Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА'

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
200
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВЛАСТЬ / РЕЛИГИЯ / ОБЩЕСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кунсбаева Л. М.

В статье автор выделяет основные базовые тенденции взаимодействия религии, общества и государства, присущих любому гражданскому обществу в его взаимодействии с религиозной компонентой, может помочь в выработке эффективных механизмов, в которых нуждается конкретное государство., в связи активизацией отношений государством и организациями, также религии в общественных проблем, признать, что фактор играет роль в действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN RELIGION, SOCIETY AND STATE

In the article the author identifies the basic trends in the interaction between religion, society and the state, inherent in any civil society in its interaction with the religious component, can help in the development of effective mechanisms needed by a particular state. Today, in connection with the intensification of relations between the state and religious organisations, and also the inclusion of religion in a circle of social problems, it should be recognized that the religious factor plays an important role in the Russian reality

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА»

правоведения. М.: Статут, 2008. 731 с.

15. Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 27.04.2012) // СПС КонсультантПлюс.

16. Решение Сергачского районного суда Нижегородской области от 6 мая 2015 г. по делу № 2-203/2015 // Судебные и нормативные акты РФ. [Электронный ресурс]. URL: www.sudact.ru (дата обращения 04.12.2017).

УДК 2.29.291

Кунсбаева Л.М. студент магистратуры кафедра всеобщей истории и культурного наследия Башкирский Государственный педагогический университет

Россия, г. Уфа

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИИ, ОБЩЕСТВА И

ГОСУДАРСТВА

Аннотация: в статье автор выделяет основные базовые тенденции взаимодействия религии, общества и государства, присущих любому гражданскому обществу в его взаимодействии с религиозной компонентой, может помочь в выработке эффективных механизмов, в которых нуждается конкретное государство. Сегодня, в связи с активизацией отношений между государством и религиозными организациями, также включением религии в круг общественных проблем, следует признать, что религиозный фактор играет немаловажную роль в российской действительности.

Ключевые слова: механизмы взаимодействия, власть, религия, общество, религиозные организации.

Kunsbaeva L.M.- Student of master, Department of General history and culture of the sled, Bashkir State pedagogical University, Ufa THE PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN RELIGION, SOCIETY AND STATE

Abstract: in the article the author identifies the basic trends in the interaction between religion, society and the state, inherent in any civil society in its interaction with the religious component, can help in the development of effective mechanisms needed by a particular state. Today, in connection with the intensification of relations between the state and religious organisations, and also the inclusion of religion in a circle of social problems, it should be recognized that the religious factor plays an important role in the Russian reality

Key words: mechanisms of interaction, power, religion, society, religious organization.

В современном обществе все острее ощущается потребность в механизмах, определяющих рамки взаимодействия государственных и

общественных сил и выделяющих те области, где такое сотрудничество может принести наибольшую отдачу для духовного возрождения, утверждения общественного согласия и противодействия экстремистским тенденциям. В эффективности создания таких механизмов большую помощь может оказать мировой опыт и корректный анализ исторических перспектив, сложившихся в других странах.

Выделение основных базовых тенденций взаимодействия религии, общества и государства, присущих любому гражданскому обществу в его взаимодействии с религиозной компонентой, может помочь в выработке эффективных механизмов, в которых нуждается конкретное государство. Взаимодействие государства и церкви, светского и духовного в ходе исторического развития человечества определялось различными обстоятельствами. Поэтому существовали различные подходы к решению проблемы их взаимодействия.

Эти подходы были связаны социокультурными условиями и идеологической ситуацией в обществе. Сегодня, в связи с активизацией отношений между государством и религиозными организациями, также включением религии в круг общественных проблем, следует признать, что религиозный фактор играет немаловажную роль в российской действительности. Стало ясно, конкретные исторические, социально-экономические и политические процессы не могут не зависеть от духовного фактора. По сути, религия является культурообразующим элементом, который способствует наличию в обществе стабильности, с одной стороны, и приводит к изменениям, с другой стороны[1].

Однако следует отметить, что в зависимости от социального и культурного фона формируются конкретные исторические формы религии. Идеи о светскости зарождаются с началом секуляризации в Европе в Новое время, хотя такие идеи уже ранее существовали в христианстве, «которое возникло как негосударственная религия и провозглашало отделение церкви от государства, свободу совести, веротерпимость и другие принципы.

Со временем, завоевав авторитет и став государственной религией Римской Империи, христианство утратило первоначальную светскую направленность и стало защищать теократическую концепцию государственного устройства, в соответствии с которой церковь мыслится как единая духовная монархия, в которой все духовное господствует над всем светским» [2].

