
Содержание институтов трудового права структурно не всегда имеет непосредственную связь с основными принципами статьи 2. Так, по убеждению Г.В. Хныкина отсутствие в отдельных институтах трудового права внутриотраслевых принципов не является положительным в вопросах разрешения трудовых споров, так как там отсутствуют не только сущностные положения, но и гарантии, нравственные устои, на которые должны опираться правоприменители [4, с. 5].
Статья 2 ТК РФ формулирует основополагающие положения, как правило, в виде отдельных прав, запретов, перечислением определенных правовых средств, например, равенства возможностей. Но в них не содержатся обязанности сторон трудовых отношений, что говорит о достаточно редких ссылках на принципы в решении конкретных дел судами и мало эффективности регулирующей роли принципов трудового права.
Имеются изъяны и в самой формулировке отдельных принципов, где имеются отдельные повторения или отсутствуют кардинальные различия одного принципа от другого. Так, мы не видим существенной разницы между принципом 13 и 14, где констатируются государственные гарантии обеспечивающие государственный контроль над охраной труда и принципом обеспечения права каждого на защиту его трудовых прав. Как нам представляется второй принцип, расширяя действие первого, не вносит в правовое регулирование существенных изменений. А вот конкретных принципов по охране труда вообще не присутствует в ТК как основополагающие положения. Только статья 2209.1 дает внутриотраслевые принципы данного института, сводя их к минимизации и предупреждению повреждения здоровья работников. Да и статья 210 ТК не исправляет данного положения, так как имеет декларативный характер основных направлений государственной политики в сфере охраны труда.
Дискуссионной, на наш взгляд, остается формулировка в ст. 2 ТК РФ такого принципа как свобода труда. Законодатель в его содержание включает и ранее действующий в Конституциях СССР принцип права на труд. Так Е.В. Нелюбина замечает: «Однако свобода труда не может включать в себя право на труд, ибо понятия «права» и «свободы», несмотря на кажущуюся идентичность, схожесть, имеют принципиальные различия, состоящие в возможности их реализации» [5, с. 46]. Ведь в трудовом праве каждому праву соответствует корреспондирующая обязанность. По данной логике праву на труд должна соответствовать и обязанность на труд, что явно будет противоречить принципу свободы труда. Поэтому из ст. 2 необходимо исключить право на труд как элемент свободы труда.
Да и сам принцип свободы труда сформулирован расплывчато, в нем не конкретизированы ни сущность, ни содержание, ни правовой простор с использованием нетипичных форм занятости. Поэтому и судебная практика редко обращается к нему, не давая оценку в широком правоприменении.
Свобода труда - это целый комплекс форм, механизмов, средств для экономического развития Российской Федерации и его недооценка минимизирует его понимание в расширительном толковании как элемента общеправового принципа справедливости.
Эффективная реализация данного принципа в полной мере позволит использовать трудовой потенциал страны во всех сферах наемного труда. Так Р.Г. Умяров определяя сущность анализируемого принципа, подчеркивает такие его элементы как независимость выбора формы, содержания, условий и направленности реализации гражданами своих способностей к труду, представляющих реальную правовую возможность [6, с. 3].
ТК РФ статьей 2 устанавливает, как запрещение принудительного труда, так и дискриминации в оном пункте данной статьи, но затем детализирует каждый их этих принципов в отдельных статьях 3 и 4 ТК РФ. Международным сообществом такое смешение принципов не допускается, ведь это разные по своему содержанию принципы, и они имеют самостоятельное значение и регулирование правоотношений в сфере наемного труда.
Логично ТК РФ последовать за международно-правовым регулированием в сфере труда и статью 2 отредактировать с включением в нее двух основополагающих принципов с широкой сферой деятельности и последовательности, сначала запрета дискриминации, а затем запрещения принудительного труда.
