Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство»
2020. Т. 8, № 1 (29) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online) ^■
УДК 342 : 172.3
DOI 10.21685/2307-9525-2020-8-1-4
А. Ф. Мещерякова
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Аннотация. Статья посвящена некоторым аспектам взаимодействия государства и религиозных объединений в условиях формирования светского государства и гражданского общества в России. Раскрывается понятие светского государства. Доказывается, что конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства не исключает, а предполагает существование государственно-церковного взаимодействия в различных сферах. Такое взаимодействие способствует нормальному развитию религиозных объединений и возрастанию их роли в формировании гражданского общества в России. Обозначаются сферы взаимного сотрудничества государства и церкви, в которых наиболее полно может быть использован потенциал религиозных объединений как институтов гражданского общества. Также очерчивается круг вопросов, разрешение которых находится в исключительном ведении институтов государственной власти. Участие или вмешательство религиозных объединений в их решение не допускается и может привести к клерикализа-ции российского государства и общества.
Ключевые слова: светское государство, светскость, гражданское общество, государственно-церковное взаимодействие, религиозные объединения, сферы сотрудничества, клерикализация, кооперационная модель отношений, государственно-церковные отношения.
A. F. Mesh^eryakova
Penza State University, Penza, the Russian Federation
STATE-CHURCH INTERACTION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF A SECULAR STATE AND CIVIL SOCIETY IN RUSSIA
Abstract. The article deals with some aspects of interaction between the state and religious associations in the context of the formation of a secular state and civil society in Russia. The concept of a secular state is revealed. It is proved that the constitutional principle of separation of religious associations from the state does not exclude, but assumes the existence of state-Church interaction in various spheres. Such interaction contributes to the normal development of religious associations and their increasing role in the formation of civil society in Russia. The author identifies areas of mutual cooperation between the state and the Church in which the potential of religious associations as civil society institutions can be used most fully. It also outlines the range of issues that are exclusively managed by the institutions of state power. Participation or interference of religious associations in their decisions is not allowed and may lead to the cleri-calization of the Russian state and society.
Key words: secular state, secularism, civil society, State-Church interaction, religious associations, spheres of cooperation, clericalization, cooperative model of relations, State-Church relations.
Российское общество, которое позиционирует себя как гражданское, на современном этапе развития характеризуется развитием и усложнением связей между его членами и их объединениями. В полной мере это касается и религиозных объединений, являющихся важнейшим институтом такого общества и выстраивающих отношения с властью на началах светскости.
В Конституции РФ (ст. 14) записано: «Российская Федерация - светское государство». Эта норма служит ориентиром для формирования и реализации государственной политики в сфере религии, основой функционирования религиозных объединений как элементов гражданского общества.
Как известно, от правильного толкования, понимания и уяснения смысла и содержания правовой нормы зависит эффективность её применения. В отношении конституционной нормы о светскости государства нельзя не отметить существование неопределенности, неоднозначности, препятствующей её нормальной реализации и применению на практике. Она вызвана тем, что ни Конституция РФ, ни другие специальные законы, например Федеральный закон «О свободе совести и о религиозный объединениях»1, не содержат чёткого определения светского государства. В них можно найти лишь отдельные признаки этого правового феномена, позволяющие в общих чертах составить представление о светском типе государства. Правы исследователи, которые отмечают, что «необходимо чёткое понимание и конституционно правовая определенность термина «светское государство» (путем толкования ст. Конституции РФ Конституционным Судом РФ или содержательного наполнения этого термина в федеральном законодательстве)» [1, с. 28]. По причине того, что понятие «светское государство» на сегодняшний день является оценочным, каждый юрист, да и обычный гражданин, истолковывают его по-разному, исходя из собственных представлений о религии, её месте и роли в обществе и государстве. Нередко смысл этой правовой категории искажается, подстраивается под интересы отдельных групп или лиц, что, конечно, не может благоприятствовать нормальному развитию конфессиональных отношений в гражданском обществе.