Позднее западноевропейскими философами были заложены современные идеи светскости, основой которой послужило понятие «толерантность». Что касается России, то она долгое время не была знакома с европейским пониманием светскости. Потому как здесь долгое время существовала идея о «симфонической» модели государственного устройства, которая предполагала объединение светского и духовного. Государство в политике опиралось на христианскую этику, давая приоритет православию. Поэтому религиозно окрашенные ценности присутствовали во

всех сферах общества. Такой проблемы, как взаимодействие светского и духовного, практически не существовало, так как светское сознание было неразвитым.

Только в ХУШ-Х1Х вв. реформы, проводимые Петром I, в некоторой степени дали толчок развитию представлений о светскости. Взаимоотношения между государством и религией - это часть отношений между обществом и государством. Поэтому очень важно выработать особую модель или тип отношений, учитывающий социокультурные особенности, политические и экономические реалии[2].

По нашему мнению, используемый термин «взаимоотношения государства и религии» наиболее полно отражает суть таких отношений, и дает возможность более полно описать место и роль религии в обществе в контексте взаимосвязей с государством. Предложенное понятие дает возможность провести анализ типологии взаимоотношений религии и государства в аспекте социальной философии.

Сегодня общественная целостность России находится в поиске нового духовного ориентира. На наш взгляд, роль религии (не важно - какого историко-культурного типа) предопределена ее общественной значимостью.

Духовное необходимо рассматривать как важный фактор, оказывающий немаловажное влияние на общественные процессы. Ведь экономические, политические и социальные преобразования приводят к значительным трансформациям общественного сознания. Исследование данной проблемы показало, что место и роль духовного связаны с объективным состоянием общества, что вызвано реальными социальными условиями.

Кроме того, роль духовного увеличивается и усложняется в условиях многонациональной государственности.

С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 г. Россия получила статус светского государства. С этого момента на принципах светскости выстраиваются государственно-конфессиональные отношения, политика воспитания и образования, формы сотрудничества государства и религиозных объединений. Введено в оборот понятие «светскость», что означает разделение границ духовного и светского [3].

Поэтому основная задача государства и научной общественности состоит в том, чтобы найти путь к выстраиванию диалога духовного и религиозного в российской цивилизации. Потому как ориентация только на светское приводит к восприятию западных ценностей, чуждых для российского общества. Тогда как обращение лишь к религиозному, духовному может привести к появлению архаичных ценностей, которым не место в современном обществе.

Результатом многолетнего взаимодействия религии, общества и государства явилось образование двух моделей взаимоотношений. Первая -религия отделена от государства, вторая - религия имеет статус государственного и общественного института, то есть - слияние духовного лидера и лидера государства в одном лице. И религиозная и светская

идеологии создают нравственные ценности для общества, - в этом их функции совпадают.

Использованные источники:

1. Акчурин Т.Ф. 2011. Российское государство и принцип светскости // Пространство и Время. 2014. № 3. С. 55-65.

2. Мчедлова М.М. 2009. Роль религии в современном обществе // Социс. Социологические исследования. 2015. № 12. C. 77-84.

3. Иконникова Г.И., Иконникова Н.И. Цивилизационный сдвиг -действительность или возможность? М.: ФОРУМ, 2009. С.112.

УДК 332

Кучурян А.В. студент 2 курса магистратуры факультет «ИНТЕГУ» Московский технологический университет МИРЭА

Россия, г. Москва ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗБИТЫХ ОКОН КАК СПОСОБ

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В Г. ОБНИНСКЕ Аннотация: Город Обнинск - это наш окружающий мир, микромир, если так можно выразиться, в рамках земного шара. Рассматривая город, как фрактал Российской Федерации, а ее, в свою очередь, мира в целом, по процессам, происходящим в Обнинске, его проблемам и достижениям, можно косвенно судить о ситуации в укрупненном масштабе.

Статья посвящена Повышению качества жизни в г.Обнинске. В статье рассматривается теория разбитых окон.

Ключевые слова: (Обнинск, окружающий мир, повышение качества, СНГ, демография ,теория) .

Kuchuryan A. V. female student 2 year magistracy, faculty "INTEGU" Moscow Technological University MIREA

Russia, Moscow

APPLICATION OF TECHNOLOGIES OF BROKEN WINDOWS AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF LIFE IN OBNINSK

Annotation: The city of Obninsk is our world around, the microcosm, if one can express it so, within the globe. Considering the city as a fractal of the Russian Federation, and its, in turn, the world as a whole, according to the processes taking place in Obninsk, its problems and achievements, one can indirectly judge the situation on the enlarged scale.

The article is devoted to the improvement of the quality of life in Obninsk. The article considers the theory of broken windows.

Key words: (Obninsk, surrounding world, improvement of quality, CIS, demography, theory).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.