Если с принципом запрещения принудительного труда не возникает трудностей, то принцип запрещения дискриминации не имеет гарантий правовой реализации. Судебная практика в данном вопросе также не дает однозначного ответа. Проблемы тут сводятся к установлению самого факта наличия дискриминации. Законодатель не дает точного ответа и на вопросы о бремени доказывания факта дискриминации сторонами спора, возможности оспорить локальный акт, где закреплены явно дискриминационные действия работодателя, например, о поощрительных выплатах работникам в разных размерах молодым и возрастным работникам. Не смотря на прямое императивное указание статьи 3 ТК РФ, в практике не редко встречаются случаи дискриминации и по возрасту, по полу и пр. Таким образом, такой основополагающий принцип как запрещение дискриминации в трудовых отношениях нередко приобретает форму формальной правовой гарантии. Отсюда можно констатировать, что общеправовой принцип социальной справедливости в законодательстве подменяется частнотрудовым принципом - определения условий труда.
Обратимся к принципу ТК РФ - равенства прав и возможностей работников, где можно увидеть оторванность его от конкретных регулируемых трудовых правоотношений. Декларирование какого-то общего равенства не способствует эффективной реализации данного принципа. Да и равенства работников в трудовых правоотношениях нет, так как каждый работник обладает присущими только ему профессионально-квалификационными и образовательными качествами, позволяющими занимать ту или иную должностную нишу. Такое понятие как «деловые качества» работников, которое является индикатором возможности осуществлять ограничения и предпочтения работодателем имеет различные требования и интерпретации у работодателей, при открытом их перечне. Это приводит к расширительному толкованию требований к конкретным деловым качествам работника в трудовых правоотношениях, а также к незащищенности человека труда.
Тут можно говорить только о возможностях иметь равные права в сфере наемного труда, а такой правовой императив равенства должен быть подкреплен определенными гарантиями законодательно. Отдельные гарантии предусмотрены ТК РФ при регулировании труда отдельных категорий работников, но это опять не говорит о равенстве прав и возможностей всех работников, что нарушает конституционный принцип равенства работников в трудовых отношениях [7, с. 114116]. К сожалению, и практика зачастую не говорит о социальной справедливости в реализации равенства и возможностей работников.
Принцип трудового права о праве на справедливую оплату труда, по нашему мнению, можно признать самым декларативным принципом статьи 2 ТК РФ. Данный принцип, говоря о справедливой оплате труда, пользуется туманной формулировкой о справедливости. Каждый работник, выполняющий свои трудовые обязанности добросовестно и повышая производительность своего труда, рассчитывает на справедливое ее повышение. Однако дальнейшая формулировка данного принципа в ТК РФ вполне конкретна, обеспечивающая право на оплату труда в полном размере. Что касается части исследуемого принципа об оплате труда не ниже МРОТ, то в последнее время установленный МРОТ, наконец, превысил прожиточный минимум трудоспособного работника. Так с 01.01.2024 года прожиточный минимум
трудоспособного человека установлен в размере 16844рублей, а размер МРОТ 19242 рубля.
Однако в соответствии с правовым отраслевым принципом оплата труда должна обеспечивать достойное существование не только самого работника, но и членов его семьи. Однако многие зарплаты не могут обеспечить ни того, ни другого, да и понимание справедливости в размере заработной платы не имеет никакой социально-юридической трактовки после удаления легального понятия МРОТ и его обесценивания. Социальная защищенность работников выиграла, если бы данный принцип обеспечивал и равную оплату за труд равной ценности. Данная гарантия закреплена только как обязанность работодателя в статье 22, но далеко не все работодатели этой обязанности следуют. Закрепление же принципа дало возможность работникам требовать равной оплаты за равноценный труд, включая переменную часть заработной платы и в судебном порядке. Кроме этого индексация заработной платы выступает важной государственной гарантией, но законодателем не разработан единый механизм данной индексации. Работники работают в разных сферах финансирования как коммерческого, так и бюджетного, но заинтересованы все в индексации заработной платы, необходим универсальный механизм индексации, ведь рост цен на товары и услуги испытывают все.
