Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОСУЖДЕННЫМИ, ИМЕЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА'

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОСУЖДЕННЫМИ, ИМЕЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
388
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОСУЖДЕННЫЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО / СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ФАКТОРЫ ПОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Светлана Александровна

Статья посвящена проблеме взаимодействия сотрудников с осужденными, имеющими психические расстройства, не исключающие вменяемости. Рассмотрены характеристики осужденных данной категории с юридической и психологической точек зрения. Обозначены основные причины появления психических отклонений у осужденных в местах лишения свободы. Подчеркивается, что большинство психических расстройств возникают под влиянием мощных психогенно травмирующих факторов, чаще всего связанных с насилием. Описаны проблемы в работе сотрудников исправительных учреждений с осужденными, имеющими психические аномалии. Автор указывает, что недостатки в работе сотрудников обусловлены недостаточным уровнем профессионально-психологической подготовки, отсутствием специальных знаний и умений, учитывающих специфику работы с рассматриваемой категорией лиц. Определен круг задач, которые нужно решать сотрудникам пенитенциарных учреждений для эффективной работы с осужденными, имеющими психические аномалии. Определено содержание ценностно-мотивационного, когнитивного и действенно-практического компонентов профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений в аспекте работы с данной категорией осужденных. Выявлены ценностно-мотивационные установки, а также знания и умения, необходимые для эффективной деятельности в данной сфере. Показана значимость гуманистической установки по отношению к этой категории осужденных, ориентации на оказание им помощи и поддержки. Подчеркивается необходимость специальных психологических знаний, умений распознавать психическое расстройство, прогнозировать поведение осужденного и конструктивно с ним взаимодействовать в структуре профессиональной компетентности сотрудника УИС. Обосновывается введение в учебный план вузовской подготовки сотрудников исправительных учреждений факультатива по основам клинической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTERACTION OF CORRECTIONAL OFFICERS WITH CONVICTS WITH MENTAL DISORDERS

The article is devoted to the problem of interaction of correctional officers with convicts who have mental disorders that do not exclude sanity. The characteristics of convicts of this category from the legal and psychological points of view are considered. The main reasons for the appearance of mental disorders of convicts in places of deprivation of liberty are identified. It is emphasized that most mental disorders occur under the influence of powerful psychogenically traumatic factors, most often associated with violence. The problems in the work of correctional officers with convicts with mental anomalies are described. The author points out that the shortcomings in the work of employees are due to the insufficient level of professional and psychological training, the lack of special knowledge and skills that take into account the specifics of working with this category of persons. The range of tasks that need to be solved by employees of penitentiary institutions for effective work with convicts with mental anomalies is defined. The content of the value-motivational, cognitive and effective-practical components of the professional competence of correctional officers in the aspect of working with this category of convicts is determined. The value-motivational attitudes, as well as the knowledge and skills necessary for effective activity in this field are identified. The importance of a humanistic attitude towards this category of convicts, orientation to providing them with assistance and support is shown. The need for special psychological knowledge, the ability to recognize a mental disorder, predict the behavior of a convicted person and interact constructively with him in the structure of the professional competence of a correctional officer is emphasized. The article substantiates the introduction of an elective course on the basics of clinical psychology into the curriculum of university training of correctional officers.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОСУЖДЕННЫМИ, ИМЕЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА»

DOI 10.37523/SUI.2021.44.3.017 УДК 159.9

Тарасова Светлана Александровна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: svetliks68@mail.ru

Svetlana A. Tarasova

Candidate of Psychology, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Penal Psychology and Pedagogics,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: svetliks68@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ОСУЖДЕННЫМИ, ИМЕЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимодействия сотрудников с осужденными, имеющими психические расстройства, не исключающие вменяемости. Рассмотрены характеристики осужденных данной категории с юридической и психологической точек зрения. Обозначены основные причины появления психических отклонений у осужденных в местах лишения свободы. Подчеркивается, что большинство психических расстройств возникают под влиянием мощных психогенно травмирующих факторов, чаще всего связанных с насилием. Описаны проблемы в работе сотрудников исправительных учреждений с осужденными, имеющими психические аномалии. Автор указывает, что недостатки в работе сотрудников обусловлены недостаточным уровнем профессионально-психологической подготовки, отсутствием специальных знаний и умений, учитывающих специфику работы с рассматриваемой категорией лиц. Определен круг задач, которые нужно решать сотрудникам пенитенциарных учреждений для эффективной работы с осужденными, имеющими психические аномалии. Определено содержание ценност-но-мотивационного, когнитивного и действенно-практического компонентов профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений в аспекте работы с данной категорией осужденных. Выявлены ценностно-мотивационные установки, а также знания и умения, необходимые для эффективной деятельности в данной сфере.

