ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
УДК 347.73 (47) О.Н. ГОРБУНОВА
ББК 67.402 доктор юридических наук, профессор Российской академии правосудия,
член президиума МАФП, г. Москва e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНА О ФИНАНСАХ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Исследуются проблемы совершенствования финансового законодательства в условиях глобального финансового кризиса. Особое внимание уделяется принципу прозрачности финансовой деятельности, а также отдельным теоретическим аспектам финансового права. Анализируются проблемы финансового права как учебной дисциплины. Обосновывается необходимость принятия федерального закона о финансах для формирования базы стабильности развития государства.
Ключевые слова: финансовое право, финансы, прямые и обратные связи, финансовый кризис, финансово-правовая ответственность, банк, налоги, бюджет, закон о финансах.
O.N. GORBUNOVA
Doctor of Law,professor of Russian Academy of Justice, presidium member at IAFL, Moscow e-mail: [email protected]
THE PROBLEMS OF FINANCE LAW IN THE FINANCIAL CRISIS CONDITIONS
The article studies the problems of financial legislation improvement in the global financial crisis conditions. The author draws special attention to the transparency principle of financial activity as well as to some special theoretical aspects of financial law. The problems of financial law as an academic subject are analyzed. The author bases the necessity of adoption of a federal law about finances in order to form the stability of the state development.
Keywords: financial law, finance, direct and back link, financial crisis, financial responsibility, bank, taxes, budget, financial law.
Эта статья пишется в условиях развивающегося глобального финансового кризиса. На наших глазах рушатся рынки валют и рынки ценных бумаг. К сожалению, это объективный процесс, которому, наверное, могут противостоять только продуманные и согласованные усилия всех заинтересованных сторон — стран-участниц глобального рынка, благосостояние которых взаимозависимо. Однако сегодня ни лидеры этих стран, ни международные финансовые институты не могут предложить конкретных мер немедленного выхода из кризиса. «Все это нуж-
дается в коллективном разуме», — писала «Российская газета» 27 октября 2008 г.
15 ноября 2008 г. в США прошел международный саммит 20 государств, на котором были выработаны принципы, положенные в основу борьбы с мировым финансовым кризисом. Все они предполагают, как минимум, усиление контроля за происходящими процессами. Это, во-первых, повышение транспарентности и подотчетности, в частности, к компаниям будет предъявлено требование полного раскрытия их финансовых условий; во-вторых, усиление качественного регули-
рования; в-третьих, обеспечение согласованности финансовых рынков, в частности через обмен информацией; в-четвертых, укрепление международного сотрудничества; в-пятых, реформирование международных финансовых организаций. На наш взгляд, интересные и во многом учтенные в общей декларации саммита предложения сделал президент Д.А. Медведев. Он считает, что принципы реформирования финансовых институтов должны быть зафиксированы в формате международных соглашений; кроме того, надо создать компетентные институты по разрешению экономических споров; все страны — участницы саммита должны также придерживаться общих требований в сфере бюджетной и денежно-кредитной политики, особенно те, чьи валюты являются резервными; следует изменить подходы к рейтинговым агентствам и оффшорным зонам, в том числе с помощью гармонизации национальной отчетности [5].
Нам кажется, что в первую очередь нужно обратить внимание на один из перечисленных основных принципов — повышение транспарентности и подотчетности в финансовой деятельности мирового сообщества, так как в рыночной экономике деньги и финансы всегда будут служить всеобщим эквивалентом и выполнять функции платежа, обмена, накопления, а также являться источником информации.
В этой связи следует обратить внимание на то, что нет лучшего способа управлять государством, чем с помощью денег. Другого способа управлять демократическим государством с рыночной экономикой человечество еще не придумало. Действительно, перераспределение финансовых ресурсов в виде денег ведет либо к поддержанию развития той или иной области деятельности общества и государства, либо, если ресурсов не хватает, к стагнации экономики как в одной стране, так и в целом в мире, развивающемся в условиях глобального рынка.