Таким образом, важнейший институт трудового права заработная плата в Трудовом кодексе не имеет всего набора основополагающих основ, на которых должны базироваться нормы данного института. Поэтому Г.В. Хныкин и Е.И. Косаковская справедливо отметили, что основополагающие принципы, на которые должны опираться нормы института заработной платы «не получили четкого закрепления в нормах Трудового кодекса РФ». Также они констатируют, что институциональные принципы по воле законодателя оказались включенными в разные статьи Трудового кодекса, не представляя собой единого целого [8, с. 26].
Определенные гарантии по вопросам оплаты труда попали в четвертую часть Трудового кодекса при регулировании труда отдельных работников, но и это только подчеркивает отсутствие основ государственного механизма построения единых начал регулирования института заработной платы.
Принцип права работников на участие в управлении организацией в ТК РФ закреплен много раз. Во-первых, как принцип ст. 2, во-вторых, как право работников статьи 21, в-третьих, как задача трудового права в статье 1, в-четвертых, как механизм реализации в главе 8, конкретизирующей участие работников в управлении организацией. Однако бросается в глаза тот факт, что такой необходимый принцип для института социального партнерства не имеет должного развития в данной главе Трудового кодекса. В данной главе, как не парадоксально, мы не видим ни одной обеспечительной нормы реализации данного участия работников в управлении организацией. Да и само участие работников в управлении организацией должно соответствовать законодательным формам. Обращаясь к статье 27 Трудового кодекса РФ, мы видим, что там закреплены только четыре формы социального партнерства, не предусматривающие других форм, что также ограничивает реализацию принципа об участии работников в управлении организации.
Обратимся к анализу такого принципа как сочетания государственного и договорного регулирования в сфере наемного труда. Такое сочетание предусмотрено как к трудовым, так и непосредственно с ними связанным правоотношениям. Это сразу вызывает определенный вопрос, почему метод трудового права закреплен как основополагающий принцип, что противоречит теории трудового права, дающей различные понятия метода и принципа. Поэтому данный принцип должен быть исключен из второй статьи ТК РФ.
Принцип о социальном партнерстве, также сформулирован достаточно неконкретно. В-первых, он говорит о праве субъектов трудового права на объединение, что уже конкретизируется в одном из принципов, во-вторых, повторяет принцип участия работников в управлении организацией. Таким образом, происходит не установление новых прав и обязанностей, а выделение социального партнерства, как регулирующей основы для сферы наемного труда.
При рассмотрении следующего принципа - «обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности» также можно констатировать неполноту объема содержания. Как правило, достоинство работника неразрывно связано с его деловой репутацией, а также его чести, как это фиксирует гражданское законодательство. По нашему мнению, ТК РФ необходимо обратиться к норме гражданского права и защитить честь, достоинство и деловую репутацию работника, притом, не только в период выполнения им
трудовых обязанностей, но в период всего времени состояния работника в трудовых отношениях с работодателем. Так, например, О.В Щербакова подчеркивает, что защита достоинства работника возрастает после прекращения трудового договора с работником, чему свидетельствуют многочисленные трудовые споры по вопросу изменения формулировки увольнения работника без требования восстановления на работе у данного работодателя [9, с. 126].
Это связано с тем, что работник при поиске нового места работы само собою, разумеется, не хочет показать себя недисциплинированным работником.
Трудовой кодекс закрепляет как основополагающий принцип право работников на обязательное социальное страхование. Тут происходит смешение прав, регулируемых разными отраслями права - правом социального обеспечения и трудового права. Смешение осуществляется по той причине, что в данном отношении участвуют, как правило, только субъекты трудового права, а виды обязательного социального страхования, механизмы их реализации - это уже входит в предмет права социального обеспечения. Условия конкретного обеспечения регулируется отдельными специальными законами права социального обеспечения, где каждый из данных законов устанавливает виды, условия, размеры гарантированных государством пенсий, пособий и компенсаций.