На наш взгляд, светское государство - это такой способ организации публичной (политической) власти, при котором государство и церковь отделены и в то же время взаимодействуют друг с другом, отсутствует государственная или официальная религия, обеспечиваются равенство религиозных объединений, свобода совести и равноправие граждан независимо от отношения к религии в целях достижения баланса интересов государства, личности и религиозных образований в различных сферах жизни общества [2, с. 55-56; 3]. Как видно из данного определения, важнейшей чертой светского государства является взаимодействие государства и религиозных объединений. Отметим, что на допустимости взаимодействия и его различные формы, а также на то, что в России складывается партнерская модель отношений между обществом и государством, указывает ряд исследователей [4; 5; 6].
Действительно, в условиях развития в России гражданского общества, представляющего собой сферу самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций свободных от вмешательства и произвольной регламентации со сторону публичной власти, осуществление государственно-церковного взаимодействия в различных формах следует признать закономерным и логичным процессом, поскольку связи между представителями различных религий, их группами и объединениями, между верующими и неверующими гражданами никуда не могут исчезнуть. Они сложились исторически и объективно существуют. Как показал опыт построения советского государства, их нельзя принудительно искоренить или разрушить. В рамках гражданского общества они должны координироваться государством и развиваться в рамках закона. Религиозные объединения, являясь элементом гражданского общества, не могут быть изолированы от него и его членов.
1 О свободе совести и о религиозных объединениях: Федер. закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 20.01.2020).
В то же время светское государство отделено от религиозных объединений, точно так же, как гражданское общество отделено и обособлено от государства. Отсюда можно заключить, что осуществление взаимодействия светского государства и религиозных объединений возможно и даже необходимо, но лишь в определенных сферах и в определенных рамках, очерченных законом. Нельзя не согласиться с мнением С. В. Сабаевой, что «даже конституционное закрепление положения об отделении религиозных объединений от государства не означает изоляцию религии от общества, поскольку всегда были и остаются области, в которых происходит слияние государственных и религиозных отношений» [1, с. 29].
Актуальность конкретизации термина «светское государство» возрастает в свете предложения Президента РФ В. В. Путина о внесении поправок в действующую Конституцию РФ. В ней закреплены такие существенные признаки светского государства, как отсутствие государственной или общеобязательной религии и идеологии (ст. 13, 14), отделение религиозных объединений и государства друг от друга (ст. 14), равенство религиозных объединений перед законом (ст. 14), свобода совести (ст. 28), равенство граждан независимо от отношения и принадлежности к религии (ст. 19). Между тем, о взаимодействии государства и религиозных объединений главный документ страны умалчивает. Думается, что упоминание данного признака непосредственно в тексте Конституции РФ способно если не положить конец многочисленным дискуссиям и упрекам в адрес власти в её клери-кализации2, то хотя бы ослабить противостояние между двумя непримиримыми лагерями - «клерикалами» и «антиклерикалами». Вспомним хотя бы открытое «Письмо десяти академиков», направленное Президенту РФ в 2007 г., в котором видные ученые выражали обеспокоенность «всё возрастающей клерикализацией российского общества, активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни»3.
Спектр областей, в которых интересы государства и религиозных объединений пересекаются или даже совпадают, сегодня достаточно широк. Обозначим лишь некоторые из них.
В первую очередь, это социальная сфера. Согласно Конституции РФ наша страна провозглашена социальным государством (ст. 7), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Такое государство должно оказывать помощь социально незащищенным слоям населения и людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Пожалуй, помощь в решении социальных вопросов - та сфера, в которой даже скептики признают взаимодействие государства и религиозных объединений целесообразным и оправданным, тем более, если учесть, что со времен распада СССР материальное благосостояние церкви заметно выросло, и она реально может оказывать поддержку людям, не только в духовном плане.
Сегодня множество людей нуждаются в материальной поддержке. При этом государство в лице его органов и учреждений не всегда способно оказать адресную помощь, обеспечить индивидуальный подход к каждому в решении его проблем. Церковь обладает такими ресурсами, так как расходы от благотворительной деятельности религиозных объединений очень часто идут на финансирование социальных программ, на помощь конкретным гражданам. В этом частично проявляется сущность её служения, поэтому государство должно всеми способами поддерживать инициативы религиозных объединений по созданию учреждений социального обслуживания граждан.
2 Клерикализация представляет собой не что иное, как процесс вмешательства религиозных объединений и их деятелей в осуществление государственной политики, борьбу за присвоение полномочий, принадлежащих представителям государственной власти.