Управление с помощью денег — это аккумуляция денежных средств и у государства в целом, и у каждого субъекта хозяйствования через финансовую систему; кроме того, это целенаправленное и рациональное расходование государством и субъектами хозяйствования денежных средств в различных направлениях в со-
ответствии с задачами и функциями государства. Расходуя денежные фонды на различные цели в большем или меньшем объеме, государство может содействовать развитию определенной области деятельности или, наоборот, реально влиять на ее сокращение.
Например, если государство увеличивает бюджетное финансирование или дает налоговые или таможенные преференции на производство или реализацию неких товаров или услуг, то, во-первых, именно в этой области будут развиваться предприятия и инновационные производства, а с ними и социальная сфера, они будут стабильно работать, так как для этого им предоставляются достаточные денежные средства, а во-вторых, капитал обязательно начнет перетекать именно в ту сферу хозяйства, которая поддерживается государством.
Ни одна задача, стоящая перед демократическим государством с рыночной экономикой, не может быть решена без аккумуляции на данном направлении необходимых денежных ресурсов. Этой деятельностью занимаются все без исключения органы государства и общества, которые, получая, накапливая и расходуя денежные средства, добиваются целей, ради достижения которых они образованы. От того, сколько реальных денег получит каждый субъект управления хозяйством и насколько рационально он сможет ими распорядиться и в то же время как каждый субъект — участник данных правоотношений сможет справиться с обязанностью правильно отчислить налоги государству и расплатиться по кредитам, зависят благополучие каждого субъекта — участника государственно-общественного хозяйства, благополучие каждого человека и в целом благополучие всего государства и общества.
Государство играет решающую роль и в управлении финансами, и в управлении с помощью денег, а государственное влияние и управление — это влияние правовое. Можно с уверенностью сказать, что в условиях сегодняшнего дня особое внимание должно быть уделено изучению норм финансового права, которые составляют определенную систему (она очень сложна и многофункциональна). Эти нормы будут совершенствоваться и развиваться, охватывая и те обще-
ственные отношения, которые до сих пор относились к чисто рыночным и в основном регулировались нормами гражданского и хозяйственного права.
Так, практически до сегодняшнего дня считалось, что рынок ценных бумаг регулируется только рыночными механизмами. Однако в условиях глобального финансового кризиса во всем мире признается, что и в этом секторе финансовых отношений необходимо государственное влияние. Несомненным откликом на вызов времени является принятие федеральных законов «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» от 13 октября 2008 г., «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» от 27 октября 2008 г. и «О внесении изменений в федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и в статью 12 федерального закона "О рынке ценных бумаг"».
В частности, урегулированы вопросы предоставления Внешэкономбанком организациям, удовлетворяющим требованиям, установленным законом, кредитов (займов) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных данными организациями до 25 сентября 2008 г. от иностранных организаций. На эти цели за счет депозитов ЦБ РФ во Внешэкономбанке размещено 50 млрд дол. США по ставке, превышающей на 1 процентный пункт ставку ЛИБОР в долларах США, сроком на один год. Там же могут быть размещены на депозиты средства Фонда национального благосостояния на общую сумму не более 450 млрд р. по ставке 7% годовых в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В законе от 27 октября 2008 г. установлены дополнительные меры по предотвращению банкротства банков, в чем большую роль должны сыграть ЦБ РФ и государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», которым предоставлено право осуществлять мероприятия по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц. При этом запрещается участие ЦБ РФ в капиталах кредитных организаций
[4; 6].
Можно считать, что государство именно таким способом, при помощи перераспределения имеющихся в государстве финансовых ресурсов на законодательном уровне, создает условия для поддержания устойчивости отечественной финансовой системы, а это дает возможность сохранить нормальное развитие экономики и социальных процессов. Таким образом, мы имеем дело с влиянием государства на рыночную экономику с помощью норм финансового права. Совершенствуя и развивая нормативную базу в области финансовой деятельности государства, мы осуществляем государственное руководство рыночной экономикой, без чего невозможно нормальное развитие экономики; это признано сейчас всем мировым сообществом1.
