ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПО РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
PROBLEMS OF THE LEGAL FRAMEWORK FOR REGULATING THE LEGAL STATUS OF A MUNICIPAL EMPLOYEE IN THE RUSSIAN
УДК 340.111.53
Труфанов Вадим Александрович, магистрант 3 курса, ФГБОУ ВО «Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России», г. Екатеринбург, Российская Федерация
Trufanov V.A., Master student of 1 course, FSBOU Ural Institute of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Yekaterinburg, Russian Federation, e-mail: vadik.343@mail.ru
Аннотация
В гражданском обществе современной России существуют многообразные направления служебной деятельности: государственная гражданская, муниципальная, военная и другие. Государственная гражданская служба состоит исключительно из службы в государственных органах власти России и их территориальных отделениях, а также в субъектах Федерации. Осуществление обширных административных реформ в демократическом строе страны неизменным образом приводит к совершенствованию эффективной системы местного самоуправления.
Муниципальные служащие считаются основным контингентом в системе публичной власти любого государства и общества. Главными
направлениями развития муниципальной службы в стране было и остается формирование устойчивой законодательной базы, контролирующей эти аспекты, решение задач по подготовке высококвалифицированных кадров и переподготовке уже имеющихся кадров для прохождения муниципальной службы, продолжение установления правового статуса служащего в России, понимание характерных особенностей местного самоуправления, его задач, функций в государстве и гражданском обществе в целом.
Summary
In the civil society of modern Russia, there are various areas of official activity: state civil, municipal, military and others. The state civil service consists exclusively of service in the state authorities of Russia and their territorial offices, as well as in the constituent entities of the Federation. The implementation of extensive administrative reforms in the country's democratic system invariably leads to the improvement of an effective system of local self-government.
Municipal employees are considered the main contingent in the public power system of any state and society. The main directions for the development of the municipal service in the country have been and remain the formation of a stable legislative base that controls these aspects, the solution of tasks for the training of highly qualified personnel and the retraining of existing personnel for the municipal service, the continuation of the establishment of the legal status of an employee in Russia, an understanding of the characteristic features of local self-government, its tasks, functions in the state and civil society in general.
Ключевые слова: Муниципальная служба, муниципальный служащий, права и обязанности, законодательная база, юридическая ответственность
Keywords: Municipal service, municipal employee, rights and duties, legislative framework, legal responsibility
На сегодняшний день муниципальная служба представляет собой сравнительное новую форму службы в России. Её деятельность в стране началась недавно и насчитывает всего около четверти века. Да и собственно
понятие «муниципальная служба» является относительно новым термином в отечественной правовой науке. Его появление связано с всенародным принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой была установлена совершенно новая, обособленная и самостоятельная форма осуществления публичной власти народа Российской Федерации - местное самоуправление. Организация и осуществление местного самоуправления вызвало необходимость в формировании и внедрении нового аппарата высококвалифицированных специалистов -муниципальных служащих. Одно из наиболее важных положений доктрины заключается именно в этом: муниципальная служба в Российской Федерации значительно отделена от службы государственной, как и государственные органы власти отделены от органов местного самоуправления.
С вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) стала особенно заметной тенденция перемещения властных полномочий на места, в сегмент гражданского общества, в область непосредственного управления процессами жизнедеятельности населения России. Между тем, значительное распространение получили и проблемы, которые отличаются субъективным характером и тесным образом связаны с желанием и готовностью местных властей ответственно управлять объектами, находящимися у них в подчинении. Следует отметить, что новым экономическим и социальным отношениям в России требуются эффективные и качественные изменения в организационном порядке и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований. В свою очередь, практика управления показывает, что при высоком уровне потребности населения в ответственной и дееспособной власти на местах муниципальная служба в стране является ещё недостаточно организованной и не полностью подготовленной к решению значимых социальных задач. Этому свидетельствуют продолжение уточнения законодательной базы о муниципальной службе в Российской Федерации, как
по России в целом, так и в каждом отдельном субъекте Российской Федерации, а затем и в муниципальных образованиях, территориально расположенных в определенном субъекте Федерации [5].