Показана значимость гуманистической установки по отношению к этой категории осужденных, ориентации на оказание им помощи и поддержки. Подчеркивается необходимость специальных психологических знаний, умений распознавать психическое расстройство, прогнозировать поведение осужденного и конструктивно с ним взаимодействовать в структуре профессиональной компетентности сотрудника УИС.

Обосновывается введение в учебный план вузовской подготовки сотрудников исправительных учреждений факультатива по основам клинической психологии.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, осужденные, психическое расстройство, сотрудники исправительных учреждений, факторы появления психических расстройств, профессиональная готовность, профессиональная компетентность.

PROBLEMS OF INTERACTION OF CORRECTIONAL OFFICERS WITH CONVICTS

WITH MENTAL DISORDERS

Summary. The article is devoted to the problem of interaction of correctional officers with convicts who have mental disorders that do not exclude sanity. The characteristics of convicts of this category from the legal and psychological points of view are considered. The main reasons for the appearance of mental disorders of convicts in places of deprivation of liberty are identified. It is emphasized that most mental disorders occur under the influence of powerful psychogenically traumatic factors, most often associated with violence. The problems in the work of correctional officers with convicts with mental anomalies are described. The author points out that the shortcomings in the work of employees are due to the insufficient level of professional and psychological training, the lack of special knowledge and skills that take into account the specifics of working with this category ofpersons. The range of tasks that need to be solved by employees ofpenitentiary institutions for effective work with convicts with mental anomalies is defined. The content of the value-motivational, cognitive and effective-practical components of the professional competence of correctional officers in the aspect of working with this category of convicts is determined. The value-motivational attitudes, as well as the knowledge and skills necessary for effective activity in this field are identified.

The importance of a humanistic attitude towards this category of convicts, orientation to providing them with assistance and support is shown. The need for special psychological knowledge, the ability to recognize a men-

© 2021 Тарасова С. А.

tal disorder, predict the behavior of a convicted person and interact constructively with him in the structure of the professional competence of a correctional officer is emphasized.

The article substantiates the introduction of an elective course on the basics of clinical psychology into the curriculum of university training of correctional officers.

Keywords: penal system, convicts, mental disorder, correctional officers, factors of the appearance of mental disorders, professional readiness, professional competence.

Проблема совершенствования системы исполнения уголовного наказания в отношении различных категорий и групп осужденных по-прежнему остается актуальной. В первую очередь, это обусловлено тем, что осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, представляют собой весьма разнородный контингент.

Одной из наиболее сложных групп лиц, пребывающих в исправительных учреждениях, являются осужденные с психическими аномалиями различного генеза. Согласно данным К. О. Саддаровой, они составляют 20 % от числа всех осужденных, отбывающих наказание в условиях социальной изоляции [1].

Психические аномалии являются фактором, негативно влияющим на поведение осужденного, усугубляющим его склонность к разного рода девиациям, затрудняющим процессы ресоциа-лизации и социальной адаптации. Поэтому данная категория осужденных нуждается в особом подходе при осуществлении взаимодействия с ними и применения эффективных мер исправительного воздействия. Проблема заключается в том, что сотрудники исправительных учреждений не всегда психологически готовы к решению этих сложных профессиональных задач. В большинстве случаев, не имея специальных знаний и умений, сотрудники относятся к осужденным с личностными расстройствами так же, как и к остальным, не учитывая их особенности. В результате в исправительном учреждении осложняется оперативная обстановка, увеличивается количество правонарушений, совершаемых осужденными с психическими аномалиями, а также снижается эффект ресоциализирующего воздействия.

