Научная статья на тему 'Экономические законы как правовая основа форм и методов финансовой деятельности государства'

Экономические законы как правовая основа форм и методов финансовой деятельности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1268
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / CHANGING CONCEPT / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ / FUNCTIONAL FEATURES / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FINANCIAL ACTIVITY / ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ / ФИНАНСО-ПРАВОВАЯ ФУНКЦИЯ / LEGAL CATEGORY / ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / FINANCIAL REGULATION / FINANCIAL LEGAL FUNCTION / ФИНАНСО-ПЛАНОВЫЕ АКТЫ / МЕТОДЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / METHODS OF FINANCIAL ACTIVITY / ЭМИССИЯ ДЕНЕГ / EMISSION OF MONEY / FINANCIAL PLANNED ACTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сукиасян Назели Гарниковна

В статье впервые исследуются теоретические и практические условия отражения объективных законов экономики в процессе выработки, законодательного оформления и осуществления финансово-правовой деятельности государств. При учете требований объективных экономических законов особую роль играют правовые формы деятельности государства в сфере публичных финансов, правотворческой (процесс формирования норм права), оперативной, исполнительной и правоохранительной деятельности, а также защита финансово-правовых норм от нарушений. При использовании названных форм, с одной стороны, происходит формирование государственной воли относительно финансово-правовых норм, которые для государства выступают в роли мощного инструмента регулирования финансовых отношений в обществе, а с другой правовое оформление экономических отношений, благодаря чему последние поддаются финансово-правовому регулированию. Поэтому учет требований экономических законов в правовых формах финансовой деятельности государства по организации хозяйственной жизни связан с проблемой выявления основных условий отражения законов экономики в праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC LAWS AS A LEGAL BASIS OF THE FORMS AND METHODS OF FINANCIAL ACTIVITY OF STATE

For the first time, theoretical and practical terms of reflection of objective economic laws in the process of development, legislative presentation and implementation of the legislative financial and legal activities of the states is examined. Taking into account the requirements of the objective economic laws, the legal forms of state activity in the sphere of public finance, law-making (the process of formation of the norms of law), operational, executive and law enforcement activity, as well as protection of the financial and legal provisions against violations play a special role. When using the above mentioned forms, on the one hand, there is the formation of public will regarding the financial and legal provisions which act as a powerful tool for the state for the regulation of financial relations in society, on the other hand, as the legal formation of economic relations, by virtue of which the latter is financially and legally adjusted. Therefore, planning of the requirements of economic laws in the legal forms of financial activity of the state on the organization of economic life is linked with the problem of identifying the basic conditions of reflection of economic laws in the legislation. The article for the first time studies theoretical and practical conditions of the economic reflection in the process of production, legalization and implementation of financial and legal activities of the countries.

Текст научной работы на тему «Экономические законы как правовая основа форм и методов финансовой деятельности государства»

УДК 34

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ КАК ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФОРМ И МЕТОДОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

© 2016

Сукиасян Назели Гарниковна, кандидат юридических наук, доцент кафедры

«Правоведение и политология» Армянский государственный экономический университет, Ереван (Армения)

Аннотация. В статье впервые исследуются теоретические и практические условия отражения объективных законов экономики в процессе выработки, законодательного оформления и осуществления финансово-правовой деятельности государств. При учете требований объективных экономических законов особую роль играют правовые формы деятельности государства в сфере публичных финансов, правотворческой (процесс формирования норм права), оперативной, исполнительной и правоохранительной деятельности, а также защита финансово-правовых норм от нарушений. При использовании названных форм, с одной стороны, происходит формирование государственной воли относительно финансово-правовых норм, которые для государства выступают в роли мощного инструмента регулирования финансовых отношений в обществе, а с другой - правовое оформление экономических отношений, благодаря чему последние поддаются финансово-правовому регулированию. Поэтому учет требований экономических законов в правовых формах финансовой деятельности государства по организации хозяйственной жизни связан с проблемой выявления основных условий отражения законов экономики в праве.

Ключевые слова - обменная концепция, функциональные признаки, финансовая деятельность, правовая категория, финансовое регулирование, финансо-правовая функция, финансо-плановые акты, методы финансовой деятельности, эмиссия денег.

