Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КАРТЕЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ'

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КАРТЕЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОНКУРЕНТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потий Никита Сергеевич, Волосников Никита Андреевич

Рассмотрены проблемы выявления картельных соглашений; рассмотрен иностранный опыт в этой сфере; оценен ущерб конкуренции и экономике от картелей; предложены меры по совершенствованию антикартельного инструментария ФАС, повышению результативности антимонопольного контроля, выявлению правонарушений и их пресечению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Потий Никита Сергеевич, Волосников Никита Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IDENTIFYING CARTEL AGREEMENTS

The problems of identifying cartel agreements are considered; foreign experience in this area is considered; the damage to competition and the economy from cartels is assessed; measures are proposed to improve the anti-cartel tools of the FAS, increase the effectiveness of antimonopoly control, identify violations and prevent them

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КАРТЕЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ»

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ КАРТЕЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ Потий Никита Сергеевич, студент e-mail: cegthghj12@mail.ru Волосников Никита Андреевич студент e-mail: nik-volosnikov@mail.ru Московский Государственный Областной Университет Научный руководитель - Крупнов Юрий Александрович, доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Московский государственный областной университет

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(e-mail: Yukrupnov@mail.ru)

Рассмотрены проблемы выявления картельных соглашений; рассмотрен иностранный опыт в этой сфере; оценен ущерб конкуренции и экономике от картелей; предложены меры по совершенствованию антикартельного инструментария ФАС, повышению результативности антимонопольного контроля, выявлению правонарушений и их пресечению

Ключевые слова: антиконкурентные действия; антимонопольное законодательство; ограничение конкуренции, картельные соглашения

Современный этап экономического развития характеризуется обострением кризисных явлений, обусловленных целым рядом факторов. Происходит смена технологического уклада, меняется мирохозяйственная модель развития. Развивающиеся страны открыто заявляют о своих претензиях на мировое экономическое лидерство. Антиэпидемиологические лок-дауны резко снизили степень использования производственного потенциала в отдельных странах и в мире. Повсеместно растет безработица и снижаются доходные части бюджетов. Платежеспособный спрос, несмотря на его масштабное стимулирование, также снижается, чем обусловлены риски несостоятельности и банкротства для значительной доли производителей.

Хозяйствующие субъекты в условиях обострившейся конкуренции используют любые возможности для сохранения своих позиций на рынке, включая объединения усилий с отдельными конкурентами. Укрупнение бизнеса, которое происходит в различных формах слияния и поглощения, ведет к росту экономической концентрации и несет угрозу снижения уровня конкуренции. Слишком сильное укрупнение создает предпосылки для доминирования и даже злоупотребления доминирующим положением. К счастью антимонопольные службы в большинстве стран научились эффективно регулировать этот процесс, который, как правило, обусловлен выполнением ряда антимонопольных требований регулятора3. Следование требованиям позволяет компаниям реализовать свое конституционное право на свободу предпринимательства и одновременно учесть интересы государства и общества.

3 Статья 33 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Однако иногда предприниматели пытаются получить конкурентные преимущества за счет непубличного согласования своих действий с конкурентом или конкурентами в части ценовой политики или действий в рамках проводимых конкурсов и аукционов. Формально независимые конкуренты объединяют свои усилия, преследуя цели повышения цен, раздела рынка, сокращения выпуска продукции. При этом заключаются соглашения между предприятиями - поставщиками продукции на один товарный рынок, или между компаниями, закупающими продукцию товаров на одном рынке. Такие соглашения признаются картелем и запрещены по закону.

От реализации картельных соглашений могут страдать не только потребители, но и компании - конкуренты. Картельные соглашения наносят ущерб конкуренции, которая представляет собой институциональную и рыночную базу для экономического роста и технологического совершенствования производственного процесса. Некоторые исследователи полага-

4

ют, что картели несут ответственность за рост цен , а «существенное снижение уровня конкуренции может стать причиной «потери» от двух до трех процентов ВВП5. Особенно ощутимый вред наносится в рамках процессов закупок для государственных нужд и предоставлении государственного имущества. Под угрозой оказывается единство экономического пространства, общественное благополучие.

Сами картели эволюционируют. Для защиты конкуренции от картельного сговора уже недостаточно формирования институциональной базы, осуществления системных макроэкономических шагов, так как антиконкурентный сговор, как правило, скрыт от внимания общественности и органов государственного регулирования. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы и необходимость внедрения новых подходов к мониторингу рыночной концентрации, контролю за действиями участников рынка.

Основным инструментом борьбы с рассматриваемыми правонарушениями являются внеплановые проверки. Полномочия, которыми при этом наделяются члены комиссии, экспертами оцениваются как недостаточные. Так почти полностью отсутствует возможность предотвращения уничтожения доказательной базы, сокрытия важных документов и уклонения от расследования в целом.

Бурное развитие цифровизации предоставляет хозяйствующим субъектам широкие возможности в организации дистанционных неконтактных

4 Guide for helping competition authorities assess the expected impact of their activities [Electronic resource] / OECD. 2014. April. URL: http://www.oecd.org/daf/competition/Guide-competition-impact-assessmentEN.pdf (usage date: 14.06.2021).

