► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 378.14 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-182-195
ББК 74.48
ОБУЧЕНИЕ WEB-ПРОГРАММИРОВАНИЮ БАКАЛАВРОВ IT-НАПРАВЛЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗАХ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ
TEACHING WEB DEVELOPMENT TO IT BACHELORS IN REGIONAL UNIVERSITIES: RELEVANCE, CHALLENGES AND APPROACHES
Каракозов Сергей Дмитриевич
Директор Института математики и информатики, Московский педагогический государственный университет, доктор педагогических наук, профессор
E-mail: [email protected]
Karakozov Sergey D.
Director of the Institute of Mathematics and Computer Science, Moscow Pedagogical State University (MPGU), ScD in Education, Full Professor
E-mail: [email protected]
Худжина Марина Владимировна
Декан факультета информационных технологий и математики, Нижневартовский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Khudzhina Marina V.
Dean of the Faculty of Information Technologies and Mathematics, Nizhnevartovsk State University, PhD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования подготовки ^-специалистов в условиях цифровизации экономики. На основе анализа состояния современного рынка труда ^-индустрии и прогнозируемого спроса на профессиональные компетенции выпускников вузов со стороны региональных работодателей обосновывается актуальность выбора в качестве
Abstract. The paper studies the current issues on improving the training of IT specialists in the context of digitalization of the economy. It analyzes the modern IT labor market, forecasts regional employers' demand for professional competencies of university graduates, and therefore demonstrates the relevance of choosing
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Каракозов С. Д., Худжина М. В., 2021
приоритетного при обучении программированию будущих 1Т-специалистов подхода, основанного на расширенной подготовке современным технологиям программирования, среди которых особое место занимают технологии в области шеЬ-программирования. Рассматриваются существующие подходы к организации обучения программированию в образовательных организациях, реализующих профессиональные образовательные программы 1Т-направлений подготовки, делается вывод о построении обучения на основе рекомендаций международных стандартов при подготовке 1Т-специалистов в системе профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов, региональных работодателей и специфики вуза.
an approach to teaching pre-service IT professionals that is based on the advanced training in modern programming technologies, with web development being at the forefront. The paper considers the available approaches to teaching computer programming in educational organizations that offer IT education to conclude that training should be based on international standards guidelines for IT training with due regard to the requirements of occupational standards, the needs of regional employers, and the particular nature of a given university.
Ключевые слова: информационные технологии, программирование, шеЬ-разработка, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, международные стандарты.
Keywords: information technology, computer programming, web development, educational standard, occupational standard, international standards.
Для цитирования: Каракозов С. Д., Худжина М. В. Обучение шеЬ-программированию бакалавров 1Т-направлений в региональных вузах: актуальность, проблемы и подходы // Проблемы современного образования. 2021. № 5. С. 182-195. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-182-195.
Cite as: Karakozov S. D., Khudzhina M. V. Teaching web development to it bachelors in regional universities: relevance, challenges and approaches. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 5, pp. 182-195. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-182-195.
Ключевым фактором развития современного общества и экономики является циф-ровизация всех сфер деятельности человека. Цифровизация все глубже проникает во все аспекты производственной, финансовой, социальной и государственной деятельности и является сегодня неотъемлемым условием развития страны и повышения качества жизни ее граждан.
Для сохранения конкурентоспособности экономики страны на международной арене в России разработана и реализуется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1], включающая федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», направленный на обеспечение подготовки высококвалифицированных 1Т-специалистов.
В связи с тем, что на современном рынке труда существует серьезный дефицит 1Т-спе-циалистов, необходимых для успешного обеспечения развития цифровой экономики [2],
значимым мероприятием проекта «Кадры для цифровой экономики» является ежегодное увеличение контрольных цифр приема в российские вузы на информационно-технологические направления подготовки. К 2024 г. этот показатель должен составить 120 тыс. (для сравнения - 50 тыс. бюджетных мест в 2018 г.) [3].
Таким образом, перед российскими вузами стоит серьезная задача подготовки конкурентоспособных на рынке труда работников 1Т-сферы. Однако сегодня профессии 1Т-специалистов входят в топ наиболее высокооплачиваемых, а область развития и использования информационных технологий является одной из самых стабильных на рынке труда. Результаты совместных исследований рынка 1Т, проведенных компаниями Яндекс и HeadHunter [4] подтверждают рост спроса на 1Т-специалистов (табл. 1).
