информативными. Анкеты везде практически унифицированы и содержат примерно два десятка вопросов, в том числе и те, которые касаются расходов туристов: покупки и сумма трат. В рамках проекта ТАСИС на средства бюджета Санкт-Петербурга были проведены такие обследования иностранных туристов в Выборге и в Шереметьево. Такие же опросы можно проводить и среди "внутренних" туристов. Но подобные обследования требуют немалых средств.
Объем реализации туристских услуг, оказываемых населению, является важнейшим комплексным показателем удовлетворения потребностей населения в туристских услугах, а, следовательно, и показателем уровня жизни населения и одновременно результатов функционирования и развития рынка туристских услуг. Исследование динамики этого показателя позволит количественно оценить развитие туризма в отчётном периоде и дать прогноз его развития на ближайшие месяцы.
УДК 338.48
ПРОБЛЕМЫ ВЫВОДА ТУРИЗМА ИЗ ТЕНЕВОГО СЕКТОРА
Ляпина А.Г.
Московский областной институт управления и права г. Ивантеевка, Московская область
На рынке туристских услуг в России сложилась сложная криминогенная ситуация. Факты, предоставляемые Росстатом, свидетельствуют об уводе значительной части туристских услуг в скрытый сектор. По словам Владимира Стржалковского, руководителя Федерального агентства по туризму, весь туррынок страны стоит около $10 млрд., но только 40% этой суммы, можно считать "белой". Выездной сектор оказался самым маленьким на туррынке: его объем - около $1,5 млрд. Въездной значительно больше - примерно $5 млрд. Внутренний туризм приближается к нему и составляет около $3 млрд. В тени вращается около 60% средств туррынка страны, в конце 90-х годов этот показатель был в два раза меньше.
При этом отмечается доминирующее положение на рынке туристских услуг зарубежного (выездного) туризма, одновременно наблюдается практически полное отсутствие государственного регулирования туристического рынка, что в немалой
степени предопределило его нередко полукриминальные искажения, стихийные нецивилизованные формы.
Анализ криминогенной ситуации на рынке туристских услуг также говорит о тенденциях роста количества совершаемых налоговых и иных экономических правонарушений и преступлений, сложности выявления и пресечения данных видов криминальных явлений и недостаточности правоохранительной деятельности в сфере туризма как одной из наиболее криминализированных. Данные внешние факторы включают в себя и наличие недостаточной, а порой и противоречивой, нормативноправовой базы, регулирующей туристскую деятельность в Российской Федерации. Статистика показывает, что налоговыми органами ежегодно выявляются тысячи нарушений налогового законодательства в деятельности предприятий гостиничного хозяйства, санаторно-курортных организаций, турагентов и туроператоров, в результате проверок доначисляются миллионы рублей. Анализ криминологической характеристики налоговых правонарушений и преступлений, совершаемых в данной сфере экономической деятельности, свидетельствует о наличии множества различных способов, схем и механизмов ухода от налогообложения. При этом обращает на себя внимание с точки зрения криминологической характеристики латентность многих операций по оформлению шоп-туров как экскурсионных поездок, сбору наличной валюты с туристов в стране пребывания и вложения полученных денежных средств в иностранные банки, незачисление (или неполное зачисление) валютной выручки на счета предприятия, приём от клиентов в счёт оплаты услуг наличной иностранной валюты без соответствующего разрешения и оформления, работа без лицензий на международную туристскую деятельность и без постановки на учёт в налоговых органах и т.п. Применяемые криминальные схемы дают возможность уводить от налогообложения значительную долю прибыли, позволяя при этом сохранить «лицо» крупных туроператоров как законопослушных налогоплательщиков, обеспечивая себе, таким образом, рекламную компанию и сохраняя высокую
конкурентоспособность.
Анализ сферы туристских услуг в России в настоящее время показывает углубляющиеся криминальные процессы по сокрытию реальной прибыли
предприятиями, занимающимися этим бизнесом, показывает высокий уровень теневого оборота как в международном, так и во внутреннем туризме. В связи с этим, стоит настоятельная потребность легализации объёмов туристских услуг.