3 Открытое письмо десяти академиков РАН президенту Российской Федерации В.В. Путину // Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»: сайт. — URL: ЬА:р://ги-ап.тйэ/(дата обращения: 21.01.2020).
Утверждению социальной справедливости и равномерному распределению материальных тягот в обществе в определенной мере способствует благотворительная деятельность религиозных объединений. Согласно Федеральному закону от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»4, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1). Это по сути дела та «площадка», которая призвана продемонстрировать, что церковь в России отделена от государства, но не от народа.
Вторая сфера, где взаимодействие власти и религиозных объединений происходит также довольно интенсивно - это образование. Образование - сложная сфера, направленная на удовлетворение весьма разных, порой даже противоречащих друг другу потребностей.
Исторически письменность и грамотность зародились в стенах церкви. Монастыри и храмы в царской России становились центрами знания и просвещения. С этих позиций участие церкви в решении вопросов образования до сих пор является важным. С развитием системы духовных образовательных организаций, созданием воскресных школ для детей при храмах любой желающий может получить необходимые знания о религии и её канонах. Интересными и полезными являются, например, Кирилло-Мефодиевские чтения, приуроченные к празднованию Дня славянской письменности и культуры и ежегодно проводимые во многих городах России [7].
С 2012 г. после долгих обсуждений и проведения эксперимента в девятнадцати регионах России в школьную программу был введен курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Ныне действующий Федеральный закон «Об образовании»5 либерально решил судьбу религиозного компонента в системе государственного образования, предоставив религиозным организациям достаточно широкие полномочия, чем упрочил церковно-государственные взаимоотношения в этой области. Так, в ст. 87 сказано, что религиозные организации осуществляют экспертизу примерных основных образовательных программ в части предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, а также привлекаются к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. Более того, в настоящее время представители церкви заявляют о необходимости расширения курса «Основы религиозной культуры и светской этики»6.
Отметим, что наличие религиозного компонента вписывается в формат светскости государственных и муниципальных учебных заведений лишь при соблюдении требований об альтернативности изучения подобных дисциплин. По замыслу законодателя, предметы, содержащие информацию о религии, могут быть (но не должны быть!) включены в основную образовательную программу, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов. Право выбора, какую дисциплину изучать, предоставлено родителям детей (их законным представителям). Подобным образом обеспечивается юридическое равенство между людьми, исповедующими разные
4 О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве): Федер. закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения: 21.01.2020).
5 Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Там.же. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.01.2020).
6 Четвертый лишний. Архиерейский Собор разъяснил, сколько раз можно жениться // Российская газета: интернет-портал. — 2017. — № 7444. — 7 декабря. — URL: https://rg.ru/2017/12/06/na-arhierejskom-sobore-raziasnili-skolko-raz-mozhno-zhenitsia.html (дата обращения: 21.01.2020).
вероучения, а также между верующими и нерелигиозными гражданами. Случаи, когда на родителей или их детей оказывается давление со стороны школы или религиозной организации, а также случаи, когда мнение обучающегося (его законного представителя) об изучении той или иной дисциплины игнорируется, должны расцениваться как грубейшее нарушение принципа светскости.
В то же время сохраняется возможность обучения детей на добровольной основе религиозным догмам вне рамок образовательных программ (факультативно) на основании письменного заявления родителей (законных представителей) и с согласия обучающихся. Такое право предоставляет п. 1.1 Приказа Министерства образования Российской Федерации «О предоставлении государственным и муниципальным образовательным учреждениям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ»7.
Полагаем, что законодатель напрасно обошёл вниманием в тексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принцип добровольности. Его, напротив, следовало бы дополнить, предоставив родителям (законным представителям) обучающихся право вовсе отказаться от изучения курсов об основах духовно-нравственной культуры народов России, если, скажем, их не устраивает содержание, объём курса или организация процесса обучения. К сожалению, учебные заведения сталкиваются с определёнными трудностями в данном вопросе [8; 9] и не всегда выдерживают требования, предъявляемые к ним. К тому же отказ от изучения такого курса позволит атеистам, а также людям, индифферентно относящимся к религии, да и верующим, которые доверяют обучение ребёнка религиозным догмам исключительно религиозным организациям (например, в порядке посещения ребёнком воскресной школы при храме), более полно реализовать своё право на свободу совести. В этом отношении представляется полезным опыт Италии, где светский характер государства сочетается, как и в России, с преобладанием одного вероучения среди верующих (католицизма). Там изучение религиозных догм осуществляется в государственных школах. Родители (лица, их замещающие), желающие освободить своих детей от подобных уроков, должны написать соответствующее заявление.