Среди ключевых задач административной реформы муниципальной службы в России выделяют, прежде всего, повышение эффективности и качества муниципальной службы в интересах страны и гражданского общества, а также повышение уровня муниципальных услуг, оказываемых населению. Стоит указать, что совершенствование основных структурных компонентов местного самоуправления в стране является возможным исключительно при укреплении государственными органами всех уровней власти, в том числе и муниципальной службы [18, с. 381]. В настоящее время муниципальная служба в Российской Федерации характеризуется весьма значимым направлением служебной деятельности, поскольку именно она обеспечивает тесную связь с интересами гражданского общества, разрешая главные проблемы и вопросы, возникающие в тех или иных сегментах жизнедеятельности населения.
Стоит отметить, что родовое понятие «служба» характеризуется как вид профессиональной деятельности, объектом воздействия которого является отдельная личность, группа людей или базовые социально-биологические качества человека. В толковом словаре С.И. Ожегова данное понятие определено не только как «занятия служащего или военного», но и как «специальная область работы с относящимися к ней учреждениями». Тем самым, служба во всех своих проявлениях выполняет ряд функций, которые основаны на обеспечении в системе реализации полномочий любой публичной власти. Сложность осуществления данных функций заключается в том, что механизм, который реализует их, обязан соответствовать исторической эпохе и этапам развития государства, где он функционирует, а также отвечать базовым потребностям населения страны.
Статья 1 Федерального закона № 131-ФЗ определяет местное самоуправление в Российской Федерации, как основной элемент
конституционного строя, который является признаваемым, гарантируемым и осуществляемым на всей территории государства, а также как самостоятельное и выполняющееся под свою ответственность решение гражданским обществом непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и другие местные традиции. Тем самым, составляющей частью реализации права граждан на местное самоуправление является создание структуры органов местного самоуправления, в том числе института муниципальной службы [5].
Федеральный закон № 131-ФЗ, считающийся базовым для организации местного самоуправления в стране, само определение муниципальной службы не дает. Данный правовой пробел восполняет другой Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ), в котором муниципальная служба понимается как профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе, на должностях муниципальной службы, которые замещаются посредством заключения трудового договора (контракта) [5].
В современное время в действующем законодательстве о муниципальной службе провозглашены права и обязанности муниципальных служащих в России, а также введены определенные ограничения и запреты для них, связанные с прохождением ими муниципальной службы. Кроме того, в законодательных актах о муниципальной службе описаны основные социальные гарантии, которые предоставляются муниципальным служащим. Однако этот перечень не всегда является исчерпывающим и логичным, не везде предусмотрены правовые механизмы его реализации. Так, например, зачастую в определении ряда социальных гарантий муниципальных служащих отсутствует четкость. Между тем, четкая регламентация их правового статуса и базовых гарантий обеспечивает успешность дальнейшего функционирования муниципальной службы [13, с. 174].
Не менее существенным фактором, оказывающим воздействие на преобразование муниципального управления, является адекватная и неукоснительная юридическая ответственность муниципального служащего, которая распространяется на неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение им собственных должностных обязанностей. Повышение юридической ответственности муниципальных служащих в России, борьба с теми или иными правонарушениями в области муниципальной службы, в том числе с коррупционными нарушениями, выступают в качестве самостоятельных задач укрепления законности и правопорядка в стране.
Важно указать, что вопросы сферы муниципальной службы в правовой науке всегда являлись значимыми. Так и на сегодняшний день подобным аспектам функционирования муниципальной службы и деятельности муниципальных служащих уделяется особое внимание. Система регламентирования правового статуса муниципальных служащих в России считается неотъемлемой составляющей системы правового регулирования всех отношений на муниципальной службе в целом. Это обосновано тем, что институт правового статуса муниципального служащего в современное время является основным элементом муниципальной службы в стране.
При проведении исследования были проанализированы научные работы многочисленных авторов и специалистов области права: С.А. Авакьян, Е.А. Алешиной, Л.В. Андриченко, Г.В. Артамонова, Г.В. Барабашева, Д.Н. Бахрах, Д. Гарнера, Е.К. Глушко, А.А. Головиной, Д.И. Голушкова, А.Д. Градовского, А.И. Гретченко, В.А. Григорьева, А.В. Гусева, Ю.А. Дмитриева, С.А. Дроздовой, В.Г. Игнатова, А.С. Изолитова, С.Ю. Кабашова, Т.Э. Каллагова, Е.Ю. Киреевой, А.Ю. Кирьянова, В.А. Козбаненко, Г.Н. Комова, В.В. Корницкой, А.В. Кочеткова, И.А. Кравца, М.А. Краснова, М.Н. Кулапова, И.В. Лагуна, Н.И. Лазаревского, А.А. Пономарева, Б.В. Россинского, В.А. Санеева, А.Я. Слива, Ю.Н. Старилова, Г.А. Сульфиной, И.Н. Сурманидзе, Т.Г. Тереховой, А.М. Цимбалиста, С.Е. Чаннова, Е.А. Чершинцевой, Л.Т.
