Павличенко Николай Владимирович
доктор юридических наук, профессор,
первый заместитель начальника ВНИИ МВД России
(е-mail: [email protected])
Проблемы взаимодействия оперативно-розыскных органов и населения: теоретические и прикладные проблемы
В статье рассматриваются проблемы, возникающие при организации взаимодействия оперативно-розыскных органов и населения. Автором анализируется группа факторов, негативно влияющих на желание граждан оказывать помощь оперативно-розыскным органам в борьбе с преступностью.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и правительства Волгоградской области в рамках проекта проведения научных исследований («Влияние региональных социальных институтов на взаимодействие оперативно-розыскных органов и населения»), проект № 15-13-34019.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, содействие, взаимодействие, население, оперативно-розыскные органы.
N.V. Pavlichenko, Doctor of Law, Professor, First Deputy Head of the National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; е-mail: [email protected]
Problems of interaction between operational search units and the public: theoretical and legal issues
The article addresses the problems occurring in the process of interaction between operational search units and the public. The author analyses the group of factors which negatively affects people's attitude to cooperating with operational search units in their crime counteracting activity.
The research is conducted with the financial support from the Humanitarian Scientific Fund of Russia and from the Government of the Volgograd Region as a part of a scientific research project («The Influence of Regional Social Institutions on the Interaction between Operational Search Units and the Public»), project № 15-13-34019.
Key words: operational search activity, cooperation, interaction, the public, operational search units.
Взаимодействие оперативно-розыскных органов и населения имеет принципиальное значение при рассмотрении данного вопроса сквозь призму обеспечения общественного порядка, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Формы и направления этого взаимодействия серьезно изучены современными учеными. Каждый из них подтверждает, что в помощи граждан правоохранительным органам скрыт значительный потенциал в борьбе с преступностью [1, с. 36-40]. Вместе с тем, вопрос конфиденциального содействия оперативно-розыскным органам остается наиболее проблемным. Среди факторов, негативно влияющих на эффективность данного процесса, можно назвать: недостатки в формировании социального статуса лиц, оказывающих конфиденциальное содействие правоохранительным органам [2, с. 99-104], а также проблемы пропаганды социально полезной деятельности конфидентов и предоставления государственных гарантий лицам, оказывающим содействие. Рассмотрим указанные факторы последовательно.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-Фз «Об оперативно-розыскной деятельности» в своих нормативных предписаниях зафиксировал, с одной стороны, право органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказы-
вать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 15), а с другой - право самих этих лиц исключительно с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту (ч. 1 ст. 17).
Вторая составляющая данного процесса в виде согласия имеет не только внешнее выражение, но, что значительно важнее, включает в себя духовное (психологическое) состояние претендентов на содействие, которые не только соглашаются на участие в оперативно-розыскной деятельности, но и планируют принимать в ее осуществлении практическое участие (представляется, что подобная формулировка максимально приближена к праксиологическому значению термина «согласие»). Данный внутренний процесс зависит от многих факторов, первое место среди которых, по нашему мнению, занимает значимость социального статуса лица, оказывающего конфиденциальное содействие.
Социальный статус личности - интегратив-ное понятие, в его содержание традиционно включают атрибутивные (принадлежность к определенной социальной группе, объединению), функциональные (поступки, роль лично-
148
сти в процессе деятельности), оценочные (престиж выполняемой функции) и нормативные признаки (правовое регулирование положения человека в обществе, социальной группе) [3, с. 331]. По мнению Е.А. Ануфриева, статус личности с наибольшей полнотой и объемностью выражает единство общественной роли личности и ее престижа. Это понятие объединяет в себе функциональную и оценочную стороны, показывает то, что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий и как они оцениваются другими людьми, обществом [4, с. 176-178].
Именно эти две составляющие социального статуса личности, вовлеченной в оперативно-розыскную деятельность, играют ключевую роль в принятии решения об оказании содействия. С одной стороны, понимание социально полезной деятельности конфидента, направленной на предупреждение и раскрытие преступлений, а с другой - оценка этой деятельности социумом.
У большинства опрошенных нами респондентов при отсутствии глубоких знаний о вкладе, месте и роли оперативно-розыскных органов в противодействии преступности в целом не возникло проблем в понимании общественной роли и необходимости негласной работы в борьбе с преступностью. Однако в процессе исследования выявлена негативная оценка конфиденциальной работы различными социальными группами. В частности, изучение взаимоотношений граждан и оперативных подразделений правоохранительных органов, включающее опрос 456 человек в четырех регионах Российской Федерации, показало, что респонденты стремятся избегать контактов с оперативными подразделениями. Так, более 70% опрошенных посчитали невозможным в любой форме участвовать в проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также оказывать содействие оперативным подразделениям, обьясняя свою позицию стыдом (65,4%); негативной оценкой окружающих (93,4%); моралью (81,4%) и др. (24,3%).