Таблица 1
Рейтинг изменений востребованности 1Т-специалистов на российском рынке труда
Вакансия Изменение потребностей за два года, в %
FrontEnd-разработчик (разработчик, создающий видимую для пользователя часть веб-страницы) +20
PHP-разработчик -21
Java-разработчик -13
Системный администратор +1
Тестировщик 0
1С-разработчик +17
.NET-разработчик -4
С++-разработчик +2
iOS-разработчик -17
Android-разработчик -3
Python-разработчик +21
DevOps-инженер (специалист по согласованию разработки и эксплуатации кода) +70
JavaScript-разработчик -6
Data Scientist (анализ данных) 226
FullStack-разработчик (разработчик, способный в одиночку заменить команду в малом проекте) 199
Высокий спрос на профессионалов в области web-разработки подтверждается данными, представленными на сайтах ведущих рекрутинговых компаний [5; 6]. А как следует из табл. 1, лидеры спроса со стороны работодателей - специалисты в области web-разработки.
Востребованность специалистов данного профиля имеет место и на международном рынке труда. Так, в документе Information Technology Curricula 2017 (ITC-2017) [7] приведены рейтинги изменений востребованности IT-специалистов различных профессий (табл. 2).
Таблица 2
Рейтинги изменений востребованности П"-профессий на международном рынке труда
Вакансии Общее количество Динамика изменений, в %
Работодатели Представители отрасли
Web-разработчик 148 500 27 39
Аналитик компьютерных систем 567 800 21 33
Разработчик программного обеспечения бизнес-приложений 718 400 19 31
Аналитик в области информационной безопасности 82 900 18 36
Разработчик программного обеспечения системных приложений 395 600 13 31
Специалист технической поддержки пользователей 766 900 12 31
Администратор баз данных 120 000 11 26
Исследователь в области Computer Science 25 600 11 21
Архитектура компьютерных сетей 146 200 9 21
Системный администратор 382 600 8 31
В табл. 2 представлен прогнозируемый рост IT-профессий на 2014-2024 гг. во всех секторах деятельности (прогноз занятости), кроме того, приведено количество вакансий по этим же профессиям в соответствии с данными за 2014 г. Обращает на себя внимание значительное изменение позиции в рейтинге востребованности профессии web-разработчика (Web Developers): в 2014 г. Web Developers занимали седьмую позицию по количеству имеющихся вакансий, а к 2024 г. прогнозируется, что данные специалисты займут первую строку рейтинга [7]. Профессии web-разработчиков имеют самый большой прогнозируемый рост в IT-индустрии - 39%.
Современное состояние рынка труда, неразрывно связанное с глобальной циф-ровизацией экономики и социальной сферы, обуславливает изменение подходов к содержанию обучения в области программирования. Содержание профессиональной подготовки бакалавров в российских вузах по IT-направлениям проектируется на основе действующих образовательных стандартов (ФГОС ВО) с учетом профессиональных стандартов, запросов работодателей и требований международных стандартов к подготовке IT-специалистов. Так, в разделе 3.4 ФГОС ВО по информационно-технологическим направлениям подготовки бакалавров отмечается, что профессиональные компетенции формируются образовательной организацией «на основе профессиональных стандартов», «обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли» [8].
Соотнесение требований профессиональных и образовательного стандартов является сегодня одним из главных направлений деятельности выпускающей кафедры при проектировании и реализации образовательных программ, так как ФГОС ВО ориентирует вузы на максимальное удовлетворение потребностей рынка труда и его
конъюнктуры, учет результатов взаимодействия с работодателями в виде конкретных запросов к подготовке современных специалистов [9-11].
Требования к профессиональной подготовке web-разработчиков со стороны российского профессионального сообщества отражены в профессиональном стандарте «Разработчик Web и мультимедийных приложений» [12]. Международные требования для IT-направлений сконцентрированы в своде документов, направленных на систематизацию и унификацию требований к выпускникам вузов по соответствующим образовательным программам и содержащих методические рекомендации по составлению учебных планов, формированию содержания обучения, организации теоретической и практической подготовки будущих IT-специалистов. Исследователи отмечают, что стандартизация IT-образования на международном уровне способствует повышению качества подготовки выпускников и их конкурентоспособности современном рынке труда [13; 14].