Чихладзе, В.Ш. Шайхатдинова, Н.Ю. Шведовой, О.В. Шудры, А.Ю. Шумилова, В.Н. Южаковой, О.Ю. Якимова и других.
Несмотря на множество различных исследований и авторских подходов в области муниципальной службы и местного самоуправления в России, вопросы правового статуса муниципального служащего не получили полноценного рассмотрения. Отсутствие полного освещения данной темы обусловлено постоянно вносимыми изменениями в действующее законодательство о муниципальной службе. Тем не менее, в ряде некоторых исследований были изучены значимые аспекты правового статуса муниципальных служащих, но они затрагивали исключительно малую часть вопроса. Кроме того, в научных трудах авторов отсутствует исследование проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификационного уровня муниципальных служащих в отношении введения в действие обновленных профессиональных стандартов, что в значительной степени воздействует на качество осуществления их прав и обязанностей.
Важно отметить, что выделение правового статуса муниципального служащего является неотъемлемым компонентом качественной служебной деятельности, поскольку именно он определяет ключевые правовые действия в рамках муниципальной службы. В соответствии с правовым статусом муниципальный служащий наделяется рядом уникальных полномочий, согласно которым ведется его муниципальная деятельность. При отсутствии подобного статуса муниципальный служащий не имеет точных и четких представлений о возможностях своей службы, в результате чего может выходить за рамки дозволенного или, напротив, не соответствовать необходимым служебным полномочиям.
Помимо этого, исторически установившиеся предпосылки и факторы формирования муниципальной службы свидетельствуют о кризисном характере ее развития в России на протяжении весьма длительного времени. Преодоление данной кризисной ситуации становится возможным при
развитии и модернизации действующих правовых основ муниципальной службы в современной России.
Для России муниципальная служба считается относительно новым направлением службы. До перехода к организации органов местного самоуправления понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, так как служащие местных органов власти (местных Советов и исполнительных органов) считались государственными служащими. Не существовало данного понятия и в первых законодательных актах России о местном самоуправлении. В то время муниципальная служба характеризовалась как составляющая государственной службы. Государственный и муниципальный служащий, в свою очередь, рассматривались как одинаковые определения. Муниципальный служащий представлял собой государственного служащего, который осуществлял собственную служебную деятельность в органах местного самоуправления. В результате этого происходило существенное нарушение самостоятельного функционирования и принципа независимости местного самоуправления от государства, а также прослеживалось вмешательство государства в деятельность местного самоуправления [17, с. 82].
В настоящее время в действующем законодательстве имеется отдельное определение муниципальной службы, которое трактуется как профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению служебных полномочий в условиях данных органов.
Деятельность муниципальной службы в России представляет собой служебную деятельность муниципальных служащих. Она определена рядом характерных принципов, которые раскрывают сущность функционирования муниципальной службы. Данные принципы являются фундаментальными базисами, состоящими из идей и требований к служебной деятельности муниципальных служащих. Среди основных таких принципов выделяют следующие: принцип верховенства Конституции Российской Федерации и ее
законодательства; самостоятельность органов местного самоуправления муниципальных образований в пределах их полномочий; профессионализм и компетентность муниципальных служащих.
Организация муниципальной службы в стране основывается на равноправной доступности граждан к муниципальной службе, которая базируется на их умениях и профессиональной подготовке; на единстве значимых требований, которые предъявляются к данной службе; на внепартийности службы.
Муниципальным служащим называется гражданин России, который достиг 18-летнего возраста и исполняет в порядке, определенном уставом муниципального образования согласно федеральным законам и законам субъекта Федерации, обязанности по соответствующей должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет бюджетных средств муниципального образования.