Вышеприведенные сведения свидетельствуют о слабой заинтересованности граждан в сотрудничестве с оперативными подразделениями правоохранительных органов [5, с. 1-4], что подтверждает вывод Ю.С. Калягина, Е.Н. Тверитиновой и А.Г. Есипова о том, что сейчас деятельность граждан, связанная с оказанием содействия правоохранительным органам, лишена широкой общественной поддержки [1, с. 36-40].
Причина негативной оценки работы конфидентов лежит на поверхности, любой исследователь может сделать вывод, к которому мы пришли, проанализировав ряд факторов.
Первый из них - формирование отрицательного образа негласного сотрудника в средствах массовой информации. Краткий анализ публикаций, рассматривающих отдельные вопросы работы конфидентов, показал, что они содержат негативные комментарии, характеризующие как «стукачество», «предательство», «доносительство» и т.п работу лиц, оказывающих содействие.
Полагаем, что отдельные «журналисты», изучающие работу конфидентов, не задумываются о том, что эти так называемые стукачи, сексоты, доносители содействуют в раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, предотвращают террористические акты, не допускают массовых беспорядков, в которых могут погибнуть люди, а также о том, что наносят непоправимый имиджевый ущерб сложной и опасной работе людей, рискующих жизнью ради их безопасности. Наверное, так происходит потому, что работа лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, остается за рамками сухих цифр статистики, а дешевая популярность становится приоритетом в карьере многих современных представителей масс-медиа.
Однако факт остается фактом. Количество публикаций негативного характера о работе конфидентов не уменьшается. Вот некоторые выдержки из названий статей популярных интернет-изданий и краткая характеристика их содержания:
«МВД запросило на "стукачей" 280 млн рублей» [6]. Авторы данной статьи признают, что большинство преступлений спецслужбы во всем мире предотвращают или раскрывают именно благодаря помощи конфидентов, вместе с тем, пренебрежительно называют их стукачами, а их деятельность - доносами.
«Теперь стукач на России - это почетная профессия!». В аннотации к статье авторы говорят: «Павлики Морозовы и Иуды получили возможность получать на России пенсию за свою "работу"» [7].
«В народные "стукачи" записались 39 тыс. татарстанцев». В статье описывается работа сервиса «Народный инспектор», позволяющего активным гражданам оставлять уведомления о нарушениях правил дорожного движения [8].
Дальнейшие комментарии публикаций такого рода, полагаем, излишни.
Наряду с печатными средствами массовой информации, негативное отношение к негласному содействию правоохранительным органам поддерживает кино и телевидение. В этой связи приведем цитату одного из авторов интернет-публикации, который, отвечая на свой вопрос, кто такие стукачи на кино- и телеэкранах, говорит, что это, как правило, «некрасивые, ущербные, порочные люди. Герои практи-
149
чески никогда не стучат. Стукачей показывают сравнительно нечасто и, как правило, в неприглядном свете. ...стукач постоянно прячется, стыдится своих поступков, боится их афишировать, никогда, например, не хвастается типа, как здорово получилось - он сообщил ценную информацию, и опасный преступник тут же был задержан и арестован» [9].
С учетом перечисленных выше факторов в обществе сформировался устойчивый образ негласного сотрудника, который в обобщенном виде можно описать так: опустившийся в социальном плане мужчина 35-40 лет без семьи и перспектив морального и физического развития.
Таким образом, можно констатировать, что оценка социумом работы негласных сотрудников резко отрицательная, соответственно, их социальный статус имеет негативную окраску. Подобное состояние вещей отрицательно сказывается на инициативе в осуществлении негласного содействия и желании активно противостоять криминалу, что подтверждает мнение А.Г. Залужного и С.М. Тохтарбаевой, аргументированно утверждающих, что в настоящее время отсутствует механизм взаимодействия и система надежных каналов обратной связи граждан с органами государственной власти всех уровней, в том числе с ОВД, в сфере противодействия преступности [10].
Следующим фактором, негативно влияющим на взаимодействие оперативно-розыскных органов и населения, является отсутствие пропаганды социально полезной деятельности конфидентов и закрытость от неограниченного количества заинтересованных субъектов информации о принимаемых мерах, направленных на обеспечение социальных и правовых гарантий лицам, оказывающим конфиденциальное содействие. Постановка вопроса с подобной позиции, полагаем, нова и требует пояснения.
С одной стороны, учитывая риски, которым подвергаются лица, оказывающие конфиденциальное содействие, государство предусмотрело нормы, обеспечивающие негласность их деятельности. Это касается самого факта содействия и распространения сведений о нем (ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Несмотря на сложности в реализации указанных нормативных предписаний, влияющих на процесс взаимодействия оперативно-розыскных органов и населения, в целом данные нормы соблюдаются. С другой - граждане, заинтересованные в противодействии преступности, должны адекватно воспринимать и понимать политику государства в области охраны общественного порядка, осуществляемой с использованием помощи граждан, в том числе и конфиденциальной.