Требованиям о светскости соответствует и содержание, и характер преподаваемых дисциплин, которые имеют познавательное значение и культуроведче-скую направленность. Тем самым не допускается формирование у ребенка религиозных взглядов и определенного отношения к той или иной религии. На наш взгляд, изучение предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» помогает ребенку лучше понять и разобраться в тонкостях мировоззрения, в вопросах добра и зла, морали и нравственности, а также сформировать у него общее представление о роли и месте религии в современном обществе.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности - задача, которую государство и церковь решают совместно.
В гражданском обществе отношения между гражданами, их объединениями строятся на началах свободы и равенства. Как было отмечено ранее, для светского государства характерно установление свободы совести (ст. 28 Конституции РФ) и юридического равенства граждан независимо от отношения к религии (ст. 19 Конституции РФ). В свою очередь свобода совести тесно связана с честью и достоинством личности, её духовно-нравственным развитием и воспитанием.
Нельзя не согласиться с мнением, что «среди правовых гарантий личностного существования человеческому достоинству принадлежит первое место, поскольку основные документы о правах человека указывают, что уважение до-
7 О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ: приказ Минобразования РФ от 1 июля 2003 г. № 2833 // ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). — URL: https://base.garant.ru/186200/ (дата обращения: 25.01.2020).
стоинства и прав граждан, их высокая ценность - факторы, характеризующие совместное состояние общества» [10, с. 311]. К сожалению, сегодня свобода совести интерпретируется достаточно произвольно, в отрыве от норм морали и нравственности. Свободой действий оправдывается безнравственность совершаемых действий, как это видно в случаях с осквернением предметов и объектов религиозного культа, мест, предназначенных для осуществления религиозных обрядов и церемоний, в настойчивых предложениях провести гей-парад8 в столице страны или законодательном закреплении однополых браков и т.д. В этом смысле следует высоко оценить усилия религиозных организаций, направленные на возрождение нравственности и обеспечение достоинства личности.
Например, резко осудил однополые браки и проведение гей-парадов Председатель президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председатель Совета муфтиев России Р. Гайнутдин9.
Проблему соотношения прав человека и достоинства личности обозначил ещё в 2007 г. Патриарх Алексей II, выступая на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, а позднее Русская Православная Церковь приняла «Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека», в которых, в частности, говорится: «Слабость института прав человека - в том, что он, защищая свободу выбора, все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни»10.
Наконец, нельзя не отметить, что нормальное развитие гражданского общества возможно только в условиях безопасности. Религиозная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов в религиозной сфере, определяющее развитие государственно-конфессиональных отношений и межконфессионального диалога [2, с. 131-137].
Государственно-церковное сотрудничество в данной сфере главным образом охватывает вопросы предупреждения и предотвращения конфликтов, в основе которых лежит религиозный фактор (борьба с экстремизмом, терроризмом, иных конфликтов на религиозной почве), а также пресечение деятельности псевдорелигиозных образований, деструктивно влияющих на личностное развитие и качество жизни членов общества (речь идет о деятельности так называемых сект). Это новые опасности, с которыми общество и государство столкнулись в последние десятилетия, после того, как отношение к религии стало личным делом каждого, и ещё не выработали эффективных способов борьбы с ними.
Нейтральное отношение государства к религии не позволяет ему вмешиваться в систему религиозных взглядов, чувств, убеждений индивида, формировать у своих граждан определенное отношение к религии, обязывает одинаково ровно относиться к различным формам проявления религиозности в обществе. Поэтому неоценимую помощь оказывают религиозные организации, занимающие лидирующие позиции в нашей стране, так как их деятельность направлена на повышение уровня информированности населения о роли и значении той или иной религии в жизни общества, основах вероучения и формирование негативного отношения к проявлениям конфликтности на религиозной почве в многоконфессиональном государстве.
Государство, со своей стороны, уважает свободу совести и другие права и законные интересы верующих, а также создает условия для нормальной деятельности религиозных объединений, уделяя внимание вопросам безопасности. Традицион-
8 Почему не разрешают гей-парад // КакПросто: сайт. — URL: https://www.kakprosto.ru/kak-247950-pochemu-ne-razreshayut-gey-parad (дата обращения: 21.01.2020).
