Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия экономических интересов государства и фирм как предпринимательских структур'

Проблемы взаимодействия экономических интересов государства и фирм как предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
738
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ВЗАИМОРЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ / BUSINESS / BUSINESS STRUCTURES / STATE / ECONOMIC INTERESTS / MUTUAL REALIZATION OF INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Светлана Владимировна

В статье рассматриваются цели и способы организации продуктивного взаимодействия государства и предпринимательских структур (фирм), основанного на необходимости взаимореализации экономических интересов этих социальных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of economic interests interaction of the state and companies as business structures

In the article the goals and ways of organizing the productive interaction of the state and business structures (companies) based on the necessity of mutual realization of economic interests of these social subjects, are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия экономических интересов государства и фирм как предпринимательских структур»

УДК 330.16:332.14:338.2

С. В. Соколова

Проблемы взаимодействия экономических интересов

государства и фирм как предпринимательских структур

В статье рассматриваются цели и способы организации продуктивного взаимодействия государства и предпринимательских структур (фирм), основанного на необходимости взаимореализации экономических интересов этих социальных субъектов.

In the article the goals and ways of organizing the productive interaction of the state and business structures (companies) based on the necessity of mutual realization of economic interests of these social subjects, are considered.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские структуры, государство, экономические интересы, взаимореализация интересов.

Key words: business, business structures, state, economic interests, mutual realization of interests.

Изменения, произошедшие в Российской Федерации в конце XX, начале XXI в., связанные с развитием рыночных отношений и формированием различных форм собственности, привели широкий круг предпринимателей к ситуации, при которой прежние подходы к механизму реализации интересов перестали соответствовать современным условиям. В условиях финансово-экономического кризиса поднимаемая проблема еще более актуализировалась [12, с. 196-203; 13, с. 93-95]. По многим направлениям подходы к согласованию интересов еще не выработаны.

Для определения ключевых направлений создания новой системы управления национальной экономикой и механизмов взаимодействия ее элементов необходимо провести исследование современных принципов и дать адекватные предложения по развитию методов взаимодействия экономических интересов в российском обществе.

Важнейшие аспекты сущности категории «интерес» можно свести к следующим утверждениям:

• интерес отражает направленность субъекта на улучшение его социально-экономического положения, которое достигается путем получения требующегося результата оптимальным способом;

• интерес отображает социальный статус его носителя.

В соответствии с приведенными критериями можно дать следующее определение интересов, которое разделяется рядом исследователей [см.: 7; 15]. Интересы - это объективная характеристика социального статуса субъекта, которая показывает, что ему в силу данного статуса выгодно или невыгодно и в какой степени, какие действия в данной системе общественноэкономических отношений или изменения этой системы способствуют сохранению (упорядочению) его социального статуса, а какие ведут к противоположному результату и в какой мере. При этом «выгодность» рассматривается как наилучший, оптимальный вариант действий для субъекта интересов.

Реализация интересов происходит в рамках социальноэкономических систем разных уровней управления при взаимодействии их носителей, т. е. субъектов интересов. Носители интересов могут быть персонифицированы, т. е. это отдельные личности, как правило предприниматели, собственники, менеджеры и наемные работники. Носителями интересов могут быть также хозяйствующие субъекты разных уровней управления и в первую очередь - фирмы как предпринимательские структуры. Рассмотрим взаимодействие интересов хозяйствующих субъектов.

Почему, по какой причине интересы хозяйствующих субъектов требуют согласования? Во-первых, потому что они по своей природе всегда противоречивы. Во-вторых, общество всегда нуждается в производстве общественных благ.

В рыночной экономике противоречивость, несовместимость подчас принимает антагонистические формы. Очень ярко об этом явлении писал еще Ш. Фурье: «Каждый работник - враг массе, интересы которой противоречат его личным интересам. Врач желает, чтобы было как можно больше болезней, а прокурор - судебных процессов в каждой семье. Архитектор мечтает о пожарах, которые бы уничтожили четверть города, а стекольщик - о граде, который перебил бы все стекла» [14, с. 52]. Антагонизмы не исчезают с цивилизационным развитием рынка. По сообщению «Гамбургер абен-дблат», председатель профсоюза гробовщиков Германии Хайнц Кемерлинг, выступая на проходившем в декабре 1996 г. очередном съезде, охарактеризовал как «экономически негативную тенденцию» тот факт, что в стране уже шестой год подряд отмечается снижение уровня смертности на один процент [11, с. 121].