Вопросы отбывания наказания осужденными, страдающими психическими расстройствами, и особенности работы с ними в современной науке изучались с юридической, медицинской и психолого-педагогической точек зрения. Правовые и психолого-педагогические аспекты проблемы рассматривались А. М. Чирковым, И. А. Семенцовой, К. О. Саддаровой, С. А. Красненковой, Т. А. Бубновой, Т. А. Харченко, О. И. Сочивко, О. В. Ковачевым, Ф. С. Сафуановым, А. В. Кулаковым и другими учеными. Медицинские аспекты представлены в работах И. Ф. Обросова, Б. А. Спасенникова, А. Ю. Березанцева, А. В. Зосименко, И. Б. Бойко, И. А. Кудрявцева, М. Ю. Пронина, А. В. Диденко, А. З. Агаларзаде, К. Л. Иммермана и др.

Исследователи подчеркивают сложность работы с осужденными, имеющими психические аномалии, и необходимость специальной профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений для работы с указанной категорией лиц. Однако, несмотря на ее значимость, эта научно-практическая проблема остается недостаточно разработанной. В данной статье предполагается рассмотреть особенности осужденных с психическими аномалиями, обозначить проблемы, возникающие в работе с этой категорией лиц в местах лишения свободы, выявить составляющие профессиональной компетентности, необходимой сотрудникам исправительных учреждений для работы по их исправлению и ресоциализации.

Термин «психическое расстройство» используется в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) и охватывает широкий круг явлений и состояний психики отличных от нормальных, здоровых. Под психическим расстройством понимается группа патологических симптомов или поведенческих нарушений, причиняющих в большинстве случаев страдание заболевшим и отрицательно влияющим на их социальное функционирование и адаптацию. Авторы данного руководства используют описательный подход при определении классов психических расстройств. К психическим расстройствам относят целый ряд патологических состояний от легких до тяжелых форм, и это не только психические болезни, связанные с нарушением деятельности головного мозга (например, шизофрения), но и отклонения от нормы, вызванные стрессовыми факторами, пограничные состояния психики, расстройства личности, умственная отсталость и др.

Согласно данным официальной статистики, приведенным в статье К. О. Саддаровой [1], первое место среди психических аномалий осужденных занимают расстройства личности (около 60 % от общей массы психически нездоровых). Далее идут психические расстройства, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга (20 % от числа осужденных с психическими расстройствами). Значительный процент от общего количества осужденных, страдающих психическими расстройствами, составляют осужденные, имеющие легкие формы слабоумия. Автор констатирует, что значительно реже встречаются осужденные с хроническими психическими заболеваниями, такими как шизофрения, эпилепсия и др.

Согласно исследованиям других авторов, в отечественных пенитенциарных учреждениях содержится намного большее количество осужденных с психическими аномалиями. Так, в работе А. Ю. Березанцева указывается, что в России более 80 % осужденных имеют психическую патологию [2]. Как отмечает автор, исследования, ориентированные на специальное диагностирование личностных расстройств, дали шокирующие результаты: наличие той или иной аномалии личности было установлено у 78 % заключенных. Причем в большинстве случаев диагностировалось диссоциальное личностное расстройство. Данные зарубежных источников близки к отечественным: только у 10% осужденных не выявляются признаки психического расстройства [2].

Согласно российскому законодательству, лицо, страдающее психическим расстройством, не освобождается от уголовной ответственности, если оно находилось в состоянии вменяемости в момент совершения преступления, хотя и не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ст. 22 УК РФ). Отметим, что в комментариях к ст. 22 УК РФ законодатель вводит понятие ограниченной вменяемости, связанное с ситуациями, когда психическое расстройство оказывает влияние на поведение лица, однако не настолько сильное, чтобы служить основанием к констатации невменяемости. Таким образом, лица, страдающие психическим расстройством, не исключающим вменяемости, или признанные ограниченно вменяемыми, направляются отбывать наказание в места лишения свободы за совершенное преступление. Это люди, как правило, имеют психическое расстройство средней или легкой формы, которое в целом не препятствует отбыванию наказания, но создает определенные трудности при осуществлении мер режимного и воспитательного характера, снижает эффект ресоциализирующего воздействия. В соответствии с нормами действующего Уголовно-исполнительного кодекса РФ к таким осужденным по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра (ст. 18 УИК РФ).

