догматическое видение права приводит к стремлению вывести основные начала только из текста нормативно-правового акта. Исследование принципов права ... предполагает решительный отказ от волюнтаристского подхода к законодательству и совершенно не приемлет узкопрагматическое, чисто позитивистское восприятие существующих правоотношений» [9, с. 3].
По мере демократизации российского государства роль общеправовых принципов как в правовой системе, так и среди источников права постепенно возрастала. В настоящее время, как уже отмечалось, в российской правовой системе общеправовые принципы выступают, с одной стороны, в роли единственного элемента, обеспечивающего неразрывную связь между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой, а с другой, способствуют единству права и правового регулирования. В них, как правило, находят своё выражение различные общесоциальные ценности, преимущественно формируемые в социальной, политической, экономической сферах общественной жизни.
Отражая основные закономерности общественной жизни, концентрируя в себе «общественные ожидания» от права, общеправовые принципы выступают в качестве силы, творящей объективное право. В данном качестве они призваны придать мощный импульс процессу правообразования в заранее намеченном направлении, определяемом ходом общественного развития.
Список литературы
1. Байтин, М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). -Саратов: СГАП, 2001. - 416 с.
2. Ведяхина, К. В. Основные нравственно-этические и социально-политические принципы российского права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2001. - 30 с.
3. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / 2-е изд. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
- 430 с.
4. Лаврусь, С. Ю. Реализация принципов права в юридической практике : дис. ... канд. юр. наук. -Волгоград, 2005. - 238 с.
5. Марченко, М. Н. Правовые системы современного мира : учебное пособие. - М., 2001. - 400 с.
6. Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / [Н.И. Матузов, А.В. Малько, К.А. Струсь и др.]; под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - Саратов. Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. - 704 с.
7. Чечельницкий, И. В. Справедливость в правотворчестве: теоретико-правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015. - 286 с.
8. Экимов, А. И. Источники права: проблемы теории и практики : материалы конференции. - М.: РАП,
2008.
9. Явич, Л. С. Право развитого социалистического общества (сущность и принципы). - М.: Юридическая литература, 1978. - 224 с.
УДК 340.12 С. А. Никифорова*
Проблемы взаимной ответственности государства, общества и личности в теоретическом наследии Э. Н. Берендтса
В статье рассматриваются этапы научной и общественно-политической деятельности выдающегося российского юриста начала XX в. - Эдуарда Николаевича Берендтса (1860-1930). Приводятся факты биографии ученого, охарактеризован круг его научных интересов, перечислены основные труды. Проанализированы взгляды Э. Н. Берендтса на проблемы совершенствования государственно-правовой системы России: о превращении России в правовое государство, о взаимной ответственности государства, общества и личности, о регулировании отношений между органами государственной власти и гражданами.
Ключевые слова: Э. Н. Берендтс, российская полицеистика, полицейское право, административное право, полицейское государство, правовое государство, государственное управление, конституционная юстиция, Демидовский юридический лицей, Великое княжество Финляндское, октябристы.
S. A Nikiforova*. Problems of improving the state legal system of Russia in the theoretical heritage E. N. Berendts. The article considers stages of the scientific and socio-political activities of prominent Russian lawyer first third of the XX century. - Edward Nikolaevich. Berendts (1860-1930). The article says the biography of the scientist, his research interests, lists the major works. In this article the author has analyzed the basic ideas of E. N. Berendts on the problems of improving the state legal system
* Никифорова, Славяна Алексеевна, адъюнкт кафедры теории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-76. E-mail: [email protected].
* Nikiforova Slavyana Alexeyevna, post graduate student of the chair of the theory state and right of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Tel.: 744-70-76. . E-mail: nikiforova. [email protected].
© Никифорова С. А., 2016
Никифорова С. А. Проблемы взаимной ответственности государства, общества и личности...
in Russia, the problem of Russia's transition to a legal state, mutual responsibility of the state, society and the individual, on the regulation of relations between public authorities and citizens.