Так, например, в ITC-2017, в соответствии с происходящими изменениями на рынке труда IT-профессий, особая роль отводится формированию профессиональных компетенций обучающихся в области web-разработки (Web development) [7].
Однако в российских научных исследованиях вопросам модернизации содержания обучения программированию в системе профессионального образования уделяется недостаточное внимание, в том числе недостаточно представлены работы, связанные с обучением студентов современным технологиям программирования, в частности web-программированию. Несмотря на то, что на современном рынке дополнительных образовательных услуг представлен широкий спектр программ повышения квалификации в области современных технологий программирования, для обеспечения фундаментальной подготовки будущего IT-специалиста, по нашему мнению, студентам должна быть предоставлена возможность овладения системой базовых знаний и навыков в этой области (в частности, в сфере web-разработки) уже на этапе освоения основной образовательной программы.
В соответствии с вышеизложенным, проблема нашего исследования состоит в выделении приоритетных подходов к обучению программированию будущих IT-специалистов в условиях регионального вуза, основанных на расширенной подготовке в области современных технологий программирования (на примере web-программирования).
В ITC-2017 представлена современная иллюстрация шаблона той части образовательной программы в области информационных технологий, которая направлена на формирование профессиональных компетенций обучающихся, где выделено четырнадцать областей знаний, среди которых только пять (Cybersecurity Principles, Global Professional Practice, Networking, Software Fundamentals, Web and MobileSystems) включены как в обязательную, так и в дополнительную части учебного плана предлагаемого шаблона. Web and Mobile Systems входит в состав указанных пяти областей, что подчеркивает актуальность данного направления для подготовки востребованного специалиста [7].
Профессиональные стандарты устанавливают требования к компетенциям работника по квалификационным уровням в зависимости от полученного образования,
степени ответственности и уровня сложности выполняемых работ в рамках определенного вида профессиональной деятельности. Формирование содержания профессиональной компетенции происходит по результатам анализа обобщенных трудовых функций и соответствующих трудовых функций профессионального стандарта. Если образовательная программа разработана без учета определенного профессионального стандарта, то результаты ее освоения не включают компетенции, соответствующие данной профессии. В этом случае выпускник вынужден получать нужные знания и навыки на рынке услуг дополнительного профессионального образования.
Исходя из возрастающего спроса на профессионалов в области web-разработки, ведущие российские вузы и IT-компании расширяют спектр своих услуг для подготовки востребованных специалистов в этой области, разрабатывая программы переподготовки и курсов повышения квалификации, в частности, на основе учебных он-лайн-курсов [15; 16].
В настоящее время получение образования в формате онлайн приобретает все большую популярность. В мире существуют различные мнения об эффективности онлайн-курсов по сравнению с традиционным обучением [17]. В России, согласно исследованию П. Л. Пеккер, имеются широкие потенциальные возможности успешного использования онлайн-курсов, которые обусловлены прежде всего протяженностью территории и численностью населения страны [18]. В своих исследованиях компания HeadHunter отмечает, что одной из популярных категорий онлайн-курсов являются курсы по IT-на-правлениям: им отдало предпочтение около 23% респондентов [19].
При этом, по результатам исследования компании EdTech, проведенного в 2019 г., в качестве основной цели обучения большинство респондентов указывают «обучиться отдельным практическим навыкам в своей профессии», то есть углубить практико-ориентированную составляющую и при этом развить так называемые soft skills [20]. В соответствии с запросами современного общества многие ведущие вузы, центры профессиональной переподготовки, а также крупные компании разрабатывают и реализуют онлайн-курсы по программированию, ориентированные как на новичков в области информационных технологий, так и на лиц, имеющих базовое образование по данному направлению.
Наиболее популярными являются онлайн-курсы, направленные на подготовку слушателей в области web-программирования. Так, курсы по данному направлению предлагают Mail.ru Group, GeekBrains, Яндекс Практикум, Нетология-групп, SkillBox и др. Возможности использования онлайн-курсов HTML Academy в процессе обучения будущих IT-специалистов web-программированию при реализации основной профессиональной образовательной программы продемонстрированы в нашей работе [21].