Необходимо отметить, что в местах лишения свободы находятся не только осужденные, которым поставлен официальный диагноз до поступления в исправительное учреждение, но и те, у которых психическое расстройство возникло впервые в процессе отбывания наказания. Специалисты отмечают, что в большинстве случаев это различной тяжести реакции на пенитенциарный стресс, сопровождающиеся нарушениями социальной адаптации.

Пребывание в местах лишения свободы способствуют возникновению или более яркому проявлению различных психических расстройств в силу действия специфических неблагоприятных факторов для человеческого существования, наиболее существенными из которых являются: крайняя недоброжелательность окружения; скудная бытовая обстановка; жесткая регламентация поведения; постоянный контроль и требовательность со стороны персонала; дефицит контактов с родственниками и друзьями. Также мощное воздействие на личность осужденного оказывает криминальная субкультура со своими правилами, системой ценностей, стереотипами поведения и иерархией взаимоотношений. Наличие кастовости, жесткое структурирование общей массы осужденных, зависимость взаимоотношений от социального статуса осужденного обусловливают конфликтность и напряженность пенитенциарной среды. Таким образом, условия исправительного учреждения создают большую нагрузку на психику человека, предъявляют высокие требования к его адаптационным возможностям. Так как адаптационный потенциал у человека, страдающего психическим расстройством, снижен, а психика очень уязвима и податлива к действию негативных факторов окружающей среды, то для него последствия пенитенциарного стресса могут принимать характер предрасположенности к дезадаптивному поведению, дезорганизации обстановки в исправительном учреждении.

Как отмечает Т. Ю. Лапшина, личность осужденного оказывается в глубоком кризисе, появляется состояние отсутствия будущего, возникает феномен «отсутствие себя в своей жизни», одиночество в условиях квазиобщения [3]. По мнению А. М. Чиркова [4], тюремная среда провоцирует тяжелый пенитенциарный стресс, который становится причиной появления большинства психических расстройств у осужденных.

Кроме общих условий, влияющих на возникновение психических расстройств у осужденных, большое значение имеют специфические психогенно травмирующие факторы (А. З. Агаларзаде, К. Л. Иммерман, С. Н. Шишков). В работе А. В. Зосименко показано, что одним из таких мощных психогенно травмирующих факторов является сексуальное насилие или угроза его совершения, следствием которого является резкое снижение социального статуса осужденного в тюремном сообществе [5].

Психические отклонения обусловливает дезадаптацию осужденного, в результате которой наблюдаются конфликтность, неуживчивость, немотивированная агрессия, нарушения дисциплины, неадекватное реагирование на требования администрации, сопротивление, провокационное поведение, оппозиционный настрой, протестные реакции. Характерны и противоположные тенденции - замкнутость, уход в себя, страх, подавленность, бессилие и др. Часто действия, совершаемые лицами, имеющими психический дефект, непредсказуемы и непонятны для окружающих. Психически нездоровые осужденные чаще всего подвергаются стигматизации как со стороны сотрудников, так и со стороны других осужденных, их боятся и притесняют, ими пренебрегают, в тюремной жизни такого человека часто имеет место физическое, психологическое и сексуальное насилие.

С другой стороны, психические расстройства могут играть роль криминогенного фактора, повышающего риск преступного поведения [4]. Рассматривая преступное поведение лиц, имеющих психические отклонения, в местах социальной изоляции Т. А. Бубнова отмечает следующие особенности [6].

Во-первых, уровень преступности среди психически нездорового контингента осужденных точно не определен и существует тенденция к его занижению.

Во-вторых, осужденные с психическими расстройствами в местах лишения свободы склонны к насильственным преступлениям.

В-третьих, у осужденных с нездоровой психикой всегда существует готовность к совершению нового преступления, и им нужен ничтожный повод для его совершения. Сниженный контроль над своими действиями, слабое осознание совершаемого способствуют этому.

