Научная статья на тему 'Проблемы, задачи и методы противодействия религиозному экстремизму в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (Окончание)'

Проблемы, задачи и методы противодействия религиозному экстремизму в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (Окончание) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УБЕЖДЕНИЯ / METHODS OF FORMATION OF BELIEF / МЕНТАЛЬНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ / MENTAL CIVILIZATIONS / ЯЗЫЧЕСТВО / PAGANISM / ЕДИНОБОЖИЕ / MONOTHEISM / НАУЧНОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ / SCIENTIFIC ATTITUDE / СМЕНА МЕНТАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ / CHANGE OF MENTAL CIVILIZATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оганесян С.С., Годованец О.Г.

В статье рассматриваются основные проблемы и задачи, связанные с противодействием религиозному экстремизму в местах лишения свободы, и обосновывается необходимость специальной правовой, психологической, педагогической и теологической подготовки отдельных сотрудников УИС с целью оказания компетентного противодействия этому негативному явлению и ресоциализации осужденных. Показываются также отдельные наиболее эффективные методы работы с лицами, осужденными за религиозный экстремизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Оганесян С.С., Годованец О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы, задачи и методы противодействия религиозному экстремизму в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (Окончание)»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

С. С. ОГАНЕСЯН S. S. OGANESYAN

главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,

государственный советник РФ 1 класса,

член экспертного совета Комитета Госдумы ФС РФ

по делам общественных объединений и религиозных организаций,

доктор педагогических наук, профессор

О. Г. ГОДОВАНЕЦ O. G. GODOVANETS

старший инспектор по особым поручениям отдела организации психологической работы УВСПР ФСИН России, подполковник внутренней службы

Проблемы, задачи и методы противодействия религиозному экстремизму в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации

Issues, purposes and methods of counteraction to religious extremism in the penal system of the Russian Federation

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы и задачи, связанные с противодействием религиозному экстремизму в местах лишения свободы, и обосновывается необходимость специальной правовой, психологической, педагогической и теологической подготовки отдельных сотрудников УИС с целью оказания компетентного противодействия этому негативному явлению и ресоциализации осужденных. Показываются также отдельные наиболее эффективные методы работы с лицами, осужденными за религиозный экстремизм.

Ключевые слова: религия, экстремизм, методы формирования убеждения, ментальные цивилизации, язычество, единобожие, научное мировосприятие, смена ментальных цивилизаций.

Abstract. In this article the authors consider the main issues and purposes connected with counteraction to religious extremism in the places of detention. They as well prove the need of special legal, psychological, pedagogical and theological training of certain staff of penal correctional system for the purpose of rendering competent counteraction to this negative phenomenon and resocialization of convicts. Also separate most effective methods of work with the persons convicted of religious extremism are shown.

Key words: religion, extremism, methods of formation of belief, mental civilizations, paganism, monotheism, scientific attitude, change of mental civilizations.

Приведем несколько примеров из практики, чтобы проиллюстрировать специфику противодействия религиозному экстремизму, а также некоторые наиболее эффективные, с нашей точки зрения, методы и способы работы в этом направлении сотрудника УИС.

(Окончание. Начало в № 9-2016)

Но прежде оговорим такие понятия, как «содержание», «метод» и «способ» работы с осужденными. Под содержанием мы понимаем совокупность тех сведений (объем информации) из текстов священных писаний, которые необходимо донести до осужденного, чтобы вытеснить

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 22

nomer_10_2016.indd 22 +©} 28.09.2016 13:20:59

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

ту информацию, которая не соответствует действительности и является ложной; под методом (от греческого métodos - путь, направление к чему-либо) мы, как и многие отечественные педагоги, понимаем совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического характера, которые направлены на усвоение данных сведений (учебного материала). Способ же определяет само действие, применяемое при выполнении какой-либо работы. Нередко на практике два названных понятия используются в качестве синонимов.

Содержанием работы в данном случае являются тексты священных писаний, которые рассматриваются нами в плане веротерпимости и толерантности к иным идеям и религиозным воззрениям. Именно эти сведения определенным образом систематизируются и предъявляются в процессе работы с осужденным за религиозный экстремизм.

