или на период обжалования действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, допущенных в сфере организации проведения общественных экологических экспертиз, на период рассмотрения актов прокурорского реагирования;
- ужесточить административную ответственность должностных лиц органов государственной власти за нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002. № 36. Ст. 3510.
2. Федеральный закон от 23 ноября 1995 № 174-ФЗ: в ред. от 28.12.2017 № 422-ФЗ: «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст.4556.
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ: в ред. от 29.12.2017 № 463-ФЗ: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2003. № 40. Ст. 3822.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 N 195-ФЗ: в ред. от 31.12.2017 № 499-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. Федеральный закон от 2 мая 2006 № 59-ФЗ: в ред. от 27.11.2017 № 355-ФЗ: «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2006. № 19. Ст. 2060.
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫМИ ОРГАНАМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ НЕДР В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Николаева О.Б.
Николаева Ольга Борисовна - магистрант, кафедра основ прокурорской деятельности, факультет магистерской подготовки, Университет прокуратуры Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: автор в статье выявляет основные проблемы взаимодействия органов прокуратуры с органами государственной власти, органами местного самоуправления контрольно-надзорными органами и общественными организациями в сфере охраны недр в Арктической зоне Российской Федерации, которые приводят к снижению эффективности выявления, пресечения, устранения и профилактики нарушений в стратегически важном регионе страны.
Ключевые слова: проблемы взаимодействия, органы прокуратуры, Арктика, недра.
Недра Арктики являются стратегической ресурсной базой ряда государств, способной обеспечить решение стоящих перед ними стратегических задач, в том числе и социально-экономического развития.
Однако недра Арктики - это не только кладовая масштабных запасов природных ресурсов, но и уникальная уязвимая экосистема, непоправимый урон которой может нанести неэффективное и безответственное природопользование.
Перед органами прокуратуры стоят следующие задачи: выявлять и пресекать нарушения в сфере охраны недр в Арктической зоне Российской Федерации, привлекать виновных лиц к гражданско-правовой и иной ответственности, и добиваться выполнения контролирующими органами, должностными лицами местного самоуправления возложенных на них функций по сохранению земель сельскохозяйственного назначения и восстановлению нарушенных.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» одним из основных направлений надзорной деятельности является надзор в сфере экономики и экологической безопасности [1].
В соответствии с пунктом 9 приказа прокуроры с учётом экологической обстановки в каждом регионе обязаны наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране недр и рациональном использовании ресурсов; по каждому факту экологического правонарушения принципиально ставить вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причинённого материального ущерба [2].
В большинстве случаев установить лиц, осуществляющих незаконную деятельность, затруднительно, так как добыча общераспространённых полезных ископаемых осуществляется от случая к случаю, в ночное время либо в выходные дни. Особенно это сложно сделать в условиях Арктики. Действия контролирующих органов ограничены требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», кроме того, имеющиеся полномочия не предполагают принятия всех возможных мер по установлению лиц, осуществляющих незаконную добычу, задержание автомашин, самоходной техники и лиц, установление личности водителей, проведение иных оперативных мероприятий в целях определения суммы ущерба (либо дохода) и сбора материалов для рассмотрения вопроса о возможном уголовном преследовании этих лиц.
Кроме того, в большинстве случаев незаконная добыча общераспространённых полезных ископаемых осуществляется с ведома должностных лиц органов местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих органов, при их попустительстве либо при их непосредственном участии в указанной нелегальной деятельности.
При таких обстоятельствах важная координирующая роль в пресечении указанных правонарушений отводится органам прокуратуры.
Для оперативного решения возникающих экологических проблем, а также в целях укрепления авторитета органов прокуратуры и повышения уровня взаимодействия с обществом в деле охраны природы при прокуратурах отдельных регионов (например, в Красноярском крае) были созданы и успешно действуют Общественные экологические советы. Наряду с работниками органов прокуратуры в состав участников заседаний данных структур включаются также представители научных учреждений, общественных экологических организаций, государственных контрольно-надзорных органов федерального и регионального уровней.
Координация органами прокуратуры деятельности правоохранительных и контролирующих органов способствует реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Следует отметить, что прокуратура проводит совещания с главами органов местного самоуправления округа посредством телекоммуникационных технологий, на которых рассматриваются акты прокурорского реагирования, доводится актуальная информация о наиболее острых проблемах экологической безопасности, об изменениях законодательства, разъясняются возникающие вопросы. Таким образом достигается цель
74
осуществления эффективного надзора в сфере охраны окружающей среды, в том числе недропользования. Своевременно выявлять и реагировать на допускаемые нарушения прав и законных интересов граждан позволяет видеоконференц-связь, которая используется для организации приёма руководством прокуратуры субъекта населения, проживающего в отдалённых населённых пунктах. Для решения наиболее актуальных проблем в сфере экологии и природопользования прокуратурой округа организована работа межведомственной рабочей группы, осуществляются взаимодействие и информационный обмен с контролирующими органами.
В рамках активизации надзора за исполнением законов в сфере охраны недр в Арктической зоне прокурорам входящих в нее регионов необходимо:
- первостепенное значение уделять вопросам своевременности выявления, пресечения и реального устранения выявленных нарушений в указанной сфере;
- обеспечить превентивный характер надзорных мероприятий в этом направлении;
- активизировать межведомственное взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами.
Следует проводить совместные с органами Росприроднадзора прокурорские проверки на месторождениях полезных ископаемых, шире используя потенциал объединений коренных малочисленных народов Севера как важнейшего источника информации о нарушениях закона [3]. Последнему моменту следует уделить особое внимание, ведь именно данная категория лиц больше всех заинтересована в сохранении исконных земель.
Представители коренных малочисленных народов обязательно должны участвовать в обсуждении проектов промышленного освоения территорий их компактного проживания, итогов этнологических экспертиз. Целесообразно в данном случае создать единую базу недропользователей с учетом подписанных договоров о социально-экономическом сотрудничестве, предложить природоохранным прокуратурам, действующим на территории Арктической зоны, и Росприроднадзору провести контрольные мероприятия согласно лицензионным соглашениями данных компаний.
В рамках взаимодействия в сфере охраны недр в Арктической зоне необходимо усилить внимание к использованию новейших информационных технологий. На сегодняшний день у различных ведомств накопился большой объем данных, содержащихся в различных информационных базах данных, способных помочь выявлению правонарушений.
Недостатки во взаимодействии органов прокуратуры с органами государственной власти, органами местного самоуправления, контрольно-надзорных органами и общественными организациями в сфере охраны недр Арктической зоны Российской Федерации снижают эффективность мер профилактики правонарушений, совершаемых компаниями-недропользователями в столь уязвимом регионе страны.
Список литературы
1. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», издание «Законность», № 3, 2008.
2. Прокурорский надзор за исполнением законов в арктической зоне (Доклад начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры российской федерации А.В. Паламарчука) [Электронный ресурс]. Научно--популярный журнал «ПРОКУРОР» №2 -2016. Режим доступа: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/88f/Prokuror%20r2-2016_150.pdf/ (дата обращения: 20.06.2018).
3. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства: пособие / Под общ. ред. А.В. Паламарчука. М., 2014. С. 6.