ECONOMIC LAWS AS A LEGAL BASIS OF THE FORMS AND METHODS OF FINANCIAL ACTIVITY OF STATE

© 2016

Sukiasyan Nazeli Garnik, candidate of law science, associate professor of the chair of Jurisprudence and Political science Armenian State University of Economics, Yerevan (Armenia)

Abstract. For the first time, theoretical and practical terms of reflection of objective economic laws in the process of development, legislative presentation and implementation of the legislative financial and legal activities of the states is examined. Taking into account the requirements of the objective economic laws, the legal forms of state activity in the sphere of public finance, law-making (the process of formation of the norms of law), operational, executive and law enforcement activity, as well as protection of the financial and legal provisions against violations play a special role. When using the above mentioned forms, on the one hand, there is the formation of public will regarding the financial and legal provisions which act as a powerful tool for the state for the regulation of financial relations in society, on the other hand, as the legal formation of economic relations, by virtue of which the latter is financially and legally adjusted. Therefore, planning of the requirements of economic laws in the legal forms of financial activity of the state on the organization of economic life is linked with the problem of identifying the basic conditions of reflection of economic laws in the legislation. The article for the first time studies theoretical and practical conditions of the economic reflection in the process of production, legalization and implementation of financial and legal activities of the countries.

Keywords: changing concept, functional features, financial activity, legal category, financial regulation, financial legal function, financial planned acts, methods of financial activity, emission of money.

Человеческое общество развивается закономерно на основании действия объективных законов и закономерностей. Главное место среди законов и закономерностей занимают экономические законы и закономерности, так как основой существования и развития общества является материальное производство. Как законы природы действуют объективно, так и экономические законы имеют объективный характер, то есть появляются, действуют и исчезают независимо от воли и сознания людей. Появление, действие и исчезновение того или иного экономического закона связано с возникновением, действием и прекращением какого-либо типа производства и его производственных отношений. Так, для каждого типа производства характерны закон о добавленной стоимости и другие экономические законы. Экономические законы в свою очередь могут быть обусловлены соответствующими изменениями - прекращением действия некоторых экономических законов или появлением новых.

Помимо экономических законов в человеческом обществе существуют экономические категории, общие экономические понятия, которые также носят объективный характер. Экономические категории бывают разного типа, они существуют либо в укладе жизни общества (труд, предложение, спрос, потребительная ценность), либо в отдельных общественных формациях. Товары и деньги - это такие экономические категории, которые существуют там, где есть производство товаров. Причем такие экономические категории в условиях каждого

типа производства имеют свой условный характер, где их роль и значение также выражаются в особой форме. Есть и такие экономические категории, которые имеют специфический характер и проявляются только в условиях конкретного типа производства, как, например, экономическая категория добавленной стоимости, валовой внутренний продукт, национальный доход и др. Экономические категории имеют свою предметную форму (товар, деньги и др.), в том или ином общественном обиходе выражают различные производственные отношения.

При оценке производственных и обменных отношений необходимо исходить из того, что исходной точкой, определяющим является именно производство и приоритет принадлежит ему. Однако некоторые теоретики, придерживающиеся экономического учения современности, выступают в роли так называемых сторонников «обменной» концепции, и, рассматривая производственные и обменные отношения, исходят из приоритета обмена, рынка относительно производства [1, 2]

Обозначая крайнюю необходимость процессов воспроизводства производственно-экономических отношений в экономике, в современных экономически развитых государствах в системе государственного регулирования макроэкономики особое значение придается финансово-правовому регулированию экономических отношений, которое обусловлено значимостью финансов в процессе воспроизводства.

Использование в процессе воспроизводства матери-

альных и трудовых ресурсов сопровождается оборотом денежных средств, который осуществляется за счет формирования, распределения и использования доходов и расходов как населения, так и государственных организаций, а также организаций, основанных на различных формах собственности.

В системе формирования, распределения и использования денежных средств финансово-правовые отношения возникают из отношений, связанных с распределением и использованием полученных экономикой доходов.

Объективная необходимость финансово-правовых отношений обусловлена наличием товарно-денежных отношений и необходимостью осуществления государственных функций.

Следовательно, сущность, а также роль и значение финансов сегодня определяются характером финансово-правовых отношений и в соответствии с этим необходимостью осуществления государственных функций.

Финансы как денежные отношения вытекают из оборота валового внутреннего продукта во всех отраслях экономики. В системе товарно-денежных отношений без финансов невозможно представить формирование, распределение и использование национального дохода.

Финансово-правовые отношения - это экономические отношения, которые возникают в ходе образования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государственных органов и органов местного самоуправления, их распределения и использования посредством финансово-правовых норм и обеспечивают спроектированное распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, в том числе и национального дохода для удовлетворения потребностей расширенного воспроизводства страны и все возрастающих потребностей общества [3, 4].

Финансы являются одной из составляющих системы производственно-экономических отношений государства, проявляющейся не в материальных и трудовых ресурсах общества, а в так называемых финансовых ресурсах, выраженных в деньгах. Финансы - это не деньги, но выражены деньгами. Финансы - это выражающие распределение и перераспределение отношения, которые проявляются в денежной форме как составляющая системы денежных отношений со свойственными ей функциональными признаками государственной власти.

