Общество и реформы
А. И. КУГАЙ, Е. М. ПРОШИНА
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ: ДОСТОИНСТВА И ИЗДЕРЖКИ
Ключевые слова:
система высшего образования в СССР, англосаксонская модель образования, Болонский процесс, бакалавриат, магистратура
Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с переходом России на Болонскую систему образования. Проводится критический анализ истории, смысла и содержания Болонского процесса. Особое внимание уделяется теме влияния англосаксонской образовательной модели на Болонский процесс, рассматриваются ее преимущества и издержки по отношению к российской образовательной традиции.
Key words:
higher education system in the USSR, Anglo-Saxon model of Higher education, Bologna process, Master’s degree, Bachelor’s degree
The article considers the problems of the transition of Russia to the Bologna system of education. A critical analysis of history, essence and content of the Bologna process is provided. Special attention is paid to the influence of Anglo-Saxon model of education upon the Bologna process, its benefits and charges in relation to the Russian educational tradition are examined.
Ведущиеся в последние годы дискуссии о будущем системы высшего образования в России обусловили возникновение двух крайних подходов к определению модели образовательного процесса. Сторонники первого, выступая с позиции традиционалистов, руководствуются лозунгом «Назад в будущее — к советской системе образования!»1. Противоположный
1 Сегодня позиция традиционалистов наиболее авторитетно артикулируется ректором МГУ В. А. Садовничим: «В России
достойная система образования, и нам включаться никуда не надо. Нам нужно сотрудничать, быть открытыми и обогащаться». См.: Виктор Садовничий: России не следует включаться в Болонский процесс. [Электронный ресурс] // MsuNews.Ru — Новости МГУ. 2008. 26 ноября. URL: http://
полюс образуют ревностные сторонники Болонской системы, принимая ее как эталонную модель в современной системе высшего об-разования2. В то же время в интеллектуальных кругах Евросоюза вектор одобрения Болонского процесса сменила его ожесточенная критика. Знаковой в этом отношении является книга К. де Монлибера «Губительные последствия университетской “модернизации” в Европе», в которой в ироничной форме утверждается, что европейская ре-
www.msunews.ru/news/2291/ (дата обращения: 15.02.2011).
Локомотивом внедрения англо-саксонской модели выступает министерство образования и науки Российской Федерации, возглавляемое А. А. Фурсенко.
2
форма образования в действительности оказывается «реформой слов», а ее базовые характеристики — «прозрачность», «мобильность», «гибкость», «совершенство», «конкурентоспособность», «междисциплинарность» — декларациями, не обеспеченными реальным содержанием [3].
На этом фоне возникает необходимость осуществить критический анализ природы и содержания Болонской модели в ее соотнесении с советской образовательной традицией, с ее достоинствами и издержками.
Каковы сильные стороны старой советской пятилетней системы, по сути, унаследованной от немцев, внесших немалый вклад в организацию отечественно науки и образования? (По такой системе работала Австро-Венгрия и Центральная Европа).
Во-первых, следует отметить политехнический и универсальный характер образования. В СССР не существовало системы подготовки специалистов-менеджеров, поскольку считалось, что человек, получивший высшее образование, при наличии организаторских качеств подготовлен к управленческой деятельности в различных областях.
Во-вторых, фундаментальность образования, которое давалось по всем специальностям. Это — пять лет обучения, две курсовые работы, диплом, производственные практи-
ки в различных регионах и республиках Советского Союза. Наши западные коллеги до сих пор недоумевают по поводу целесообразности осуществления таких программ, ссылаясь на дороговизну такого образования, но так было во всех вузах.
В-третьих, высокий статус высшего образования. Практически во всех вузах СССР проводился значительный конкурсный отбор. При этом коммунистический эгалитарный подход обеспечивал доступность высшего образования для всех слоев общества.
В-четвертых, государственная поддержка образования. Перспективная молодежь могла рассчитывать на бесплатное обучение в государственных вузах.