Что касается выбора наиболее эффективного метода, то нам представляется, что в процессе работы с такими осужденными таковым является широко известный в отечественной педагогике проблемный метод, который в середине 70-х годов прошлого столетия предложили Л. Я. Лернер и М. Н. Скаткин [1].

Суть данного метода состоит в том, что воспитатель (обучающий) специально создает ситуацию, в которой перед обучаемым ставится проблема, отражающая явное противоречие между имеющимися у него знаниями и представляемой воспитателем (обучающим) информацией. И в процессе обсуждения этой проблемы, которое невозможно без активной мыслительной деятельности обучаемого, как правило, формируется его убеждение в правильности или неправильности той или иной информации, того или иного суждения, мнения или позиции.

Следующий метод, который, безусловно, заслуживает внимания при работе с осужденными за религиозный экстремизм, - частично-поисковый. Он эффективен, поскольку дает осужденному возможность самостоятельно подключиться к поиску сведений, о которых говорилось в процессе беседы.

Приведем несколько конкретных примеров реализации вышеприведенных методов в практической деятельности воспитателей и сотрудников УИС России.

Так, в беседе с одним из членов языческой религиозной организации «Родноверие», отбывающим наказание по ст. 105 УК РФ за убийство

таджика на почве этническом и религиозном неприязни, выяснилось, что ратуя за чистоту арийской расы и возвращение славян-ариев к истокам «родной веры», он не имел элементарных сведений об этническом родстве таджиков и славян, об их происхождении от ариев. Более того, он не знал, что не только по своему антропоморфическому типу, но и по языку таджики относятся к семье индоевропейских народов, так же, как иранцы, афганцы, балто-славяне, романо-германцы, осетины, греки, армяне и некоторые другие. При этом в своем повествовании о богах, быте и традициях славян он не только упрямо ссылался на труды А. Н. Наго-вицина, Г. П. Якутовского, А. К. Беляева, но и по памяти приводил цитаты из их работ. Причем благодаря таким познаниям ему удалось привлечь к «Родноверию» последователей, их фамилии он назвать, разумеется, отказался.

Однако он не смог ответить на ряд важных вопросов, которые были поставлены воспитателем, - о происхождении языка славян, о том, как они именовались античными авторами, в какой части Европы они расселялись в ¡-VI веках н.э. Как не смог ответить, в каком веке славяне выделились из арийской общности, что сегодня объединяет чехов, словаков, поляков, русских и украинцев кроме истории их этнического происхождения, почему одна часть славян приняла католичество, а другая - православие, в силу каких причин этносы и народы безвозвратно перешли от язычества к единобожию и сегодня вступили в цивилизацию научного мировосприятия. Разумеется, он не имел никакого представления не только о научных работах, посвященных происхождению, вероисповеданию и быту ариев, отечественных и зарубежных исследователей, но и таких выдающихся исследователей русской истории, как С. М. Соловьев и В. О. Ключевский. Конечно же, он был не только удивлен, но и подавлен тем объемом переданной в процессе беседы воспитателем информации об этнических корнях и языке лиц, которых он и его «сподвижники» лишили жизни. Кстати, он и не подозревал, что таджики являются такими же прямыми потомками ариев, как и славяне. Причем для подачи информации воспитатель смоделировал проблемную ситуацию, которая была непосредственно связана с кругом интересов осужденного и его противоправной «духовной» деятельностью. Вопросы задавались ненавязчиво, как бы для уточнения той информации, которую о «Родноверии» охотно сообщал сам осужденный.

23

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2016

nomer_10_2016.indd 23

28.09.2016 13:21:00

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

После полуторачасовой беседы осужденный сделал для себя вывод о том, что он недостаточно знает историю происхождения своего этноса. А главное, он осознал: шестнадцать лет «потерянной» жизни, которые ему по решению суда придется провести в местах лишения свободы, не могут быть оправданы никакими идеями и идеалами. И тем более не может быть оправдано никакими мировоззренческими установками лишение жизни другого человека.

Более того, ответ на вопрос, знал ли он об ответственности за распространение экстремистских воззрений, был отрицательным, т. е. перед воспитателем был не только человек, введенный в заблуждение псевдорелигиозными экстремистскими убеждениями, но и безграмотный в правовом отношении.