Необходимость и сущность финансов характеризуются двумя переплетающимися предпосылками - товарно-денежными отношениями и задачами и функциями государства. Сущность финансов проявляется посредством выполнения конкретных функций в той сфере, где финансы действуют теми правовыми методами и в тех формах, посредством которых осуществляются эти функции.

Основное содержание финансовой деятельности государства и его уполномоченных органов сводится к наиболее полному удовлетворению материальных и духовных потребностей общества и его каждого члена, что обуславливает обеспечение таких социальных и культурно-бытовых потребностей граждан, как услуги в сфере просвещения, здравоохранения, науки и культуры.

В настоящее время распределение национального дохода в республике осуществляется посредством активного воздействия финансово-правовых актов. Следовательно, в ходе построения государства финансовая деятельность государства направлена на правовое регулирование товарно-денежных отношений, характерных для рыночных отношений переходного периода [5]. Причем управление экономикой осуществляется на основании принципов, закрепленных в финансово-правовых актах, содержащих государственные программы по экономическому и социальному развитию, при активном использовании государственного и местных бюджетов, налогов, банковских кредитов, а также других экономических рычагов и стимулов.

Раскрытие сущности и значения финансов свиде-

тельствует, что финансы призваны реализовывать некоторые задачи государственного регулирования. Решение этих задач на переходном этапе рыночной экономики особенно важно для стабилизации экономики, преодоления кризисных явлений, сокращения дефицита бюджета, раскрытия финансовых правонарушений, улучшения жизненных условий населения.

На сегодняшний день основными задачами правового регулирования финансовой деятельности Республики Армения являются:

- выявление установленных финансовым, налоговым, банковским законодательством финансовых ресурсов государства и путей их целевого и законного расходования;

- на основании Закона «О бюджетной системе РА» продуктивная организация распределения доходов государственного бюджета, обеспечение эффективности использования этих ресурсов;

- в соответствии с задачами обеспечения макроэкономического баланса путем эффективной реализации действующего финансового законодательства обеспечение баланса финансовых ресурсов и расходов как в аспекте всей экономики, так и ее отраслей [6].

Сегодня задачи правового регулирования государственных финансов реализуются посредством распределения, перераспределения государственного бюджета и контроля за его исполнением, а также организации эффективной борьбы с финансовыми правонарушениями.

В современной финансово-правовой литературе неотъемлемой частью экономической функции государства считается финансовая деятельность, эффективность практического осуществления которой обусловлена осознанным и широким применением требований действующих экономических законов [3, 4].

Финансовую деятельность государства можно представить в широком и узком смыслах [7-13]. В широком смысле финансовая деятельность является особым типом экономической деятельности, а в узком смысле -это разновидность государственного управления.

Правовое основание такого позволяющего провести подобное разграничение раскрытия содержания финансовой деятельности государства, прежде всего, обусловлено сущностью денег как экономической категории, наличие которых несомненно обусловлено экономическими законами (особенно законом стоимости), а с другой стороны, финансовая деятельность является функцией государства.

Финансовая деятельность как правовая категория во всех современных государствах прежде всего выражается фактом наличия национальной валюты, исключительное право на выпуск которой в оборот (эмиссия) и изъятие из обращения принадлежит государству. Государство не только выпускает национальную валюту, но и посредством ее осуществляет оборот денег страны и организует денежные расчеты. Этот основной признак денег (валюты) отражает факт наличия добавленной стоимости как экономического закона, выступая в рыночных отношениях как эквивалент стоимости товара и объема услуг, обеспечивая в сфере предпринимательской деятельности товарообмен, содействуя внутри государства и во внешней экономической деятельности частному предпринимательству и удовлетворению социально-экономических, а также финансовых потребностей отдельных граждан [3, 4].

В целях выявления результатов научных исследований относительно сущности, роли и значения действующих экономических законов попробуем посредством «функционального» научно-методического подхода к раскрытию финансовой деятельности государства исследовать новые функции финансовой деятельности государства, формирование и практическое применение которых осуществляется согласно объективным требованиям экономических законов.

Считаем, что сегодня абсолютная реализация финан-

совой деятельности государства обусловлена такими финансовыми функциями, происхождение которых обусловлено экономическими законами и направлено на осуществление задач, связанных со сбором, распределением и использованием денежных средств.

По нашему мнению, к числу таких функций можно отнести: 1) распределение и перераспределение; 2) финансовое планирование; 3) финансовое прогнозирование: 4) систематизация; 5) финансовое регулирование и 6) финансовый контроль.

Такая система финансовых функций заранее предопределяет цель и задачи финансовой деятельности государства.