В-пятых, существование строгой, основанной на германских организационных принципах дисциплины учебного процесса, предусматривавшей непрерывную систему контроля, высокий уровень преподавания. Система образования резонировала с системой государственного управления в СССР и способствовала обеспечению страны высококвалифицированными специалистами.
В-шестых. Экономический потенциал государства, социальная стабильность, наличие в обществе стратегических целей позволяли людям видеть перспективу и ориентироваться в том, что будет со стра-
Кугай А. И., Прошина Е. М. Болонский процесс и национальная традиция: достоинства и издержки
Общество и реформы
ной и какие специальности будут востребованы, а государство, в свою очередь, гарантировало трудоустройство.
Таким образом, советская система образования, по сути, готовила магистров. При соотнесении ее с нынешней Болонской системой вдруг выясняется, что мы оказываемся в ситуации героя пьесы Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» — господина Журдена, который с изумлением обнаружил, что, оказывается, всю жизнь говорил прозой, не ведая об этом.
Каковы основные недостатки советской системы образования, почему ее решили менять?
Во-первых, недостатком советской системы была ее чрезвычайная идеологизированность.
Во-вторых, ее международная обособленность.
В-третьих, советская модель не была приспособлена к профессиональной переориентации. Допустим, человек поступил на физический факультет, проучившись три года, осознал, что желает стать экономистом. Ему бы пришлось написать заявление об отчислении и поступать на первый курс экономического факультета. Если изменились обстоятельства, то обратный ход осуществить в такой образовательной системе уже проблематично. Таким образом, человек становился заложником решения, принятого в 16-летнем возрасте,
и вместо 5 должен был проучиться 8 лет.
В-четвертых, ее отличала линейная запрограммированность, без-альтернативность и узость учебных курсов. Вспомним так называемые фондовые лекции, деперсонифицирующие преподавательскую деятельность.
«Бакалавр-магистр» — это англосаксонская система двухуровневого образования, которая, зародившись в Англии, утвердилась сначала в Америке, а нынче и в Европе. Наглядным примером американской двухуровневой образовательной модели может служить система подготовки специалистов в области политической науки в Американском военном университете в штате Западная Вирджиния (табл. 1).
Не вдаваясь в подробный анализ представленных программных требований, обратим внимание на три детали: контекстуальность, практическую и исследовательскую направленность образовательного процесса. Тематика спецкурсов формируется в соответствии с динамикой геополитической и социокультурной обстановки. Уже на уровне бакалавриата происходит овладение навыками исследовательской и аналитической работы, умением в письменной форме излагать ее результаты.
Введенная Европейским союзом Болонская система направлена на унификацию образовательной прак-
тики для обеспечения мобильности рабочей силы в пределах Европы. Болонский процесс — это попытка найти адекватный ответ превосходству США в сфере инновационных технологий, основанному на доминировании в системе образовательных услуг. Именно США, где люди в течение жизни неоднократно меняют место жительства в связи с поступлением предложений высокооплачиваемой работы, стали образцом подражания современной Европы.
Наличие в Евросоюзе национальных государств, разнообразие
языков и культур диктовали необходимость создать систему, при которой люди могли бы перемещаться из страны в страну, работая по специальности. Для достижения этой цели потоки студентов, как в старое доброе Средневековье, должны бороздить Европу, перемещаясь из вуза в вуз, из страны в страну, взаимодействуя с разными культурами. При этом деньги выделяются на мобильность и унификацию, невзирая на то, что для получения качественного образования следовало бы обучаться в одном вузе.
Таблица 1
Программные требования подготовки специалистов в области политической науки в Американском военном университете1
Бакалавр политологии (Bachelor of Arts in Political Science) Магистр политологии (Master of Arts in Political Science)
Основные требования — Исследование, анализ и письмо — Сравнительные политические системы — Американское правительство — Политическая теория — Политические партии и заинтересованные группы — Государство, местное самоуправление — Общественная политика — Политическая социология — Международные политические системы — Публичный порядок — Законный и общественный порядок — Методы исследования в социологии — Политическая философия — Американское президентство, Конгресс, бюрократия
1 Таблица составлена по материалам сайта «American military University». См.: AMU Degree Program: Bachelor of Arts in Political Science. [Электронный ресурс] // American military University. URL: http://www.amu.apus.edu/academic/programs/degree/861/bachelor-of-arts-in-political-
science (дата обращения: 3.02.2011); AMU Degree Program: Master of Arts in Political Science. [Электронный ресурс] // American military University. URL: http://www.amu.apus.edu/academic/ programs/degree/834/master-of-arts-in-political-science (дата обращения: 3.02.2011).