В свою очередь А. В. Кулаков отмечает, что уголовно-правовые деликты осужденных с психическими расстройствами характеризуются, как правило, особой жестокостью, что свидетельствует о повышенной общественной опасности совершающих их лиц [7].

Таким образом, осужденные, страдающие психическими расстройствами, составляют особую группу в общей массе осужденных, которая очень чувствительна к неблагоприятным факторам тюремной среды, плохо адаптируется к условиям пенитенциарного социума, склонна проявлять черты виктимности или, наоборот, совершать крайне агрессивные действия и представлять угрозу для окружающих. Соответственно, эта категория осужденных со стороны сотрудников исправительных учреждений требует к себе большого внимания и особого подхода.

К сожалению, большинство сотрудников исправительных учреждений имеют недостаточный уровень профессионально-психологической подготовленности к работе с осужденными, имеющими психические отклонения. Проблема заключается в том, что многие из них недооценивают роль фактора психического расстройства в формировании девиантных форм поведения осужденных в процессе отбывания наказания. Руководствуясь общими положениями нормативно-правовых актов, сотрудники не выделяют осужденных, страдающих психическими расстройствами, в особую группу, а предъявляют к ним требования, приравнивая к здоровым осужденным. Так, на нарушения режима отбывания наказания осужденными с психическими расстройствами сотрудники часто реагируют, не делая необходимые поправки на психическую аномалию, тем самым усугубляя состояние осужденного и осложняя течение патологического процесса. Подобное отношение сотрудников становится также причиной того, что осужденные, которым требуется помощь психиатра (например, в случае психогенных расстройств), своевременно не попадают на прием к врачу. Кроме того, к таким осужденным не предусматривается применения каких-то особых воспитательных и режимных мер [8].

Достижение законодательно закрепленной цели исправления осужденных рассматриваемой категории и предупреждения совершения ими новых преступлений возможно при решении ряда непростых задач, среди которых особое значение приобретают следующие:

- оказание осужденным помощи в адаптации к условиям исправительного учреждения, так как этот процесс происходит трудно вследствие уязвимости их психики по отношению к неблагоприятным факторам тюремной среды;

- предупреждение срывов адаптации осужденного с психическим расстройством, которые ведут к углублению психического расстройства и различного рода девиациям;

- содействие процессу их вхождения в сообщество осужденных, недопущение притеснений и издевательств со стороны других осужденных;

- учет особенностей психического расстройства осужденного в процессе привлечения к его к производительному труду, социально полезной деятельности;

- индивидуализация воспитательной работы с осужденными в соответствии с характером психической аномалии;

- постоянное наблюдение и контроль поведения осужденных с психическими расстройствами с целью предупреждения совершения ими дисциплинарных проступков и криминальных действий;

- раннее выявление осужденных с психическими расстройствами и направление их к специалисту (психологу, врачу-психиатру).

Эффективность профессиональных действий сотрудников пенитенциарных учреждений в работе с осужденными, страдающими психическими расстройствами, зависит от уровня их компетентности, которую мы понимаем как готовность решать профессиональные задачи, связанные с рациональной организацией процесса отбывания наказания в отношении этой категории осужденных, предупреждением совершения ими новых преступлений, а также их исправлением и ресоци-ализацией. Подчеркнем, что процесс работы с осужденными, страдающими психическими расстройствами, требует от сотрудников не только юридических и педагогических знаний, но и знаний в области клинической психологии.

В профессиональной компетентности традиционно выделяют три компонента: ценностно-мотивационный, когнитивный и действенно-практический. Ценностно-мотивационный компонент компетентности, необходимой сотруднику для работы с осужденными, имеющими психические аномалии, включает в себя установки и ценностные ориентации, которые определяют общее направление, принципы в работе. Безусловно, для успешной работы сотрудника с осужденным, имеющим психическое расстройство, необходима ориентация на морально-этические принципы, лежащие в основе гуманистического подхода. Принцип гуманизма исключает формы общения, унижающие человеческое достоинство, находит свое выражение в понимании того, что осужденные, страдающие психическим расстройством, нуждаются не только в наблюдении и контроле, но и в заботе и поддержке. В определенном смысле сотрудник должен проявить доброту и милосердие, которое, конечно же, не означает потворства негативным проявлениям. Наиболее уязвимым осужденным требуется защита от посягательств других осужденных, угрожающих расправой или издевательствами. Это касается в первую очередь осужденных, имеющих умственную отсталость. Если сотрудники будут относиться к осужденным, имеющим психическое расстройство, не столько с позиции защиты окружающих от опасности, которую они собой представляют, а с позиции понимания, то гораздо большие успехи будут достигнуты в формировании у них законопослушного поведения.