Изменения Конституции РФ затронули и основополагающие принципы, где императивно закреплено уважение к человеку труда, что должно отразиться и в отраслевых принципах трудового права. Отсюда основной принцип трудового права запрещения ограничения и ухудшения трудовых гарантий должно найти место в статье 2 Трудового кодекса РФ, а не закрепляться статьями 8 и 9 ТК РФ.
Также недостатком закрепления отраслевых принципов можно признать отсутствие в статье 2 основополагающих начал института охраны труда. Основные направления государственной политики в сфере охраны труда не формируют обобщенной идеи, направленной на профилактику и травматизма и профессиональных заболеваний в процессе наемного труда. Правда в Трудовом кодексе с 2021 года появилась статья 209.1 достаточно декларативного характера. В ней нет ни закрепления обязанностей работодателя, ни гарантий работникам обеспечения профилактики производственного травматизма.
В настоящее время трудовые подвергаются постоянным изменениям, так новым толчком развития трудового законодательства мы видим во внедрение в трудовые отношения цифровизации, как необходимой адаптации к развитию страны. В трудовой кодекс внесены новации применения цифровизации в виде электронного документооборота в трудовых правоотношениях в ст. 21.1, 21.2, 21.3. ТК РФ. Но каждый год появляются новые формы занятости нерегулируемые нормами права, что является следствием цифровизации и трудовое право должно адекватно отреагировать на эти формы наемного труда. Как отмечает А.М. Лушников, трудовым правом отведено определенное место в правовом регулировании дистанционному труду и работе с онлайн-платформами, но недооценка нетрадиционных форм занятости законодателем может отрицательно сказаться на соотношении принципов «трудового права и свободы договора» и цифровой экономики, в части защиты трудовых прав работников [10, с. 32].
Подводя итоги нашего крайне неполного исследования в части закрепления отраслевых принципов трудового права можно с уверенностью констатировать, что законодатель подходит к данному вопросу несколько формально. Прослеживается путаница в юридической формулировке отдельных категорий права, допускается не конкретизация отдельных элементов принципов трудового права, дублирование отдельных положений в нескольких принципах, заимствование правоотношений других отраслей права. Это приводит к размытости принципов как основных правовых регуляторов сфере наемного труда. Эффективность их реализации снижается с развитием трудовых правоотношений в современных экономических реалиях.
В настоящее время роль отраслевых принципов значительно возрастает в связи с тем, что законодателем последнее время делается основной упор на диспозитивные нормы трудового права, оставляя большой простор договорным отношениям между работодателем и работников. Примером как раз может служить глава 49.1 Трудового кодекса РФ, где большая нагрузка при регулировании труда дистанционных работников отводится локальному регулированию. А значит, ситуацию спасет только четкое и объемлющее закрепления основных начал в сфере наемного труда.
Bœ изменения и дополнения в закрепление принципов трудового права будут способствовать уважению к человеку труда, где будет совершенствоваться юридический инструментарий в наборе и формулировании принципов сфере наемного труда.
Работа над формированием принципов трудового права будет продолжаться еще достаточно долго. При развитии экономической и политической составляющей нашей страны будут формулироваться необходимые ориентиры развития российского трудового права. Конечно, и статья 2 ТК РФ тоже претерпит соответствующие изменения.
Литература и источники
1. Бритова Т.К. К вопросу о реализации принципа гендерного равенства в законодательстве о труде Республики Беларусь: национальный и международный аспекты // Социальное и пенсионное право. 2008. N° 1.
2. Куренной A.M. Принципы трудового права: теория и проблемы применения па практике // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. M 4.
3. Aббасова E.B. Принципы представительства в трудовом праве: гарантии их реализации //Российская юстиция. 2017. M 10.
4. Хныкин Г.Б., Принципы и гарантии трудового права: состояние и принципы реализации // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. M 1.