Финансы как кровеносная система «пронизывают» всю деятельность государства и общества и определенным образом регулируют взаимоотношения государства и гражданина. Так, гражданин получает государственные денежные преференции из финансовых фондов государства при своем рождении; достигнув определенного возраста, он начинает работать и платить налоги, а затем получает государственную пенсию. Все выплаты осуществляются государством из определенных фондов денежных средств, т.е. из финансовой системы. Еще М.И. Пискотин писал: «Любые сколько-нибудь значительные мероприятия по развитию децентрализации в области управления не могут иметь успеха, если они не сопровождаются мероприятиями в финансовой сфере» [3, с. 227]. Нужно отметить, что вообще начать какую-либо деятельность и достигнуть в ней успеха абсолютно в любой области — будь то развитие производства, сельского хозяйства, образования, культуры, здравоохранения, науки, независимо оттого, само ли государство будет в этом участвовать или крупный, средний или малый бизнес, невозможно без выделения достаточного объема денежных средств.
1 Хотелось бы заметить, что очень жаль, что в названных законах не указаны сроки перевода средств во Внешэкономбанк, а также не закреплено, что эти средства должны выделяться только на кредитование реального сектора экономики.
Именно через финансы осуществляется самая тесная связь общества, государства и гражданина. Законы, регулирующие эту деятельность, являются одними из самых сложных, так как они принимаются на стыке двух наук — экономики и права. Развивающийся мировой финансовый кризис еще раз показывает, как необходимы специалисты в данной области права.
В связи с изложенным вызывает по меньшей мере недоумение, что при разработке планов обучения юристов Минобрнаукой из основного плана-программы подготовки специалистов-юристов финансовое право исключили и отнесли его к факультативным дисциплинам. Следует учесть, что в подготовке юристов-финансистов и так до сих пор, еще с эпохи социализма, существует большой пробел и специалистов в области финансового права сейчас в стране крайне недостаточно. Это произошло из-за известной недооценки марксистско-ленинской теорией роли финансов и денег в развитии государства и общества, отрицания рыночных механизмов развития и, тем более, экономико-государственного влияния на эти процессы. Кафедры финансового права, которые должны быть основой для развития науки финансового права и подготовки специалистов в этой области, до сих пор имеются только в ведущих московских вузах, таких как МГУ, МГЮА, и в некоторых отраслевых академиях, а также в некоторых центрах субъектов Федерации, таких как Саратов и Екатеринбург. В основном же в вузах страны таких кафедр нет, а следовательно, нет и достаточной подготовки кадров для работы в данной области права.
Но не является квалифицированным юрист, борец с коррупцией, хозяйственник, работник правоохранительных органов, если он не знает, что такое бюджет, налоги, расходы бюджета, какова роль банков в накоплении и перераспределении денежных потоков, как они формируются, какую роль в государственном управлении играют, не говоря уже о злоупотреблениях в этой области.
Финансовое право как отрасль права состоит из финансово-правовых институтов. Центральное место среди них занимают нормы бюджетного права, закрепляющие построение бюджетной системы государства,
регламентирующие доходы и расходы всей бюджетной системы и каждой ее составной части, а также нормы, регламентирующие бюджетный процесс.
Анализ налогового законодательства в отрыве от бюджетного права бесперспективен, так как и небольшие, и очень большие налоги по разным причинам не смогут в должной мере пополнить доходную часть бюджета. Если ставки налогов будут невелики, то и сумма, собираемая в бюджет, будет недостаточной; если же ставки налога будут очень велики, то налоги не будут собираться — налогоплательщики будут уклоняться от их уплаты.
При анализе налоговой деятельности государства также следует не забывать, что потоки денежных средств, аккумулируемых в государстве в форме налогов, — это не только реальный источник поступления денежных ресурсов в бюджеты всех уровней, но и лучший информационный источник, так как налоги — это реальная экономика, поэтому их установление, аккумуляция и перераспределение — это способ осуществления прямых и обратных связей в государстве и получения государством сигналов из всех сфер деятельности об успешном или менее успешном их функционировании.
В государстве уже поставлен вопрос о переходе от управления бюджетной деятельностью к управлению ее результатами. Однако этот процесс происходит очень медленно, так как он касается в основном расходов государства в целом и бюджета в частности, делает эту деятельность прозрачной, что, видимо, не всем в государстве выгодно.
