Научная статья на тему 'Проблемы высшего юридического образования на постсоветском пространстве. Материалы международной конференции. Украина, Харьков 26-27 мая 2005 года'

Проблемы высшего юридического образования на постсоветском пространстве. Материалы международной конференции. Украина, Харьков 26-27 мая 2005 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Придворов Н. А., Пузиков Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы высшего юридического образования на постсоветском пространстве. Материалы международной конференции. Украина, Харьков 26-27 мая 2005 года»

-Ф-

ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

H. А. Придворов, * P. В. Пузиков**

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. УКРАИНА, ХАРЬКОВ, 26—27 МАЯ 2005 г.

26—27 мая 2005 г. в г. Харькове в Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого состоялось совместное заседание координационного совета Международного союза юристов, Президиума Академии правовых наук Украины, Ученого совета Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого, правления Союза юристов Украины и исполкома Союза юристов Харьковской областной организации Союза юристов Украины.

На заседании рассматривался вопрос «Актуальные проблемы современного высшего юридического образования на постсоветском пространстве».

В работе координационного совета приняли участие представители разных стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе России, Украины, Азербайджана, Армении, Молдовы, Белоруссии, Великобритании, Германии и др.

От имени Международного союза юристов участников собрания приветствовал председатель Международного союза юристов Требков Андрей Адамович.

В своем докладе А. А. Требков акцентировал внимание участников на то, что специальность «юриспруденция» стала одной из самых востребованных на рынке образовательных услуг. Тема нехватки юридических кадров отошла на второй план. На первый план вышла тема качества юридического образования.

* Доктор юридических наук, вице-президент Федеральной ассоциации юридических вузов России.

** Кандидат юридических наук, доцент.

t

224

A. А. Требков заявил, что позиция Союза по вопросу Болонского процесса в общем виде изложена на Московском юридическом форуме «Глобализация, государство, право, ХХ1 век» в феврале 2003 г. Все, кто присоединяются к Болонской конвенции, должны перейти на европейские стандарты подготовки специалистов. Но нельзя переносить европейские стандарты на нашу реальность, на нашу систему образования бездумно.

Больше и чаще всего сейчас дискутируются следующие вопросы:

1. Как быть с системой подготовки юридических кадров. Мы готовим специалиста широкого профиля и надо ли нам от нее отказываться?

2. Кто есть бакалавр в области юриспруденции, применительно к нашей действительности и потребностям нашего рынка труда? Специалист на уровне бакалавра — это, по сути дела, мастер со средним специальным образованием.

В своем выступлении В. Ф. Яковлев, член координационного совета Международного союза юристов, говоря о юридическом образовании в России и всем постсоветском пространстве, заявил, что при всех существующих проблемах оно не является отсталым, так как мы получили от СССР хорошую научную школу, и главное теперь не понижать ее уровень.

В качестве негативной тенденции было отмечено ухудшение правового пространства регулирования (с точки зрения защиты, верховенства права и т. д. за последние 15 лет) — в сфере экономики продолжается проникновение и закрепление криминала. Противостоять этому можно: внедрять идеи служения праву, поставить преподавание на твердую нравственную основу, так как юридическое образование должно готовить не антиюриста, т. е. того, кто получил знание права для его обхода, а юриста.

Было отмечено изменение самой системы права. Произошли коренные изменения функций нашего государства, в частности, если раньше наше судопроизводство было карательным (даже гражданское законодательство главное внимание уделяло ответственности), то теперь правосудие ставит акцент на защиту и меры защиты субъективных прав.

B. В. Комаров, проректор Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого, выделил 2 аспекта наднационального характера.

Общий аспект. Зависит от развития независимо от специализации. Необходимо создание национальных, наднациональных и транснациональных систем юридического образования. Адаптация юридического образования под современные условия, интеграция юридического образования (как и образования в целом) в европейское пространство.

Специальный аспект. Непосредственное развитие юридического образования. Необходима система допуска к юридической деятельности высоко подготовленных академически и профессионально кадров. Необходимо выделить академическую и профессиональную системы образования.

Профессор С. Ф. Сокол, председатель совета Белорусского института правоведения, в своем докладе «Основные направления развития юридического образо-

-Ф-

Н. А. Придворов, Р. В. Пузиков

вания и науки в Беларуси» акцентировал внимание на том факте, что юридическая наука в своем развитии, как никакая другая отрасль научного знания, органично связана с государственной организацией общества. Потребности законотворчества, правоприменение, налаживание отвечающего требованиям времени управления, политическая борьба вокруг решения проблем общественной и государственной жизни стимулируют научную деятельность по изучению правовых отношений. Именно на этих основаниях зарождалась и развивалась юридическая наука в Беларуси: в начале в контексте обычного правотворчества и правоприменения в деятельности копных судов, затем при переходе к новым принципам правового регулирования — писаному праву.

