Научная статья на тему 'Проблемы законодательного воплощения государственной семейной и ювенальной политики в Российской Федерации'

Проблемы законодательного воплощения государственной семейной и ювенальной политики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / POLITICS / ПРАВО / LAW / FAMILY AND DEMOGRAPHY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / JUVENILE / ДЕТИ / KIDS / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / СЕМЬЯ / ДЕМОГРАФИЯ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рабец Анна Максимовна

В статье рассмотрены цели и принципы государственной ювенальной политики, показана связь государственной ювенальной, молодежной, семейной и демографической политики в РФ, проведено сравнение теоретической значимости и практической применимости политических и правовых документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGISLATIVE IMPLEMENTATION OF THE STATE FAMILY AND JUVENILE POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article discussed the objectives and principles of state policy, shows the relationship of the state juvenile, youth, family and demographic policy in the Russian Federation, the comparison of the theoretical significance and practical applicability of political and legal documents.

Текст научной работы на тему «Проблемы законодательного воплощения государственной семейной и ювенальной политики в Российской Федерации»

В настоящее время российское общество осознало необходимость новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, призванного в недалеком будущем осуществлять управление страной, поколения, имеющего активную гражданскую позицию, способного и готового принять на себя ответственность за судьбу страны. Эти подходы воплощены в ряде документов, в которых сформулированы цели и принципы государственной ювенальной политики, т. е. политики, направленной на всемерную охрану и защиту прав и интересов несовершеннолетних. Ювенальная политика современной России является частью государственной социальной политики. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одно из направлений государственной социальной политики - это обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. В этом видится органическая связь государственной семейной и ювенальной политики. Эти два направления государственной социальной политики, несмотря на их относительную самостоятельность, должны, как представляется, найти нормативное выражение либо в едином законе, либо в комплексе законов, взаимосвязанных и взаимозависимых. Однако анализ ряда правовых документов различного уровня свидетельствует об отсутствии в современном российском праве четкого представления о том, в каких правовых актах должны воплощаться различные направления государственной внутренней политики.

В ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [1] определены цели, принципы и основные направления государственной политики в отношении несовершеннолетних, т. е. государственной ювенальной политики. Целью ювенальной политики является разработка социально-правовых мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов детей, формирование необходимых социальных условий для их всестороннего развития. Цель ювенальной политики можно представить как единство трех ее составляющих:

- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции и федеральному законодательству традициями народов России, достижениями национальной и мировой культуры.

Государственная ювенальная политика Российской Федерации, как следует из ст. 5 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», основана на ряде принципов, в частности:

- соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;

- демократический характер, гуманность, правовые начала, справедливость и гласность в деятельности субъектов ювенальной политики;

- законодательное обеспечение прав ребенка;

- государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

- установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;

- ответственность должностных лиц и отдельных граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

- государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Существенное значение для дальнейшей разработки принципов государственной ювенальной политики в России имеют ключевые принципы «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, которые, как представляется, могут быть расценены одновременно как принципы государственной ювенальной политики. В число этих принципов входит: реализация основополагающего права каждого ребенка

жить и воспитываться в семье; защита прав каждого ребенка; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; сбережение здоровья каждого ребенка; технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства; особое внимание уязвимым категориям детей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка.

Ювенальная политика представляет собой составную часть государственной молодежной и семейной политики, поскольку, во-первых, несовершеннолетние являются одной из социально-демографических страт молодежи как достаточно многочисленной группы населения любого государства; во-вторых, в любом государстве формирование личности несовершеннолетнего, как правило, начинается в семье. Так, молодежная политика направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека - лица в возрасте от 14 до 35 лет [2]. Различается, таким образом, практически лишь масштаб направленности государственной молодежной и ювенальной политики, определяемый возрастом лиц, в отношении которых она проводится, а также цели осуществления.