В настоящее время в законодательстве России отсутствует определение правового статуса муниципального служащего, который является одним из важнейших компонентов муниципальной деятельности. Именно правовой статус обеспечивает качественное функционирование муниципальной службы, поскольку гарантирует ряд значимых функций и требований служащих. Рассмотрение и анализ проблем законодательного регулирования правового статуса муниципальных служащих в стране дают возможность заключить, что действующие законодательные акты регламентируют только некоторые составляющие правового статуса, а именно - права, обязанности, ограничения, принципы ответственности и гарантии осуществления деятельности. Основой правового статуса муниципального служащего считаются его права и обязанности, закрепленные уставом муниципального образования. В соответствии с практическими сведениями, законодательство субъектов Российской Федерации единообразно определяет совокупность базовых обязанностей муниципальных служащих. Между тем, с их
обязанностями тесным образом связаны права, которые регулируются по аналогии с обязанностями.
В последние годы отечественное правовое практическое применение и зарубежный опыт свидетельствуют об острой недостаточности только одного нормативного закрепления прав муниципального служащего. Отсутствие полного правового обеспечения механизма практического функционирования прав муниципального служащего отрицательно сказывается на устойчивости правового статуса служащих. Кроме того, это не только значительно ослабляет правовой статус, но и негативно воздействует на последующую служебную деятельность муниципальных служащих, поскольку влечет за собой существенные последствия в их дееспособности. Тем самым, преодоление подобных правовых проблем становится возможным исключительно посредством формирования и реализации эффективных правовых механизмов, которые будут способствовать установлению прав муниципального служащего.
При осуществлении действий, направленных на укрепление правового статуса муниципальных служащих и улучшение соответствующего уровня их социальной защиты, государство и муниципальное образование решают главную задачу по укреплению доверия гражданского общества не только к государству в целом, но и к властным структурам на уровне местного самоуправления. Стоит отметить, что высококвалифицированные муниципальные служащие с достойно оплачиваемой деятельностью и высокой степенью мотивации к муниципальной службе становятся эффективным инструментом муниципального образования, позволяющим решать проблемы местного уровня. Правомерная и социально ориентированная деятельность муниципальных служащих получает легитимную оценку населения, что считается особенно значимым в рамках перехода к рыночным отношениям, для решения существенных проблем жителей того или иного муниципального образования [14, с. 5].
Между тем, при формулировании перечня основных гарантий муниципальных служащих в России, приведенных в статье 23 Федерального закона № 25-ФЗ, законодатель проявил непоследовательность, включив в данный перечень социальные гарантии из самых разных областей права, никак не разграничив их. Кроме того, некоторые гарантии получили только декларативный характер. К примеру, в современное время отсутствует такой законодательный акт, который бы регламентировал обязательное медицинское страхование и обслуживание ни для государственных, ни для муниципальных служащих, хотя данная социальная гарантия является закрепленной в Федеральном законе № 25-ФЗ [6]. Правовую основу медицинского обслуживания граждан Российской Федерации, к которым относятся и муниципальные служащие, составляет Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Несмотря на то, что в Федеральном законе № 25-ФЗ закреплена социальная гарантия на страхование жизни и здоровья муниципального служащего и членов его семьи, в практическом применении подобный механизм является не обязательным, поскольку представитель нанимателя (работодатель) зачастую ссылается на отсутствие должного объема бюджетных средств, что приводит к формальному закреплению социальной гарантии за муниципальным служащим, совершенно не имеющим реализации.
Вместе с этим Федеральный закон № 25-ФЗ не устанавливает особенности привлечения муниципальных служащих к материальной ответственности; отсутствует перечень особенных «служебных» дисциплинарных проступков, которые могут быть присущими исключительно муниципальной службе, при этом по своей сущности дисциплинарная ответственность муниципальных служащих характеризуется конкретными особенностями, при сравнении ее с общей дисциплинарной ответственностью сотрудников в целом, но рассматриваемые особенности в комплексе считаются несущественными [6].
Согласно Федеральному закону № 25-ФЗ развитие муниципальной службы в России должно обеспечиваться программами развития муниципальной службы в соответствующих субъектах страны и, принятых на основании программ субъектов Федерации, муниципальными программами развития муниципальной службы в конкретном муниципальном образовании соответствующего субъекта Российской Федерации. Данные программы должны иметь финансирование, поступающее из бюджетных средств соответствующих субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований соответственно. Необходимость принятия и внедрения рассмотренных программ обоснована текущим состоянием муниципальной службы в стране [6].