Эти же логические, диалектические и системные закономерности проявляются в регулировании всей кредитно-банковской сферы. Следует иметь в виду, что вся физическая реальная масса денег находится в банках. В банках аккумулируются как централизованные, так и децентрализованные фонды денежных средств. Государство заинтересовано использовать эти деньги с пользой для всего общества, направить денежные потоки в нужную сторону. Поэтому нормы, регулирующие банковскую систему в целом, а также непосредственно регулирующие деятельность ЦБ РФ, носят публичный характер и относятся к финансовому праву.
Огромное влияние на развитие всей экономики и социальных процессов оказывает эмиссионное право ЦБ РФ. Эмиссия денег воздействует в целом на процесс функционирования и развития фондов денежных средств, на уровень инфляции и валютный обмен. Вообще деньги и денежное обращение, а также ценообразование, с помощью которого может развиваться рыночная экономика, являются предметом изучения финансового права.
Децентрализованные фонды денежных средств, являющиеся составной частью государственных финансов в целом, — это доходы хозяйствующих субъектов, это ресурсные фонды государства и общества. В бюджет посредством налогов привлекается лишь часть их доходов, другая часть остается в их непосредственном распоряжении. Следует иметь в виду, что если финансы предприятий федеральной и муниципальной форм собственности могут рассматриваться в целом как децентрализованные фонды государства, то финансы предприятий частных форм собственности должны рассматриваться под углом зрения возможностей государственного воздействия на них совсем с иных позиций. Прежде всего нужно учитывать, что это — ресурсные фонды государства и, значит, именно из них пополняются все иные финансовые фонды государства и общества.
Рассматривая внутриотраслевые фонды денежных средств, важно изучать не только их связи с бюджетом и другими централизованными фондами, но и взаимозависимости друг от друга. Именно постоянный мониторинг прямых и обратных связей между хозяйствующими субъектами делает эту область финансовой деятельности прозрачной. Совершенствование законодательства в данном направлении призвано обеспечить эффективное саморегулирование посредством финансов внутрихозяйственных систем.
Для финансового права важны и такие институты, как страхование, государственный кредит. Также практика показала, что во весь рост встает вопрос о государственном регулировании рынка ценных бумаг.
Как видим, вся финансовая система регулируется нормами финансового права. Однако взаимосвязанные институты финансового права регулируются большим коли-
чеством разных законов, которые, конечно, объединяются общими, прежде всего конституционными, правовыми принципами, но, принятые в разное время и регулирующие разные звенья финансовой системы, иногда они не только не отражают правозависимос-ти друг от друга, но и используют для характеристики одних и тех же явлений разную терминологию, а порой даже противоречат один другому.
Так как финансы играют всеобъемлющую и всепроникающую роль, назрела необходимость закрепить общие принципы, лежащие в основе финансовой деятельности, в федеральном законе о финансах1. Думается, что этот закон не должен быть доктринальным, т.е. не должен содержать нормы прямого действия, хотя это и не исключается, а должен закреплять общие принципы функционирования финансовой системы и каждого ее института в отдельности. Разработка нового закона позволила бы урегулировать общие принципы функционирования финансовой системы страны в целом, дала бы общее толкование терминов, используемых как в финансовом праве, так и в других отраслях права и, что самое важное, в экономике. Это обеспечило бы возможность проследить через финансы прямые и обратные связи в процессе развития экономики на основании общих экономико-политических и правовых принципов. Закрепление в законе обязанности прослеживать прямые и обратные связи в финансовой деятельности государства сделало бы эту деятельность прозрачной и служило бы инструментом в борьбе с коррупцией.
Автором уже делались предложения по проекту закона о финансах. Актуальность этого предложения еще более возрастает в настоящее время в связи с развитием рынка и задачами государства по управлению рынком вследствие развивающегося мирового
1 Вопрос о необходимости принятия общего закона о финансах ставили в свое время в Минфине СССР. См.: [7, с. 16]. Автор данной статьи выдвигал такое же предложение в 1982 г. в статье [1]. Исследования автора в течение последующих лет, особенно в постсоветский период, доказывают, что принятие такого закона является насущной потребностью государства и общества именно сегодня.