Упомянутые функции в первую очередь направлены на создание в сфере финансовой деятельности государства централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также, благодаря разработке единых государственных краткосрочных и долгосрочных финансовых программ, на обеспечение финансовых потребностей отдельных граждан и общества в целом.

В целях и задачах финансовой деятельности государства приоритет отдается целям, а осуществление задач имеет второстепенное значение[3], что обусловлено гибкостью представленных нами финансовых функций. Иными словами, упомянутые функции согласно требованиям экономических законов со временем могут быстро меняться.

Конституционно-правовой статус Республики Армения установлен на основании глубокого анализа экономических законов и с учетом их требований. В первой статье Конституции РА Республика Армения характеризуется как суверенное, демократическое, социальное, правовое государство.

Финансовые функции государства в первую очередь направлены на осуществление закрепленных Конституцией социальных задач, что является краеугольным камнем нынешнего финансового права. Это, как стержень финансово-правовых принципов, свидетельствует о том, что внутренняя и внешняя экономическая и финансовая политика Республики Армения направлена на создание достойных условий жизни граждан.

Принцип социальной направленности выражен такими предоставленными Конституцией гражданам республики правами, как свободный выбор труда, охрана здоровья, социальное обеспечение по старости и инвалидности, для реализации которых посредством финансовой деятельности государства формируются соответствующие денежные фонды, которые обращены на удовлетворение социальных потребностей граждан.

Как было упомянуто выше, сущность финансов проявляется в их функциях.

Первая и главная функция финансов как финансово-правовой категории - это распределение и перераспределение. Посредством финансово-правовых актов сначала распределяется, а затем перераспределяется валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход. Причем процесс распределения в основном осуществляется в реальном секторе экономики посредством хозяйствующих субъектов и организаций в сфере экономики, в результате чего формируются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, имеющие целевую направленность. Централизованными считаются те фонды денежных средств, которые создаются на уровне государства и органов местного самоуправления, а децентрализованными считаются те фонды денежных средств, которые создаются на уровне хозяйствующих субъектов.

Посредством применения экономических и правовых методов, регулирующих финансовую деятельность государства, осуществляется не только распределение первичных доходов, сформированных в реальном секторе экономики, но и перераспределение национального дохода. Последнее реализуется экономическими и пра-

вовыми методами. Экономическими методами финансовой деятельности государства считаются:

- метод финансирования;

- метод бюджетного кредита и ссуды;

- методы банковского кредита [6].

Суть первого метода заключается в том, что предоставление денежных средств происходит на условиях невозвратности, а в случае второго и третьего методов -на условиях возвратности. В первом случае перераспределение носит конечный характер, а во втором случае - промежуточный характер. Именно этим и обусловлена разница между финансовой и кредитной системами.

В распределении и перераспределении национального дохода участвует также население. В распределении дохода население участвует в той мере, в которой получает заработную плату, доходы от предпринимательства и дивиденды [14-18].

Участие населения в перераспределении доходов в сфере финансовой деятельности государства обусловлено уплатой налогов и производимыми населением другими обязательными платежами, тем самым оно участвует в формировании централизованных фондов денежных средств государства, выступая как субъект финансово-правовых отношений и способствуя перераспределению денежных средств.

В системе функций, сформулированных на основании экономических законов, выделяется функция финансового планирования и прогнозирования.

Функция финансового планирования не является чем-то новым, она существовала и в системе управления прошлой государственности. Но и сегодня она не потеряла своей актуальности.

Функция финансового планирования и прогнозирования сегодня выражена в сборе, распределении и использовании денежных средств по программам и планам финансового и социального развития республиканского и местного значения.

Функция финансовой планирования - это объективная необходимость, которую сегодня, независимо от форм собственности, широко применяют почти все хозяйствующие субъекты при подготовке своих финансовых смет и балансов.

Функция финансовой планирования непосредственно отражается при формировании республиканского и муниципальных бюджетов, их как доходная, так и расходная части на практике формируются в заранее рассчитанном и спланированном порядке, где учитываются финансовые прогнозы (риски, кризисы, чрезвычайные ситуации) как меры предосторожности для выхода из упомянутых ситуаций и покрытия финансовой бреши.

В рыночных отношениях функция планирования, в зависимости от формирующихся в связи с трудом предложений и спроса, становится финансовой функцией, реагирует на закон стоимости, отражает затраченный на производство единицы товара правильно спланированный общественный труд и на рынке получает выражение товарообмена и стоимости предоставленных услуг.

В зависимости от характера рыночных отношений функция планирования помогает предопределить правильность выбора продукта товарного производства и прогнозирование длительности срока его потребления. Функция финансового планирования и прогнозирования широко применяется во всех сферах общественной жизни и производства, особенно в финансовых процессах республики и процессах денежного обращения, на основании которых составляется сводный финансовый баланс республики.