Практически отсутствует система защиты от бесконтрольного выхода на туристский рынок недобросовестных фирм, где деятельность органов сертификации носит исключительно коммерческий характер. За рубежом агенты составляют не менее 90% работающих на рынке туркомпаний. У нас все наоборот. В Москве, например, выдано 2 тыс. лицензий на туроператорскую деятельность (это примерно 50% общего числа российских операторов). Но, по словам Владимира Стржалковского, сколько компаний реально работает в столице, не знает никто. Бывает, что фирма получает сразу несколько лицензий, чтобы облегчить себе ведение возможных споров с клиентами и партнерами.
Тема совершенствования налогообложения в равной степени сложная и актуальная. Как уже отмечалось, доля теневого оборота в сфере туризма исключительно высока. В турбизнесе, по опубликованным оценкам, она достигает 60 % оборота и приходится в основном на мелкие и средние фирмы. Проблема эта, с одной стороны, связана с неадекватно высокими налогами, которые после отмены льгот по НДС на туристские и экскурсионные путевки устанавливались без учета отраслевых особенностей: сезонного характера функционирования предприятий туриндустрии, экспортного характера - в части предпринимательской деятельности по приему иностранных туристов, специфики туроператорской и турагентской деятельности и т. д. А с другой стороны, эта проблема связана со снижением нормы прибыли предприятий тур бизнеса, связанной с удорожанием услуг, входящих в турпакет, и снижением агентских комиссий. Оперативно эту проблему не решить.
Целый ряд предложений по совершенствованию системы налогообложения очевиден. Например, с учетом исключительно высокой доли расходов на рекламу в турбизнесе необходимо для предприятий туриндустрии повысить норматив соответствующих отчислений на счет себестоимости продукции. Необходимо распространить льготы по НДС на санаторно-курортные путевки, на услуги, связанные с их реализацией тур фирмами, по аналогии с тем, как этот вопрос решен в
сфере торговли фармацевтическими препаратами. Но речь идет не только об облегчении налогового бремени на тур бизнес или гостиничное хозяйство, которое значительно выше, чем в большинстве экономически развитых стран. Например, многие иностранные компании или даже частные лица - граждане КНР, Южной Кореи, Вьетнама и многих других стран - занимаются в России приемом туристов из числа своих соотечественников, полностью уходя от уплаты налогов, а зачастую и без лицензий. Не менее остро проблема стоит в отношении так называемого частного сектора средств размещения. Массовое строительство малых гостиниц и гостевых домов, особенно на юге России - явление само по себе позитивное, свидетельствующее о том, что малый и средний бизнес поверил в ликвидность инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. Но большинство таких средств размещения, которые могут располагать несколькими гостиничными номерами или даже койко-местами, а могут представлять собой и полноценную гостиницу на несколько десятков номеров, в качестве гостиничных предприятий официально не регистрируется и функционирует в режиме сдачи частного жилья в поднаем отдыхающим, пользуясь при этом льготными коммунальными тарифами и уходя от налогообложения как юридические лица.
Так, по данным налоговых органов за прошлый год, в Краснодарском крае было зарегистрировано свыше 20 тыс. квартиросдатчиков, тогда как, по оценкам краевых органов управления туризмом, коечный фонд частного сектора превышает вместимость всех зарегистрированных гостиничных предприятий и санаторнокурортных учреждений, исчисляется сотнями тысяч мест и обеспечивает ежегодно более 3 млн. отдыхающих. Речь, разумеется, не идет о том, чтобы задавить мелких инвесторов налогами, да это и технически невозможно, но создать продуманный механизм регистрации и налогообложения таких средств размещения необходимо.
Ожидается, что введение механизма финансовых гарантий для туроператоров выведет из теневого оборота значительные средства. Но и здесь много противоречий.
