Научная статья на тему 'Проблемы языка и личности в социокультурном контексте'

Проблемы языка и личности в социокультурном контексте Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
153
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / ЯЗЫК / КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Буряк Наталья Юрьевна

в данной статье автор обращается к проблемам языка и личности в социокультурном контексте. Определяется связь между языком, личностью и культурой. Подчеркивается, что многообразие, а не однородность будет стержнем динамичной глобальной системы, и именно это явится одним из самых трудных испытаний человечества перед будущим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы языка и личности в социокультурном контексте»

Проблемы языка и личности в социокультурном контексте

Буряк Н.Ю.

Буряк Наталья Юрьевна /Bouriak Natalya Yurievna - кандидат культурологии, доцент кафедры технологий сервиса и деловых коммуникаций, факультет маркетинга и туризма, Академия маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ), г. Краснодар

Аннотация: в данной статье автор обращается к проблемам языка и личности в социокультурном контексте. Определяется связь между языком, личностью и культурой. Подчеркивается, что многообразие, а не однородность будет стержнем динамичной глобальной системы, и именно это явится одним из самых трудных испытаний человечества перед будущим.

Abstract: in this paper the author turns to the problem of language and culture in socio-cultural context. The connection of language, person and culture is revealed. The author also emphasizes that diversity, not uniformity is the core of the dynamic global system, and this will be one of the most difficult challenges for the fature of mankind.

Ключевые слова: этнокультурные особенности, культурные ценности, культурное взаимодействие, межличностное общение, язык, культура, социокультурный контекст.

Keywords: ethno-culturalpeculiarities, cultural values, culturalinteraction, interpersonal communication, language, culture, socio-cultural context.

Начало XXI века ознаменовалось качественными изменениями исторических способов жизни, сменой мировоззренческой парадигмы в соответствии с достижениями науки и новым социокультурным пространством существования человечества. Современный мир не становится единым, монополярным и монокультурным, как спешили объявить глобалисты; он остался мозаичным, разным. Глобализирующее движение, как очевидно уже сейчас, приведет к обновлению и возрождению различных языков и культур. Многообразие, а не однородность, будет стержнем динамичной глобальной системы, и именно это явится одним из самых трудных испытаний человечества перед будущим. Открытие национальных границ и появление людей из разных социокультурных слоев в нашем обществе уже определяет его статус как полиэтнического, многоязычного, поликультурного. В этой связи становится очевидным, что образование также должно становиться многообразным, многокультурным, активно влияющим на успешную интеграцию обучаемого в современную поликультурную среду единого культурного и образовательного пространства страны.

Выдающаяся роль среды в образовании человека осознается и осмысливается еще со времен античности. Обучение и воспитание через особое устройство и организацию окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование, рассматривается Б. М. Бим-Бадом в качестве одного из наиболее эффективных принципов педагогики. Человек меняется в среде и посредством среды. «Самостоятельное взаимодействие человека со средой, в которую заранее заложена необходимость правильного мышления, -вот что дает прочное и глубокое образование. Обучающая и воспитывающая среда, - отмечает ученый, - это постоянно расширяющаяся сфера деятельности человека. Она включает в себя все большее богатство его связей с природой и культурными объектами - вещами, созданными человеком для человека, социальной средой». Характер образовательной среды определяется целями образования, которые формируются в соответствии с внешними требованиями к современным образовательным институтам и учреждениям. Образовательная среда, в свою очередь, «выдвигает» набор требований к образовательному процессу -внутренние требования; следовательно, любая образовательная среда должна постоянно изменяться в соответствии с внешними и внутренними требованиями. Интенсивное развитие современного поликультурного общества как новой формы и стадии развития человечества, в котором культурная составляющая жизни человека приобретает все больший удельный вес, обуславливает необходимость становления современной поликультурной образовательной среды как пространственно-временной организации объективного мира, внешней по отношению к субъекту, но оказывающей влияние на его состояние и развитие, а также обеспечивающей разнообразные возможности для всестороннего личностного совершенствования.

В концепции средоориентированного обучения «среда есть конструируемая часть физической реальности (представлена субъекту в форме действительности), порождаемая путем непосредственных взаимодействий органов чувств человека с изменениями в физической реальности, связанная и опосредованная опытом рекурсивных взаимодействий организма» [3, C.58]. Среда - действительность, в которой происходит созидательная деятельность человека. В процессе деятельности в среде человек меняет ее для достижения своих личных и социальных целей. В свою очередь, измененная им или другими субъектами внешняя часть среды оказывает обратное влияние на субъекта [3, C.163].

Схожее трактование понятия относится и к социальной сфере жизнедеятельности индивида, в которой среда определяется как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Так М.Я. Басов [1, C.305], рассматривая «развитие человека как активного деятеля в окружающей среде», определил среду как целостную систему воздействий на человека. Системный характер социальной среды определяется взаимосвязями и взаимоотношениями ее

субъектов в процессе деятельности. Эти идеи получили свое развитие в культурно-исторической теории Л.С. Выготского [2, C.49]. Диалектическая взаимосвязь внешнего и внутреннего, уникальные отношения среды и ее субъекта нашли свое отражение в его идее «социальной ситуации развития». В.И. Слободчиков отмечает, что принципиальная новизна идеи Л. С. Выготского заключается в том, что в его понимании социальная среда, культура - это не условие или один из факторов развития, а источник психического развития личности[4].

Литература

1. БасовМ.Я. Общие основы педологии. СПб.: Алтея, 2007. - С. 776.

2. Выготский Л.С. Психология развития личности. - М.: Смысл, 2005.

3. Сергеев С.Ф. Проектирование обучающих сред// Школьные технологии. - 2006. - С.58 - 65.

4. СлоботчиковВ.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. М.: Новые ценности образования: культурные модели школ, 1997. - С. 177 - 185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.