Keywords: E. N. Berendts, police, administrative law, state police, rule of law, public administration, constitutional justice, Demidov Juridical Lyceum, Grand Duchy of Finland, .octobrist political party
В календаре памятных дат отечественной юридической науки декабрь 2015 г. был отмечен 155-летием со дня рождения видного российского юриста, государственного и общественного деятеля - Эдуарда Николаевича Берендтса. Имя Э. Н. Берендтса, широко известное научной общественности в конце XIX - начале XX вв., в годы Советской власти было предано забвению, а в начале XXI в. вновь привлекает к себе внимание исследователей и появляется на страницах монографий, диссертаций, словарей и справочников [20]. Интерес к работам Э. Н. Берендтса обусловлен разнообразными научными интересами учёного и оригинальностью его подходов к исследованию различных вопросов полицейского, административного, финансового, государственного права, политической экономии [14, с. 10-11; 15; 20]. В историю отечественной юридической науки Э. Н. Берендтс вошел как видный государствовед, крупнейший специалист в области финляндского права, компетентный административист, который первым среди отечественных учёных отказался от употребления термина «полицейское право», сумел определить перспективные направления развития административного права и обосновал необходимость использования юридического метода в исследовании административно-правовых явлений [2, с. 60].
Жизненный путь Э. Н. Берендтса начался в Санкт-Петербурге 9 декабря 1860 г. [1, л. 9]. В имперской столице он окончил немецкую среднюю школу при церкви Святых Петра и Павла, большое внимание в которой уделялось изучению скандинавских языков. Знание иностранных языков, позволившее овладеть документами и малоизвестной в России литературой на шведском и финском языках [12, с. 308], во многом способствовало определению Э. Н. Берендтсом круга своих научных интересов, а также предопределило место и специфику его государственной службы [14, с. 10-11; 15; 20].
В 1884 г. Э. Н. Берендтс окончил факультет юридических и общественных наук Санкт-Петербургского университета. В 1890 г. защитил магистерскую диссертацию по специальности «Финансовое право» на тему «Государственное хозяйство Швеции», а в 1895 г. - докторскую диссертацию на тему: «Обзор политико-социального и экономического развития Швеции в XIX столетии» [1, л. 11-11 об., 12-12 об.; 11, с. 67].
Успешно занимался преподавательской деятельностью, с 1891 г. читал курсы государственного и административного права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. Широкую известность Э. Н. Берендтс приобрел как редактор «Временника Демидовского юридического лицея», председатель Ярославской губернской ученой комиссии, председатель совета немецкой евангелическо-лютеранской церкви Святых Петра и Павла, член Ярославского губернского статистического комитета и Ярославского естественноисторического общества.
В 1900 г. Э. Н. Берендтс как крупный специалист в области финляндского права был назначен помощником статс-секретаря - министра по делам Великого княжества Финляндского и переехал из Ярославля в Санкт-Петербург [1, л. 15].
Государственную службу в Санкт-Петербурге Э. Н. Берендтс совмещал с преподавательской деятельностью. В 1901 г. он был назначен ординарным профессором Императорского Санкт-Петербургского университета по кафедре финляндского права, а в 1901-1902 учебном году исполнял обязанности профессора полицейского права [1, л. 17].
В 1904 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству Э. Н. Берендтс был назначен директором Демидовского юридического лицея [1, л. 17], несмотря на то, что в Лицее он уже не работал. Вскоре должность директоров образовательных учреждений была объявлена выборной, и 3 сентября 1905 г. Совет Демидовского юридического лицея избрал Э. Н. Берендтса директором Лицея, и Эдуард Николаевич Берендтс вошел в историю этого прославленного учебного заведения как первый выборный директор. Однако с этого поста он вскоре ушёл и занялся политической деятельностью: присоединился к недавно образовавшейся партии «Союз 17 октября» и возглавил ее ярославский отдел. Активное участие принимал в издании газет «Северянин» и «Житель окраины», писал статьи в газеты и журналы, читал публичные лекции.
В 1906 г. Берендтс вернулся в Санкт-Петербург и возобновил преподавательскую деятельность: читал лекции в Николаевском кавалерийском училище офицеров и юнкеров (1906-1907) [4], в Училище правоведения вёл занятия (1907-1917) по финансовому праву, истории русского права, административному праву Финляндии [9, с. 91-92].
В марте 1908 г. Э. Н. Берендтс был назначен членом Совета главного управления по делам печати, с 1909 г. занимал ещё и должность члена Учёного комитета Министерства народного просвещения, в июне 1914 г. стал сенатором Первого департамента Правительствующего Сената для пересмотра решений губернских присутствий, в котором проработал до октября 1917 г. [21, с. 530-536].