Финансовое планирование как финансово-правовая функция обеспечения требований экономических законов, по сути, объединяет и систематизирует формы, методы и виды финансовой деятельности государства в сферах бюджетной, налоговой, кредитной и валютной деятельности.

Считаем, что в сфере финансовой деятельности его

(финансовое планирование) можно считать основополагающим принципом, методом политики осуществления финансовой деятельности государства, особым этапом осуществления данной деятельности, благодаря которому путем оценки направленности расходования финансовых средств для публичных целей и источников формирования финансовых фондов государства можно обнаружить дополнительные источники и направить их на осуществление определенных целевых расходов.

Функция финансового прогнозирования является неотъемлемой частью финансового планирования. Прогнозирование направлено на обеспечение истинных требований плановых функций для общества и государства путем научных исследований действующих экономических законов, а также на обеспечение реальности запланированных показателей сбора и расходования централизованных денежных средств в бюджетной, налоговой, банковской и валютной сферах, в результате чего можно добиться более точных положительных результатов.

Любая разновидность финансового планирования на практике реализуется посредством определенных правовых форм. Например, бюджетное планирование осуществляется высшими правовыми формами. Речь идет о таких особенностях, которые в бюджетной сфере воплощаются в жизнь только законами или постановлениями органов местного самоуправления.

Кредитное планирование в финансовой деятельности преследует цель обеспечить и развить рынок банковских капиталов, увеличить объем крупных финансовых вложений в экономику, посредством долгосрочного и краткосрочного кредитования обеспечить нормальную деятельность внутреннего и внешнего рынков.

Что касается роли, значения функций регулирования и контроля за финансовой деятельностью государства и вопросов оценки эффективности их применения, то, как установлено в финансово-правовой научной литературе, эти функции изначально обусловлены объективными требования экономических законов, то есть с момента создания материально-товарных ценностей до рыночного обмена, в соответствии с законом стоимости, а также принципами воспроизводства контроль за поведением людей в производственных отношениях, а в дальнейшем управление ими государственными органами перерастает в финансово-хозяйственную функцию, обеспечивая распределение и перераспределение государственных и публичных денежных фондов как наивысший интерес государства[4].

Изучение содержания функций финансового контроля свидетельствует [19-22], что последние, выступая как средство ежедневной правовой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, принимают самое активное участие в вопросе оценки законности финансово-экономической деятельности как самих этих органов, так и всех коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан. Контроль осуществляется как в ходе предоставления финансовых услуг, так и в ходе всего процесса формирования и распределения денежных фондов. Целью контроля является отслеживание процесса производства и реализации продукта в целях исполнения всех предусмотренных поручений, что позволит своевременно и в полном объеме сформировать централизованные фонды денежных средств, организовать эффективный процесс воспроизводства, выполнить финансовые обязательства в отношении государства, коммерческих банков и других хозяйствующих субъектов. Именно благодаря этому появляется возможность обеспечить финансовую стабильность и избежать финансовых правонарушений.

Одна из важных задач контроля за финансовыми услугами хозяйствующих субъектов направлена на укрепление законности в сфере финансовой деятельности.

На макроэкономическом уровне осуществляется финансово-бюджетный контроль государственными

финансовыми органами. Последние устанавливают контроль за тем, своевременно ли и в полном объеме хозяйствующие субъекты осуществляют свои обязательства перед государственным бюджетом, банками, в связи с валютными операциями, а также на рынке ценных бумаг, и на самом ли деле совершенные платежи соответствуют результату их деятельности.

Одной из форм контроля за финансовой деятельностью является банковский контроль [23, 24], который осуществляется коммерческими банками. Банковский контроль осуществляется в связи с предоставлением организациям кредитных ресурсов. В этом случае контроль осуществляется в целях соблюдения основных принципов кредитования (возвратность, срочность и платность). Эффективности банковского контроля способствует также то обстоятельство, что контроль осуществляется коммерческими банками посредством денежных расчетов.

Содержание экономических методов финансовой деятельности государства отражается в правовых актах, принятых государственными органами, осуществляющими финансовую деятельность, что, по сути, является частью правотворческой деятельности государства.

С точки зрения правовых последствий работу органов, осуществляющих финансовую деятельность, можно разделить на:

а) организационно-вспомогательную деятельность для обеспечения финансовой деятельности;

б) организационно-вспомогательную деятельность для обеспечения правовой деятельности.

Правовые формы финансовой деятельности имеют принципиальное значение для всех органов, и такой функцией наделены все входящие в систему власти государственные органы и органы местного самоуправле-ния[3, 4]

В финансово-правовой литературе, согласно общепризнанным теориям, финансово-правовые акты - это имеющее юридические последствия в сфере финансовой деятельности проявление воли государственных органов и органов местного самоуправления, отражающееся в правовой форме и обусловленное компетенцией этих органов.

