Научная статья на тему 'Проблемы выявления и раскрытия мошенничества при возмещении налога на добавленную стоимость в сфере лесопромышленного комплекса'

Проблемы выявления и раскрытия мошенничества при возмещении налога на добавленную стоимость в сфере лесопромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1055
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОШЕННИЧЕСТВО / ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ / МОШЕННИЧЕСТВО ПРИ ВОЗМЕЩЕНИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В СФЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белохребтов В.С.

Рассмотрены проблемы выявления и раскрытия мошенничеств при возмещении налога на добавленную стоимость в лесопромышленном комплексе. На основании следственной практики проанализированы основные способы сокрытия доходов от налогообложения в сфере лесопромышленного комплекса. Сделан вывод о необходимости совершенствования алгоритма проверки при размещении заявления о возмещении налога на добавленную стоимость в сфере лесопромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы выявления и раскрытия мошенничества при возмещении налога на добавленную стоимость в сфере лесопромышленного комплекса»

ТРИБУНА МОЛОДЫМ

УДК 343.72

В.С. Белохребтов

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ МОШЕННИЧЕСТВА ПРИ ВОЗМЕЩЕНИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В СФЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Рассмотрены проблемы выявления и раскрытия мошенничеств при возмещении налога на добавленную стоимость в лесопромышленном комплексе. На основании следственной практики проанализированы основные способы сокрытия доходов от налогообложения в сфере лесопромышленного комплекса. Сделан вывод о необходимости совершенствования алгоритма проверки при размещении заявления о возмещении налога на добавленную стоимость в сфере лесопромышленного комплекса.

Ключевые слова: мошенничество, мошенничество при возмещении налога на добавленную стоимость в сфере лесопромышленного комплекса; проблемы налогообложения в лесопромышленном комплексе.

Налог на добавленную стоимость (НДС) играет ключевую роль в процессе формирования доходов федерального бюджета. При этом он остается одним из самых проблемных налогов в российской налоговой системе. Значительные издержки государства и бизнеса, связанные с администрированием НДС, проблемы, возникающие при его возмещении из бюджета, являются актуальными вопросами реформирования и совершенствования НДС [1, с. 61].

Широкое распространение на территории Российской Федерации получили посягательства, направленные на завладение бюджетными ресурсами при неправомерном возмещении НДС. Совершение преступлений данной категории представляет особую угрозу экономической безопасности России в связи с тем, что НДС является одним из бюджетообразующих налогов, обычно он дает около 30% налоговых поступлений, а в период кризиса - более 40%. По экспертным оценкам порядка 17-23 млрд руб. ежегодно возмещается незаконно по работающим криминальным схемам.

Сложность борьбы с незаконным возмещением НДС заключается в том, что порядок проведения финансово-хозяйственных операций, служащих основанием для возмещения, определяется несколькими отрас-

лями права: таможенным, налоговым, банковским, международным. Организаторы и участники преступных схем успешно пользуются несовершенством действующего законодательства.

Основными отраслями (сферами хозяйственной деятельности), в которых были совершены покушения на мошеннические действия при возмещении НДС, чаще всего являются следующие: геология, буровые работы; коммерческая деятельность, связанная со сдачей в аренду недвижимого имущества; грузоперевозки; ремонтные работы; лесоперерабатывающая промышленность; реализация нефти и продуктов ее переработки; издательская и полиграфическая деятельность; предоставление посреднических услуг в сфере торговли; оптовая закупка товара на внутреннем рынке РФ и его реализация по внешнеэкономическим контрактам; деятельность в области бухгалтерского учета.

Благодаря широте территории Россия обладает крупнейшим в мире лесным потенциалом. Он составляет свыше 20% общемировых лесных площадей и расчетного запаса древесины. Основными центрами лесных ресурсов являются Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Помимо основных проблем лесоперерабатывающего комплекса (ЛИК) - незаконных

119

вестник

Казанского юридического института МВД России

№ 3(21)2015

рубок и оборота нелегальной древесины - болезненной точкой для Российской Федерации в целом и для Иркутской области в частности являются проблемы при реализации налоговых отношений в сфере лесоперерабатывающего комплекса. Эти явления не только негативно сказываются на состоянии лесного фонда нашей страны, но и ведут к существенным потерям доходов из-за не поступления налогов и других платежей в бюджеты разных уровней, незаконного возмещения НДС из бюджета, а также создают условия несправедливой конкуренции [3, с. 51]. Как отмечают И.Н. Дорофеев и А.М. Эпов, на фоне стабильного увеличения объемов лесозаготовок предприятиями ЛПК обеспечивается чуть более 2% налоговых платежей промышленности в федеральный бюджет. Кроме того, многие предприятия ЛПК являются хроническими должниками перед бюджетом [2, с. 149].