Октябрь 1917 г. кардинальным образом изменил жизнь в России. Политических перемен Э. Н. Берендтс не принял и в августе 1918 г. покинул Россию [12, с. 336]. Поселившись в Эстонии, Берендтс вернулся к преподавательской работе и был приглашён в Тартуский университет в качестве профессора кафедры финансового права для чтения лекций по политэкономии.
Жизненный путь государственного деятеля Российской империи, ученого, юриста, педагога, политика, писателя Э. Н. Берендтса окончился 4 августа 1930 г. в Таллинне [22].
Круг научных интересов Э. Н. Берендтса был широк. Он проявил себя как видный специалист в области полицейского и административного права. Центральное место в его работах занимали проблемы становления и развития полицейского права и теории административного права; вопросы, касающиеся определения методологических основ административного права, системы и метода административного права; проблемы государственного устройства и управления; вопросы реализации правовых норм в российском и иностранном государствах; специфика соотношения положений законов и распоряжений административных органов; проблемы становления и развития административного и финансового права России, Швеции и Финляндии.
В своих статьях и выступлениях Э. Н. Берендтс как активный общественный и политический деятель обращался к злободневным вопросам: о перспективах становления Российской империи как правового государства, об организации центральных учреждений государственной власти, об ответственности должностных лиц пред гражданами государства, о необходимости соблюдения прав и свобод граждан, о юридической ответственности должностных лиц, о роли суда в системе правосудия [14, с. 10-11; 15; 20]. В публичных выступлениях Э. Н. Берендтс постоянно подчеркивал значение независимого гласного и несменяемого суда, отстаивал идею государственного единства России, которую ставили под сомнение сторонники социалистических и национальных партий. В течение всей своей жизни Э. Н. Берендтс особое внимание уделял изучению вопросов в сфере государственного хозяйствования и финансового права, обращая внимание не только на особенности расходов и доходов государства и подчиненных государству общественных союзов, но и на формальный порядок ведения государственного хозяйства и общественного местного хозяйства.
Среди основных научных трудов Э. Н. Берендтса - «Индивидуализм и государство» (Ярославль, 1891), «Программа курса русского государственного права» (СПб., 1896), «Опыт системы административного права» (Ярославль, 1898), «Финансовое право Великого Княжества Финляндского в XIX столетии» (СПб., 1900), «Краткий обзор финансов и финансового управления Великого Княжества Финляндского» (СПб., 1900), «Лекции по административному праву Великого Княжества Финляндского» (СПб., 1903), «Кое-что о современных вопросах» (СПб., 1907), «О государстве: беседы с юнкерами Николаевскаго кавалерийского училища в 1906-1907 учебном году» (СПб., 1908), «Краткий очерк бюджетного права Финляндии» (СПб., 1909), «О прошлом и настоящем русской администрации» (СПб., 1913), «Русское финансовое право. Лекции, читанные в Императорском Училище Правоведения» (СПб., 1914), «Связь судебной реформы с другими реформами императора Александра II и влияние её на государственный и общественный быт России» (СПб., 1915).
Серьезное внимание Э. Н. Берендтс уделял разработке основных положений теории полицейского и административного права, подчёркивая взаимосвязь этих наук и отраслей права. Давая характеристику состоянию российского полицейского и административного права, Э. Н. Берендтс констатировал, что российские полицеисты, «снабжающие свои книги тем или иным заглавием, расходятся в определении основного характера науки, её принципа, задач и границ, даже название данной дисциплины не утвердилось окончательно, и оно называется то полицейской наукой, то полицейским правом, то наукой о праве внутреннего управления, то учением об управлении» [5, с. 285].
Анализируя историю западноевропейской полицеистики [19], сравнивая работы полицеистов России и Франции, Берендтс пришел к выводу, что французские учёные добились создания теории административного права и сумели разработать положения, имеющие реальную практическую значимость. Французские полицеисты определили и охарактеризовали компетенцию административных органов, задачи и функции административных судов, основные права и обязанности граждан и пределы вмешательства органов власти в жизнь населения. По мнению Берендтса, именно такой конкретности и чёткости не хватало российскому административному праву. И именно поэтому основными проблемами административного права стали отсутствие чётко сформулированных задач, метода изучения, систематичности науки и неоднозначность определения основного характера науки [5, с. 286-287]. Наука административного права, считал Берендтс, требовала реформирования и опоры на юридический метод. «Только применение юридического метода к разработке административного права поставит эту науку на твердую почву и даст ей возможность исполнить задачи, на ней лежащие», - подчеркивал Э. Н. Берендтс [5, с. 308], грамотно определяя особенности становления и развития отечественной юридической науки и практической юриспруденции [16; 17].