финансового кризиса. Вот что пишет известный ученый, доктор юридических наук, профессор С.В. Запольский: «Нередко создается впечатление, что законодатель вообще не ощущает единства финансового права и ведет противоречивую деятельность "по-институтно". Иначе невозможно объяснить отсутствие сквозных понятий и категорий даже для родственных нормативных актов, разрабатывавшихся и принимавшихся в одно и то же время, как, например, Налоговый и Бюджетный кодексы. Еще менее заметны внутриотраслевые связи между удаленными друг от друга институтами, такими как страховое право и, скажем, бюджетное право. В этом аспекте наблюдается полная дезин-тегрированность, и можно даже сделать вывод: законодатель не считает финансовое законодательство и финансовое право чем-то агрегатированным» [2, с. 84]. Данное высказывание еще раз подтверждает суждение автора статьи о том, что назрела необходимость принятия закона о финансах.
Закон о финансах должен состоять из двух частей. В первой части, или преамбуле, должны закрепляться главные теоретические положения, лежащие в основе финансово-правового регулирования, и прежде всего должна иметь единое толкование вся терминология, используемая законодателем в области финансовой деятельности, других отраслей права или экономики.
Именно в преамбуле закона должно быть закреплено положение о том, что через финансовую деятельность осуществляются прямые и обратные связи в государственном управлении, они-то и делают финансовую деятельность государства прозрачной и являются основой для осуществления тотального финансового контроля и мониторинга, а следовательно, служат инструментом в борьбе с коррупцией.
Затем должны идти разделы особенной части закона, которые должны регулировать:
1. Централизованные финансы. Здесь должны быть сконцентрированы нормы, регулирующие бюджетную систему и централизованные внебюджетные фонды, и закреплены по меньшей мере пять принципов:
- обязательное ежегодное принятие закона о бюджете Российской Федерации, о каждом бюджете бюджетной системы и
внебюджетных фондах до начала текущего года и установление ответственности органов государственной и муниципальной власти (их руководителей, чиновников аппарата) за нарушение сроков принятия;
- строгая регламентация порядка внесения изменений по доходам и расходам в централизованные фонды в течение года и указание органа, наделенного правом принятия соответствующих решений. Это даст возможность адресно бороться с коррупцией, так как затруднит изменение финансовых показателей по воле чиновника, даже самого высокого ранга;
- указание на конкретные материальные последствия в связи с выделением любого централизованного ассигнования;
- условиями выделения ассигнований из централизованных фондов денежных средств должен стать учет стартовых условий субъектов Федерации, с одной стороны, а с другой — обеспечение равного уровня жизни для населения на всей территории государства;
- следует обязательно закрепить положение о том, что ассигнования как из бюджетной системы, так и из других централизованных фондов должны осуществляться строго по срокам, так чтобы они могли быть наиболее рационально использованы в хозяйстве.
2. Финансы хозяйствующих субъектов. Сюда можно включить:
- нормативное регулирование кругооборота денежных фондов предприятий и предпринимателей, связи этих фондов с бюджетной и налоговой системами, внебюджетными фондами и между собой;
- все децентрализованные фонды как накопления ресурсов в обществе, из которых пополняются все другие фонды, а поэтому они должны рассматриваться в качестве составных частей финансовой системы в целом и их правовое регулирование должно быть увязанным с регулированием всех других звеньев этой системы.
3. Налоги. Законодательство о налогах в настоящее время весьма громоздко и противоречиво, что отрицательно влияет на экономику и социальное развитие. В разделе о налогах закона о финансах можно было бы закрепить следующие принципы налогообложения:
- налоги в сумме не должны превышать научно определенного предела в изъятии прибыли или дохода плательщика. При этом их ставки могут повышаться лишь до тех пор, пока все изъятия в сумме не мешают развитию производства;
- законодательство о налогах непременно должно быть стабильным, налогоплательщику следует заранее знать, каким изъятиям из своего дохода он может быть подвергнут в течение года, что в конечном итоге приведет к экономической и социальной стабилизации;
- взимание налогов должно быть всеобщим;
- закон о налоге должен быть понятным и хорошо прописывать правила и, возможно, даже «технологию» уплаты налога;
- законодательство о налогах должно быть справедливым, а именно: налоговые нормы должны учитывать экономическое положение гражданина так, чтобы при увеличении его доходов он платил бы пропорционально больший налог.