Организационно-вспомогательная деятельность не носит правового характера, не устанавливает общеобязательных правил поведения, однако содействует сбору, распределению и использованию денежных средств. Такая форма деятельности в основном выражается в организации мероприятий инструктивного характера (организация собраний, проведение разъяснительной работы в сфере финансового и налогового законодательств, обобщение результатов финансово-экономической деятельности органов местного самоуправления и направлений бюджетного финансирования).

Применение в сфере финансовой деятельности государства той или иной формы правового вмешательства в основном обусловлено характером проблем, подлежащих правовому регулированию с точки зрения общественных интересов. Например, государственный бюджет Республики Армения, являясь финансовой базой социально-экономического развития общества, устанавливает источники бюджетных доходов и направления их расходования, утверждается и исполняется как закон.

Другие вопросы касательно финансирования, производимого из бюджета, могут решаться иным правовым способом - в порядке решений.

Особенности, выраженные в правовых актах, отражающих финансовую деятельность, классифицируются:

а) по правовому признаку;

б) по правовому характеру.

Как в любой отрасли права, так и здесь финансово-правовые акты благодаря присущим им признакам выступают в форме нормативных и индивидуальных правовых актов.

Регулирующие финансовую деятельность нормативные финансово-правовые акты представляют собой правовую норму, являются общеобязательными правовыми правилами поведения, регулируют однородные общественные отношения и призваны действовать на протяжении долгого времени. На практики подобными финансово-правовыми актами устанавливаются налоговые обязательства, порядок расчета обязательных платежей, порядок расходования предусмотренных государственных финансовых средств, осуществление финансового контроля и другие виды деятельности.

Индивидуальные финансово-правовые акты призваны регулировать конкретные финансовые задачи. Они могут выступать и как централизованные или индивидуализированные акты применения общеобязательных правил поведения, установленных нормативными актами, и как самостоятельные правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

Несмотря на то, что в юридической литературе индивидуальные правовые акты как юридический факт вызывают споры, тем не менее финансово-правовые индивидуальные акты, которые направлены на сбор, распределение и перераспределение денежных средств, могут стать основанием возникновения финансовых правоотношений. Следовательно, исходя из особенностей предмета регулирования, по воле государства, применением индивидуальных финансово-правовых актов между субъектами правоотношений в сфере финансовой деятельности возникают, изменяются и прекращаются равноценные правовые отношения. Например, согласно статьям 5 и 6 Закона РА «О подоходном налоге» от 22.12.2010 г. вычетами из совокупного дохода считаются доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности и от гражданско-правовых договоров на основании декларации, представленной физическим лицом. Представление в установленный срок декларации является основанием возникновения новых правовых отношений, так как изменяются объем налога, налоговая ставка, размер облагаемого дохода, поэтому высылаемое налоговым ведомством уведомление на уплату налога получает новое содержание, что и дает основание говорить, что это не индивидуальный акт, направленный на применение основного закона, а новый юридический факт, в силу которого предыдущие права и обязательства, связанные со взысканием подоходного налога, прекращаются и возникают налоговые правовые отношения нового характера. Несложно убедиться, что в этом случае индивидуальный финансово-правовой акт выступает не как акт применения финансово-правовой нормы.

Финансово-кредитные акты, регулирующие финансовую деятельность, по юридическому характеру можно разделить на:

а) законодательные акты;

б) подзаконные акты, правовым основанием для которых являются принципы классификации государственных органов согласно формам осуществления власти, закрепленным в Конституции РА.

Особой правовой формой, отражающей финансовую деятельность государства, являются финансово-плановые акты, которые по своему содержанию и особенностям регулирования отличаются от любых финансово-правовых актов, так как они предназначены обеспечивать стратегию финансовой деятельности государства на определенный период. Плановые акты направлены на сбор, распределение и перераспределение необходимых денежных ресурсов в целях решения важных конкретных экономических проблем. Одновременно плановые акты выступают как направленные тому или иному государственному органу обязательные указания.

Финансово-плановые акты весьма разнообразны. К их числу относят основной финансовый план республики, балансы доходов и расходов министерств, финансовые

планы хозяйствующих субъектов, финансово-кредитные и кассовые планы банков, финансовые планы государственных целевых фондов и целевых фондов местного самоуправления, сметы и др.

Основной особенностью финансово-плановых актов является то, что они выражаются в форме правовых актов, принятых соответствующим государственным органом, и при применении, с точки зрения правовых последствий, обеспечиваются силой государственного принуждения, чем и приравниваются к финансово-правовым актам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возвращаясь к методам финансовой деятельности государства, необходимо заметить, что они, на практике проявляясь как совокупность экономических отношений, могут иметь целевое применение только в тех случаях, когда закрепляются в финансово-правовых актах.