5 Авдашева С. Борьба с картелями -окупается ли она? [Электронный ресурс] // Slon.ru. 2012. 14 ноября. URL: https://republic.ru/russia/borba_s_kartelyami_okupaetsya_li_ona-852161.html(дата обращения: 15.06.2021).

отношений6. Договоры и соглашения, заключаемые в электронной среде без привычных процедур и бумажных носителей трудно фиксировать. Сбор доказательной базы при выявлении сговора предполагает доступ к электронной переписке менеджмента, а также телефонным переговорам и другим формам контактов, что может быть осуществлено только по решению суда или компетентных органов.

Установление контроля за переговорами потенциальных участников картельного соглашения не всегда дает результат. Дело в том, что все более широкое распространение получает явление координации действий двух и более хозяйствующих субъектов лицом, которое не имеет никакого формального отношения к вышеуказанным субъектам, а также конкурсам и аукционам, в которых они участвуют. Координирующее лицо не включено ни в одну из групп лиц и не занимается деятельностью на соответствующем товарном рынке. Контрольные и следственные органы не имеют оснований мониторить его деятельность, и усматривать в его действиях состав правонарушения.

Следовательно, картели представляют собой вид неправомерной деятельности, выявление и доказывание которой представляется все более затруднительным. Этим, в частности, обусловлен факт уменьшения числа дел, возбуждаемых в связи с выявлением картельных соглашений (таблица).

Таблица - Данные о делах возбужденных ФАС России

2019 2020 Изм.

дел об ограничивающих конкуренцию соглашениях, в том числе: 944 625 -33,8%

картельные соглашения 424 269 -36,6%

соглашения с участием органов власти 320 197 -38,4%

Источник: Доклад ФАС о состоянии конкуренции за 2020 год

Как видно из таблицы, в 2020 году ФАС России возбуждено 625 дел против 944 дел в 2019 году . Это свидетельствует не о сокращении числа нарушений законодательства, а, скорее, о возросших трудностях их выявления.

Поэтому конкуренция на рынках весьма уязвима перед картельными соглашениями. К тому же, картели считаются едва ли не самым вредным источником ограничения конкуренции, так как потенциальный ущерб от таких соглашений может оказаться весьма значимым. Этим объясняется

6 Войниканис, Е.А. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху. Как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции, 2-е изд. / А.Ю. Иванов, А.Ю. Цариковский, Е.В. Семенова; Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.-КВ№ 978-57598-1750-5. с. 270

7 ФАС России. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год. с. 278. [Электронный ресурс] // https://fas.gov.ru/documents/687779 (дата обращения: 15.06.2021).

внимание, которое уделяется органами контроля и надзора борьбе с вышеуказанным нарушением.

Систематический мониторинг и проверки оказываются весьма затратными для бюджета и вредными для формирования атмосферы доверия и сотрудничества государства и бизнеса. Поэтому в значительном числе развитых стран практикуется создание условий для инициативного признания бизнеса в допущенных нарушениях. Такие действия, в частности, предусмотрены корпоративной политикой комплаенса, принятой в большом числе крупных компаний. Антимонопольные службы Японии и Германии, в частности, ежегодно получают значительное число таких признаний и прошений об освобождении от ответственности.

ФАС России также совершенствует приемы реагирования на скрытые картели, инициируя изменения антимонопольного законодательства8. Сформирована правоприменительная практика благодаря введению в 2016 году нового порядка доказывания недопустимых соглашений и согласованных действий на товарных рынках. Он предусматривает применение нового инструмента контроля антиконкурентных соглашений: «Большой цифровой кот», первая ступень которого запущена в эксплуатацию с 2019 года. К 2023 году планируется запустить АИС «АнтиКартель», которая на основе использования больших данных и искусственного интеллекта позволит полностью автоматизировать выявление картелей .

Другим важным направлением является минимизация ущерба от вмешательства в хозяйственную деятельность. Желательно также, чтобы система показателей и индикаторов работы ФАС и других контрольных органов не инициировала чрезмерность вмешательства10.

Еще одним направлением повышения результативности борьбы с картелями является наделение контрольного органа дополнительными полномочиями, позволяющими осуществлять полноценную оперативно-розыскную деятельность. Считается, что антимонопольные службы в странах Запада, якобы располагают такими полномочиями и это делает их работу эффективной. Однако документальный анализ регламента Управления по добросовестной торговле (OFT) Британии показал, что в действительности эти полномочия ограничены правом запрашивать необходимые

8 Валова Ю.И. Цифровой вызов для ФАС. В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник статей 10-й Международной научно-практической конференции, посвященной 255-летию Вольного экономического общества России: в 2 т. ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Курский филиал); КРОО Общероссийской общественной организации «Вольное экономическое общество России». Курск, 2020. С.91

9 ФАС в СМИ: За картелями присмотрит искусственный интеллект. [Электронный ресурс] // https://fas.gov.ru/publications/22945 (дата обращения: 15.06.2021).