Надо ли говорить о том, что для организации работы с контингентом лиц, осужденных за религиозный экстремизм и терроризм, воспитателю и психологу необходимо обладать не только знаниями и умениями в области педагогики, психологии и права. Специалисты данного профиля, что особенно важно, должны знать о специфике религиозных воззрений и общности их фундаментальных идейно-идеологических и мировоззренческих основ и понимать, какую роль они играют в современном мире и какое место занимают. Поэтому трудно переоценить роль просветительской деятельности воспитателей и психологов УИС среди тех их подопечных, кто замечен или тяготеет к экстремистским религиозным взглядам.

Приведем пример проблемной ситуации, который поможет воспитателям и психологам организовать работу по противодействию так называемому исламскому фундаментализму в местах лишения свободы.

Но сначала несколько предварительных замечаний. Во-первых, сотруднику УИС следует знать, что подавляющее большинство осужденных за экстремистскую деятельность в нашей стране не владеет арабским языком настолько, чтобы адекватно воспринимать тексты Корана и хадисов пророка. Однако им внушается, что Коран необходимо изучать исключительно на арабском, ибо при переводе на другие языки он теряет свою «божественную сущность», поскольку тексты были ниспосланы Аллахом (Единым Богом) именно на арабском языке. Поэтому основная масса экстремистов доверяется тем толкованиям сур и айатов Корана, которые дают их наставники-учителя.

И уже сам этот факт делает взгляды осужденных весьма уязвимыми, ибо на вопрос о

том, а на каком языке им передается содержание Корана, они вынуждены отвечать: на моем родном (русском, узбекском, татарском, таджикском и др.). В итоге для понимания содержания Корана они так или иначе вынуждены прибегать к языку-посреднику, что, по словам их же наставников, делать нельзя.

Если же они приведут контраргумент, утверждая, что «наставник» великолепно владеет арабским (учился в арабских странах, этнический араб и т.д.), то всегда можно ответить, держа в руках Коран (особенно в переводе иман В. Пороховой), что переводчики Корана на русский или на родной язык осужденного - это ученые-арабисты, для которых арабский язык является вторым родным, а сам перевод был издан с благословения выдающихся современных арабских богословов. А редактором Корана в переводе иман В. Пороховой является ее супруг Мухаммад-хаджи Аль Рошд - представитель известной в арабском мире богословской семьи.

Во-вторых, многие из осужденных не знают, что при жизни пророка Мухаммеда с его слов было записано отнюдь не такое количество ха-дисов (изречений пророка), которые после его смерти стали в бесчисленном количестве приписывать ему. Многие из хадисов являются выдумкой недалеких лиц и не имеют ничего общего с изречениями самого пророка, а потому входят в явное противоречие с фундаментальными мировоззренческими основами Корана [2].

Осужденному всегда можно задать вопрос: как мог при своей жизни пророк, который прожил всего 63 года, а пророческую миссию начал с сорока лет, передать своему окружению несколько сот тысяч изречений, которые сегодня имеют хождение в исламском мире? Поэтому ориентироваться следует на те хади-сы, которые собраны в упомянутой книге той же иман В. Пороховой, поскольку они научно выверены и достоверны.

В-третьих, необходимо иметь в виду, что подавляющее большинство экстремистов, прежде всего не относящихся к арабскому этносу, слабо владеют содержанием Корана и поэтому оказываются в полной растерянности, когда им зачитываются строки Корана, демонстрирующие его особую веротерпимость не только к язычникам, но также к иудеям и христианам, которые отвернулись от исполнения Божьих заповедей и законов. Например, строки, в которых Господь призывает своего посланника Мухаммеда не печалиться по поводу тех, кто или «к неверию спешит», или искажает смысл священных писаний,

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 24

потег_10_2016.1п<И 24 +©} 28.09.2016 13:21:00

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

«придавая им ложный смысл», или слушает всякие измышления о Коране, не прочитав его, ибо «позор для них - в ближайшем мире и кара превеликая в другом!» (сура 5:41). Согласно Корану, человек не властен наказывать другого человека за его духовные убеждения. Эту власть оставил за собой исключительно сам Бог.

Проиллюстрируем сказанное конкретным примером установочной беседы с лицом, осужденным по ст. 280 и 282 УК РФ.