На основании анализа и теоретических обобщений можно прийти к заключению, что говоря о методах финансовой деятельности государства, нужно понимать целый комплекс правовых приемов, форм и способов, которые применяются органами центральной и местных властей как для сбора необходимых денежных средств, так и для их расходования.

Задачи финансовой деятельности страны со временем в жизни общества и государства перерастают в требования, поэтому предметом правотворческой деятельности как законодательных, так и исполнительных органов по улучшению финансовой деятельности государства должны стать:

1. Установление налогов, сумм, подлежащих взысканию, других налоговых доходов и обязательных платежей, а также администрирование взыскания. Необходимость применения этого метода вытекает из интересов экономической безопасности, мощи и защиты государства. Для налогов и других обязательных платежей характерно применение принуждения, во избежание возможности уклонения хозяйствующих субъектов и граждан от уплаты налогов. Кроме того, что налоги являются обязательными платежами, это еще и безвозмездные, невозвратные платежи, которые носят индивидуальный характер, взимаются, как правило, в форме отчуждения денежных средств и направляются на осуществление задач и функций государственных органов и органов местного самоуправления.

2. Добровольность взыскания денежных средств граждан и организаций.

Государство, а также органы местного самоуправления взимают и централизуют денежные средства граждан по необходимости посредством личных пожертвований и сотрудничества с гражданами. Речь идет о внутреннем долге государства, сборе сбережений как вкладов, а в общинах (административно-территориальная единица РА) зачастую средства на финансирование мероприятий общего значения собираются за счет личных пожертвований.

3. Установление добровольного и обязательного страхования.

Государство и органы местного самоуправления осуществляют накопление денежных средств посредством организаций, осуществляющих страховую деятельность.

Страхование как инструмент сбора денежных средств решает две важных задачи.

Во-первых, обеспечивает защиту имущественных интересов граждан и организаций от всех возможных рисков в случае несчастных случаев и каких-либо других происшествий.

Во-вторых, аккумулирует временно свободные денежные средства населения и организаций и использует их в качестве финансовых вкладов в целях осуществления функций и задач государственных и муниципальных властей.

4. Эмиссия денег - один из правовых методов финансовой деятельности государства, цель которого увеличение денежной массы путем выпуска в обращение

новых денег. Право эмиссии (выпуска в оборот наличных денег) предоставлено только Центральному банку Республики Армения[16] и является его исключительным правом.

Следующий метод финансовой деятельности государства имеет целевую направленность расходования денежных средств.

На основании изучения финансовой деятельности государства видно, что метод осуществления финансовой деятельности по направленности расходования денег включают в себя: бюджетное финансирование, кредитование, страхование, выплату пенсий, компенсаций, субсидий, субвенций, дотаций, наличный и безналичный расчет, валютные операции, реализация ценных бумаг.

Уточнение направлений целевого расходования в сфере финансовой деятельности Республики Армения и раскрытие особенностей их правового регулирования имеют не только теоретическое, но и огромное практическое значение, так как все валовые расходы государства, отдельных юридических лиц, а также граждан за конкретный период должны производиться согласно требованиям финансового законодательства и принципа обеспечения законности, ежедневный контроль за которыми осуществляют законодательные и исполнительные власти.

Считаем, что для того, чтобы сделать направления финансовых расходов государства более очевидными и контролируемыми, их можно классифицировать согласно их значимости в жизни общества и государства следующим образом:

1. Бюджетное финансирование;

2. Кредитование, осуществляемое через государственные и коммерческие банки;

3. Страхование и организация страховой деятельности;

4. Выплата пенсий и выплаты по социальному обеспечению;

5. Компенсации, субсидии, субвенции, дотации;

6. Платежи по предоставленному государственными органами и органами местного самоуправления займу или затраты на выкуп

7. Выплаты по наличному и безналичному расчету;

8. Правовые методы регулирования валютных операций, цель которых передача права собственности на валютные ценности и другие имущественные права;

9. Реализация ценных бумаг на рынке ценных бумаг.

Считаем, что применение каждого из вышеупомянутых правовых методов финансовой деятельности Республики Армения должно иметь как научные, так и практические аргументированные обоснования, использование каждого из которых должно вытекать из требований времени, политической, экономической и правовой систем, а также действующего законодательства.

Обобщив практическое значение каждого из правовых методов финансовой деятельности Республики Армения, можно прийти к выводу, что правовое содержание финансовой деятельности Республики Армения составляют те возникшие в ходе сбора, распределения и использования денежных средств разнообразные общественные отношения, которые регулируются финансово-правовыми нормами.