Как уже отмечалось выше, web-разработка является одной из наиболее значимых областей современных технологий программирования с точки зрения рекомендаций международных стандартов. В ITC-2017 представлен набор модулей (IT-доменов), рекомендованных к включению в учебные планы вузов по IT-направлениям подготовки бакалавров [7]. Модуль Web and Mobile Systems занимает особую позицию и рекомендован как для обязательного, так и дополнительного изучения.
Это связано с тем, что выпускники, стремящиеся сделать карьеру в сфере информационных технологий, имеют большой потенциал для успеха при условии обладания соответствующими навыками. Спрос на профессию шеЬ-разработчика непрерывно растет, и по прогнозам является одним из самых высоких среди 1Т-профессий. По результатам исследований, приведенным в 1ТС-2017, домены, получившие одни из самых высоких оценок со стороны представителей ведущих 1Т-компаний и компьютерных факультетов вузов, включают кибербезопасность, облачные вычисления и шеЬ-системы. Навыки шеЬ-разработки относятся к одним из самых востребованных со стороны работодателей (табл. 3).
Таблица 3
Рейтинг востребованности 1Т-навыков
^-навык Востребованность, %
Безопасность 40
Информационный менеджмент 38
Помощь в использовании компьютеров 36
Хранение данных 33
Поддержка сети 31
Облачные архитектуры 29
Телекоммуникации 27
Web-разработка 27
Поддержка серверов 27
Поддержка мобильных устройств 24
Разработка приложений 23
Инструменты работы с большими данными 23
Виртуализация 21
Для изучения мнения студентов как потребителей образовательных услуг вузов по вопросу актуальности освоения профессиональных компетенций в области шеЬ-разра-ботки в 2020 г. нами было проведено анкетирование на базе трех региональных вузов, осуществляющих подготовку по 1Т-направлениям - как российских, так и зарубежных. В анкетировании приняли участие 209 студентов старших курсов (Нижневартовский государственный университет - 144 студента, Чеченский государственный педагогический университет - 46 студентов, Лиепайский университет - 21 студент). В среднем по трем вузам более 70% респондентов не исключают возможности связать свою профессиональную карьеру с шеЬ-разработкой. При этом 57% опрошенных испытывают потребность в расширении и углублении своих знаний и умений в данной области и считают, что этим нужно заниматься уже на этапе освоения основной образовательной программы в вузе; 8% студентов считают, что для успешного освоения профессии шеЬ-разра-ботчика достаточно пройти подготовку по программам дополнительного профессионального образования. Таким образом, можно говорить о том, что со стороны студентов также имеется заинтересованность в овладении навыками шеЬ-программирования.
Формирование навыков программирования является неотъемлемой частью содержания подготовки бакалавров любого 1Т-направления в вузе. Вместе с тем качественная подготовка будущего программиста в системе профессионального образования сопряжена с рядом проблем, являющихся предметом исследования в научной среде на протяжении многих лет. Приведем краткий анализ научных работ, посвященных повышению качества профессиональной подготовки бакалавров информационно-технологических направлений подготовки, акцентируя внимание на исследуемых компонентах методической системы обучения (МСО) (в соответствии с определением А. М. Пышкало, адаптированным современными исследователями-методистами для высшего профессионального образования) [22, с. 28-38].
Так, в исследовании Л. А. Кугеля анализируются вопросы недостаточной эффективности существующих методических подходов к развитию у студентов умений (в области алгоритмизации, программирования) самостоятельно составлять, с учетом требований заказчика, определенные профессиональные задачи и реализовывать их в выбранной программной среде [23]. Для решения проблемы исследователь предлагает использование системно-алгоритмического подхода, то есть обучение будущих 1Т-спе-циалистов алгоритмизации и программированию на основе представления в содержании обучения предметной области как системы, состоящей из объектов и отношений между ними, а также на формировании умений ставить задачи в своей профессиональной области и находить их решение в виде структурных алгоритмов. Для повышения эффективности подготовки обучающихся автором предлагается модернизация таких компонентов МСО, как средства и методы обучения.
