Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / программирование / вузы / рынок труда / ИТ-отрасль / подготовка кадров / information technology / programming / universities / labor market / IT industry / personnel training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.А. Грязнов, М.И. Кузнецов

Современная система образования должна трансформироваться таким образом, чтобы соответствовать потребностям рынка труда. В частности, речь идет о соотнесении профессий, которые желают освоить абитуриенты вузов, с потребностями работодателей. Также существует проблема несоответствия теоретической базы, которую осваивают студенты вузов и колледжей, объему знаний, необходимых для трудоустройства. Статья посвящена вопросам несогласованности уровня информационно-технического образования выпускников и запросов бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.А. Грязнов, М.И. Кузнецов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES AND EMPLOYERS IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY

The modern education system must be transformed in such a way as to meet the needs of the labor market. In particular, we are talking about the correlation of professions that university applicants wish to master with the needs of employers. There is also a problem of inconsistency of the theoretical base, which students of universities and colleges master, with the amount of knowledge necessary for employment. The article is devoted to the issues of inconsistency between the level of information technology education of graduates and business requests.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

С.А. Грязнов1, канд. пед. наук, доцент

М.И. Кузнецов2, канд. пед. наук, доцент

1Самарский юридический институт ФСИН России

2Академия ФСИН России

1(Россия, г. Самара)

2(Россия, г. Рязань)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-1-66-68

Аннотация. Современная система образования должна трансформироваться таким образом, чтобы соответствовать потребностям рынка труда. В частности, речь идет о соотнесении профессий, которые желают освоить абитуриенты вузов, с потребностями работодателей. Также существует проблема несоответствия теоретической базы, которую осваивают студенты вузов и колледжей, объему знаний, необходимых для трудоустройства. Статья посвящена вопросам несогласованности уровня информационно-технического образования выпускников и запросов бизнеса.

Ключевые слова: информационные технологии, программирование, вузы, рынок труда, ИТ-отрасль, подготовка кадров.

Информационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее перспективных секторов экономики, при этом нехватка ИТ-персонала - часть общей кадровой проблемы, с которой сталкивается технологический сектор в целом.

Несмотря на то, что в России наблюдается резкий рост числа студентов, изучающих ИТ, а также тех, кто готов пройти переподготовку на ИТ-специальности, остро стоит проблема качества данного образования. Теоретическая школа в области математики и физики, основа которой была заложена в систему образования в советское время, остается хорошей базой и по сей день. Однако основная проблема многих университетов и других учебных заведений (например, предлагающих краткосрочные курсы) - это отсутствие прикладных навыков и практических основ.

Для современного работодателя прием на работу специалиста без практической базы - это высокий риск, так как потребуется дополнительное обучение с затратой большого количества ресурсов. Кроме того, сектор информационных технологий быстро развивается и фундаментальное образование сталкивается с трудностями в противодействии этим темпам изменений.

Таким образом, нехватка ИТ-персонала во многом связана с устаревшей системой образования. Студенты получают базовые знания в области ИТ в высших учебных заведениях, а в идеале должны получать их в средних и старших классах общеобразовательных школ. Кроме того, в самих образовательных организациях не хватает специалистов с реальным опытом программирования, построения компьютерных архитектур, взаимодействия в ИТ-командах. Решением проблемы может быть подключение к образовательному процессу предприятий - создание дуальных образовательных траекторий, в рамках которых предприятия смогут обеспечить необходимую практическую основу для теоретических программ [1].

Отдельно следует отметить, что, например, программирование - это технически сложное направление, имеющее свою специфику, поскольку данная специальность подходит не всем абитуриентам. Однако из-за волны популярности многие родители хотят, чтобы их дети занимались именно программированием (сегодня это престижная и высокооплачиваемая специальность). Тем не менее, когда студент сталкивается с реальностью профессии, он

понимает, что у него нет потенциала в данном направлении.

Есть и другая сторона проблемы. Некоторые студенты начинают работать с самого начала обучения в вузе, а в середине обучения у них возникает желание уйти из университета и посвятить себя работе -молодые люди видят в этом больше практического смысла. При этом онлайн-образование не всегда является правильным решением. Основной риск здесь заключается в отсутствии личного взаимодействия между преподавателями и студентами, что может привести к снижению качества обучения.

Не все молодые люди обладают высоким уровнем самоорганизации и мотивации, таким студентам может не хватать дисциплины для успешного прохождения онлайн-курса. Кроме того, в рамках он-лайн-образования сложно проводить практические занятия, объединять студентов для выполнения командных задач, а взаимодействие со смежными отделами чрезвычайно важно в ИТ-индустрии.

Тем не менее онлайн-обучение имеет свои преимущества для тех, кто получает второе образование: доступность, гибкость графика и легкая смена направлений. Студенты могут менять курс в ходе обучения, выбирая более интересные для себя направления. Однако с точки зрения подготовки квалифицированных кадров оптимально, когда образовательное учреждение находит баланс между онлайн- и офлайн-форматами.

Трудности в освоении ИТ направлений могут возникнуть в следующих случаях:

- нет достаточной усидчивости и настойчивости;

- тяжело самостоятельно искать (и проверять) информацию;

- невнимательность к деталям;

- нет должного понимания, что это за отрасль;

- интерес к 1Т-сфере исключительно из-за ее популярности;

- нет готовности работать над ошибками для достижения результата;

- низкие коммуникационные навыки.

Помимо программистов, которые создают программное обеспечение (основ-

ные языки: Python, Java, JavaScript, C#, Swift) также на рынке труда востребованы:

- аналитики (инструменты: SQL, Excel, BI-системы);

- тестировщики (инструменты: Selenium, JIRA, Postman);

- системные администраторы (инструменты: Linux, Windows Server, Ansible);

- DevOps-инженеры (инструменты: Docker, Kubernetes, Jenkins.);

- дизайнеры (инструменты: Figma, Adobe XD, Sketch);

- специалисты Data Scientist (инструменты: Python, R, TensorFlow, Hadoop).

Поэтому, прежде чем сделать окончательный выбор социальности молодым людям целесообразно попробовать себя в роли разработчика на разных языках, а также в разных ролях (например, в онлайн-школе интернет профессий) [2].

Высококлассные специалисты ИТ-сферы сегодня требуются во всех отраслях, но наиболее активны в их привлечении крупные корпорации (например, в сфере телекоммуникаций). Также около 15% ИТ-специалистов работают в банках, e-commerce, ретейле. Следует отметить, что сами ИТ-специалисты охотнее выбирают именно ИТ-компании, где организация трудовой деятельности отличается от принятой в традиционном бизнесе:

- часто удаленный (или гибридный) формат работы;

- коворкинги;

- особая организация пространств для отдыха;

- показатели KPI (измерение результативности и эффективности) заменены на OKR (переход от количественной мотивации к осознанной вовлеченности).

Государство активно поддерживает ИТ-компании, предоставляя определенные льготы: специальные условия по ипотеке, отсрочки от армии и мобилизации, понижение налоговых ставок. Как сказано выше, для решения кадровой проблемы необходимы глобальные изменения в системе образования:

- обновление программ;

- забота о техническом оснащении образовательных организаций;

- обучение преподавателей.

Следующий шаг - интеграция школ, вузов и бизнеса. Также важно развивать партнерские программы для обеспечения стажировок студентов. Здесь также необходима помощь государства в карьерном треке, например, в виде преставление грантов на оплату обучения [3].

К вышесказанному необходимо добавить, что ни обучение в ВУЗе, ни прохождение специализированных курсов не способно «создать» специалиста, если он сам не будете прикладывать постоянных активных усилий для достижения цели обу-

чения. Причем практика и самообразование должны продолжаться не только во время процесса обучения, но и на протяжении всей трудовой карьеры. Только тогда можно реализовать весь потенциал полученного образования.

Другими словами, ИТ-специалисту необходимо не только техническое образование, но и умение учиться, а также структурированный каталог знаний, хорошие практические навыки, отвечающие требованиям рынка, желание самообразовываться.

Библиографический список

1. Сергеев С.Н. Кадровый дефицит на рынке ИТ: ключевые стратегии и инновационные подходы к решению. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vt.chuvsu.ru/abiturientu/poleznaya-informaciya/1174-kadrovyj-deficit-na-rynke-it-kljuchevye-strategii-i-innovacionnye-podhody-k-resheniju.html (дата обращения: 21.08.2024).

2. Skillbox. Найди себя и новую профессию. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://skillbox.ru/ (дата обращения: 21.08.2024).

3. Климова, Ю.О. Проблемы подготовки кадров в сфере информационных технологий / Ю.О. Климова // Проблемы развития территории. - 2020. - № 6 (110). - С. 86-105. -DOI 10.15838^.2020.6.110.6. - EDN GSLAIE.

PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES AND EMPLOYERS IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY

S.A. Gryaznov1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor M.I. Kuznetsov2, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor 1Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia 2The Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia 1(Russia, Samara) 2(Russia, Ryazan)

Abstract. The modern education system must be transformed in such a way as to meet the needs of the labor market. In particular, we are talking about the correlation of professions that university applicants wish to master with the needs of employers. There is also a problem of inconsistency of the theoretical base, which students of universities and colleges master, with the amount of knowledge necessary for employment. The article is devoted to the issues of inconsistency between the level of information technology education of graduates and business requests.

Keywords: information technology, programming, universities, labor market, IT industry, personnel training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.