Следовательно, чтобы правильно оценить финансовую деятельность и порядок применения являющихся движущей силой этого процесса правовых методов, а также финансовой ответственности, установленной за нарушение действующего в республике финансового законодательств, необходимо систематизировать и оценить все те факторы, благодаря правильному совмещению которых станет возможным повышение роли и значения правового регулирования финансовой деятельности в нашей республике в системе объединенных экономических функций государства, отделив ее (финансовую деятельность) от общей экономической деятельности, особенно разграничив теоретическое и

практическое значение применения финансовой ответственности, чем на практике и отличается последняя от других видов юридической ответственности.

Несложно заметить, что выбор правовых методов финансовой деятельности государства обусловлен рядом таких факторов, как организационно-правовой порядок государственных органов и органов местного самоуправления на данный момент развития, который, по нашему мнению, является единственным эффективным критерием разграничения содержания финансовой деятельности государства от других направлений публичной деятельности. Эти факторы отражают направленность функций центральной и местных властей государства, их задачи и цели, те финансовые ресурсы, которые находятся в распоряжении исполнительной власти государства и органов местного самоуправления, мощь и структуру экономики на данный момент, важнейшие направления и целенаправленность хозяйствования.

Естественно, что эти факторы выдвигают требование обеспечить единый государственный и общественный контроль во всех упомянутых сферах финансовой деятельности государства, сочетая с этим безупречное осуществление функций законодательных и исполнительных органов государственной власти при сборе, распределении и использовании необходимых денежных средств.

Финансовая деятельность государства является наиважнейшим фактором укрепления социально-экономических процессов в деле усиления мощи государства.

Финансовая деятельность любого государства безгранична. Она включает все направления не только внутригосударственной, но и внешнеэкономической деятельности, отражая структуру финансовой системы данного государства и гарантии ее стабильности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М.: «Юридическая литература», 1970

2. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. - М.: «Юридическая литература», 1973. - С.10-11.

3. Емельянов А.С, Черногор Н.Н. Финансово-правовая ответственность. - М: Финансы и статистика, 2004.

4. Лукьянова Т.Г. Финансовая деятельность государства как правовая категория, Диссертация на соискание научной степени кандидата юр. наук. - М., 2008

5. Статьи 10 и 11 Закона РА «О бюджетной системе Республики Армения» (принят 24 июня 1997 года).

6. ЦБ РА.

7. Койбаева М.Х. Финансовое регулирование экономики в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 35-38.

8. Коваленко О.Г., Колачева Н.В. Теоретические основы финансового менеджмента // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 25-29.

9. Курлеев В.А. Анализ финансового состояния предприятия: сущность, значение // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 39-42.

10. Понедельчук Т.В., Коростелева Л.А., Курлеев В.А. Отечественные и зарубежные методы анализа финансового состояния: сравнительная характеристика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 4 (13). С. 43-47.

11. Вахтина М.А. Особенности становления и развития различных типов экономических организаций // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2006. № 6. С. 23-27.

12. Ярыгина Н.С. Научные взгляды на содержание финансовой стратегии предприятия корпоративного типа // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 6 (38). С. 145-152.

13. Латанова Е.В. Основные виды финансовых стратегий и этапы их формирования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 5154.

14. Вахтина М.А. Неравенство или эффективность: есть выбор // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 13-16.

15. Ярыгина Н.А., Никифорова Е.В. К внедрению новых подходов в изучении экономических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 1 (12). С. 298-300.

16. Вахтина М.А. Нарушение социальной справедливости в российской экономике: причины и следствия // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 66-69.

17. Вахтина М.А. Институционализм как отражение социокультурного подход а в экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 11-2. С. 23-25.

18. Вахтина М.А. Доверие к государству как фактор повышения его эффективности // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2011.№ 1 (40). С. 41-47.

19. Файзрахманова Л.М. Правовое регулирование государственного (муниципального) финансового контроля // Актуальные проблемы экономики и права.

2014. № 3 (31). С. 113-117.

20. Осипов В.И., Михайлов А.В. Федеральное казначейство как субъект государственного финансового контроля // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2015. № 3 (41). С. 44-51.

21. Шевчук Ю.А. Финансово-кредитные рычаги стимулирования инновационного развития национальной экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 120-123.

22. Бердникова Л.Ф., Бердников А.А. Стратегический анализ финансового состояния организации: сущность и методика // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 43-45.

23. Курилова А.А., Городничева М.А. Банковский менеджмент, его понятие и элементы // Вестник НГИЭИ.

2015. № 5 (48). С. 78-83.

24. Симаева И.К. Теоретические подходы к определению сущности банковской политики // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 5 (37). С. 133-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.