9 Равиль Гайнутдин: Православные и мусульмане объединились против гей-парада // Viperson: сайт. — URL: http://chilingarov.viperson.ru/articles/ravil-gaynutdin-pravoslavnye-i-musulmane-ob-edinilis-protiv-gey-parada (дата обращения: 21.01.2020).
10 Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/428616 (дата обращения: 21.01.2020).
ными инструментами обеспечения религиозной безопасности, используемыми государством, являются применение различных санкций, установление ответственности за нарушение законодательства о свободе совести и о религиозных организациях.
Опять же гражданское общество показывает, нацеливает государство на введение и применение тех или иных санкций. Так, результатом волны возмущения, охватившей общество после акции, проведенной участницами группы «Pussy Riot» в православных храмах (Богоявленском Соборе в Елохове и Храме Христа Спасителя в Москве), стало внесение поправки в Уголовный кодекс РФ об установлении ответственности за публичные деяния, оскорбляющие чувства верую-щих11.
Русская Православная Церковь также призывала защитить достоинство верующих граждан от оскорбления с чьей-либо стороны, хотя она неоднократно выражала либеральную позицию по данному вопросу, призывая прощать подобные деяния и даже ходатайствовать о прекращении уголовного преследовании в отношении лиц, раскаявшихся в содеянном.
На наш взгляд, закон, безусловно, нужный, если принять во внимание участившие случаи неуважительного отношения к предметам и объектам религиозного культа, местам, предназначенным для проведения религиозных обрядов и це-ремоний12.
Перечислить все сферы общественной жизни, где имеются точки соприкосновения государства и религиозных организаций, практически не представляется возможным, да, наверное, это и не нужно, поскольку государственно-церковные отношения постоянно находятся в динамике. С течением времени в каких-то областях необходимость взаимодействия может отпасть, а в других, напротив, контакты власти и религиозных объединений могут стать более тесными. Многие конфессии в своих официальных документах13 уже определили перечень тех вопросов, по которым они планируют поддерживать и развивать партнерские связи с государством и его институтами14. Полагаем, что по этому пути должно пойти и государство, обозначив допустимые области сотрудничества с религиозными организациями в своих нормативно-правовых актах. Во избежание упреков и обвинений в излишней симпатии власти к религии, особенно к отдельным вероучениям, желательно также четко прописать области, в которых церковь и государство дистанцируются друг от друга, поскольку их интересы в них ни в коей мере не пересекаются.
Ни у кого не вызовет сомнений, что к сферам, в которых какое-либо присутствие или влияние религии категорически недопустимо, относятся политика, идеология и сфера государственного управления. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства последнее не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. В свою очередь, религиозное объединение не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не
11 О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан: Федер. закон от 29 июня 2013 г. № 136-ФЗ // Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148270/ (дата обращения: 21.01.2020).
12 Соколовский - не первый. Пять историй оскорбления чувств верующих // 123ru.net: сайт. — URL: https://123ru.net/elista/96566367/ (дата обращения: 22.01.2020).
13 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128 (дата обращения: 21.01.2020).
14 Социальная доктрина российских мусульман // Islam-Today.ru: сайт. — URL: https://islam-today.ru/socialnaa-doktrina-rossijskih-musulman/ (дата обращения: 22.01.2020).
участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь (ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Ограничения участия в политической, идеологической и управленческой сферах вполне понятны и объяснимы. Политика - явление идеологическое, точно так же как и любое религиозное учение. При этом понятие идеологии тесно связано с просвещенческим идеалом, с идеей некоторой правильной, истинной науки, которая и владеет неискаженным и недеформированным знанием. Такова, например, теория марксизма-ленинизма, согласно которой идеологически неправильными являются представления буржуазии или тех людей, которые подпали под ее влияние. Другой возможный способ трактовки идеологии заключается в том, чтобы считать идеологией вообще любые систематизированные представления, содержащие в себе некоторое ценностное суждение. Причем ценностное суждение, касающееся как общих мировоззренческих вопросов, так и, что более важно, вопросов, относящихся к устройству социального мира, вопросов политических. Здесь самым важным оказывается не противопоставление некоторому истинному мировоззрению, а систематизированный и ценностный характер, привязка к социальной жизни и политике.