Когнитивный компонент компетентности сотрудника исправительного учреждения, необходимой для работы с осужденными данной категории, отражает общую информированность о сущности психических аномалий, основных видах и причинах их возникновения у осужденных в местах лишения свободы. Важно, чтобы сотрудники знали основные признаки психических расстройств, могли отличить нормальное поведение осужденного от аномального и вовремя принять соответствующие меры.

Кроме того, сотрудник должен хорошо знать положения нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс отбывания наказания осужденными с психическими аномалиями, составляющих юридическую основу профессиональных действий.

Психологический аспект когнитивного компонента предполагает знание особенностей психологической адаптации осужденных с психическими аномалиями в местах лишения свободы, особенности эмоциональных реакций, специфику общения с ними. Также нужны знания особенностей

применения психолого-педагогических методов воздействия на осужденных этой категории, а также технологий ресоциализации.

Действенно-практический компонент профессиональной компетентности сотрудника, работающего с осужденными с психическими аномалиями, заключается в умениях применять знания в конкретных профессиональных ситуациях. Особое значение имеют следующие умения:

- определять по внешним признакам патологическое состояние психики осужденного;

- прогнозировать поведение осужденного с психическим расстройством, оценивать степень опасности, которую он представляет для окружающих и самого себя;

- вести конструктивный диалог с осужденным, учитывая его психическое состояние и вид психического отклонения.

Следовательно, формирование профессионально-психологической готовности будущих сотрудников исправительных учреждений к работе с осужденными, имеющими психические аномалии, должно осуществляться широким кругом специалистов из различных областей научного знания (в частности, клиническими психологами, психиатрами).

В связи с этим полагаем целесообразным ввести в учебный план подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы факультатив по основам клинической психологии, в рамках которого формировать у обучающихся необходимые представления об аномальных состояниях психики человека, причинах их возникновения, в том числе в местах лишения свободы, а также обучать конструктивно взаимодействовать с личностью осужденного, имеющего подобное расстройство, при отбывании им наказания.

В заключение еще раз отметим, что осужденные, страдающие психическими расстройствами, это особая категория лиц, которая трудно адаптируется к местам лишения свободы, имеет высокий потенциал криминальной активности и другие особенности, обусловленные ограниченными интеллектуально-волевыми возможностями и эмоциональными проблемами. Поэтому работа с ними предъявляет особые требования к сотрудникам исправительного учреждения.

Эффективное взаимодействие сотрудников с осужденными этой категории определяется профессиональной компетентностью, представляющей собой синтез знаний и умений в области юриспруденции, педагогики и психологии, а также включающей ориентацию на гуманистические ценности (субъект-субъектный подход к заключенному, который обеспечивает не механическое воздействие, а активное участие в его судьбе как человека).

Таким образом, проблеме подготовки сотрудников исправительных учреждений к взаимодействию с осужденными, имеющими психические аномалии, в местах лишения свободы, на наш взгляд, должно уделяться больше внимания как в процессе вузовского обучения, так и на курсах повышения квалификации для персонала УИС. Для этого необходимо вносить соответствующие коррективы в учебные планы (введение факультатива по основам клинической психологии) и программы психолого-педагогических дисциплин (включение тем и вопросов, посвященных рассмотрению особенностей осужденных с психическими аномалиями и построению эффективной модели взаимодействия с ними). Также перспективным направлением является разработка научно-методических основ и педагогических технологий формирования данной составляющей профессионализма сотрудника исправительного учреждения в рамках вузовской или послевузовской профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Саддарова К. О. Особенности осужденных, имеющих психические расстройства, не исключающие вменяемости, и работы с ними в исправительных учреждениях // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2018. № 4. С. 205-209.