В диссертации В. В. Калитиной исследуется проблема отсутствия научно обоснованной методики обучения программированию, нацеленной на развитие когнитивных способностей обучаемых и формирующей необходимые в современных условиях компетенции в области алгоритмизации и программирования в процессе их предметной подготовки [24]. В качестве решения проблемы недостаточной подготовки обучающихся в области алгоритмизации и программирования предлагается формирование у них «программно-алгоритмической компетентности» (интегрированное понятие, введенное автором). По мнению автора, необходимый уровень сформированности программно-алгоритмической компетентности при обучении программированию бакалавров будет обеспечен, если в процессе их предметной подготовки использовать методику, в которой выявлена сущность программно-алгоритмической компетентности бакалавров, определены средства ее диагностики, разработана модель обучения программированию, направленная на развитие когнитивных способностей бакалавров, и определены ее процессуальные стадии. Новации МСО в области программирования, предложенные автором, затрагивают изменение методов и средств обучения.
Исследование Ф. В. Шкарбан посвящено проблеме недостаточной разработанности методических основ применения визуальных учебных сред как средства обучения бакалавров основам объектно-ориентированного программирования (ООП) [25]. Для повышения результативности обучения автор предлагает: рассматривать обучение в области ООП приоритетной целью предметной подготовки бакалавра; определять
компетенцию бакалавра в области ООП как совокупность личностных качеств обучающихся, включающая в свой состав мотивы и потребности к профессиональной разработке компьютерных программ, знания и умения в области ключевых концепций объектно-ориентированного программирования и конкретного объектно-ориентированного языка, способности к оценке собственной деятельности, самоорганизации и самообразованию; погружение обучающегося в проблематику ООП на самом начальном этапе обучения программированию с использованием визуальных учебных сред; реализовывать методику обучения основам ООП в рамках двух взаимосвязанных дисциплин, первая из которых посвящена основам ООП, а вторая - изучению конкретного объектно-ориентированного языка. Акцент в модернизации методической системы обучения студентов ООП делается на таких ее элементах, как методы и средства.
Рассмотренные диссертационные исследования позволяют сделать вывод о том, что в своих подходах к обучению программированию авторы делают основной акцент на изменении таких компонентов методической системы обучения (МСО), как методы и средства обучения. Однако стремительное развитие 1Т-технологий оказывает серьезное влияние на процесс подготовки будущих 1Т-специалистов, постоянно предъявляя новые требования к знаниям и навыкам выпускников, перечню инструментальных средств, которыми они должны владеть. В связи с этим при построении МСО программированию особое внимание необходимо уделять не только совершенствованию используемых методов и средств, но и постановке целей и отбору содержания профессиональной подготовки будущего специалиста.
Региональным вузам, в силу ограниченности имеющихся ресурсов, сложнее отвечать на современные вызовы, возникающие перед профессиональным образованием. Одним из способов обеспечения качественной подготовки будущих 1Т-специалистов, востребованных на рынке труда и, следовательно, владеющих навыками, приоритетными для современной 1Т-отрасли, является использование подходов к обучению, основанных на расширенной подготовке в определенных, наиболее динамично развивающихся, областях информационных технологий. В нашем исследовании мы предлагаем подход к обучению программированию в вузе, основанный на расширенной подготовке в области шеЬ-разработки.
Под расширенной подготовкой мы понимаем обучение современным технологиям программирования, в частности, шеЬ-программированию, которое реализуется с учетом требований современного рынка труда, рекомендаций международных стандартов обучения информационным технологиям и существующих результатов научных исследований в области обучения программированию, на всех его этапах от проектирования учебного плана до оценки сформированности профессиональных компетенций студента. Особое внимание в данном подходе уделяется постановке целей и формированию содержания обучения шеЬ-программированию. Ниже представлены этапы организации и реализации такого подхода.
Этап проектирования основной профессиональной образовательной программы (проектирование профессиональных компетенций выпускника, определение перечня и трудоемкости дисциплин учебного плана, разработка рабочих программ дисциплин).
Определение целей и отбор содержания обучения web-программированию производится на основе анализа требований ФГОС ВО, профессиональных стандартов, а также международных стандартов обучения IT-технологиям: проводятся опросы, анкетирование, консультации с работодателями; изучаются статистические данные, вакансии, размещенные на сайтах ведущих рекрутинговых агентств; анализируются тематика и содержание программ дополнительного профессионального образования ведущих центров повышения квалификации, включая массовые открытые онлайн-курсы; рассматриваются подходы к обучению программированию, представленные в научных исследованиях; изучается опыт обучения web-программированию в российских и зарубежных вузах.