10 Крупнов Ю.А. Совершенствование системы оценки результативности контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции. В сборнике: Предиктивный характер научных исследований и практика их реализации в условиях глобального кризиса в экономике и обществе. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 2020. с. 142

для проверки документы и материалы. При отсутствии добровольного согласия хозяйствующего субъекта для его внеплановой проверки и выемки документов потребуется решение суда. Это касается в равной степени офисных помещений, мест жительства должностных лиц и их личных вещей.

Следовательно, проблема борьбы с картелями актуальна во всем мире. Ввиду особой значимости и влияния на конкуренцию и экономическое развитие во многих странах этому уделяется пристальное внимание. Стремление властей выявить письменный или устный сговор предполагает осуществление мер мониторинга, контроля, проверок. Возможности проведения таких проверок ограничены действующим законодательством, стоящим на страже интересов предпринимательства, коммерческой тайны и права устанавливать производственные и финансовые связи между хозяйствующими субъектами.

Дело в том, что вышеуказанные права и свободы предпринимательства представляют очевидную и безусловную ценность. Их защита поощряет предприятия к осуществлению планов развития. Вышеуказанные права и свободы не могут быть существенно ограничены без ущерба инвестиционному климату и предпринимательской активности. Следовательно, органам власти необходимо искать и находить компромиссные решения, обеспечивающие защиту конкуренции и свободу предпринимательства.

Сторонники ужесточения регулирования и апологеты свободы предпринимательства должны сотрудничать и находить компромиссы в решения главной задачи экономической политики России: повышение конкурентоспособности отечественных производителей и экономики в целом.

Список литературы

1. Авдашева С. Борьба с картелями - окупается ли она? [Электронный ресурс] // Slon.ru. 2012. 14 ноября. URL: https://republic.ru/russia/borba_s_ kartelyami_okupaetsya_li_ опа-852161.Мш1(дата обращения: 15.06.2021).

2. Валова Ю.И. Цифровой вызов для ФАС. В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник статей 10-й Международной научно-практической конференции, посвященной 255-летию Вольного экономического общества России: в 2 т. ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Курский филиал); КРОО Общероссийской общественной организации «Вольное экономическое общество России». Курск, 2020. с. 91-93.

3. Войниканис, Е.А. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху. Как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции, 2-е изд. / А.Ю. Иванов, А.Ю. Цариковский, Е.В. Семенова; Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.-ISBN: 978-5-7598-1750-5. 311 с.

4. Крупнов Ю.А. Совершенствование системы оценки результативности контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции. В сборнике: Предиктивный характер научных исследований и практика их реализации в условиях глобального кризиса в экономике и обществе. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 2020. с. 141-143.

5. ФАС в СМИ: За картелями присмотрит искусственный интеллект. [Электронный ресурс] // https://fas.gov.ru/publications/22945 (дата обращения: 15.06.2021).

6. ФАС России. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год. с. 278. [Электронный ресурс] // https://fas.gov.ru/documents/687779 (дата обращения: 15.06.2021).

7. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

8. Guide for helping competition authorities assess the expected impact of their activities [Electronic resource] / OECD. 2014. April. URL: http://www.oecd.org/daf/ competition/Guide-competition -impact-assessment EN.pdf (usage date: 14.06.2021).

Poti Nikita S., student, e-mail: cegthghj12@mail.ru Volosnikov Nikita A., student, e-mail: nik-volosnikov@mail.ru Moscow State Regional University

Research supervisor Krupnov Yuri A. - Doc. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Leading Researcher, Moscow Region State University;

Financial University under the Government of the Russian Federation;

(e-mail: yukrupnov@mail.ru) +79857289965

PROBLEMS OF IDENTIFYING CARTEL AGREEMENTS

Abstract. The problems of identifying cartel agreements are considered; foreign experience in this area is considered; the damage to competition and the economy from cartels is assessed; measures are proposed to improve the anti-cartel tools of the FAS, increase the effectiveness of antimonopoly control, identify violations and prevent them Keywords: anti-competitive actions; antimonopoly legislation; restriction of competition, cartel agreements

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА ГЛОБАЛЬНОМ УРОВНЕ Сапунова Татьяна Алексеевна, к.э.н., доцент (e-mail: zipow@mail.ru) Академия маркетинга и социально-информационных технологий -ИМСИТ, г.Краснодар, Россия

Значение экономики и экономических проблем велико в современном глобальном мире: до сих пор рынок диктовал свои условия всем сферам человеческой деятельности. Экономические отношения, материальные ценности и соображения коммерческой прибыли составляют основу национальных и корпоративных интересов. Это означает, что экономические процессы оказывают непосредственное влияние на окружающую среду и безопасность, социальное развитие и осуществление научно-технических достижений. Глобальные решения проблем зависят от уровня и направления экономической деятельности, поскольку они имеют экономический характер.

В статье рассматривается характер глобальных экономических проблем, проведен анализ существующей экономической обстановки в странах мира. В заключении изложенного описываются главные проблемы и их решение.

Ключевые слова: глобальная экономика, потребительский рынок, национальная экономическая система, окружающая среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.