5. Нелюбина E.B. Становление социальных прав в российском законодательстве: историко-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2008. M22.
6. Умяров Р.Г. Принцип свободы труда в трудовом праве (проблемы теории и практики). Aвтореф. дис. ... канд. юрид. паук. Нижний Новгород, 2007.
7. Нежданова A.Q Проблемы реализации конституционного принципа равенства в трудовых отношениях // Молодой ученый. 2020. № (299).
8. Хныкин r.B., Косаковская E.K Принципы заработной платы и проблемы их реализации // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. M 2. С..
9. Щербакова О.Ь. Принцип обеспечения права работника па защиту своего достоинства в период трудовой деятельности// Российский юридический журнал. 2019. M 1.
10. Лушников A.M. Цифровизация трудового права и трудовые отношения //Закон. 2022. M 10.
References and Sources
1. Britova T.K. K voprosu o realizacii principa gendernogo ravenstva v zakonodatel'stve o trude Respubliki Belarus': nacional'nyj i mezhdunarodnyj aspekty // Social'noe i pensionnoe pravo. 2008. M 1.
2. Kurennoj A.M. Principy trudovogo prava: teoriya i problemy primeneniya na praktike // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2020. N^ 4.
3. Abbasova E.V. Principy predstavitel'stva v trudovom prave: garantii ih realizacii //Rossijskaya yusticiya. 2017. N^ 10.
4. Hnykin G.V., Principy i garantii trudovogo prava: sostoyanie i principy realizacii // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2021. N^ 1.
5. Nelyubina E.V. Stanovlenie social'nyh prav v rossijskom zakonodatel'stve: istoriko-pravovoj aspekt // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2008. M22.
6. Umyarov R.G. Princip svobody truda v trudovom prave (problemy teorii i praktiki). Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Nizhnij Novgorod, 2007.
7. Nezhdanova A.S. Problemy realizacii konstitucionnogo principa ravenstva v trudovyh otnosheniyah // Molodoj uchenyj. 2020. N^9 (299).
8. Hnykin G.V., Kosakovskaya E.I. Principy zarabotnoj platy i problemy ih realizacii // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2020. N^ 2. S..
9. Shcherbakova O.V. Princip obespecheniya prava rabotnika na zashchitu svoego dostoinstva v period trudovoj deyatel'nosti// Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2019. M 1.
10. Lushnikov A.M. Cifrovizaciya trudovogo prava i trudovye otnosheniya //Zakon. 2022. N^ 10.
ВЫШЕСЛАВОВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет (vysheslavova_tf@ mail.ru).
ЛУКИНОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет (lukinova. [email protected]).
VYSHESLAVOVA, TATYANA F. - Ph.D. in Law, Associate Professor, North Caucasus Federal University.
LUKINOVA, SVETLANA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, North Caucasus Federal University ([email protected]).
УДК 347.97 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-86-91
БАРАНОВ И.Н.
ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВОГО СУДЬИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
Ключевые слова: правосудие, мировая юстиция, мировые судьи, актуальные проблемы мировой юстиции.
В статье рассматриваются исторические аспекты становления института мировых судей, правовой статус мирового судьи, особенности его реализации, а также актуальные проблемы в организации работы аппарата мировых судей. Показано, что в настоящий момент институт мировых судей является современным институтом. Несмотря на богатую историю, он является недостаточно урегулированным законом органом, имея актуальные вопросы, такие как материально-техническое оснащение, недостаточность финансирования, а также повышающуюся нагрузку на судей. Решение данных вопросов становится одной из важных задач текущего законотворческого аппарата, и работа в данной области уже ведётся, однако требует применения более активных и разноплановых мер, могущих способствовать решению вопросов, в том числе и внесением изменений в процесс рассмотрения отдельных категорий дел.
BARANOV, I.N.
VALUE ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF A JUSTICE OF THE PEACE IN MODERN CONDITIONS Key words: justice, justices of the peace, current problems of justices of the peace.