4. Четвертый раздел должен быть посвящен расходам государства, как бюджетным, так и расходам хозяйства в целом. Этому разделу должно быть уделено особое внимание, так как именно недостаточные регламентация, регулирование и ответственность за реальное расходование в государстве потоков денежных средств порождают коррупцию. Именно законы и нормативные акты по расходам государства должны подвергаться особой экспертизе на их коррупционность.
Следует прежде всего противодействовать «откатам» при получении бюджетных средств, которые случаются даже при финансировании государственного заказа. Хотя схемы таких «откатов» довольно сложны, государство, используя мониторинг прямых и обратных связей при движении потоков денежных средств, имеет возможность получать сигналы об их использовании, реагировать на них, т.е. управлять конечным результатом.
Не доходят деньги до бюджета и по другим направлениям деятельности. Так, процедура перерегистрации юридических лиц широко используется в стране чиновниками-коррупционерами для смены собственника, а не для пополнения средств
бюджета и развития среднего и малого бизнеса. Вместо простой платной процедуры перерегистрации юридического лица, деньги от которой поступают в соответствующий бюджет, работающему в нормальном правовом поле собственнику какого-либо помещения предлагают тендер, в котором якобы равные роли играют как новый претендент, так и бывший владелец. При этом не учитывается, что владелец это помещение часто сам построил, отремонтировал, успешно эксплуатировал по избранному направлению, нужному государству. Однако за взятки чиновникам, проводившим тендер, помещение получает тот, кто больше заплатил, причем это не плата в бюджет, а непосредственная оплата услуг того, кто их оказал. Подобных примеров можно привести много.
5. Кредитование и расчеты. В этом разделе закона целесообразно:
- детально регламентировать назначение кредитного механизма в части организаций, ведущих денежные расчеты, непосредственно осуществляющих контроль и слежение рублем. Находясь в постоянной связи со всеми сферами жизнедеятельности государства посредством денег, банки выступают как сложный субъект — участник многих правоотношений, но основная роль банков заключается в аккумуляции, перераспределении и использовании фондов денежных средств;
- закрепить двухуровневую банковскую систему, возглавляемую ЦБ РФ, разграничив функции ЦБ РФ и других банков с целью обеспечения своевременного накопления и расходования бюджетных средств и средств централизованных внебюджетных фондов для бесперебойного функционирования государства. Здесь очень важно закрепить принципы и условия, согласно которым государственные бюджетные и внебюджетные средства в настоящее время перераспределяются не только через систему Казначейства, но и через систему Центробанка и коммерческих банков.
6. Деньги и денежное обращение, валютное законодательство. В законе необходимо:
- урегулировать вопросы эмиссии денег, и эта норма должна быть нормой прямого действия. Причем должны быть закреплены
механизмы регулирования не только эмиссии бумажных денег, установленные Конституцией РФ, но и кредитная и биржевая эмиссии, роль которых значительно сложнее, а неурегулированность этих процессов ведет в конечном итоге к финансовым кризисам;
- четко установить роль ЦБ РФ в регулировании курса рубля и в связи с этим вопросы его интервенций на валютном, кредитном, биржевом рынках;
- сформулировать основные принципы законодательства о валютном регулировании. Поскольку денежной системой управляет государство, оно должно следить и за обращением иностранной валюты на территории страны, регулировать соответствующие процессы и решительно влиять на них с целью создания условий для того, чтобы рубль стал подлинно конвертируемой валютой.
7. Вопросы регулирования валютных рынков и рынков ценных бумаг. Как минимум, в законе о финансах следует закрепить положение о постоянном государственном мониторинге ситуации на рынке ценных бумаг. Дело в том, что деньги, обращающиеся в этом секторе экономики, также являются информационным источником. Однако роль их здесь несколько иная. Это уже не деньги, обслуживающие реальную экономику и выступающие как носители стоимости, а эквивалент отношений, если так можно выразиться, второго уровня, отношений полностью виртуальных, имеющих довольно отдаленную связь с реальной экономикой.