Е. Б. Хохлов, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, В. А. Лопатин, доцент, заместитель декана юридического факультета СПбГУ в своих выступлениях говорили о проблемах, с которыми в настоящее время сталкивается юридическое образование в нашей стране, и которые уже в течение определенного периода времени являются предметом жарких дискуссий. В частности, на страницах журнала «Правоведение» была опубликована статья Н. М. Кропачева и Е. Б. Хохлова «Юридическое образование в России: выбор пути», в значительной мере основанная на позиции Ученого совета юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Коротко содержание дискуссии можно свести к таким вопросам как принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней (квалификаций), принятие системы образования, основанной на двух основных циклах; внедрение системы зачетных единиц, позволяющих сопоставлять трудоемкость дисциплин и обеспечивающих мобильность студентов и преподавателей, сотрудничество в разработке сопоставимых критериев и методологий обеспечения качества образования.

Профессор сравнительного правоведения Лондонского университета У. Э. Батлер выступая, заметил, что инициатива, получившая название «Болонского процесса» и предусматривающая создание общеевропейского пространства высшего образования к 2010 г., получила значительное развитие. К Декларации присоединилось сорок стран, включая Российскую Федерацию. Согласие было достигнуто по поводу развития образовательной системы, состоящей из двух циклов. Первый цикл рассчитан, по крайней мере, на три года (степень бакалавра), а второй (степень магистра) — как правило, на два года.

В то время как юристы, как правило, приветствуют меры по унификации и гармонизации, стимулирующие процесс глобализации, включая их собственное профессиональное обучение, существуют аспекты юридического образования, которые не полностью соответствуют Болонской схеме и требуют дальнейшей адаптации и согласования.

Чтобы получить минимальное образование, необходимое для юридической практики в Соединенных Штатах Америки, требуется семь лет, в Соединенном Королевстве — шесть лет, в странах СНГ — пять лет и от четырех до шести лет —

-Ф-

226

в континентальной Европе. Получение магистерской степени практически везде занимает от одного года до двух. Время, выделяемое для написания докторской диссертации, различно, но этот период составляет не менее трех лет.

Однако при рассмотрении образовательных систем в целом картина получается несколько иная. В Соединенных Штатах доуниверситетское образование занимает тринадцать лет; в Соединенном Королевстве — обычно одиннадцать лет плюс два года «продвинутого уровня», который является подготовкой к университету (в сумме это составляет также тринадцать лет); в странах СНГ — одиннадцать или двенадцать лет, а в континентальной Европе — также одинна-дцать—двенадцать лет. Если мы рассматриваем весь период обучения в пределах образовательной системы (включая профессиональное постуниверситетское образование), мы можем сказать, что американский юрист учится в течение двадцати лет, британский — восемнадцати лет, юрист стран СНГ учится семнадцать лет и европейский юрист (континентальная Европа) — восемнадцать лет.

Различные методики преподавания права, используемые в университетах, также имеют значение. Американские студенты изучают около тридцати шести предметов во время первого этапа обучения, в то время как британцы — только двадцать шесть предметов за тот же период. Студенты в странах СНГ осваивают больше предметов в течение пятилетнего курса, в котором много времени уделяется лекциям, а также пишут солидную дипломную работу. Континентальная практика разнится в зависимости от страны, но больше тяготеет к моделям Соединенных Штатов и стран СНГ, нежели к британской системе.

Процесс обретения того, что может быть названо «свободой образовательного передвижения», вне сомнения стал бы более простым и распространился бы на выпускников европейских вузов.

За этими очевидными преимуществами скрываются другие, не менее ценные. Эквивалентность — это ключ к разработке международных совпадающих друг с другом степеней (например, доктор права (J.D.) и магистр права (LL.M); доктор юридических наук (S.J.D.) и доктор философских наук (Ph.D.)), что приведет к экономии финансовых и других средств, позволит унифицировать программы научных степеней, а также проводить совместное назначение дисциплины.

В докладе «Высшее юридическое образование в контексте Болонского процесса» член координационного совета Международного союза юристов, вице-президент Российской ассоциации международного права, декан юридического факультета Университета дружбы народов, профессор А. Я. Капустин дал краткую характеристику Болонского процесса и его задач.