Используя материалы своих лекций, прочитанных в Демидовском юридическом лицее в 1891-1898 гг., и положения статьи «О методе юридических наук», опубликованной в журнале «Русский вестник», Э. Н. Берендтс написал работу «Опыт системы административного права» (1898). Он сам охарактеризовал этот труд как второе поколение учебников по полицейскому праву. Вместо термина «полицейское право» Э. Н. Берендтс уже использовал термин «административное право». И хотя административное право в работах учёного систематической разработки ещё не получило, Берендтсу удалось наметить направления дальнейшего развития данной отрасли права. Э. Н. Берендтс впервые в отечественной юриспруденции обосновал необходимость использования юридического метода при исследовании вопросов административного права и получил поддержку Н. И. Лазаревского, Л. И. Петражицкого, А. А. Раевского, высказывавшихся за догматическое изучение административного права [10, с. 109]. Идеи Э. Н. Берендтса нашли свое отражение в работах В. В. Ивановского, И. Т. Тарасова, А. И. Елистратова [18].
Административное право, по Э. Н. Берендтсу, - это совокупность норм, обязательно и принудительно регулирующих управленческую деятельность органов государственной власти, а также общественных групп и частных лиц для осуществления государственных задач, и совокупность
Никифорова С. А. Проблемы взаимной ответственности государства, общества и личности...
обусловленных этой деятельностью юридических отношений между государством вообще, его органами и частными лицами. Систему науки административного права Э. Н. Берендтс разделял на три части. Так, если система науки административного права к этому времени представлялась, в частности, И. Т. Тарасовым и В. В. Ивановским, как состоящая из общей и особенной частей, то у Э. Н. Берендтса все части его системы полностью вписывались в часть общую. К первой части системы Э. Н. Берендтс относил объективное административное право, устанавливающее границу прав и обязанностей органов власти, с одной стороны, и членов «государственного общения» при осуществлении ими задач государственного управления - с другой. Вторая часть включала в себя субъективное административное право государственной власти и её органов, характеризующее организационно-правовые формы деятельности и компетенцию государственных органов. К третьей части системы Э. Н. Берендтс относил субъективное административное право «участников государственного общения», характеризующее правоотношения, возникающие при осуществлении негосударственными субъектами административного права управленческих и охранительных функций.
Центральной идеей Э. Н. Берендтса была мысль о необходимости превращения России в правовое государство. Взгляды Э. Н. Берендтса на проблему построения в России правового государства нашли своё отражение в многочисленных статьях в газетах «Жизнь окраин» и «Северянин», в которых Берендтс не только красноречиво описывал реальное состояние общественной и политической жизни России, но и аргументировано отстаивал свои предложения преобразований в сфере государственного управления, в области организации центральных учреждений государственной власти России.
Стремление к реальному преобразованию Российского государства подтолкнуло Э. Н. Берендтса к активному участию в политической жизни государства. В 1905 г. он вступил в ярославский отдел партии «Союз 17 октября», ярославская ячейка которой начала свою деятельность 20 ноября 1905 г. и составляла 330 человек [13, с. 39]. Партия октябристов состояла в основном из представителей крупной финансовой и торговой буржуазии, которые приняли политическую реформу, основанную на актах 6 августа и 17 октября 1905 г. Взгляды Э. Н. Берендтса были созвучны основным программным положениям октябристов, которые выступали за сохранение единства и нераздельности Российского государства, развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, за обеспечение гражданских прав и свобод.
Э. Н. Берендтс подчеркивал, что Российская империя должна стать правовым государством, в котором политическая жизнь должна строиться на основе законов и в их пределах. «Всё политическое движение нашего времени имеет одну главную цель: превращение России из государства полицейского в государство правовое» [6], - констатировал Берендтс. Формирование и функционирование правового государства, по Берендтсу, немыслимо без реализации принципов верховенства правового закона, разделения властей, взаимной ответственности государства, общества, личности [6; 7].