Что касается семейной политики, то она представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи [3]. Бесспорно также, что государственная ювенальная политика самым тесным образом взаимосвязана также с государственной демографической политикой, поскольку жизнь несовершеннолетних оказывает влияние на развитие всех основных демографических процессов, происходящих в Российской Федерации: на рождаемость, на заключение и расторжение браков, на процесс миграции населения, на показатели смертности. Эта взаимосвязь государственной демографической и ювенальной политики нашла отражение в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 [4], а также в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы». Государственная ювенальная политика претворяется в жизнь через систему всех учреждений и организаций, чья деятельность направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних. Эта система впервые нашла свое закрепление на законодательном уровне в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [5].

Таким образом, государственная ювенальная политика находит свое внешнее выражение в двух видах разноплановых по значимости и по характеру действия правовых актов. В первую группу входят традиционные, как мы привыкли их воспринимать, (если можно так выразиться -«полноценные») нормативные правовые акты прямого действия, а именно, федеральные законы, т. е. нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой. С данной группой все ясно: это акты прямого действия, на них можно и нужно ссылаться, они поддаются и подлежат применению, обязательны к исполнению под страхом наступления юридической ответственности.

Далеко не так ясна юридическая природа других документов, в которых чаще всего и выражаются основные направления государственной политики в той или иной сфере. Такими документами являются Концепции, Основные направления, Национальные стратегии; к подобным документам можно причислить с известной долей условности также ежегодные Послания Президента РФ. Само по себе наличие таких документов, являющихся актами Президента РФ, полностью соответствует положениям, содержащимся в ч. 3 ст. 80 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Если исходить из того, что все названные документы, кроме Посланий, утверждаются указами Президента РФ, то можно прийти к выводу, что с момента такого утверждения они становятся нормативными правовыми актами. Однако если согласиться с тем, что в подобных документах содержатся нормы права, а потому их также следует относить к числу нормативных правовых актов, то приходится констатировать, что в них скорее содержатся нормы-принципы, чем конкретные правовые нормы, способные быть реализованными. В то же время, как отмечалось выше, немало норм-принципов содержится в федеральных законах,

которым должны соответствовать подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня, а также законы и акты органов исполнительной власти субъектов РФ. Однако никому не приходит в голову требовать, чтобы нормативные правовые акты любого уровня соответствовали положениям Концепций, Стратегий и подобных им документов. Следовательно, пока содержащиеся в них идеи не найдут конкретного воплощения в действующем законодательстве, обеспечить их реализацию невозможно ни теоретически, ни практически. Поэтому в подобного рода документах должны содержаться механизмы их реализации через конкретные законы и иные нормативные правовые акты. Примером может служить «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в которой в качестве первоочередных мер предусматривается ряд направлений по созданию или совершенствованию правовых механизмов, с помощью которых она будет практически воплощена в жизнь. В частности, такой мерой является разработка и принятие федерального закона, определяющего основы государственной семейной политики. Предусматривается также новый этап реформирования законодательства об опеке и попечительстве, изменение правового статуса Комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав, уточнение и упорядочение содержащихся в СК РФ и в других федеральных законах некоторых понятий, касающихся детей. Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях к докладу о принятии РФ мер по закреплению признанных в Конвенции ООН о правах ребенка прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав, рекомендует государству-участнику предпринять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно с целью введения ювенальной юстиции и ювенального уголовного процесса. Это также нашло отражение в Национальной стратегии в виде такого основного направления ее реализации, как создание дружественного к детям правосудия.

Однако какими бы благородными идеями ни были насыщены подобные документы, все же возникают сомнения в их оправданности. Основные направления государственной внутренней и внешней политики могли бы быть воплощены непосредственно в федеральных законах, тем более, что Президент РФ обладает законодательной инициативой и вправе внести на рассмотрение Федерального собрания любой законопроект, в котором содержались бы не только конкретные правовые средства его реализации, но и гарантии его исполнения и ответственность за нарушение.

Литература

1. Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

2. Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-I «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 25. Ст. 903.

3. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.

4. Собрание законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

5. Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.