После этого А. Я. Капустин перешел к анализу взаимосвязи России и Болонского процесса. Им было отмечено, что в сентябре 2003 г. на Берлинской встрече участников Болонского процесса Россия была принята в состав данной своеобразной международной организации и в стране начался процесс гармонизации национального законодательства в соответствии с требованиями докумен-

-ф-

H. А. Придворов, P. В. Пузиков

тов Болонского процесса. Министерство образования РФ в 2003 г. приняло решение о проведении в порядке эксперимента использования системы кредитов, аналогичной ECTS (European Credit Transfer System) в ряде вузов страны. Началась практическая подготовка по выработке предложений о внесении изменений в российское законодательство об образовании с тем, чтобы реализовать обязательства, принятые в рамках Болонского процесса.

Данный процесс совпал по времени с проведением административной реформы в стране, которая затронула и систему управления образованием, в том числе высшим образованием. Новое Министерство образования и науки РФ разработало целый комплекс мероприятий по реализации болонских договоренностей, которые включали как организационно-методические, так и законодательные меры.

Вместе с тем, в стране среди работников образования развернулось движение за отказ от участия в Болонском процессе, которое было поддержано рядом ректоров крупнейших вузов страны, возражавших против повсеместного перехода на двухступенчатое высшее образование и введение системы кредитов. Часть ректорского корпуса высказала мнение, что сложившаяся пятилетняя программа высшего образования отличается фундаментальностью и ее упразднение может нанести непоправимый ущерб системе высшего образования России.

Образовательное юридическое сообщество России более терпимо относится к идее перехода на критерии Болонского процесса высшего юридического образования страны.

Российская система высшего образования имеет законодательную основу, которая постоянно развивается. Основными законодательными актами следует признать Закон об образовании 1992 г. и Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании 1996 г., в которые вносилось много изменений.

Высшее юридическое образование осуществляется на основе государственных образовательных стандартов, которые предназначены для обеспечения качества высшего и послевузовского профессионального образования, единства образовательного пространства России, основы для объективной оценки деятельности вузов, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании. В настоящее время начинается разработка так называемого «третьего поколения» государственных образовательных стандартов, которые должны учесть требования Болонского процесса.

Высшее юридическое образование страны носит многоступенчатый характер. Согласно ст. 6 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании 1996 г. в России установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

— высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;

-ф-

228

— высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «дипломированный специалист»;

— высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».

Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.

Наконец, высшее юридическое образование можно получить в следующих видах вузов: университете, академии и институте.

Значительное влияние на развитие юридического образования и обеспечение его качества оказывает работа Учебно-методического объединения по юриспруденции, которое было создано приказом по министерству летом 2004 г.

Было отмечено, что для процесса сближения систем европейского юридического образования характерны как позитивные, так и негативные моменты.

К негативным моментам можно отнести то обстоятельство, что национальные системы юридического образования в европейских странах, несмотря на длительное историческое сосуществование, отличаются определенными различиями, сложившимися исторически или в результате действия правовых традиций.

Кроме того, профессия юриста, не занятого на государственной службе, относится к числу высокодоходных, что также влияет на конкуренцию на рынке юридических услуг внутри отдельных стран, когда профессиональные объединения страны стремятся вытеснить своих конкурентов из других стран. Наконец, юридическое образование в большинстве европейских стран можно получить только на родном языке народов этих стран, что, разумеется, осложняет проблему мобильности как студентов, так и преподавателей. Разумеется, все эти сложности не стоит абсолютизировать, они относительны и в принципе преодолимы.

Позитивным, привлекательным моментом сближения европейских систем юридического образования представляется тот факт, что оно отвечает современным тенденциям в мировой экономике и, прежде всего, процессу глобализации.

Представляется, что можно выделить следующие направления в процессе гармонизации российского юридического образования и критериев Болонского процесса:

— законодательное — подготовка изменений в российском законодательстве об образовании: возможно продолжить эту работу в рамках подготовки проекта Кодекса об образовании;

-ф-

Н. А. Придворов, Р. В. Пузиков

— организационно-методическое — разработка нормативно-методических документов о переходе на систему ЕСТ8 и другие элементы обеспечения мобильности студентов и преподавателей;

— социальное и финансовое — поиск резервов для обеспечения реформы высшего образования в соответствии с Болонскими и иными европейскими стандартами.

С. В. Аракелян, доцент, ученый секретарь Ереванского госуниверситета, в докладе на тему «Структура высшего юридического образования на примере Республики Армения» сообщил, что с конца XX в. Армения постепенно и целеустремленно вступила в процесс модернизации высшего образования, связанный со стремлением создания странами Европы единого образовательного пространства («Болонский процесс»).