Функционирование единой государственной власти учёный видел в принципе её разделения на законодательной основе, действии ветвей власти по отношению друг к другу в рамках системы сдержек и противовесов. Берендтс писал, что в случае нарушения функционирования этой системы и сосредоточения государственной власти в одной из ветвей или у одного лица, государство становится полицейским. «Если в народном представительстве господствует сильная парламентская партия, если эта партия в лице своих доверенных забрала в руки и исполнительную власть, если она не встречает сдержек со стороны другой сильной, независимой власти, государство вновь становится абсолютным и полицейским. Народовластие превращается в господство энергического меньшинства над пассивной инертной народной массой и под внешним видом демократии получается полная эгоизма и партийного пристрастия олигархия. В парламенте, в свою очередь, большинство в составе сильной господствующей партии молчит и слепо следует за вожаками, из которых часто выделяется лицо, подчиняющее своей воле всё, и народ и государство» [6].
Силу противодействия превращения государства в полицейское Берендтс видел не в монархе и даже не в парламенте, а в гласном независимом и несменяемом суде. Только «такой суд может спасти право от подчинения политике; только при наличности такого суда государство освободится от опасности превратиться из государства абсолютно-полицейского в государство парламентско-полицейское» [6]. Э. Н. Берендтс стал одним из первых отечественных правоведов, сформулировавших и развивших идеи создания в России конституционной юстиции. «Суд всех инстанций должен иметь право обсуждать конституционность всех узаконений и распоряжений, нарушение коих дало повод к началу судебного дела, должен иметь право отказать в признании юридической силы узаконения, признанного неконституционным» [7]. Говоря о высшей гарантии правомерности государственного управления, Берендтс выступал за создание верховного конституционного суда, независимого от народного представительства и парламентского министерства [8; 6].
Организацию верховного конституционного суда Э. Н. Берендтс, представил следующим образом. Все коллегии судебных палат, окружных судов, а также коллегии членов уголовного и гражданского кассационных департаментов Правительствующего Сената из своего состава должны были избрать по одному члену верховного конституционного суда. Избрание - пожизненное, судьи -несменяемые. Из числа всех избранных судей ежегодно путём жребия должны были назначаться 12 конституционных судей на годичную сессию. Члены суда избирали бы из своего круга председателя на один год. Компетенция верховного конституционного суда предполагала двойственность: как суд первой инстанции он осуществлял предварительный конституционный контроль всех законопроектов,
прошедших через народное представительство, а как суд второй инстанции решал споры о конституционности законов и распоряжений, возникших в судах средней и низшей инстанции [7].
Идея взаимной ответственности государства, общества и личности для научного творчества Э. Н. Берендтса, его общественной и государственной деятельности оставалась центральной. Она лежала в основе предложений создания конституционной юстиции, она находилась в центре внимания при осмыслении системы гарантий осуществления прав и свобод в Российском государстве. Российская империя, по мнению Берендтса, не создала институт ответственности власти перед населением. Потому, на его взгляд, защиту гражданских прав и интересов необходимо осуществлять через систему существовавших судов, закрепив право каждого гражданина в случае нарушения его прав и свобод привлекать должностных лиц вне зависимости от их ранга, положения и должности к ответственности перед обыкновенным судом [7].
Законность решений министерств, министров и решений подчинённых им должностных лиц и органов (право, уже установленное Основными законами) и целесообразность этих решений могли быть, по мнению Берендтса, проверяемы Государственной думой и Государственным советом, которые должны иметь право делать запросы в органы государственной власти.
Организацию реформированного Государственного совета Берендтс в 1906 г. признал неудовлетворительной, опасаясь, что назначаемая половина членов палаты будет голосовать по указке свыше. По его мнению, верхнюю палату следовало бы составить из представителей губернских земств и национальностей, количество которых должно было бы быть пропорционально численности представляемых. Последующее развитие политической жизни показало, что Берендтс излишне мрачно смотрел на преобразованный Государственный совет. Его члены, опытные государственные деятели, юристы, представители университетов и Академии наук, вносили важный вклад в улучшение законопроектов с содержательной и юридико-технической стороны, а воздействие царской власти на назначаемых членов Совета оказывалось как раз тогда, когда он противился назревшим демократическим преобразованиям - после отклонения им законопроектов о введении земства в Западном крае (1911) и городского самоуправления в Царстве Польском (1914) [3, с. 133-139].