Кугай А. И., Прошина Е. М. Болонский процесс и национальная традиция: достоинства и издержки
Общество и реформы
Окончание табл. 1
Дополни- 5 дисциплин на выбор из следующих: 4 специальности на выбор из
тельные — Американское разведывательное следующих:
требования ведомство — Экономика защиты
— Анализ угрозы — Экологическое управление
— Международное развитие — Экологическая экономика
— Конституционное право — Экологическая политика,
— Общественное управление регулирование и закон
— Общественная экономика — Основные принципы
— Этнические исследования экологических систем
— Специальные темы в политоло- — Американская конституци-
гии онная история — Международные организа-
Общее образование: ции
— Английский язык (ENGL101 — — История внешней полити-
высокий уровень письменной ки США
речи), — Стратегическая география
— Гуманитарные науки и геополитика
— История — Правительство и безопас-
— Литература ность в Корее
— Политология — Латиноамериканские
— Социология проблемы безопасности
— Математика — Семинар в ближневосточ-
— Естественные науки ной политике и безопасности — Политика и безопасность в Персидском заливе — Ближневосточная культура — Ислам — Учреждения национальной безопасности — Политика здоровья
Болонская система позволяет человеку детальнее определиться в выборе профессии, осуществить перерыв между первой и второй ступенью образования. Предположим, что человек, поработав после трехлетнего обучения, решил повысить свою квалификацию или сменить специальность, либо полагает, что приобретенных знаний, навыков
и умений на уровне бакалавриата ему достаточно для самореализации. Очевидно, решившие продолжить обучение в магистратуре осмысленнее относятся к образовательному процессу, чем люди, которые приходят в высшее учебное заведение прямо со школьной скамьи. Показательна в этом отношении сложившаяся в США практика подготовки
юристов. Известно, какое высокое положение в этой стране занимает специальность юриста. Поэтому юридическое образование дается как второе высшее, куда можно поступить, лишь закончив бакалавриат. Признано, что лучшую подготовку для школы права дает философская специализация. Выпускник философского бакалавриата уже владеет качествами, позволяющими стать квалифицированным юристом: наработанным категориальным аппаратом и логической культурой, широким кругозором и риторическими навыками. Естественно, философия имеет отношение не только к праву, но и к иным формам деятельности, поскольку обучает человека ориентироваться в коммуникативной ситуации. Магистратура дает возможность получить образование по второй профессии без отрыва от производства за счет того, что занятия проводятся не во все дни недели и обучение по магистерской программе предусматривает активную самостоятельную работу студента. При этом есть возможность выполнять научно-исследовательские проекты, используя материал реальных кампаний и организаций.
В основном в Болонской системе принята форма «3+2» (три года — бакалавриат и два — магистратура), но иногда по ряду специальностей можно встретить и «4+1» и «4+2». К слову, англичане, родоначальники этой системы, не торопятся пе-
реходить на двухлетнюю систему, у них доминирует одногодичная магистратура. Магистратура дает возможность лучше реализоваться в специальности, поскольку твой личностный капитал обущающего-ся возрастает. Мобильность и международный статус магистратуры приводят к тому, что унифицируется язык образования. Даже во Франции и Германии — странах, имеющих вековые национальные образовательные традиции, каждая вторая программа идет на английском языке. В то же время в Европе бакалавриат, как правило, функционирует на национальных языках.
Значительным достоинством Болонской системы является то, что она подкреплена системой грантов для студентов, способных учиться в магистратуре.