Пользуясь своим авторитетом, церковь может формировать сознание широких слоев населения и иметь возможность влиять на их мнение и политическую позицию, поэтому всегда есть соблазн превратить её в инструмент политической борьбы, борьбы за власть.
Человеку свойственно задавать вопросы, ответы на которые могут дать только религия или соперничающее с ней атеистическое учение. Это вопросы о смерти, о смысле жизни, о ценности индивидуального существования, о сравнительном достоинстве различных людей в зависимости от их вклада в мирскую жизнь, о сравнительном достоинстве мирского и сакрального служения и т.д. Следовательно, в светском государстве социальная ценность многообразия идеологий состоит в том, что оно служит необходимой предпосылкой для свободного развития мировоззрения личности, поскольку избавляет её от психологического давления при навязывании господствующей идеологии. Закреплением данного принципа обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, своей мировоззренческой позиции, терпимость по отношению к религиозным учениям.
Следствием идеологического многообразия является политический плюрализм, так как идеология часто используется как средство борьбы за власть, считается обязательным элементом партийной деятельности.
В то же время необходимо учитывать, что представители духовенства не могут участвовать в публичной сфере, однако, данное положение не применяется, если духовное лицо представляет не интересы религиозного объединения, а действует как гражданин России согласно своим конституционным правам и обязанностям.
Демократическое государство наделяет своих граждан полным спектром политических прав, среди которых особое значение имеет право на участие в управлении делами государства. Посредством реализации данного права граждане имеют возможность отстаивать свои законные интересы, в том числе в сфере религии. Верующие, атеисты и люди, индифферентно относящиеся к религии, имеют равный доступ к государственной службе, на равных основаниях могут пользоваться активным и пассивным избирательным правом, участвовать в отправлении правосудия, обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, участвовать в проведении публичных мероприятий (митингов, собраний, шествий, пикетирований). Ограничения данных прав не допускается иначе как по основаниям, предусмотренным законом.
Таким образом, приходим к выводу, что взаимодействие власти и религиозных объединений - объективный признак светского государства, способствующий успешному формированию гражданского общества в России. Его нельзя отождествлять с таким негативным явлением, как клерикализация государственных и общественных институтов, выражающимся в чрезмерном присутствии или влиянии религиозных объединений на сферы исключительно государственного ведения (политику, идеологию, государственное и муниципальное управление). В России складывается кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений, позволяющая религиозным объединениям активно сотрудничать с органами государственной власти и общественными институтами по различным вопросам (социальное обеспечение, образование, безопасность, духовно-нравственное воспитание личности и др.). При этом использование потенциала религиозных объединений оказывается полезным и эффективным, а порой, и совершенно необходимым.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сабаева С. В. Проблемы правового регулирования и гарантирования реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение религиозного образования (религиозного компонента общего образования) / С. В. Сабаева // Конституционное и муниципальное право. — 2014. — № 9. — С. 26-36.
2. Мещерякова А. Ф. Светское государство в современной России: проблемы и перспективы развития: монография / А. Ф. Мещерякова. — Москва : Юрлитинформ, 2013. — 200 с.
3. Терехин В. А. Светское государство в современной России: понятие и содержание / В. А. Терехин, А. Ф. Мещерякова // Российская юстиция. — 2010. — № 3. — С. 45-48.
4. Любушина Е. С. Социальное партнерство государства и Церкви в условиях современной России / Е. С. Любушина, А. М. Тамицкий // Проблемы современной науки и образования. — 2015. — № 12 (42). — С. 255-258.
5. Меньшикова Н. С. Государство и Русская Православная Церковь: формирование новой модели партнерских взаимоотношений / Н. С. Меньшикова / / Гражданское общество в России и за рубежом. — 2014. — № 1. — С. 16-19.
6. Тумбаева Е. В. Государство и Церковь: перспективы и проблемы социального партнерства / Е. В. Тумбаева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. — 2008. — № 1 (9). — С. 105-111.
7. VI региональные Кирилло-Мефодиевские чтения: сб. ст. / под общ. ред. Владимира (Иким) Митрополита Омского и Таврического. — Москва : Перо, 2017. — 224 с.