Для обоснования размеров финансовых гарантий приводится в пример крупная туроператорская компания выездного туризма, работающая в условиях Москвы. Если
ограничиться этими условиями, то вопросов не возникает. Но турбизнес страны не состоит только из таких компаний.
Международный туризм в классификации туризма рассматривается как выездной или въездной туризм, хотя в нашей стране всегда под международным туризмом подразумевались выездной и въездной туризм, как одинаковые понятия. Манипулируя, таким образом, понятиями туризма на примерах выездного, устанавливаются правила для въездного, что не просто нелогично, но и неприемлемо. Сегодня фактически въездной туризм не является приоритетным, как заявлено в законе, а по сути дискриминационным. Как результат происходящего - значительное снижение количества иностранных туристов, въезжающих в Россию. Сегодня Ростуризм только констатирует, что выездной туризм ежегодно прирастает на 20-30% при неуклонном снижении въездного. Руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Владимир Стржалковский, выступая в конце сентября прошлого года за круглым столом «Российская визовая политика как внешнеполитический инструмент регулирования въездного туризма в РФ», организованном Комитетом СФ по международным делам, сообщил, что за последние 10 лет поток иностранных туристов в Россию снизился на 70 %.
В прошлом году Россия заработала $5 млрд. за счет въездного туризма, истратив на выездной более $15 млрд. Теперь предлагается туроператорам въездного туризма нести такое же бремя финансовых гарантий, что и операторам выездного, несмотря на то, что чартеры «поднимать» им не приходится, и условий для создания компаний-однодневок во въездном туризме не существует, так как требуется от двух до четырех лет в среднем для создания, продвижения и первой реализации въездного турпродукта, а в это время компания только вкладывает свои средства в развитие туризма.
Условиями для круглогодичного приема иностранных туристов располагают только Москва и Санкт-Петербург. Весь Восток России, включая Сибирь и Дальний Восток - это регион развития экологического туризма, который развивается в мире опережающими темпами. Компании, занимающиеся экологическим туризмом, как правило, работают около трех месяцев в году, готовясь в остальное время к новому
туристскому сезону. Выживать могут только небольшие компании, так как экологический туризм не является массовым туризмом. К таким компаниям можно причислить и компании, занимающиеся аграрным, деревенским (сельским) и подобными видами туризма. С введением предлагаемого у нас в стране механизма финансовых гарантий у подобных компаний останется два выхода: самоликвидироваться (перепрофилироваться) или уйти в «тень».
Настораживают некоторые оценки специалистов, появившиеся в СМИ, о необходимости укрупнения турбизнеса до 15 крупных туроператоров на всю страну. В России сложилась такая пропорция, что как раз один туроператор въездного туризма приходится на 10-20 туроператоров выездного. С таким «государственным» регулированием туризма, у нас в стране останется один туроператор по въездному направлению. В советское время из трех туристских компаний две занимались въездным туризмом (Интурист и Спутник).
Что же станет с выездным туризмом в Сибири и на Дальнем Востоке с введением таких размеров финансовых гарантий? Сегодня 95% жителей Дальнего Востока и Забайкалья в качестве заграничной поездки выбирают Китай: это и маршруты выходного дня (в т.ч. гастрономические туры), пляжный,
с» с» с» с» с»
оздоровительный, лечебный, познавательный, деловой, спортивный,
образовательный, шоп- и другие виды туризма. Такой выбор определяется близостью и ценой поездки. Невысокая цена обусловлена также близостью самого туроператора и отсутствием на этом рынке монополизма. Трудно представить в будущем развитие приграничного туризма через московских туроператоров. А местные туркомпании, занимающиеся приграничным туризмом, будут не в состоянии в большинстве своем преодолеть те препоны, которые смогут устроить местные банки или страховые компании в ожидании возможности подзаработать.