Противоречивое взаимодействие интересов имеет несколько способов разрешения.

1. Реализация одних интересов способствует реализации других интересов. Такой вариант взаимодействия интересов назовем взаимореализацией.

2. Реализация одного интереса возможна за счет реализации другого. Назовем такой способ реализации интересов подчинением.

3. Исключение из взаимодействия какого-то хозяйствующего субъекта. Такой способ назовем игнорированием.

4. Реализация одного интереса не влияет на реализацию другого (не наносит ущерб другому субъекту). Назовем такой вариант дифференциацией.

Существуют многообразные формы проявления противоречивых интересов. Наиболее острые противоречия принимают формы конфликтов. Ошибочно полагать, что конфликтность интересов в обществе порождается только его «нижними слоями», обделенными материально. Развитие общества массового потребления порождает социальную напряженность, которая исходит от «верхнего слоя». Материальный достаток приносит удовлетворение в реализации экономических интересов лишь до определенного уровня. После его достижения начинают проявляться различные формы деструктивного поведения в обществе и в экономике. В чем материально нуждался Савва Морозов, завещая свое состояние социал-демократам, из-за которого они потом годами ходили по судам? В чем нуждался бен Ладен, сначала сотрудничая со спецслужбами США, а затем устраивая теракты против своих бывших учителей и покровителей?

Не может быть ситуации полного совпадения интересов различных систем управления. В случае совпадения интересов совмещались бы цели, задачи и функции рассматриваемых социальноэкономических систем. Исходя из теории больших систем, всегда существует некоторое расхождение между целевыми функциями подсистем, входящих в большую систему. Это подтверждает расхождение интересов социально-экономических систем различных уровней управления.

Ситуация взаимореализации интересов несет в себе наибольшие возможности развития и эффективного функционирования всех участников взаимодействия интересов. Поскольку участников взаимодействия в социально-экономических системах может быть множество, то нам представляется, что следует говорить о множестве вариантов взаимодействия, причем в каждом из них интересы сторон удовлетворяются в той или иной степени. Так как интерес проявляется в выборе оптимальной стратегии поведения, наиболее выгодном изменении положения субъекта, в том числе и предпринимательской структуры, то при наличии множества взаимодействующих субъектов можно говорить о «пространстве выгоды».

В современных условиях развития России существовавший ранее принцип подчинения интересов социально-экономических сис-

тем более низкого уровня управления интересам систем более высокого уровня окончательно потерял актуальность. Государственное регулирование экономики на любом уровне управления, в том числе и предпринимательских структур, должно осуществляться на основе согласования интересов при их взаимореализации. По уровням управления можно выделить интересы федерального центра, субъектов Федерации, муниципальных образований, некоммерческих организаций, фирм как предпринимательских структур в рыночной экономике и отдельных личностей. Уровень организаций, фирм и личности ни в коем случае не должен находиться в подчиненном состоянии, все законодательные и нормативные акты органов власти должны приниматься на основе согласования интересов субъектов хозяйствования всех уровней.

Основной организационной формой кооперирования факторов производства, обеспечивающей развитие национальной экономики в целом, является такая предпринимательская структура, как фирма. Фирма также представляет собой центр взаимодействия социальных интересов. Люди, являющиеся элементом любой социальной системы, преследуют определенные личные интересы. Фирма дает людям и их группам возможность реализовывать свои интересы.

Классическая теоретическая модель фирмы предусматривает в рамках ее структуры выделение трех групп носителей интересов: собственников (предпринимателей), менеджеров, наемных работников. Для целей нашего исследования особо важным является методологическое требование системного подхода к исследованию взаимодействия интересов, при котором фирма рассматривается как открытая система. Фирма является подсистемой социальноэкономических систем более высокого уровня. Помимо взаимодействия интересов внутри фирмы необходимо исследовать, в какой степени интересы фирмы согласуются с интересами федерального центра, субъектов Федерации, а также с интересами других предпринимателей, поставщиков, кредиторов и потребителей. В качестве кредиторов, поставщиков финансовых ресурсов и потребителей могут выступать государственные структуры и муниципальные образования.

Актуальной является точка зрения коллектива авторов [15, с. 193], которые сгруппировали интересы участников бизнес-деятельности, выделяя внутреннюю и внешнюю среду фирмы (таблица).

Таблица

Интересы участников бизнес-деятельности

Носители интересов Интересы

1. Внутренняя среда

1.1. Собственники капитала (предприниматели) Сохранение и умножение капитала; получение постоянных и устойчивых доходов от собственности; право принимать окончательное решение

1.2. Менеджеры Получение прибыли и развитие фирмы; собственные интересы (вознаграждение, независимость, власть)

1.3. Наемные работники Высокая и стабильная заработная плата; надежность рабочего места, хорошие условия труда и высокий уровень социальной защищенности

2. Внешняя среда

2.1. Государство и общественность Создание рабочих мест, социальный мир; конкурентоспособность на мировом рынке; получение налоговых доходов; стабильность цен; поддержание рыночных отношений путем антимонопольных мер; защита окружающей среды и интересов потребителя

2.2. Поставщики Высокие доходы и низкие расходы; стабильность договорных связей.

2.3. Кредиторы Высокие проценты; гарантированность возврата кредита; возможность влияния на фирмы

2.4. Потребители Широкий выбор, высокое качество, низкие цены; высокий уровень сервисных услуг

Интересы различных групп внутри фирмы и фирмы в целом как предпринимательской структуры - это разные понятия.

В рамках данной статьи охарактеризуем основные интересы взаимодействующих хозяйствующих субъектов разных уровней управления: предпринимательских структур (фирм), регионов (субъектов Федерации) и Федерального центра. Для этого будем отталкиваться от определения интересов. Экономические интересы - это такая характеристика положения субъектов, которая показывает, что им выгодно или невыгодно в рамках данной системы и в какой степени, какие хозяйственные решения и действия улучшают или ухудшают их экономическое положение.

В данном определении присутствуют два момента, характеризующие сущность экономических интересов: сохранение статуса хозяйствующего субъекта благодаря созданию условий для

146

устойчивости; действия, направленные на упрочение положения хозяйствующего субъекта.

В соответствии с этим интересы предпринимательских хозяйствующих субъектов - фирм в условиях нестабильности развития российской экономики можно укрупненно свести к следующему:

• предотвращение банкротства, сохранение своего статуса как хозяйствующего субъекта;

• повышение своего статуса путем применения стратегий роста: интегрированного, концентрированного, диверсификации и др.

Интересы регионов состоят в обеспечении:

• условий деятельности регионов путем упорядочения отношений собственности на ресурсы региона, находящиеся на его территории; проведения социальной и экономической политики;

• приоритетов развития территории регионов.

Интересы федерального центра заключаются:

• в обеспечении национальной безопасности страны;

• в построении социально-ориентированного государства на основе подъема экономики.

Каждая из подсистем (субъектов интересов), реализуя свои интересы в соответствии с теорией больших систем, должна вносить вклад в реализацию интересов подсистем других уровней управления на основе принципа согласования интересов.

Согласование интересов можно определить как принцип принятия управленческих решений, в соответствии с которым осуществляется постоянное взаимодействие между представителями государства, территориями и отдельными фирмами для формирования целей разных уровней.

Согласовать интересы означает добиться такого состояния, при котором каждым участником взаимодействия достигается равновесное состояние (равновыгодное) по выбранным критериям. Большую роль в решении этого вопроса могут играть технологии управления, основанные на применении моделей.

Для науки и практики управления важным является выяснение, каким образом категория «экономический интерес» связана с категориями управления и тем самым оказывает влияние на управляющую и управляемую системы. Реализация интересов в социальноэкономических системах - это процесс целенаправленной деятельности, в ходе которой субъект стремится упрочить или повысить свой социальный статус.

Анализ реализации интересов предполагает разработку теоретической модели на основе объективных экономических законов.

Теоретическая модель - это упрощенное описание абстрактного экономического процесса. Содержание модели определяется ли-

бо свойствами самого объекта, законами его развития, либо субъективными, целевыми установками исследователя. Создание модели связано с потерей значительной информации, что может иметь двоякое значение: либо появляется возможность открыть закон, существенную причинно-следственную взаимосвязь; либо теория может оторваться от реальности, не соответствуя ей, искажая ее.

При построении модели реализации экономических интересов следует исходить из того, что связующим звеном между механизмом реализации формы собственности и системой управления любого уровня является цель. Данная позиция разделяется коллективом авторов [9, с. 24-25].

С точки зрения управления важно уяснить, как категория «экономический интерес» влияет на поведение людей, что представляет собой реализация интересов в качестве процесса социальных действий? Рассмотрим существующие точки зрения.

Ряд авторов утверждают, что «реализация экономических интересов - это есть процесс использования экономических законов» [5, с.78]. Значение этого теоретического положения для науки управления состоит в признании необходимости определения законов управления с учетом экономических интересов.

Многие исследователи связывают реализацию интересов с удовлетворением потребностей [3, с. 54-55; 5, с. 84; 10, с. 9].

Однако, как справедливо отмечено, «потребности как таковые редко являются прямым побуждением к труду или хозяйственной деятельности. Они побуждают человека только к удовлетворению потребностей, к потреблению. На пути от потребностей к деятельности лежит сложный процесс формирования мотиваций, итог которого зависит от множества разных факторов. Так, между потребностью и действием человека в большинстве случаев стоит интерес, под которым понимается осознание человеком как своих потребностей, так и общих условий и средств, способствующих их удовлетворению. Именно интересы лежат в основе мотивации деятельности, определяют ее цель, а также мир ценностных ориентаций, присущих данной личности или группе лиц» [6, с. 15; 7, с. 25].

Таким образом, можно сделать вывод, что из потребностей функционирования и развития социально-экономических систем, в том числе и предпринимательских структур, в процессе воспроизводства возникает экономический интерес, который лежит в основе мотивации деятельности и определения ее цели.

Как справедливо отмечают Д.В. Овсянко, Г.В. Чернова, А.И. Во-ронцовский, цели социально-экономических систем являются отражением потребностей и интересов отдельных людей и различных их общностей в их активной практической деятельности. В силу объективности этих потребностей и интересов цели также носят объек-

тивный характер. В то же время в силу необходимости наличия отражающего субъекта цели всегда несут отпечаток субъективности, т. е. они могут отражать потребности и интересы в той степени, в какой они познаны субъектом [9, с. 25-26].

Экономический интерес как объективная категория лежит в основе определения цели, последняя является объективносубъективной категорией, так как опирается на мотивы и ценностные установки отдельных носителей интересов. Реализуя цели, субъект управления доводит их до исполнителей, устанавливает задачи в конкретных показателях. Показатели могут быть и качественными, и количественными. Все исследователи отмечают, что многие социальные цели сложно выразить в количественных показателях.

Сказанное можно представить в виде следующей схемы.

Модель реализации интересов через цели хозяйствующих субъектов

В работе [9, с. 31-37] приводятся варианты классификации целей социально-экономических систем. С точки зрения воспроизводственного процесса предлагается выделять три группы целей в порядке их значимости: социальные; экономические и техникотехнологические. Другая классификация, предлагаемая авторами, предполагает формирование групп целей по функциям, выделившимся в результате разделения труда в процессе общественного воспроизводства: цели собственников средств производства; цели управляющих; цели трудящихся. Такой подход основан на классическом видении фирмы как предпринимательской структуры, в которой существуют три группы интересов: собственников

(предпринимателей); менеджеров; наемных работников.

П ^ V

В современных условиях развития российской экономики реальный спектр экономических интересов представителей названных групп значительно сложнее. Нельзя утверждать, что менеджеры и рабочие не заинтересованы в курсовом росте стоимости капитала фирмы, а рабочие - в участии в управлении предприятием, на котором они трудятся.

Следует также отметить подход И. Ансоффа к постановке целей фирмы. Он выделяет следующие группы целей: экономические; обеспечение развития фирмы в долгосрочной перспективе; соци-

альные или внеэкономические цели, отвечающие ожиданиям влиятельных внешних представителей [2, с. 78, 79]. Автор отмечает, что в большинстве фирм экономические цели оказывают наибольшее воздействие на их поведение.