Цель беседы - на основе предварительных сведений о религиозной компетентности осужденного показать несоответствие имеющихся у него представлений истинным установлениям, данным в Коране. Используемое средство -текст Корана [9].

Осужденный Усман К., 26 лет, приобщился, по его словам, к ваххабизму в Дагестане в возрасте 19 лет. Намаз (молитву) совершает на арабском языке. Коран на арабском читает с трудом. Родной язык - лезгинский. Хорошо владеет русским языком. Образование среднее. Семья полная. У него двое старших братьев и три сестры. Отец работает учителем в средней общеобразовательной школе. Мать - домохозяйка. Литературу экстремистского толка получал из рук «амира Лезгистана» (духовного наставника) на арабском и на русском языках.

На вопрос, читал ли он Коран и на каком языке, отвечает, что до встречи с амиром читал на русском. На вопрос, в переводе какого автора, ответил, что не помнит. Но запомнил цвет обложки - синий. После встречи с амиром пытается читать Коран на арабском. Амир, как правило, сам зачитывал суры и переводил на русский, поясняя (толкуя) отдельные места.

На вопрос, знает ли он, что Коран рассматривается в качестве третьего послания Единого Бога человечеству после Торы и Нового Завета, ответил, что знает и добавил: «Поэтому и иудеи, и христиане не только должны знать Коран, но и обязаны руководствоваться им в своей жизни. Они должны принять «ве-роустав» Корана, поскольку в Коране сказано, что Мухаммед - последний пророк. После него пророка не будет. Прошло полторы тысячи лет. Пророка от Аллаха нет и не будет. Все должны следовать «вероуставу» Корана. В мире полно несправедливости, женщины потеряли стыд и скромность. Семьи разрушаются. Везде царствует коррупция. Люди отвернулись от Бога».

Воспитатель, дав возможность осужденному выговориться, зачитал цитату из Корана, обращенную к иудеям и христианам. И гово-

рит, да, действительно в Коране есть строки, обращенные к людям «Книги», т.е. иудеям и христианам, где говорится, что Аллах проявляет свое милосердие к тем, кому ранее передал послания (сура 5: 15,16).

Однако, продолжает воспитатель, в Коране есть и следующие строки, которые требуют при чтении этой великой книги быть вдумчивым и не делать поспешных выводов, чтобы не «блуждать в грехе» и не стать противником Аллаха.

Воспитатель предлагает осужденному прочитать строки Корана, в том числе и те, в которых Аллах в очередной раз категорически запрещает навязывать человеку религиозные убеждения, и сообщает, что возмездие не только неверующие, но и даже «сектанты» получат на небесах от Аллаха: «И пусть тебя, (о, Му-хаммад), кто разделяет свою веру и делится на секты. Их дело в веденье Аллаха, и Он потом им возвестит все (зло того), что делали они...» (сура 6:159,160).

На этом первая беседа с осужденным завершается. Главное, чтобы после первой беседы осужденный за экстремизм осознал, что Коран необходимо читать внимательно, осмысленно, понимая, кто является его адресатом и в какое историческое время он был ниспослан, чтобы осужденный проникся тем, что Коран более веротерпим, чем два предшествующих ему послания Аллаха (Тора и Новый Завет), и что поэтому все суры Корана начинаются со слов о милосердии и милости Аллаха к человеку.

Таким образом, без глубокого знания Корана (как, впрочем, и других священных писаний) воспитатель УИС не сможет выполнить возложенные на него функции. Поэтому ему необходима не только правовая, психологическая, педагогическая, но и специальная подготовка по вопросам религии. Кроме того, необходимы специально созданные для сотрудников УИС программа и учебно-методическое пособие по противодействию религиозному экстремизму в системе УИС, разработкой которых и занимается в настоящее время НИИ ФСИН России. ^

1. Оганесян С. С., Фарре-Трензелева О. А. Тора, Новый Завет и Коран - закон, правопорядок, зако-нопослушание. Способы формирования правосознания и передачи законодательных функций от Бога к человеку. М.: Гуманитарий, 2011. С. 552.

2. Коран. Перевод смыслов и комментарии Валерии Пороховой. 10-е изд., доп. М.: Рипол Классик, 2008. С. 800.

25

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2016

потег_10_2016.1п<И 25

28.09.2016 13:21:00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.