8. Алмазова Л. И. Религиоведение и преподавание знаний о религии детям в современном Татарстане. Случай ислама / Л. И. Алмазова / / Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2017. — № 4. — С. 139-161.
9. Пронина Т. «Основы православной культуры» в школах Тамбовской области: успехи и проблемы / Т. Пронина // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2017. — № 4. — С. 119-138.
10. Общая теория государства и права : Академический курс : в 2 т. Т. 1 : Теория государства / М.И. Байтин, А.Г. Бережнов, Н.В. Витрук [и др.]; отв. ред. проф. М. Н. Марченко. — Москва : Зерцало, 2000. — 407 с.
REFERENCES
1. Sabaeva S. V. Problems of Legal Regulation and Guaranteeing the Implementation of the Constitutional Right of Citizens of the Russian Federation to Receive Religious Education (the Religious Component of General Education). Konstitucionnoe i municipal'noe parvo = Constitutional and municipal law, 2014, no. 9, pp. 26-36 (in Russian).
2. Meshcheriakova A. F. Svetskoe gosudarstvo v sovremennoi Rossii: problemy i per-spektivy razvitiia: monografiia [Secular State in Modern Russia: Problems and Prospects of Development: monograph]. Moscow, Iurlitinform Publ., 2013, 200 p.
3. Terekhin V. A., Meshcheriakova A. F. Secular State in Modern Russia: Concept and Content. Rossijskaja justicija = Russian justice, 2010, no. 3, pp. 45-48 (in Russian).
4. Liubushina E. S., Tamitskii A. M. Social Partnership of the State and the Church in Modern Russia. Problemy sovremennoj nauki i obrazovanija = Problems of modern science and education, 2015, no. 12 (42), pp. 255-258 (in Russian).
5. Men'shikova N. S. The State and the Russian Orthodox Church: Forming a New Model of Partnership Relations. Grazhdanskoe obshhestvo v Rossii i za rubezhom = Civil society in Russia and abroad, 2014, no. 1, pp. 16-19 (in Russian).
6. Tumbaeva E. V. The State and the Church: prospects and problems of social partnership. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im N.I. Lobachevskogo. Serija Social'nye nauki = Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. Series: Social science, 2008, no. 1 (9), pp. 105-111 (in Russian).
7. Vladimir (Ikim) Mitropolita Omskogo i Tavricheskogo (ed.) VI regional'nye Kirillo-Mefodievskie chteniia: sb. st. [VI regional Cyril and Methodius readings: collection of articles]. Moscow, Pero Publ., 2017, 224 p.
8. Almazova L. I. Religious Studies and Teaching Knowledge about Religion to Children in Modern Tatarstan. The Case of Islam. Gosudarstvo, religija, cerkov' v Rossii i za rubezhom = State, religion, Church in Russia and abroad, 2017, no. 4, pp. 139-161 (in Russian).
9. Pronina T. "Basics of Orthodox Culture" in Schools of the Tambov Region: Successes and Problems. Gosudarstvo, religija, cerkov' v Rossii i za rubezhom = State, religion,, Church in Russia and abroad, 2017, no. 4, pp. 119-138 (in Russian).
10. Baitin M.I., Berezhnov A.G., Vitruk N.V. and others; Marchenko M. N. (ed.) Ob-shchaia teoriia gosudarstva i prava : Akademicheskii kurs : v 2 t. T. 1 : Teoriia gosudarstva [General theory of state and law. Academic course in 2 volumes. Vol. 1. Theory of the state]. Moscow, Zertsalo Publ., 2000, 407 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Мещерякова Анна Федоровна — доцент кафедры правосудия юридического института Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Meshcheryakova Anna F. — Associate Professor, Department of Justice, Institute of Law, Penza State University, Candidate of Law, Associate Professor, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Мещерякова А. Ф. Государственно-церковное взаимодействие как фактор формирования светского государства и гражданского общества в России / А. Ф. Мещерякова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство».— 2020.— Т. 8, № 1 (29). — С. 27-36. — URL: http://esj.pnzgu.ru. — DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-1-4.
FOR CITATION
Meshсheryakova A. F. State-Church Interaction as a Factor in the Formation of a Secular State and Civil Society in Russia. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2020, vol. 8, no. 1, pp. 27-36, available at: http://esj.pnzgu.ru. DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-1-4. (In Russian).