Заслуживает внимания модель декомпозиции главной цели стратегической программы технического и социального развития фирмы (СПТСР), предложенная А.П. Градовым [16, с. 422-424]. Главной целью СПТСР, по мнению автора, является поддержание в актуальном состоянии всех ресурсов производственной системы в течение долговременного периода. Эта цель подвергается декомпозиции по следующим уровням:

• агрегированные цели, достигаемые на уровне предприятия относительно каждой стратегической зоны хозяйствования;

• дифференцированные цели, достигаемые на уровне функциональных блоков предприятия относительно каждого вида ресурсов;

• адресные цели, достигаемые на уровне каждого стратегического хозяйственного центра;

• детализированные цели, достигаемые на уровне рабочих мест в подразделениях стратегических хозяйственных центров.

По каждой цели определяются целевые показатели, которые должны быть достигнуты в результате реализации программы.

Выделим цели фирмы в целом как предпринимательского хозяйствующего субъекта, принимая во внимание, что экономический интерес - объективная основа постановки цели.

Интересы фирмы как предпринимательского хозяйствующего субъекта состоят в сохранении ее социального статуса (предотвращении банкротства) и упрочении посредствам формирования стратегий развития.

Согласно модели, приведенной в виде схемы, наиболее широк спектр интересов у предпринимателей - собственников фирмы. Предприниматели-собственники «заинтересованы в умножении собственности (капитала), в получении от нее устойчивого и гарантированного на перспективу дохода (в виде дивидендов, различных отчислений от прибыли, ренты и т. д.), а следовательно, они также заинтересованы принимать окончательные стратегические управленческие решения, без чего реализация двух первых интересов становится весьма проблематичной» [15, с. 194].

В наибольшей степени интересам собственников отдельных фирм (акционеров) соответствует цель «повышение стоимости компании». Как справедливо отмечает С.В. Валдайцев, «с точки зрения акционеров (инвесторов) фирмы управление ею должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости фирмы и ее акций, так как такой рост позволяет акционерам (инвесторам) получить для них самый значимый по сравнению с другими его формами доход от

150

вложений в фирму - курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости (ценности) принадлежащих акционерам чистых активов, а значит и суммы их собственного капитала» [4, с. 37]. Закон РФ «Об оценочной деятельности» особо выделяет проблематику оценки стоимости бизнеса. В нем стоимость фирмы определяется ее будущими доходами. Однако эти доходы не могут быть измерены с большой точностью. У фирм разные характеристики с точки зрения их доходности и риска. Цели и ожидания их владельцев различны. Не может быть единой формулы, по которой можно было бы оценить стоимость любой фирмы и при любых обстоятельствах. Поэтому и возникли разные принципы и подходы к оценке будущих доходов и стоимости фирм. Существуют три принципа оценки: доходный; рыночный; затратный. Стоимость не всегда обозначается одним числом. Для оценочного процесса характерно разнообразие суждений и показателей. Никто не может с полной определенностью предсказать размер доходов, которые получат предприниматели, являющиеся собственники фирмы. Информированные инвесторы могут иметь различные представления о размерах этих доходов. Точно так же инвесторы-предприниматели могут претендовать на разные нормы окупаемости вложений в зависимости от собственной оценки рисков, связанных с обладанием данной фирмой. Следовательно, стоимость компании зависит от того, как каждый участник сделки оценивает выгоды и риски, с ней связанные, от того, в чьих интересах и с какой целью проводится оценка бизнеса.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что показатель стоимости фирмы предопределяется интересами и целями субъектов, являющихся участниками сделки.

Как отмечает В.А. Новоселов, стоимость фирмы - главная целевая функция ее предпринимательской деятельности. При этом автор отталкивается от социальных целей. «Люди, являющиеся элементами любой социальной системы, преследуют определенные личные цели. ...Фирма дает многим людям или их группам возможность или стимулы достичь своих индивидуальных экономических или неэкономических целей. В этом смысле фирма представляет собой центр интересов людей» [8, с. 22-23].