По данным Управления федеральной налоговой службы Иркутской области, в 2012 г. в консолидированный бюджет по отрасли лесного хозяйства поступило НДС в размере 598 327 000 руб., возмещено 1204 328 000 руб.; в 2013 г. поступило в бюджет 417 896 000 руб., возмещено 647 367 000 руб.; в 2014 г. поступило в бюджет 524 316 000 руб., возмещено 827 722 000 руб. [4]. Данная статистика свидетельствует о том, что к возмещению НДС из бюджета определяется большая сумма, нежели к поступлению НДС в бюджет.

Таким образом, в лесопромышленном комплексе складывается парадоксальная ситуация: одна из самых прибыльных отраслей промышленности показывает отрицательный результат в плане поступления в бюджет НДС, что может свидетельствовать как о низком поступлении данного налога в бюджет в целом по ЛПК, так и о высокоактивной деятельности мошенников по незаконному возмещению НДС из бюджета.

Анализ материалов следственной практики позволяет выделить основные способы сокрытия доходов от налогообложения в сфере лесоперерабатывающей промышленности:

- скупка за бесценок (наличными) кругляка, вырубленного в местах промышлен-

ной заготовки либо добытого незаконным способом, и последующая его перепродажа (в том числе на экспорт);

- занижение доли российских и иностранных партнеров по договору о совместной деятельности с последующим получением разницы наличными или переводом в зарубежный банк без отражения в бухучете предприятия либо с уничтожением первичных документов по взаимной договоренности с партнерами по сделке;

- сознательное искажение бухучета при оприходовании и использовании валютной выручки;

- зачисление валютной выручки на счета третьих фирм-посредников, перевод ее в зарубежные банки либо банки России, расположенные в других регионах; расчеты в наличной валюте, минуя уполномоченный банк, и, как правило, отсутствие отражения валютной выручки в учетах;

- проведение бартерных и взаиморасчетных операций, а также операций с использованием векселей;

- осуществление предпринимательской деятельности физическими лицами без соответствующей государственной регистрации;

- сокрытие выручки путем уничтожения первичных документов по взаимной договоренности с партнерами по сделкам;

- ведение двойной бухгалтерии;

- передача основных и оборотных средств (в том числе заготовленного леса) предприятиям-должникам, в уставный фонд вновь создаваемых предприятий (при этом должник остается со своими долгами и фактически прекращает свою деятельность, а новые, «чистые» перед бюджетом предприятия используют лесофонд должника, его технику и продолжают заготовку леса; как правило, передача фондов осуществляется с различными нарушениями налогового и уголовного законодательства); осуществление скупки неучтенного леса за наличный расчет без отражения расходов по кассе предприятия;

- реализация вырубленного леса за наличный расчет без отражения в бухгалтерской отчетности полного объема вырубленного леса и оприходования наличных денежных

120

ТРИБУНА МОЛОДЫМ

средств, в кассе предприятия (реализация неучтенного леса производится фирмам-посредникам, которые и вывозят этот лес по своим документам; реализуемый за неучтенный наличный расчет лес вырубается сверх определенного предприятиям лимитам); этот способ сокрытия доходов от налогообложения используется малыми предприятиями и частными лицами, получившими разрешение на вырубку делового леса;

- занижение прибыли путем завышения затрат по заготовке, раскряжевке, транспортировке, переработке древесины. При этом в затратную часть расходов, не связанных с производством, включается списание запасных частей на автомобили и лесозаготовительную технику, не стоящую на балансе, расходы по заготовке леса, который фактически не был заготовлен;

- занижение объемов фактически заготовленного и реализованного леса или отсутствие отражения данных объемов;

- занижение объема выручки от реализации лесопродукции путем отсутствия отражения в учете и отчетности отдельных сделок;

- занижение объема выручки от реализации лесопродукции на экспорт путем преднамеренного занижения цен, указанных в экспортных контрактах;

- отсутствие отражения в бухгалтерском учете предприятий финансово-хозяйственной деятельности и предоставление нулевых балансов и налоговых отчетов;

- занижение налогооблагаемых доходов посредством оформления фиктивных документов на подставные или несуществующие фирмы, зарегистрированные за пределами области;

- заключение фиктивных договоров комиссии.