Возможно увеличение трудоемкости дисциплин (модулей), направленных на формирование компетенций обучающихся в области web-разработки, включение в учебный план дисциплин по выбору студента, направленных на расширение и углубление подготовки студентов в сфере новейших технологий, в частности, в области web-про-граммирования. Производится актуализация программ практик: включаются задачи, связанные с применением web-технологий.
Этап реализации образовательной программы. В ходе обучения web-программи-рованию (дисциплины, модули) применяются современные подходы и технологии обучения программированию, представленные в научных исследованиях и на основе изученного опыта российских и зарубежных вузов, используются онлайн-курсы. К преподаванию дисциплин привлекаются представители региональных работодателей -эксперты в области web-разработки.
Этап оценивания сформированности профессиональной компетентности обучающихся в области web-программирования. В рамках промежуточной аттестации предполагается использование оценочных средств в форме защиты проектов с привлечением региональных работодателей, а также независимой оценки сформированности профессиональных компетенций студентов в ходе освоения MOOCs.
Проведенное исследование состояния рынка труда, требований работодателей к профессиональным компетенциям выпускников IT-направлений, изучение рекомендаций международных стандартов по подготовке бакалавров в области информационных технологий, анализ научных работ, посвященных обучению программированию в вузе позволяют сделать вывод о том, что для обучения будущих IT-специалистов в условиях регионального вуза актуальным является подход, основанный на расширенной подготовке в области современных технологий программирования, в частности, web-программирования. Использование предложенного подхода будет способствовать повышению качества образовательных программ вуза по IT-направлениям подготовки и обеспечит лучшие возможности для выстраивания профессиональной карьеры выпускников.
Список литературы
1. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 06.05.2021).
2. Отрасль информационных технологий: некоторые важные факты за 6 лет. URL: http://government.ru/info/32l58/ (дата обращения: 06.05.2021).
3. Новости цифровой трансформации, телекоммуникаций, вещания и ИТ. URL: https:// www.comnews.ru/content/118771/2019-03-29/oleg-podolskiy-upravlyayushchiy-direktor-centra-kompetenciy-po-kadram-cifrovoy-ekonomiki-nacproekta-cifrovaya-ekonomika-rossiyskoy (дата обращения: 06.05.2021).
4. Yandex.Practicum and Analytical service HeadHunter (2019). IT: overview of the job market. URL: https://yandex.ru/company/researches/2019/it-jobs (дата обращения: 06.05.2021).
5. Сайт российской компании интернет-рекрутмента. URL: https://hh.ru/ (дата обращения: 06.05.2021).
6. Сайт SuperJob (IT-сервис по поиску работы и подбору сотрудников). URL: https:// russia.superjob.ru/ (дата обращения: 06.05.2021).
7. Information Technology Curricula 2017. Curriculum Guidelines for Baccalaureate Degree Programs in Information Technology. URL: https://www.acm.org/binaries/content/assets/ education/curricula-recommendations/it2017.pdf (дата обращения: 06.05.2021).
8. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://www.fgosvo.ru/ (дата обращения: 06.05.2021).
9. Кузнецова Л. Г., Худжина М. В. Проблемы разработки системы оценки деятельности преподавателя вуза в условиях реализации образовательных стандартов // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 1 (14). URL: https://naukovedenie.ru/ PDF/19pvn113.pdf (дата обращения: 06.05.2021).
10. Каракозов С. Д., Петров Д. А., Худжина М. В. Проектирование основных образовательных программ в условиях приведения действующих ФГОС высшего образования в соответствие с профессиональными стандартами // Преподаватель XXI век. 2015. № 2-1. С. 9-23.
11. Маршалова Е. С., Рыжова Н. И. Тенденции профессиональной подготовки специалиста в области корпоративных маркетинговых коммуникаций с учетом конъюнктуры рынка труда и взаимодействия с работодателями // Преподаватель XXI век. 2019. № 2-1. С. 34-46.
12. Приказ Министерства труда России от 18 января 2017 года № 44н «Об утверждении профессионального стандарта «Разработчик Web и мультимедийных приложений». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212176/ (дата обращения: 06.05.2021).