Во многих научных трудах по изучению фирмы как предпринимательской структуры, руководствах по оценке инвестиций и экономическому анализу содержатся следующие результирующие целевые показатели деятельности фирмы:

• чистая приведенная стоимость;

• простая (бухгалтерская) прибыль;

• окупаемость (оборачиваемость);

151

• внутренняя норма доходности;

• коэффициент рентабельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо целей повышения стоимости бизнеса и перечисленных выше результирующих показателей, фирма имеет ряд иных стратегических целей, преследуемых предпринимателями, к которым можно отнести следующие:

• увеличение доли рынка;

• повышение конкурентоспособности продукции;

• повышение трудового потенциала фирмы, включая профессионально-квалификационные характеристики менеджеров и рабочих;

• улучшение социальных условий всех работающих.

При взаимодействии хозяйствующих субъектов разных уровней управления происходит взаимореализация их интересов и целей, основанных на этих интересах.

В научной литературе по менеджменту раздел «целеполага-ние» разрабатывается достаточно широко и подробно для субъектов всех уровней управления.

Так, например, С.Ю. Андреев выделяет следующие цели регионального центра:

• увеличение объемов выпуска жизненно важной для населения региона продукции;

• увеличение региональной прибыли;

• повышение занятости населения;

• повышение конкурентоспособности региональных хозяйствующих субъектов;

• экономия региональных средств;

• отмена частной монополии на производство определенной продукции.

Автором рассматривается взаимодействие целей регионального центра с целями региональных хозяйствующих предпринимательских субъектов (фирм). При этом выделяются следующие варианты взаимодействия: конкуренция, дополнение, дифференциация [1, с. 102-104].

В настоящей статье показано, что экономические интересы реализуются путем постановки целей, а цели выражаются в количественных показателях. Следовательно, при взаимодействии экономических интересов возможно определить меру и степень их реализации для каждого из участников взаимодействия. Взаимодействие интересов имеет несколько способов: взаимореализация, подчинение, игнорирование, дифференциация. Взаимореализация интересов несет наибольшие возможности для развития всех участников взаимодействия. Она должна осуществляться путем согла-

сования интересов социально-экономических систем всех уровней управления, включая предпринимательские структуры (фирмы), субъекты Федерации и Федеральный центр. Экономические интересы лежат в основе формирования целей хозяйствующих субъектов. Это позволяет формировать модели и технологии согласования интересов с учетом реализации интересов каждого взаимодействующего хозяйствующего субъекта при соблюдении принципа оптимальности их состояния и развития.

Список литературы

1. Андреев С.Ю. Согласование экономических интересов в управлении регионом. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999.

3. Барлыбаева Ф.Б. Экономические интересы и хозяйственное поведение предприятий в условиях перехода к рынку: дис. ... канд. экон. наук. - М., 1994.

4. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

5. Васильев В.А. Социальные интересы: Единство и многообразие // Со-циально-полит. журн. - 1995. - № 3.

6. Веселков Ф.С., Екимов Г.Ю., Золотухин О.И. Мотивация экономической деятельности. - СПб., 1991.

7. Маслова Е.В. Новые формы хозяйствования и реализация экономических интересов: дис. ... канд экон. наук. - СПб., 1994.

8. Новоселов В.А. Определение стоимости фирмы (оценка бизнеса фирмы). - М.: Диалог-МГУ, 2000.

9. Овсянко Д.В., Чернова Г.В., Воронцовский А.В. Интересы - цели - показатели: взаимосвязи и согласование. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992.

10. Сиренко В.Ф. Интересы - власть - управление. Киев: Наукова думка,

1991.

11. Соколов Б.И., Соколова С.В. Экономика. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002.

12. Соколов Б.И. Мелкий бизнес: проблемы компаративистики // Вестн. СПбГУ. Сер. 5. Экономика. - 1999. - №. 1.

13. Соколов Б.И. Проблемы модернизации российского предпринимательства // Экономика и управление. - 2010. - № 3.

14. Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. - М., 1938.

15. Хаустов Ю.И., Канапухин П.А., Клинова С.П. и др. Собственность и экономические интересы. - Воронеж, 2000.

16. Экономическая стратегия фирмы / под ред. А.П. Градова. - 2-е изд. -СПб.: Спец. лит-ра, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.