Это возможно путем реализации активной правовой пропаганды в институтах гражданского общества и разъяснения социально полезной роли лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, деятельность которых направлена на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Кроме того, достижение поставленной цели возможно в случае реализации принципа «гласности (открытости) практических мер охраны конфиденциального содействия».
Данный принцип должен выражаться в формировании доступного для понимания всеми категориями граждан законодательства, регламентирующего работу лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам. Вопросы социальной защиты лиц, оказывающих содействие, изложены «эзоповым языком», сформулированы некорректно и не отражают в полной мере объективные реалии настоящего времени. Это касается вопросов пенсионного обеспечения конфидентов; реализации мер устранения реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; освобождения от уголовной ответственности лица из числа членов преступной группы, совершивших противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченных к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавших раскрытию преступлений, возместивших нанесенный ущерб или иным образом загладивших причиненный вред, и т.п. При таком подходе к формированию норм оперативно-розыскного законодательства понимание сущности изучаемого нами содействия, а также мер, предпринимаемых государством в лице его правоохранительных органов в целях обеспечения безопасности содействующих им лиц, вызывает серьезные затруднения.
Нам представляется, что в современных условиях антипропаганды конфиденциального содействия в средствах массовой информации принцип гласности должен рассматриваться в гипертрофированном варианте, как принцип «демонстративности». То есть любой человек, как вовлеченный в оперативно-розыскную сферу, так и не являющийся субъектом подобных правоотношений, должен не только знать, что негласные сотрудники находятся под защитой государства, но и видеть реальные практические шаги по реализации мер обеспечения
150
безопасности лиц, оказывающих негласное сотрудничество.
Реализация данного принципа возможна лишь в том случае, если информация о методах и средствах защиты лиц, оказывающих содействие, а также ее результатах будет доступна неограниченному кругу субъектов. Основным критерием подобной информации должна являться ее объективность. Так, требование объективности информации предполагает и публикацию достоверных данных, и всестороннее освещение деятельности правоохранительных органов, включая как негативные, так и положительные моменты, а также встречающиеся здесь трудности [11, с. 43-48]. При этом тре-
бование объективности информации должно касаться не только настоящего, но и прошлого. Историческая гласность о деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по обеспечению безопасности лиц, оказывающих содействие, должна стимулировать активность подобных лиц.
Затронутые в статье проблемы не являются исчерпывающими. Проблемы взаимодействия оперативно-розыскных органов и населения значительно шире. Вместе с тем, решение обозначенных проблем позволит объективно изменить ситуацию с организацией помощи граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
1. Калягин Ю.С., Тверитинова Е.Н., Есипов А.Г. Правосознание в контексте психологии содействия граждан субъектам оперативно-розыскной деятельности // Юрид. психология. 2014. № 1.
2. Павличенко Н.В. Проблемы взаимодействия оперативно-разыскных органов и населения // Вестн. Волгоград. акад. МВД России. 2015. № 3(34).
3. Политология: курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. М., 1997.
4. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. Личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1984.
5. Сухаренко А. Сотрудничество с полицией нынче в цене // ЭЖ-Юрист. 2012. № 19.
6. URL: http://izvestia.ru/news/493023
7. URL: http://cheslavsky.livejournal.com/
8. URL: http://Www.business-gazeta.ru/article/13667&
9. URL: http://www.jamajo.lv/sshow.php3/id-10/ lang-R
10. Залужный А.Г., Тохтарбаева С.М. Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества в борьбе с коррупцией. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Супонев С. П. Проблемы реализации принципа гласности в деятельности органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 2.
1. Kalyagin Yu.S., Tveritinova E.N., YesipovA.G. Sense of justice in the context of psychology behind people's assisting the subjects of operative search activity // Juridical psychology. 2014. № 1.
2. Pavlichenko N. V. Problems of cooperation between the operational search units and the public // Bull. of Volgograd academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2015. № 3(34).
3. Politology: course of lectures / ed. by M.N. Marchenko. Moscow, 1997.
4. Anufriev E.A. Social status and activity of an individual. An individual as an object and a subject in social relations. Moscow, 1984.
5. Sukharenko A. Coooperation with the police is valued nowadays //EJ-Lawyer. 2012. № 19.
6. URL: http://izvestia.ru/news/493023
7. URL: http://cheslavsky.livejournal.com/
8. URL: http://toww.business-gazeta.ru/article/13667&
9. URL: http://www.jamajo.lv/sshow.php3/id-10/ lang-R
10. ZaluzhnyA.G., TokhtarbayevaS.M. Cooperation between law enforcement agencies and the civil society institutions in their fight against corruption. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
11. Suponev S.P. Problems of realization of the principle of transparency in the activity of the units and institutions of the Federal penitentiary service // Penal system: law, economics, management. 2006. № 2.
151