Большинство индивидуальных предпринимателей и предприятий использует наемный труд рабочих лесозаготовительных бригад и водителей лесовозов, трудовые соглашения в письменном виде с ними не заключаются, расчеты за их труд производятся наличными денежными средствами без оформления соответствующих документов, что приводит к сокрытию выплачиваемых

доходов физическим лицам и, соответственно, влечет сокрытие налога на доходы физических лиц, единого социального налога.

На основе анализа материалов следственных органов, а также материалов, поступающих из ИФНС, можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее распространенным нарушением налогового законодательства в лесной сфере при экспорте товара за границу РФ является закуп леса, заготовленного незаконным путем, у физических лиц за наличный расчет без уплаты НДС самим экспортером, при этом договор оформляется от других организаций с учетом НДС, причем в данной схеме и для данных целей используются фирмы-однодневки и обналичники. Впоследствии организация-экспортер подает на возмещение НДС из бюджета. При этом все чаще используется схема, где при совершении «теневых» сделок участвуют 4 стороны: 1 - заготовители, 2 - экспортеры, 3 - лица, предъявляющие НДС к возмещению (по договору комиссии, так как самому экспортеру трудоемко заниматься экспортными операциями и судебными тяжбами по возврату сумм НДС из бюджета), 4 - предприятия-однодневки и обналичники.

Организация работы по выявлению и раскрытию подобных мошенничеств может быть основана на отработке оперативной информации о готовящихся схемах неправомерного возмещения либо по факту подачи заявления на возмещение (зачет). В первом случае следует проанализировать оперативную информацию, содержание размещенных в СМИ объявлений о предоставлении «услуг» по минимизации налогов, а во втором путем взаимодействия с контролирующими органами необходимо осуществлять сбор и проверку информации.

Для установления состава преступления в действиях лиц, обратившихся по поводу возмещения НДС из бюджета РФ в налоговый орган либо получивших данное возмещение, необходимо выявить и документировать наличие его конкретных поисковых признаков, различающихся в зависимости от вышеуказанных способов организации преступных схем.

121

вестник

Казанского юридического института МВД России

№ 3(21)2015

Примерами поисковых признаков может служить следующее:

1. Отсутствие у партнеров фирмы, получающей возмещение по НДС, производственных возможностей для заготовки, переработки леса.

2. Оформление возмещения на основе договора о поставке непрофильной продукции.

3. Явно завышенные по сравнению со сложившимися на рынке:

- расценки на выполненные работы, услуги и приобретенные материалы;

- цены на реализованную продукцию.

4. Участие в роли поставщиков и смежников фирм-однодневок, зарегистрированных на подставных учредителей.

5. Фактические поставки товара лицам, которые не указаны в документах, представленных к возмещению суммы НДС, при этом реальные поставки леса производятся за наличный расчет без оформления соответствующих документов.

6. Отсутствие документов, подтверждающих реальную погрузку и транспортировку продукции на адрес фирмы-покупателя.

Дляустановленияуказанныхпризнаковне-обходимо изучить обстоятельства производства продукции и ее транспортировки путем:

- проверки договоров с партнерами, мест хранения, данных складского учета, движения продукции, документов, фиксирующих использование транспортных средств;

- проведения опросов лиц, причастных к отправке и оформлению документов, водителей, осуществивших доставку, в ходе которых может быть получена информация о получателе и отправителе груза.

После получения оперативной информации в целях ее проверки и установления способа совершения преступления необходимо составить запрос в налоговые органы и кредитные учреждения с целью проверки полученной информации о фирмах, участвующих в сделках, и получения сведений о фактах возмещения НДС. При составлении запроса рекомендуется помимо разрабатываемых включать в него и других субъектов, не имеющих отношения к проверяемым, что позволит исключить расшиф-

ровку объекта проведения оперативно-розыскных мероприятий.

На основании анализа документов, полученных в налоговых органах и банках, можно установить:

- фирмы, неоднократно оформлявшие возмещение значительных сумм НДС;

- фирмы с периодом хозяйственной деятельности, не превышающим квартал, в котором якобы были переплачены в бюджет суммы НДС, так как в этом случае не возникает дополнительных налоговых обязательств;

- контрагентов предприятия, с которыми были заключены договоры на оказание работ, услуг, их реквизиты, местонахождение, паспортные данные руководителей.