Это характеризуется тем, что на сегодняшний день механизмы назначения на вакантные должности муниципальной службы из кадрового резерва применяются в существенно недостаточной степени; направленное на качественные результаты деятельности стимулирование используется весьма неэффективно; конкретная закрытость муниципальной службы в стране приводит к проявлениям коррупционных правонарушений и бюрократизма, что достаточно негативно сказывается на имидже муниципальной службы в России, а также отрицательно отражается на общественное мнение касательно муниципальной деятельности; в недостаточной мере отвечает базовым потребностям современной муниципальной службы в стране качество профессиональной подготовки, которую проходят муниципальные служащие [15, с. 50].
В настоящее время в развитии муниципальной службы в России можно выделить ряд нескольких проблем, основными из которых являются следующие: низкий уровень развития системы работы с кадровым резервом муниципальных служащих; наличие у муниципальных служащих недостаточного уровня компетентности и профессиональных навыков.
Разрешение вышеперечисленных проблем посредством разработки и внедрения специальных государственных и муниципальных программ
обеспечит повышение эффективности совершенствования муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований.
В рамках функционирующей административной системы деятельность муниципального служащего становится формой нравственного личностного развития, установления у него социальных идеалов и ценностей, которые позволяют развивать муниципальную службу в положительном ключе. Структура органа местного самоуправления, правовой статус муниципального служащего и правовой режим привлечения к ответственности должны исключать потенциальное проявление неправомерного поведения муниципального служащего [16, с. 116]. Вероятность аморального поведения служащего может появляться там, где к его личности предъявляются совершенно невыполнимые требования, которые игнорируют мотивы службы. Кроме того, подобное безнравственное поведение может быть спровоцировано «позитивным характером» юридической ответственности, который выступает гарантом частичной или полной безответственности служащего, либо проявлением возможности её минимизации при учете характера личных связей с представителями руководящих должностей, региональных и федеральных властей.
Вследствие этого, значимым условием для развития нравственного поведения, ориентированного на помощь муниципальному служащему систематизировать базовые ценности и моральные нормы посредством формирования нравственной мировоззренческой системы, является закрепление чувства социальной ответственности муниципального служащего на уровне муниципального образования в жесткой форме четкого механизма привлечения к юридической ответственности за правонарушения.
Подводя итоги, следует отметить, что в современное время в Российской Федерации муниципальная служба является сравнительно новой формой служебной деятельности. Несмотря на развитие данного направления службы, существует ряд существенных проблем, связанных с организацией и правовым регулированием деятельности муниципальных служащих. Ключевой
проблемой, нуждающейся в разрешении, является отсутствие определения правового статуса муниципальных служащих, что приводит к негативным последствиям в их служебной деятельности. Таким образом, российская правовая область нуждается в разработке и реализации основ правового статуса муниципального служащего.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
3. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (ред. от 25.07.2002) // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224.
4. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 1.05.2016) // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. 3.07.2016) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
6. Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 30.06.2016) // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.
7. Федеральный закон от 25 ноября 2008 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 48. Ст. 5514.
8. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 3.07.2016) // СЗ РФ. 2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6228.
9. Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (ред. от 3.11.2015) // СЗ РФ. 2012. № 50 (Часть 4). Ст. 6953.
10. Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (ред. от 22.12.2014) // СЗ РФ. 2012. № 50 (Часть 4). Ст. 6954.
11. Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2306.
12. Федеральный закон от 2 мая 2015 года №2 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 18. Ст. 2625.
13. Государственная и муниципальная служба: учебник для бакалавров / А.В. Кочетков, Г.А. Сульдина, Т.В. Халилова, Т.А. Занко; под общ. ред. Е.В. Охотского. М.: Издательство Юрайт. 2015. 556 с.
14. Кравец И.А. Два гаранта в Российском конституционализме и концепция сильного государства / И.А. Кравец // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 4-7.
15. Малышева М.Н. Правовая природа и правовое положение муниципального служащего Российской Федерации / М.Н. Малышева //
Административное и муниципальное право. N° 5 (41). М.: Nota Bene. 2014. С. 48-52.