Однозначно можно утверждать, что самоизоляция армянской образовательной системы неизбежно приведет к потере конкурентоспособности, для выпускников будет исключена возможность выйти на европейский трудовой рынок, и они останутся вне общеевропейского образовательного пространства. А на современном историческом этапе данное обстоятельство ни коим образом не может быть оправдано ни в политическом, ни экономическом, ни культурном плане. Вступление же в Болонский процесс означает международное признание документов Республики Армения о высшем образовании, появление возможности экспортировать образовательные услуги, что будет способствовать повышению качества образования в стране и повышению его конкурентоспособности в мире.

В г. Берген (Норвегия) Республика Армения подписала Болонскую декларацию, тем самым утвердив свою готовность к интеграции в общеевропейские процессы развития высшего образования. В связи с этим до 2010 г. Армения должна привести свою систему высшего образования в соответствие с требованиями Болонской декларации.

Особый интерес вызвал доклад вице-президента Ассоциации юридических вузов РФ, профессора Н. А. Придворова, который в своем докладе сформулировал проблемы юридического образования в России на современном этапе. В частности, он отметил, что теория и практика юридического образования многие десятилетия обсуждается юридической общественностью. Она не сходит с повесток дня различных научных конференций, со страниц юридических журналов, различных научно-методических совещаний и т. д. Сегодня, когда в России происходят крупные перестроечные процессы, когда меняется взгляд общества и государства на многие явления и институты государственной и политической жизни, вновь на повестке дня проблемы юридического образования. Особенно остро эта проблема ощущается в связи с неотвратимым движением государств к праву, к новому порядку вещей, новому взгляду на правовую политику, становлению цивилизованной правовой государственности.

При этом Н. А. Придворовым отмечен тот факт, что до настоящего времени единой западной системы образования не существует, в рамках Болонского со-

-ф-

230

Проблемы юридического образования

-Ф-

глашения только поставлена задача ее создания. Были очерчены противоречия, которые имеют принципиальные, парадигмальные и идеологические причины. Бакалавр как специалист, по существу, является виртуальным понятием, работодатели с ним не знакомы.

Противоречия образования и науки. Получение ученой степени в России не означает продолжение образования, как это видит Болонское соглашение, а это формирование научной элиты России.

Изменение методологического принципа учебного процесса. Согласно принципам Болонского процесса, вузы самостоятельны в выборе и составлении набора дисциплин.

Отдавая должное постулатам Болонского процесса, необходимо, прежде всего, отработать механизмы и структуру российской национальной доктрины юридического образования, которая крайне недостаточно исследована и нуждается в осмыслении с точки зрения нового движения к праву. Нуждаются в коренной переработке системные блоки доктрины, структура учебных дисциплин и главное — их содержание. На выполнение существующих учебных планов уходит масса остро дефицитного времени, которое используется не по назначению. Нужна коренная перестройка преподавания курса, которая, по существу, не претерпела фактически никаких изменений со времен СССР.

В коренной перестройке нуждаются учебные планы по общетеоретическим курсам, нуждается в изменении теория отраслевых курсов.

Перестройке подлежит институт практической подготовки, так как нынешнее состояние подготовки специалиста к практической деятельности крайне архаично и формально. Среди профессорско-преподавательского состава юридических факультетов огромное количество профессоров и доцентов, которые в руках не держали ни одного юридического дела, а ведь именно в этой среде должны быть «играющие тренеры». Время, отпущенное на практическую подготовку, ничтожно по сравнению с теорией, а теоретические курсы перегружены излишним материалом, который повторяется от одного теоретического курса к другому. Речь, по сути, идет о новом осмыслении нашей национальной доктрины подготовки кадров.

Г. К. Аворник, доктор права, декан юридического факультета Молдавского государственного университета, президент Союза юристов Молдовы, отметил, что принятое до настоящего времени национальное законодательство Молдавии еще далеко от совершенства. Необходимы большие усилия, решительные меры по улучшению ситуации, комплексные программы и конкретные действия, направленные на достижение приоритетной цели — построение правового государства.

К этой работе будут привлечены государственные органы, неправительственные организации, общество в целом и каждый гражданин в отдельности. Особая роль в этой деятельности отводится юристам, независимо от места их работы.

-ф-

Н. А. Придворов, Р. В. Пузиков

Вместе с тем юристы еще не всегда выполняют обязанности, которые возложены на них согласно их статусу в обществе. Причин тому много. О них говорилось на научно-практической конференции «Национальные стандарты и международная практика подготовки юридических кадров», которая состоялась 20 апреля текущего года в Кишиневе.