Поскольку вступление России в Болонский процесс является свершившимся фактом, наиболее продуктивным стал бы путь поэтапного, безболезненного перехода на европейскую образовательную модель при сохранении очевидных достижений советской образовательной системы. Для российских регионов наиболее приемлемой моделью получения высшего профессионального образования на переходном этапе была бы многофункциональная модель бакалавр + специалист + магистр «4+1+1» (см.: [2]). Тем более, Болонская система является достаточно гибким инструментом,
Кугай А. И., Прошина Е. М. Болонский процесс и национальная традиция: достоинства и издержки
Общество и реформы
обеспечивающим для вузов значительную свободу маневра (см.: [1]).
Отдавая должное очевидным достоинствам Болонской системы, следовало бы видеть ее издержки, а также вызовы, которые она несет России.
Первая связана с тем, что Россия гораздо меньше интегрирована в европейские структуры и процессы, чем страны Евросоюза. Следует ли полагать, что Европейский союз будет заинтересован в развитии высоких технологий в России, Украине или Казахстане? С какой стати страны Евросоюза станут производить наши самолеты ТУ, АН или МиГ, когда у них есть аэробус. А, значит, Болонский процесс может превратиться в узаконенный процесс оттока талантливой молодежи за пределы России.
Вторая опасность состоит в том, что в угоду Болонскому процессу на официальном уровне внедряются методики, направленные на снижение уровня образования. Особое место в этой политике отводится системе тестирования, которой, начиная с 1990-х гг., повсеместно подменяют привычный экзамен. Тестовый госэкзамен призван разом определять способности будущих юристов, физиков, врачей и управленцев. Большинство базовых понятий, тем более в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин, не имеет одно-
значных определений. Но их пытаются втиснуть в прокрустово ложе двузначной, черно-белой, агрессивной логики. Тестовая уравнительная система контроля отнюдь не стимулирует творческую активность будущих специалистов. Смоделируем ситуацию, каким был бы ответ шотландца на вопрос: ощущает ли он чувство гордости за шотландский виски. Вряд ли обрадовала бы его ситуация, при которой европейский рынок отменил бы национальные крепкие напитки, введя вместо них усредненный европейский алкоголь. Но почему мы поступаем так с образованием?
Третья угроза проявляется в том, что под влиянием более мощно развитой технологической культуры постепенно может происходить утрата интереса к своему языку и культуре, потеря национальной идентичности.
И, наконец, Болонская система эффективна более всего в условиях кризиса. Придав образовательной системе гибкость, она помогает сегодня людям ориентироваться в условиях неопределенности, в ситуации, когда в обществе отсутствует заказ на специалистов. Но что будет завтра? Если утихнут волны кризиса и начнется устойчивый промышленный рост, быть может, мы еще вспомним испытанную систему и вернемся к ней, но уже в обновленном виде.
1. Мельвиль А. Ю. Россия и болонские реформы // Управленческое консультирование. 2005. № 3. С. 177-179.
2. Цинченко Г. М. Подготовка специалистов по социальной работе в рамках Болонского образовательного процесса // Управленческое консультирование. 2009. № 1. С. 173-178.
3. Schultheis F., RocaI., Escoda M., Cousin P.-F. (dir.). Le cauchemar de Humboldt. Les ™formes de l'en-seignement supйri eureuropйen. Paris: Raisons d'agir, 2008.
References
1. Melvil A. Ю. Rossiya i bolonskie reformy // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2005. № 3. S. 177179.
2. Tsinchenko G. M. Podgotovka spetsialistov po sotsialnoy rabote v ramkakh Bolonskogo obrazovatelnogo protsessa // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2009. № 1. S. 173-178.
3. Schultheis F., Roca I., Escoda M., Cousin P.-F. (dir.). Le cauchemar de Humboldt. Les ™formes de l'enseignement supйri eureuropйen. Paris: Raisons d'agir, 2008.
Кугай А. И., Прошина Е. М. Болонский процесс и национальная традиция: достоинства и издержки