Идея господства законности в государственной жизни, которую Э. Н. Берендтс начал отстаивать еще в первых своих научных публикациях, служила для него путеводной звездой на протяжении всей научной и служебной карьеры [14, с. 10-11; 15; 20]. Учёный на страницах своих работ по полицейскому, административному, финляндскому праву, в публицистических статьях доказывал современникам важность превращения Российской империи из полицейского государства в государство правовое, где отношения между обществом и органами государственной власти будут построены только на основе и в пределах закона. Э. Н. Берендтс был первым отечественным правоведом, который сформулировал предложения о создании в России конституционной юстиции и организации верховного конституционного суда. Эти идеи Э. Н. Берендтса сохраняют свою актуальность и в настоящее время. До сих пор представляют значительный интерес обоснование Э. Н. Берендтсом необходимости использования юридического метода при исследовании государственно-правовых явлений, его аргументы признания фундаментом науки административного права государственно-управленческих отношений, его идеи, касающиеся общей теории административного права. Теоретическое наследие Э. Н. Берендтса должно получить комплексное осмысление юристами XXI в. и сыграть свою роль в выборе правильных путей преобразования государственно-правовой действительности современной России.
Список литературы
1. Российский государственный исторический архив. - Ф. 740. - Оп. 24. - Д. 845.
2. Бельский, К. С. Доктор финансового права, ученый-административист и сенатор Российской Империи (К 150-летию со дня рождения Э. Н. Берендтса) // Государство и право. - 2010. - № 12. - С. 60-69.
3. Берендтс, Э. Н. Кое-что о современных вопросах. - СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1907. - 158 с.
4. Берендтс Э. Н. О государстве: беседы с юнкерами Николаевскаго кавалерийскаго училища в 1906-1907 учебном году. - Вып. 1. - СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1908. - 246 с.
5. Берендтс, Э. Н. О методе юридических наук // Русский вестник. - 1897. - Т. 248. - № 4, апрель. - С. 284-307.
6. Берендтс, Э. Н. О судебных гарантиях политической свободы (I) // Северянин. - 1906. - 20 апреля.
7. Берендтс, Э. Н. О судебных гарантиях политической свободы (II) // Северянин. - 1906. - 22 апреля.
8. Берендтс, Э. Н. Самодержавие и неограниченность (Окончание) // Северянин. - 1906. - 7 марта.
9. Волков, В. А., Куликова, М. В., Логинов, В. С. Российская профессура. XVIII - начало XX века. Гуманитарные науки. Биографический словарь. - Часть I: А-И. - СПб.: Изд. дом «М1ръ», 2013. - 422 с.
10. Дергилёва, С. Ю. Государственно-правовые воззрения А. И. Елистратова : дис. ... канд. юрид. наук. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015. - 450 с.
11. Егоров, С. А. Берендтс Эдуард Николаевич // Правовая наука и юридическая идеология России. Энциклопедический словарь биографий / отв. ред. В. М. Сырых. - Т. 1. - М.: РАП, Издательская группа «Юрист», 2009. - С. 67-69.
12. Зиноватный, П. С. «Служите правде»: Э. Н. Берендтс (1860-1930). Краткий очерк жизни и творчества // Берендтс Э. Н. Русское финансовое право. - М., 2014. - С. 308-340.
13. Марасанова, В. М. Ярославский край в конце XIX - начале XX века : текст лекций. - Ярославль, 1996. - 68 с.
14. Нижник, Н. С. Российская полицеистика - наука и искусство управления государством // Вопросы государства и права : сборник научных статей / под общ. ред. Л. В. Карнаушенко. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. - С. 3-21.
15. Нижник, Н. С. Российская полицеистика: основные этапы становления и развития // Genesis: исторические исследования. - 2015. - № 6. - С. 764-786. - DOI: 10.7256/2409-868X.2015.6.16493. - URL: http://e-notabene.ru/hr/article_16493.html
Николаенко П.Д. Министр А.Д. Балашов и опала М.М. Сперанского
16. Нижник, Н. С. Российская юриспруденция: симбиоз юридической практики, юридической науки и образования? // Общество. Среда. Развитие. - 2010. - № 3. - С. 86-91.
17. Нижник, Н. С. Юриспруденция как комплексный социально-правовой институт: специфика становления и развития в России // Актуальные проблемы теории и истории государства и права : Труды кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России / Науч. ред. Н. С. Нижник. - СПб.: Астерион, 2012. - С. 5-15.