В результате принято решение разработать концепцию подготовки, подбора, трудоустройства и продвижения юридических кадров, в которой основными критериями являлись бы, с одной стороны, право каждого получить знания и желаемую профессию, а с другой — обязанность учебных заведений готовить юридические кадры в соответствии с потребностями рынка, гармонично сочетая при этом университетское обучение с постуниверситетским, переподготовку и непрерывное обучение, а также обязанность компетентных государственных органов разработать адекватную законодательную базу, обеспечивающую карьеру юриста в обществе и его ответственность за строгое соблюдение закона, за соблюдение на деле принципа верховенства закона, содействуя тем самым созданию правового государства и защите прав человека. Желательно, чтобы каждый юрист независимо от места работы давал, подобно врачам, клятву: «Клянусь не навредить!»

Чтобы поднять статус юриста на качественно новый уровень, средства массовой информации, прежде всего государственные, должны знакомить читателя с различными сторонами работы юриста. Наряду с критикой, следует отражать положительную роль юриста в тех или иных областях, а также успехи конкретных юристов. Настоящему юристу, наряду с профессиональной подготовкой, должны быть присущи прирожденная честность, справедливость, желание бороться за них.

Вице-президент Союза юристов, председатель Тюменского регионального отделения Союза юристов России, профессор Г. Н. Чеботарев сформулировал организационно-правовые проблемы, возникающие при переходе к двухуровневой модели профессионального образования. В частности, им было отмечена в качестве одной из основных задач подготовки бакалавров проблема реализации компетентностно-ориентированного подхода к обучению студентов. Учебные планы бакалавра юриспруденции должны, на наш взгляд, предусматривать формирование ключевых и профессиональных компетенций: умение работать в команде; ответственность за порученное дело;умение продвигать дело и влиять на людей; интернациональность; толерантность; склонность к обучению; владение навыками ПК; преданность работе; коммуникативные навыки; умение проводить презентацию.

В качестве следующей проблемы было выделено существенное различие между европейской и российской системами образования, которое является препятствием на пути академической мобильности. Одно из них — соотношение обязательных и элективных дисциплин в учебных планах европейских и российских вузов. В нашей системе их соотношение составляет 75% к 25%, в европейской —

-ф-

232

Проблемы юридического образования

-Ф-

элективными являются большинство дисциплин. Это приводит к тому, что средняя трудоемкость одной учебной дисциплины в кредитах составляет в европейских вузах 5—7 баллов, а в российских 3—4 балла.

Еще одна проблема — различные университетские традиции, применяемые при оценивании знаний студентов. Европейские профессора оценивают конечный результат, отсюда — письменная форма экзаменов, отсутствие «автоматов», шифровка письменных экзаменационных работ. Выставление максимального балла на экзамене — это редчайшее исключение. Пример — за всю послевоенную историю Нижней Саксонии только трое экзаменующихся получили максимальный балл — 6. В России при всей значимости конечного результата стимулируется и работа студента в семестре. Отличные и хорошие оценки преобладают, например, качественная успеваемость по специальности «Юриспруденция» в ТюмГУ составляет 56%. При академическом обмене российский студент-отличник, обучаясь в Европе, прилагая те же старания, получает оценки, которые при применении шкалы перевода являются удовлетворительными. В результате после возвращения в Россию студентов ждет разочарование, отсутствие стипендии, необходимость пересдач и т. д.

Член координационного совета Международного союза юристов, председатель Союза юристов Нижегородской области, Заслуженный деятель науки России

В. Т. Томин привлек внимание к вопросу, на первый взгляд, узкому — к проблеме специализированного вуза, в частности, специализированного вуза МВД. Им были очерчены современные беды отечественных специализированных вузов.

— Сегодня многие слушатели специализированного вуза уходят из системы еще в первые месяцы обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Значительная часть выпускников уходит в адвокатуру. Большинство из них далеко не профессионально осуществляют защитительную и представительскую (представление интересов потерпевших, гражданского истца и гражданского ответчика) функции. Однако они знают деятельность следователя и оперуполномоченного изнутри и становятся крупными специалистами по развалу уголовных дел.

Автором доклада были сформулированы некоторые рекомендации. Специализированные вузы должны стать действительно специальными. Учебный план в них должен быть направлен на подготовку профессионалов. В нем должен быть минимум дисциплин общего характера. Для того чтобы резко сократить уход выпускников специализированных вузов на сторону, необходимо сделать диплом специализированного вуза не только не общим для Европы, а неконвертируемым внутри страны. В современных условиях необходимо резко сократить число специализированных вузов. В милицейских вузах решительно нужно покончить с так называемым спонсорством.

В заключение конференции все участники пришли к выводу о преждевременности подписания каких-либо документов и было принято решение провести повторное совещание в том же составе в мае 2006 г.

-ф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.