8. Вопросы цен и ценообразования. Посредством баланса денежных доходов и расходов в государстве обеспечиваются пропорции между денежными доходами и расходами населения, что имеет прямое отношение к достижению пропорциональности между объемами товарооборота и наличных денег. Нормальный товарооборот — это одно из основных условий успешного экономического развития и выполнения социальных программ.
Автор всегда придерживался той точки зрения, что цены зависят от себестоимости продукции, от спроса и предложения товара на рынке, каким бы он ни был, а потому административное регулирование цен в конечном счете невозможно и вредно.
Весьма интересные соображения на эту тему есть у П. Хейне: «...установление в
период инфляции контроля над заработной платой и ценами обычно (по крайней мере, вначале) бурно приветствуется населением. Популярность таких методов контроля над зарплатой и ценами показывает, как важно объяснять широким слоям населения истинный характер инфляции. Если зарплата и цены растут вследствие того, что правительство преуспело в политике фискального или денежного стимулирования и спрос увеличивался быстрее производства. то политика контроля будет не только бесполезной, но даже вредной. Такой контроль разрушит конкретную систему распределения редких благ между претендентами на их получение. Блага будут распределяться не тем, кто в состоянии за них заплатить, а по другим критериям: кто первым встал в очередь, имеет связи, дает взятки. Возрастут стимулы к накоплению запасов благ, это, в свою очередь, обостряет дефицит. с полок магазинов начнут внезапно исчезать различные товары. В результате структура цен начнет давать производителям ложные сигналы.» [7, с. 622-623]. Это высказывание авторитетного экономиста-рыночника более чем актуально сегодня.
Однако для успешного развития рынка в современных российских условиях государственное регулирование, в котором в свое время писал Дж. Кейнс, все же необходимо. Рыночная экономика может успешно развиваться только при условии государственной поддержки, властного регулирования и управления процессами становления рынка, что и делается во всем мире. Поэтому, выступая противником замораживания и жесткого регулирования цен и зарплат, мы считаем необходимым внести в закон о финансах раздел, регламентирующий государственную поддержку тех цен и тарифов, которые требуется поддерживать на нужном для развития экономики и социализации общества уровне.
Следовательно, есть достаточные экономические и юридические основания рассматривать финансовые отношения как отношения, подвергающиеся государственному регулированию и обеспечивающие реальные связи между всеми централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами, которые осуществляются на базе денег.
Наличие многих пробелов в правовом регулировании финансовой деятельности
государства в большой степени объясняет те негативные явления, которые мешают развитию в России рыночной экономики. Устранению этих пробелов хотя бы отчасти послужит принятие нового федерального закона о финансах. Именно он явился бы,
на наш взгляд, нормативно-правовой основой развития прямых и обратных связей в государстве как на макро-, так и на микроуровне и стал бы базой для обеспечения стабильности и прозрачности развития государства.
Список использованной литературы
1. Горбунова О.Н. Роль финансового права в выполнении планов экономического и социального развития // Государство и право. 1982. № 1.
2. Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права. М., 2008.
3. Пискотин М.И. Социализм и государственное управление. М., 1994.
4. Российская газета. 2008. 14 окт.
5. Российская газета. 2008. 17 окт.
6. Российская газета. 2008. 28 окт.
7. Слом В.И., Черепахин А.М. Совершенствовать финансовое законодательство // Финансы СССР. 1983. № 3.
8. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1992.
Bibliography (transliterated)
1. Gorbunova O.N. Rol' finansovogo prava v vypolnenii planov ekonomicheskogo i sotsial'nogo razvitiya // Gosudarstvo i pravo. 1982. № 1.
2. Zapol'skiy S.V. Diskussionnye voprosy teorii finansovogo prava. M., 2008.
3. Piskotin M.I. Sotsializm i gosudarstvennoe upravlenie. M., 1994.
4. Rossiiskaya gazeta. 2008. 14 okt.
5. Rossiiskaya gazeta. 2008. 17 okt.
6. Rossiiskaya gazeta. 2008. 28 okt.
7. Slom V.I. Cherepakhin A.M. Sovershenstvovat' finansovoe zakonodatel'stvo // Finansy SSSR. 1983. № 3.
8. Kheine P. Ekonomicheskiy obraz myshleniya. M., 1992.