18. Нижник, Н. С., Дергилёва С. Ю. Государство и право в теоретическом наследии А. И. Елистратова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 2 (62). - С. 66-73.
19. Нижник, Н. С., Дергилёва, С. Ю. Систематизация знаний об управлении обществом и становление науки полицейского права в Западной Европе в XVIII веке // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3 (63). - С. 37-43.
20. Никифорова, С. А. Российская полицеистика в лицах: Эдуард Николаевич Берендтс // Genesis: исторические исследования. - 2015. - № 6. - С. 828-843. - DOI: 10.7256/2409-868X.2015.6.16389. - URL: http://e-notabene.ru/hr/article_16389.html.
21. Томсинов, В. А. Российские правоведы XVIII-XX веков. Очерки жизни и творчества : в 2 т. - Т. 2. -М.: Зерцало, 2007. - 672 с.
22. Prof. dr. Eduard Berendts // Postimees. - 1930. - № 211. - August. - Lk. 1.
УДК 35.08 П.Д. Николаенко*
Министр полиции А.Д. Балашов и опала М.М. Сперанского
В статье подробно рассматриваются причины опалы Государственного секретаря, реформатора М.М. Сперанского и роль главы Министерства полиции А.Д. Балашова в его дискредитации в глазах императора Александра I.
Ключевые слова: император Александр I, опала, дискредитация, А.Д. Балашов, Министерство полиции, М.М. Сперанский.
P.D. Nikolaenko*. Minister of Police A.D. Balashov and disgrace of M.M. Speransky. The article discusses in detail the reasons for the disgrace of Secretary of State, reformer M.M. Speransky and the role of the Head of Police Ministry A.D. Balashov to discredit him in the eyes of the Emperor Alexander I.
Keywords: Emperor Alexander I, disgrace, discredit, A.D. Balashov, Ministry of Police, M.M. Speransky.
Как утверждают современники, назначение А.Д. Балашова главой полицейского ведомства состоялось при непосредственном участии М.М. Сперанского. Первый биограф реформатора М.А. Корф пишет, что членом Государственного совета, а затем и министром полиции А.Д. Балашов «был пожалован по выбору и представительству Сперанского» [6, c. 487].
В это время М.М. Сперанский не знал, что возвышением этого человека он готовит против себя одного из активных членов компании, состоявшей из злостных недругов, которые вскоре развернули против него интригу в целях добиться его падения.
Правда, гонителям славы М.М. Сперанского потребовалось почти два года, чтобы достичь своей коварной цели. Знал ли ближайший советник императора и Государственный секретарь о грозившей ему опасности, думал ли он о своей защите от нападок завистников и клеветников? Да, знал, и ещё в феврале 1811 г., т.е. за год до своего падения, просил государя освободить его от множества обязанностей, в т.ч. от звания Государственного секретаря и начальника Управления делами Финляндии, оставив лишь «при одной должности директора Комиссии [законов]» [8, c. 263-264].
Но Александр I, как известно, не захотел услышать просьбу своего преданного помощника и продолжал лишь поддерживать его против всяких нападок. Но, как писал М.А. Корф, «приближалась минута, когда и эта подпора должна была отпасть» [8, c. 264].
Первого января 1810 г. Михаилу Сперанскому предположительно исполнилось сорок лет (до конца своих дней М.М. Сперанский затруднялся определить точную дату своего рождения. Так, 6 января 1815 г. он писал своему другу П.Г. Масальскому в ответ на полученное от него поздравление по случаю своего дня рождения: «Целым годом вы сделали меня моложе, назначив мне 44-й год, тогда как я полагал, мне уже 45-й». А в письме к дочери Елизавете от 1 января 1817 г., М.М. Сперанский называл свой возраст лишь приблизительно: «Сегодня мне исполнилось 45 или 46 лет». Точная дата рождения Сперанского была установлена лишь после его смерти. Согласно росписи в метрической книге Владимирской консистории, поданной 6 июня 1772 г., показано, что у священника Михаила
* Николаенко, Петр Дмитриевич, профессор кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор исторических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы РФ. 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 744-13-13.
* Nikolaenko, Peter Dmitrievich, Professor of History of State and Law University of St. Petersburg the Russian Interior Ministry, the doctor of historic, Associate Professor, Honored Worker of Higher School of Russia. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-13-13.
© Николаенко П.Д., 2016