Не предусмотрен порядок взаимодействия туроператора с турагентом в изменившихся требованиях к туроператору. В таких условиях почти невозможным становится появление новых «региональных» туркомпаний, так как московский туроператор «перестрахуется», и не станет работать с «новичком». Правила работы туроператора с турагентом обещают появиться на свет. Скорее всего, в
основных разработчиках этих правил, или консультантах этих разработчиков, опять будут фигурировать крупные московские туроператоры, а многочисленные голоса небольших региональных агентов, как всегда, не будут услышаны. И рынок, в очередной раз, будет перекроен под диктовку крупных компаний и позволит им поставить развитие всего регионального туризма в зависимость от «московских финансов». Это уже произошло в некоторых отраслях экономики, в частности, в строительстве. В свое время и мэр Москвы, предлагал все деньги, перечисляемые в дорожный фонд оставлять в той территории, где они собираются. Парадокс заключался в том, что до 90% всего финансового оборота страны происходит в Москве, а в дорожный фонд перечислялся процент с оборота. Сегодня и так недостаточно средств вкладывается в развитие туризма. Федеральным бюджетом предусмотрено на развитие туризма всего 127 млн. рублей - примерно такую сумму заплатят банкам за финансовую гарантию всего 300 туроператоров. Соизмеримы с этими суммами и налоговые поступления от турбизнеса только в Хабаровском крае. Получается, что вместо того, чтобы вкладывать средства в развитие туризма, турбизнесу предлагается помимо налогов, из которых затем ничтожное количество возвращается на развитие туризма, еще вкладывать средства для развития далеко не бедной банковской структуры. Сегодня и банковская структура еще не полностью овладела правилами финансовых гарантий, поэтому у каждого банка свой взгляд на систему взаимоотношений с турбизнесом.
Для отмены лицензирования и введения финансовых гарантий приводятся примеры с обманом туристов некоторыми туркомпаниями. Но никто еще не доказал, что это прекратится в связи с вводом системы финансовых гарантий.
Предлагается сегодня только одно: не разрушать пока уже созданную и пока работающую систему лицензирования до полной разработки всей системы финансовых гарантий. Иначе получится то, что произошло с введением лицензирования туроператорской и турагентской деятельности. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который ввел лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, был принят в 1996 году, а постановление, которым устанавливался порядок лицензирования, увидело свет в
2002 году. По сути, весь турбизнес занимался незаконной предпринимательской деятельностью, имея на руках лицензии на осуществление международной
с» и Г\
туристской деятельности, не предусмотренной законом. За это время много прошло всевозможных судебных заседаний, дважды это дело рассматривалось даже в Верховном суде.
Подобные случаи происходили и с введением обязательной сертификации. Срок был установлен такой, что реально на местах его выполнить было не возможно, так как не было в регионах органов сертификации, Москва отказала в этом региональным туркомпаниям под предлогом решать этот вопрос на месте. А в регионах необходимо было сначала создать такие центры, направить на обучение и обучить специалистов, получить самим лицензии на право сертификации. На все это ушло приличное количество времени. Как результат на некоторые компании были заведены уголовные дела за незаконную предпринимательскую деятельность, несмотря на решения местных властей о продлении срока сертификации. Местной власти не дано права исправлять ошибки вышестоящих органов.
Необходимо теперь рассмотреть и другие виды гарантий. Допустим корпоративную - сегодня уже существуют довольно крепкие туристские объединения, которые могли бы за своих членов поручиться, в том числе и финансами. Можно было бы рассмотреть залоговые гарантии - крупные компании располагают как движимым, так и недвижимым имуществом, и лучше будет, если средства, которые «уйдут» на развитие банковской структуры за счет финансовых гарантий, были бы израсходованы на укрепление и укрупнение туристских предприятий.
Российскому турбизнесу уже пятнадцать лет, но он до сих пор в стадии поиска путей развития. Конечно, много времени ушло на реорганизации и административные реформы, но пора уже не повторять ошибки, которые делались ранее и научиться извлекать уроки из прошлого.
УДК 338.484.2
КОННЫЙ ТУРИЗМ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА.