DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_63
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА С КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Problems of interaction of the commissioner for human rights with the constitutional court of the Russian Federation and ways to solve them
СЫСОЕВ Александр Владимирович,
ассистент кафедры Конкурентного права и антимонопольного регулирования
Уральского государственного экономического университета,
аспирант кафедры конституционного права
Уральского государственного юридического университета
620137, Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21.
E-mail: alexander.sysoeff2018@yandex.ru;
Sysoev Alexander Vladimirovich,
Assistant of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation of the Ural State University of Economics, post-graduate student of the Department of Constitutional Law of the Ural State University of Law. Komsomolskaya str., 21, Yekaterinburg, Russia, 620137. E-mail: alexander.sysoeff2018@yandex.ru
Краткая аннотация: В данной статье анализируется действующее законодательство , регулирующее деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации . Подчеркивается многогранность его правозащитной деятельности во взаимодействии с Конституционным судом .Освещаются проблемы данного взаимодействия и формулируются некоторые предложения по совершенствованию российского законодательства в этой области. В частности, в данной статье автором вносятся предложения о наделении уполномоченного по правам человека возможностью обращаться в конституционный суд Российской Федерации в порядке абстрактного нормоконтроля.
Abstract: This article analyzes the current legislation that regulates the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation. The versatility of his human rights activities in cooperation with the Constitutional Court is emphasized. The problems of this interaction are highlighted and some proposals are formulated for improving Russian legislation in this area. In particular, in this article, the author makes proposals on empowering the Commissioner for Human Rights with the opportunity to apply to the constitutional court of the Russian Federation in the manner of abstract normative control.
Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, процессуальная форма взаимодействия, не процессуальная форма взаимодействия, защита прав и свобод.
Keywords: Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, the Constitutional Court of the Russian Federation, procedural form of interaction, non-procedural form of interaction, protection of rights and freedoms.
Для цитирования: Сысоев А.В. Проблемы взаимодействия уполномоченного по правам человека с конституционным судом Российской Федерации и пути их решения // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 63-65. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_63.
For citation: Sysoev A. V. Problems of interaction of the Commissioner for Human Rights with the Constitutional Court of the Russian Federation and ways to solve them // Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 63-65. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_63.
Статья поступила в редакцию: 25.07.2023
Должность уполномоченного по правам человека (омбусмена) появилась в Российской Федерации в 1993 году. Данная должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации создается, согласно Конституции Российской Федерации в следующих целях: обеспечения гарантий защиты прав и свобод граждан со стороны государства, соблюдения и уважения этих прав государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Кроме должности уполномоченного по правам человека законодательство РФ предусматривает также должности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, уполномоченного по правам ребёнка, уполномоченного по правам предпринимателей. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 29.05.2023) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является важным элементом системы гарантий прав человека. В обеспечении гарантий прав и свобод человека огромную роль играет Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации». Хотя омбудсмен не наделен правом отменять решения государственных органов, не имеет право самостоятельно выносить правоприменительные акты о наложении санкций, его деятельность очень эффективна. Во многих случаях из-за простоты и доступности обращения, результативности, граждане предпочитают обращаться именно к Уполномоченному по правам человека за защитой своих нарушенных прав. Поэтому, в процессе своей деятельности Уполномоченный по правам человека для достижения поставленных перед ним целей со стороны государства обязан взаимодействовать со всеми органами, организациями, должностными лицами для которых защита прав и свобод граждан является одной из главных целей их деятельности. В данной статье с речь пойдет о взаимодействии уполномоченного по правам человека прежде всего с Конституционным судом Российской Федерации.
В научной литературе принято разделять взаимодействие Конституционного суда и уполномоченного по правам человека на две формы, а именно процессуальная форма взаимодействия и непроцессуальная. Классификационным признаком данного разделения является субъективный состав участников процесса взаимодействия со стороны Конституционного суда Российской Федерации. В частности, при осу-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 7(223)
ществлении процессуальной формы взаимодействия представителем суда является судья, в то время как в рамках непроцессуальной формы взаимодействия представителем суда является должностное лицо - представитель аппарата суда, председатель суда или судья, но не выступающий в качестве лица, наделенного правом осуществлять правосудие, а в качестве лица, наделенного правом выполнять управленческие, методические функции.
Процессуальная форма взаимодействия заключается в возможности Уполномоченного по правам человека обращаться в Конституционный суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан нормативно-правовым актом, если исчерпаны все иные средства правовой защиты. Однако, как мне представляется, выраженная форма взаимодействия далека от совершенства, так как Уполномоченный по правам человека наделен только лишь правом обращения в Конституционный суд с жалобой на нарушение конституционных прав граждан нормативно-правовым актом, применённом, или подлежащим применению, если исчерпаны все иные средства защиты. Если же нормативно-правовой акт, нарушающий конституционные права граждан, не применён в конкретном деле, омбудсмен не может его оспорить в конституционном суде. Иными словами, омбудсмен в Российской Федерации наделён только лишь полномочиями инициировать рассмотрение судебных дел в конституционном суде в порядке конкретного нормоконтроля, и не наделён полномочиями обращаться в конституционный суд в порядке абстрактного нормоконтроля. На мой взгляд, наделение омбудсмена полномочиями обращаться в конституционный суд только лишь в порядке конкретного нормоконтроля приводит к тому, что омбудсмену приходится защищать уже нарушенные права граждан. Гораздо эффективней было бы изначально не допустить такого нарушения. Для этой цели и необходимо наделить омбудсмена полномочиями обращаться в конституционный суд в порядке абстрактного нормоконтроля. Это позволит признать нормвтивно-правовой акт неконституционным до того, как применение данного акта приведёт к нарушению конституционных прав граждан. Т.е это позволит избежать наступления вредных последствий, которые могут возникнуть вследствие применения неконституционного нормативно-правого акта.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 3 ФКЗ О Конституционном суде РФ Конституционный суд РФ также даёт толкование конституции РФ по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.^]1 Из данных положений закона видно, что уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не наделён правом обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о даче Конституционным Судом толкования конституции. Считаю, что данное обстоятельство является пробелом в законодательстве. Поэтому, я полагаю, что омбудсмен России должен быть также наделён полномочиями обращаться в Конституционный суд РФ с запросом о даче толкования конституции. Р.С. Авдеев в статье: «Толкование конституции РФ конституционным судом РФ» даёт следующее определение данному понятию: «толкование - это вид правовой деятельности Конституционного Суда, направленный на реализацию Конституции, повышение ее авторитета, охрану ее норм, предупреждение конституционных правонарушений»^]2. Полагаю, что данное определение наиболее полно отражает суть понятия: «толкование конституции РФ конституционным судом Российской Федерации».