16. Правовое регулирование муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации: монография / Т.Э. Таллагов. М.: РУСАЙНС. 2015. 296 с.
17. Правовые основы муниципальной службы: учеб. пособие. / С.А. Дроздова; СИУ-филиал РАНХиГС. Новосибирск: Изд-во СибАГС. 2014. 150 с.
18. Терехова Т.Г. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления // Молодой ученый. 2014. № 9(68). С. 381.
Literature
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 No. 6-FKZ, dated 30.12.2008 No. 7-FKZ, dated 5.02. 2014 No. 2-FKZ, dated 21.07.2014 No. 11-FKZ) // SZ RF. 2014. No. 31. Art. 4398.
2. Federal Law of August 28, 1995 No. 154-FZ "On General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation" (as amended on July 21, 2005) // SZ RF. 1995. No. 35. Art. 3506.
3. Federal Law of January 8, 1998 No. 8-FZ "On the Foundations of Municipal Service in the Russian Federation" (as amended on 25.07.2002) // SZ RF. 1998. No. 2. Art. 224.
4. Federal Law of May 31, 2002 No. 62-FZ "On Citizenship of the Russian Federation" (as amended on 05/01/2016) // SZ RF. 2002. No. 22. Art. 2031.
5. Federal Law of October 6, 2003 No. 131-FZ "On the General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation" (as amended on July 3, 2016) // SZ RF. 2003. No. 40. Art. 3822.
6. Federal Law of March 2, 2007 No. 25-FZ "On Municipal Service in the Russian Federation" (as amended on June 30, 2016) // SZ RF. 2007. No. 10. Art. 1152.
7. Federal Law of November 25, 2008 No. 219-FZ "On Amendments to the Federal Law" On Municipal Service in the Russian Federation "// SZ RF. 2008. No. 48. Art. 5514.
8. Federal Law of December 25, 2008 No. 273-FZ "On Combating Corruption" (as amended on July 3, 2016) // SZ RF. 2008. No. 52 (Part 1). Art. 6228.
9. Federal Law of December 3, 2012 No. 230-FZ "On control over the compliance of expenses of persons holding public office and other persons with their income" (as amended on 3.11.2015) // SZ RF. 2012. No. 50 (Part 4). Art. 6953.
10. Federal Law of December 3, 2012 No. 231-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Adoption of the Federal Law" On Control over the Compliance of Expenses of Persons Holding Public Offices and Other Persons to Their Incomes "(ed. from
22.12.2014) // SZ RF. 2012. No. 50 (Part 4). Art. 6954.
11. Federal Law of May 7, 2013 No. 79-FZ "On the prohibition of certain categories of persons to open and have accounts (deposits), store cash and valuables in foreign banks located outside the territory of the Russian Federation, own and (or) use foreign financial instruments "(as amended on
28.11.2015) // SZ RF. 2013. No. 19. Art. 2306.
12. Federal Law of May 2, 2015 No. 122-FZ "On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation and Articles 11 and 73 of the Federal Law on Education in the Russian Federation" // SZ RF. 2015. No. 18. Art. 2625.
13. State and municipal service: textbook for bachelors / A.V. Kochetkov, G.A. Suldina, T.V. Khalilova, T.A. Zanko; under total. ed. E.V. Okhotsk. M .: Yurayt Publishing House. 2015.556 p.
14. Kravets I.A. Two guarantors in Russian constitutionalism and the concept of a strong state / I.A. Kravets // Constitutional and municipal law. 2014. No. 1. S. 4-7.
15. Malysheva M.N. Legal nature and legal status of a municipal employee of the Russian Federation / M.N. Malysheva // Administrative and municipal law. No. 5 (41). M .: Nota Bene. 2014.S. 48-52.
16. Legal regulation of municipal service in the context of reforming local self-government in the Russian Federation: monograph / T.E. Tallagov. M .: RUSAYNS. 2015.296 p.
17. Legal foundations of municipal service: textbook. allowance. / S.A. Drozdova; SIU-branch of RANEPA. Novosibirsk: Publishing house of SibAGS. 2014.150 s.
18. Terekhova T.G. Responsibility of officials and local government bodies // Young scientist. 2014. No. 9 (68). P. 381.