13. Sukhomlin V., Zubareva E. Standardization of IT education based on curriculums at the present stage // CEUR Workshop Proceedings. Selected Papers of the 11th International Scientific-Practical Conference Modern Information Technologies and IT-Education, SITITO 2016. 2016. P. 40-46.
14. Training of IT-specialists in russian and european higher education: a comparative study / S. D. Karakozov, M. V. Khudzhina, S. I. Gorlov et al. // icCSBs 2019 - The Annual International Conference on Cognitive - Social, and Behavioural Sciences. Conference processing. Edited by S. V. Ivanova, I. M. Elkina. 2019. P. 181-190.
15. Сайт Учебного Центра «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана. URL: https://www. specialist.ru/ (дата обращения: 06.05.2021).
16. Сайт Центра дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского национального исследовательского университета ИТМО. URL: http://profi. ifmo.ru/ (дата обращения: 06.05.2021).
17. Donald C. MOOCs: Course Completion is the Wrong Measure of Course Success. 2016: Class Central, MOOC report. URL: https://www.classcentral.com/report/moocs-course-completion-wrong-measure/ (дата обращения: 06.05.2021).
18. Пеккер П. Л. Востребованность онлайн курсов в России // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. Т. 12, № 4. С. 73-78.
19. Анализ российского рынка онлайн-обучения. URL: https://bestwebber.ru/headhunter-predstavil-analiz-rossiiskogo-rynka-onlain-obycheniia/ (дата обращения: 06.05.2021).
20. Исследование рынка онлайн-обучения 2020. URL: https://research.edmarket. ru/#research-pdf (дата обращения: 23.08.2020).
21. Каракозов С. Д., Петров Д. А., Худжина М. В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров IT-направлений с учетом требований профессиональных стандартов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2017. № 3 (65). С. 121-129.
22. Каракозов C. Д., Рыжова Н. И. Теория развития и практика реализации содержания обучения в области информационно-образовательных систем: моногр. М.: МПГУ, 2017. 392 с.
23. Кугель Л. А. Обучение студентов алгоритмизации и программированию на основе структурно-алгоритмического подхода к постановке и реализации задач (на примере направления подготовки бакалавров «Прикладная информатика»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 22 с.
24. Калитина В. В. Формирование программно-алгоритмической компетентности бакалавров информационных направлений при обучении программированию: авто-реф. дис. ... пед. наук. Красноярск, 2015. 28 с.
25. Шкарбан Ф. В. Методика обучения основам объектно-ориентированного программирования бакалавров прикладной информатики с использованием визуальных учебных сред: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2018. 28 с.
References
1. Pasport natsionalnoy programmy „Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://government.ru/info/35568/ (accessed: 06.05.2021).
2. Otrasl informatsionnykh tekhnologiy: nekotorye vazhnye fakty za 6 let. Available at: http:// government.ru/info/32158/ (accessed: 06.05.2021).
3. Novosti tsifrovoy transformatsii, telekommunikatsiy, veshchaniya i IT. Available at: https:// www.comnews.ru/content/118771/2019-03-29/oleg-podolskiy-upravlyayushchiy-direktor-centra-kompetenciy-po-kadram-cifrovoy-ekonomiki-nacproekta-cifrovaya-ekonomika-rossiyskoy (accessed: 06.05.2021).
4. Yandex.Practicum and Analytical service HeadHunter (2019). IT: overview of the job market. Available at: https://yandex.ru/company/researches/2019/it-jobs (accessed: 06.05.2021).
5. Sayt rossiyskoy kompanii internet-rekrutmenta. Available at: https://hh.ru/ (accessed: 06.05.2021).
6. Sayt SuperJob (IT-servis po poisku raboty i podboru sotrudnikov). Available at: https:// russia.superjob.ru/ (accessed: 06.05.2021).
7. Information Technology Curricula 2017. Curriculum Guidelines for Baccalaureate Degree Programs in Information Technology. Available at: https://www.acm.org/binaries/content/ assets/education/curricula-recommendations/it2017.pdf (accessed: 06.05.2021).
8. Portal Federalnykh gosudarstvennykh obrazovatelnykh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://www.fgosvo.ru/ (accessed: 06.05.2021).
9. Kuznetsova L. G., Khudzhina M. V. Problemy razrabotki sistemy otsenki deyatelnosti prepodavatelya vuza v usloviyakh realizatsii obrazovatelnykh standartov. Internet-zhurnal „Naukovedenie". 2013, No. 1 (14). Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/19pvn113.pdf (accessed: 06.05.2021).