Т.Н.Москалькова в статье «Преодоление коллизий в законодательстве как одном из направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» отмечает следующее: «Необходим комплекс мер, направленных на преодоление коллизий законодательства, в частности -- повышение роли Уполномоченного в законотворческом процессе. В настоящее время заключения Уполномоченного на законопроекты, рассматриваемые Государственной Думой в 1-м чтении, а также предлагаемые Уполномоченным поправки к законопроектам, вносимым на рассмотрение Государственной Думой во 2-м чтении, не подлежат обязательному рассмотрению профильными комитетами Парламента, что, конечно же, неоправданно исключает из законодательного процесса дополнительный эффективный инструментарий не только противодействию коллизий в законодательстве, но и повышению качества правотворчества в целом». [3]3
С данной позицией я согласен, считаю, что омбудсмен также должен быть наделён правом законодательной инициативы. Законодательная реализация этих мер позволила бы более эффективно восстанавливать нарушенные права граждан, а также совершенствовать законодательство Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно действующему законодательству РФ, уполномоченный по правам человека не наделе непосредственным правом законодательной инициативы, т.е. он может обратиться лишь к субъектам права законодательной инициативы с предложением о подготовке определённого законопроекта. Субъекты права законодательной инициативы в свою очередь могут проигнорировать обращение уполномоченного по правам человека. Напрямую подготовить законопроект и направить его на рассмотрение в Федеральное Собрание РФ уполномоченный по правам человека не может. Считаю, что при таких обстоятельствах уполномоченному по правам человека будет весьма затруднительно реали-зовывать свои функции. Поэтому, я полагаю, что необходимо наделить уполномоченного по правам человека в РФ правом законодательной инициативы, т.е. правом непосредственно обращаться в Федеральное Собрание РФ с законопроектом.
Кроме того, в соответствии с ч.3 ст. 20 ФКЗ: «"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации": «Отказ в принятии жалобы к рассмотрению Уполномоченным по правам человека обжалованию не подлежит»[4]4. Считаю, что подобная норма права будет позволять Омбудсмену произвольно отказывать в принятии жалобы к своему производству, т.к. в действующем законодательстве РФ отсутствуют
1 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/
2 Р.С.Авдеев: «Толкование конституции РФ конституционным судом РФ»//Юрислингвистика № 10, 2010 г. стр. 423-428
3 Москалькова Т.Н. «Преодоление коллизий в законодательстве как одном из направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации».// Юридическая техника. 2017 №11 С.123.
4 Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 29.05.2023) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13440/
механизмы для оспаривания незаконных отказов Уполномоченного по правам человека в принятии жалоб граждан. Полагаю, что для повышения эффективности деятельности Омбудсмена, а также для недопущения нарушений прав граждан необходимо предусмотреть возможность обжалования незаконных и необоснованных отказов Уполномоченного по правам человека в суд. Считаю, что для этой цели необходимо внести соответствующие изменения в ФКЗ Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.
Таким образом, взаимодействие Уполномоченного по правам человека и Конституционного суда способствует не только восстановлению нарушенных прав и свобод , но и совершенствованию законодательства , развитию международного сотрудничества в сфере защиты прав человека, правовому просвещению, развитию институтов гражданского общества.
Библиогра фия:
1. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172// 25.07.2023 г.
2. Р.С.Авдеев: «Толкование конституции РФ конституционным судом РФ»//Юрислингвистика № 10, 2010 г. стр. 423-428
3. Москалькова Т.Н. «Преодоление коллизий в законодательстве как одном из направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации».// Юридическая техника. 2017 №11 Стр.123.
4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 29.05.2023) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13440// 25.07/2023 г.
References:
1. Federal Constitutional Law No. 1-FKZ of 21.07.1994 (as amended on 01.07.2021) "On the Constitutional Court of the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 01.12.2021)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172 // 25.07.2023
2. R.S.Avdeev: "Interpretation of the Constitution of the Russian Federation by the Constitutional Court of the Russian Federation"//Legal Linguistics No. 10, 2010, pp.
423-428
3. Moskalkova T.N. "Overcoming conflicts in legislation as one of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation."// Legal technique. 2017 No. 11 Page123.
4. Federal Constitutional Law No. 1-FKZ of 26.02.1997 (as amended on 29.05.2023) "On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation" //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13440// 25.07/2023 G.