2. Березанцев А. Ю. Судебная психиатрия: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 539 с.

3. Лапшина Т. Ю. Исследование одиночества в условиях групповой (тюремной) изоляции // Известия ТРТУ. 2006. № 14 (69). С. 245-249.

4. Чирков А. М. Правовые вопросы ресоциализации осужденных, имеющих психические расстройства и социально опасные заболевания // IUS PUBLICUM ET PRIVATUM. 2018. № 1 (1). С.101-105.

5. Зосименко А. В. Психические расстройства у осужденных, связанные с субкультураль-ными особенностями мест лишения свободы (сексуальное насилие и его угроза): дис. ... канд. мед. наук. М., 2004. 275 с.

6. Бубнова Т. А. Предупреждение преступлений, совершаемых осужденными с психическими расстройствами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2009. 27 с.

7. Кулаков А. В. Предупреждение преступного поведения осужденных с психическими девиациями в местах лишения свободы: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2019. 209 с.

8. Диденко А. В. Проблемы медико-социальной реабилитации осужденных с расстройствами личности в условиях исправительных учреждений // Вестник Кузбасского института. 2013. № 3 (16). С. 7-14.

References

1. Berezancev A. Yu. Sudebnaya psixiatriya: uchebnik dlya vuzov [Forensic psychiatry]. Moscow, 2020, 539 р. [in Russian].

2. Saddarova K. O. Osobennosti osuzhdenny'x, imeyushhix psixicheskie rasstrojstva, ne isklyuchayushhie vmenyaemosti, i raboty' s nimi v ispravitel'ny'x uchrezhdeniyax [Features of convicts with mental disorders that do not exclude sanity, and work with them in correctional institutions]. Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii [Bulletin of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia], 2018, no. 4, рр. 205-209 [in Russian].

3. LapshinaT. Yu. Issledovanie odinochestva v usloviyax gruppovoj (tyuremnoj) izolyacii [Study of loneliness in conditions of group (prison) isolation]. Izvestiya TRTU [Izvestiya TRTU], 2006, no. 14 (69), рр. 245-249 [in Russian].

4. Chirkov A. M. Pravovy'evoprosy' resocializacii osuzhdenny'x, imeyushhix psixicheski-erasstrojstva i social'noopasny'e zabolevaniya [Legal issues of re-socialization of convicts with mental disorders and socially dangerous diseases]. IUS PUBLICUM ET PRIVATUM [IUS PUBLICUM ET PRIVATUM], 2018, no. 1 (1), рр. 101-105 [in Russian].

5. Zosimenko A. V. Psixicheskie rasstrojstva u osuzhdenny'x, svyazanny'e s subkul'tural'ny'mi osobennostyami mest lisheniya svobody' (seksual'noenasiliei ego ugroza). Diss. kand. med. nauk [Mental disorders in convicts associated with subcultural features of places of detention (sexual violence and its threat). Candidate's of medical science thesis]. Moscow, 2004, 275 р. [in Russian].

6. Bubnova T. A. Preduprezhdenie prestuplenij, sovershaemy'x osuzhdenny'mi s psixicheskimi rasstrojstvami. Avtoref. diss. kand. yurid nauk [Prevention of crimes committed by convicted persons with mental disorders. Extended of candidate's of Law thesis]. Ryazan, 2009, 27 р. [in Russian].

7. Kulakov A. V. Preduprezhdenie prestupnogo povedeniya osuzhdenny'x s psixicheskimi devi-aciyami v mestax lisheniya svobody'. Diss. kand. yurid. nauk [Prevention of criminal behavior of convicted persons with mental deviations in places of deprivation of liberty. Candidate's of Law thesis]. Krasnodar, 2019, 209 р. [in Russian].

8. Didenko A. V. Problemy' mediko-social'noj reabilitacii osuzhdenny'x s rasstrojstvami lichnos-ti v usloviyax ispravitel'ny'x uchrezhdenij [Problems of medical and social rehabilitation of convicts with personality disorders in correctional institutions]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2013, no. 3 (16), рр. 7-14 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.