По подозрительным фактам возмещения запрашиваются результаты встречных камеральных проверок, проводимых ИФНС в соответствии с установленным в законе требованием.

Для документирования фиктивности движения товара и выполнения работ необходимо изучить полный пакет документов, свидетельствующих о приобретении и реализации товаров на внутреннем рынке либо экспортируемого товара.

Для документирования фактов фиктивного существования юридических лиц необходимо получить:

- данные о государственной регистрации юридического лица, его реорганизации, ликвидации;

- данные о постановке организации на налоговый учет в налоговом органе, а также сведения о представлении бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговый орган;

- данные об учредителях (участниках) и должностных лицах юридического лица, а также объяснения (показания) по поводу реальности существования организаций.

По полученным материалам можно определить применяемый способ совершения преступления и проследить его схему.

Для успешного решения поставленных задач целесообразно использовать возможности отделов документального исследования УЭБиПК ГУ МВД России (регионов), осуществляющих исследования бухгалтер-

122

ТРИБУНА МОЛОДЫМ

ских документов.

Необходимо отметить, что подтверждение фиктивности контрагентов фирмы, получившей возмещение НДС или обратившейся за получением такового, не является безусловным доказательством ее преступных намерений, так как при заключении гражданско-правовых сделок формально стороны не обязаны удостоверяться в дееспособности партнеров. Тем не менее, отсутствие у фирмы записей в учете и отчетности о взаимоотношениях с контрагентами может служить косвенным доказательством отсутствия этих взаимоотношений.

В целях документирования противоправной деятельности, направлен-ной на незаконное возмещение НДС, оперативным подразделениям необходимо обратить особое внимание на изучение оперативной среды и расстановку агентурного аппарата. Оперативная среда характеризуется наличием организованных высококвалифицированных преступных групп, обладающих необходимым опытом, материальными и финансовыми ресурсами, а также имеющих налаженные коррупционные связи с налоговыми, таможенными и правоохранительными органами. Такие группы имеют четко выраженную иерархическую структуру, которая включает в себя наличие организаторов, исполнителей и соучастников преступной деятельности. Организаторами, как правило, выступают образованные, квалифицированные финансисты, имеющие большой

практический опыт работы в кредитно-финансовых учреждениях, крупных коммерческих предприятиях, бывшие сотрудники налоговых и таможенных органов. Исполнителями нередко являются люди, не имеющие образования и не понимающие смысла и целей проводимых операций, которые выполняют отдельные поручения за небольшое ежемесячное денежное вознаграждение. Соучастниками данных преступлений выступают действующие сотрудники контролирующих и правоохранительных органов и нередко судьи арбитражных судов. Получение информации о подготавливаемых или уже совершенных преступлениях, связанных с противоправным возмещением НДС, имеет решающее значение, такая информация может быть получена как оперативным путем, так и при помощи использования открытых источников информации, а также путем истребования сведений в налоговых, таможенных органах и органах федерального казначейства.

Таким образом, учитывая отрицательную статистику поступления в бюджет НДС по лесоперерабатывающему комплексу и большое количество совершаемых мошенничеств в сфере ЛПК, необходимо усовершенствовать механизм проверки заявления о возмещении НДС в сфере ЛПК, а также выработать совместный алгоритм проверок данных заявлений в рамках межведомственного сотрудничества органами УФНС и УЭБиПК ГУ МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева Е. В. Совершенствование механизма взимания НДС в России / Е. В. Воробьева // Вестник образовательного консорциума Среднерусского университета. - 2014. - № 4.

2. Дорофеев И. Н. Теневые аспекты российско-китайских экономических отношений в сфере лесопромышленного комплекса / И. Н. Дорофеев, А. М. Эпов // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 3.

3. Копылова Е., Шматков Н. Международный семинар «О мерах по укреплению международного сотрудничества по предотвращению экспорта нелегальной древесины из России в Китай» // Устойчивое лесопользование. - 2010. - № 3 (25). - С. 51-56.

4. Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности // Управление федеральной налоговой службы по Иркутской области [Электронный ресурс]. - URL: http://old.r38.nalog.ru/statistic/statforms/

© Белохребтов В.С., 2015 Статья получена: 25.06.2015

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.