10. Karakozov S. D., Petrov D. A., Khudzhina M. V. Proektirovanie osnovnykh obrazovatelnykh programm v usloviyakh privedeniya deystvuyushchikh FGOS vysshego obrazovaniya v sootvetstvie s professionalnymi standartami. PrepodavatelXXIvek. 2015, No. 2-1, pp. 9-23.
11. Marshalova E. S., Ryzhova N. I. Tendentsii professionalnoy podgotovki spetsialista v oblasti korporativnykh marketingovykh kommunikatsiy s uchetom kon"yunktury rynka truda i vzaimodeystviya s rabotodatelyami. PrepodavatelXXIvek. 2019, No. 2-1, pp. 34-46.
12. Prikaz Ministerstva truda Rossii ot 18 yanvarya 2017 goda № 44n „Ob utverzhdenii professionalnogo standarta 'Razrabotchik Web i multimediynykh prilozheniy'". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212176/ (accessed: 06.05.2021).
13. Sukhomlin V., Zubareva E. Standardization of IT education based on curriculums at the present stage. In: CEUR Workshop Proceedings. Selected Papers of the 11th International Scientific-Practical Conference Modern Information Technologies and IT-Education, SITITO 2016. 2016. Pp. 40-46.
14. Karakozov S. D., Khudzhina M. V., Gorlov S. I. et al. Training of IT-specialists in russian and european higher education: a comparative study. In: icCSBs 2019 - The Annual International Conference on Cognitive - Social, and Behavioural Sciences. Conference processing. Edited by S. V. Ivanova, I. M. Elkina. 2019. Pp. 181-190.
15. Sayt Uchebnogo Tsentra „Spetsialist" pri MGTU im. N. E. Baumana. Available at: https:// www.specialist.ru/ (accessed: 06.05.2021).
16. Sayt Tsentra dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya Sankt-Peterburgskogo natsionalnogo issledovatelskogo universiteta ITMO. Available at: http://profi.ifmo.ru/ (accessed: 06.05.2021).
17. Donald C. MOOCs: Course Completion is the Wrong Measure of Course Success. 2016: Class Central, MOOC report. Available at: https://www.classcentral.com/report/moocs-course-completion-wrong-measure/ (accessed: 06.05.2021).
18. Pekker P. L. Vostrebovannost onlayn kursov v Rossii. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie. 2016, Vol. 12, No. 4, pp. 73-78.
19. Analiz rossiyskogo rynka onlayn-obucheniya. Available at: https://bestwebber.ru/headhunter-predstavil-analiz-rossiiskogo-rynka-onlain-obycheniia/ (accessed: 06.05.2021).
20. Issledovanie rynka onlayn-obucheniya 2020. Available at: https://research.edmarket. ru/#research-pdf (accessed: 23.08.2020).
21. Karakozov S. D., Petrov D. A., Khudzhina M. V. Formirovanie professionalnykh kompetentsiy bakalavrov IT-napravleniy s uchetom trebovaniy professionalnykh standartov. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo. 2017, No. 3 (65), pp. 121-129.
22. Karakozov C. D., Ryzhova N. I. Teoriya razvitiya ipraktika realizatsiisoderzhaniya obucheniya v oblasti informatsionno-obrazovatelnykh sistem: monogr. Moscow: MPGU, 2017. 392 p.
23. Kugel L. A. Obuchenie studentov algoritmizatsii i programmirovaniyu na osnove strukturno-algoritmicheskogo podkhoda k postanovke i realizatsii zadach (na primere napravleniya podgotovki bakalavrov „Prikladnaya informatika"). Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2015. 22 p.
24. Kalitina V. V. Formirovanie programmno-algoritmicheskoy kompetentnosti bakalavrov informatsionnykh napravleniy pri obuchenii programmirovaniyu. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Krasnoyarsk, 2015. 28 p.
25. Shkarban F. V. Metodika obucheniya osnovam ob"ektno-orientirovannogo program-mirovaniya bakalavrov prikladnoy informatiki s ispolzovaniem vizualnykh uchebnykh sred. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Volgograd, 2018. 28 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 5
Статья поступила в редакцию 11.05.2021 The article was received on 11.05.2021