Научная статья на тему 'Генезис системы образования в странах Совета Европы: процесс формирования Болонской системы'

Генезис системы образования в странах Совета Европы: процесс формирования Болонской системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОВЕТ ЕВРОПЫ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агаркова Дарья Александровна, Фомина Мария Геннадиевна

В статье рассматриваются этапы формирования Болонской системы и процессы ее трансформации. Болонский процесс, направленный на усиление международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Авторы делают вывод о том, что принятие Болонской декларации стало ключевым событием в деле формирования европейского образовательного пространства. С этого момента начинается так называемый Болонский процесс как качественно новый этап в развитии и интеграции европейского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис системы образования в странах Совета Европы: процесс формирования Болонской системы»

МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

УДК [378:37.014.15](4) DOI: 10.12737/11689

ГЕНЕЗИС СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ СОВЕТА

ЕВРОПЫ: ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ

Агаркова Д.А., Фомина М.Г.1

В статье рассматриваются этапы формирования Болонской системы и процессы ее трансформации. Болонский процесс, направленный на усиление международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Авторы делают вывод о том, что принятие Болонской декларации стало ключевым событием в деле формирования европейского образовательного пространства. С этого момента начинается так называемый Болонский процесс как качественно новый этап в развитии и интеграции европейского образования.

Ключевые слова: образование, Совет Европы, Европейский Союз, Болонский процесс.

GENESIS OF EDUCATION SYSTEM IN THE COUNTRIES OF THE COUNCIL

OF EUROPE: PROCESS OF FORMATION OF THE BOLOGNA SYSTEM

AGARKOVA D. A. - Senior Lecturer of the Department of International Legal Disciplines, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), [email protected]

FOMINA M. G. - Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of International Legal Disciplines, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel)

In the article the stages of formation of the Bologna system and processes of its transformation are considered. The Bologna Process is directed to strengthening of international competitiveness of the European system of the higher education. The authors make a conclusion that adoption of the Bologna declaration became a key event in the formation of the European educational space. From this point so-called Bologna Process started as a new stage in the development and integration of the European education

Keywords: education, Council of Europe, Bologna Process.

Агаркова Дарья Александровна - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, старший преподаватель кафедры международно-правовых дисциплин (Российская Федерация, г. Орел), е-mail: [email protected]

Фомина Мария Геннадиевна - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, кандидат политических наук, доцент кафедры международно-правовых дисциплин (Российская Федерация, г. Орел)

Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10

161

МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Размышляя над тенденциями развития системы европейского высшего образования, целесообразно подчеркнуть, что на эту систему в настоящее время значительное (если не ключевое) влияние оказывают процессы интеграции и попытки создать в Европе единое образовательное пространство. Можно согласиться с мнением исследователей европейской образовательной политики Куртом де Витом и Джефом Верховеном, которые выделяют три этапа в ее развитии. Однако В.И. Байденко предлагает начать рассмотрение образовательной политики в Европе в соответствии с принятием Римского договора 1957 г. Поэтому необходимо выделить подготовительный этап, датируемый 1957-1982 гг. Его можно рассматривать как подготовительный, так как в ходе его были обоснованы базовые цели и принципы функционирования единого образовательного пространства, подготовлены основные программные документы. Он воплотил пять основных моментов общеевропейского объединения образовательных систем: взаимное признание дипломов; обоснование идеи формирования единого европейского университета; кооперацию в области вторичного и высшего образования; составление реестра учреждений высшего и поствузовского образования, включая негосударственные. В 1976 г. состоялась презентация Программы действий. В ней содержалось шесть пунктов, частично дополняющих и конкретизирующих решения 1957 года:

- равенство и открытость доступа в высшую школу;

- взаимное признание дипломов;

- принятие общих программ обучения;

- разработка коротких образовательных программ;

- информационная политика;

- формирование общих принципов Европейского университетского

института1.

Так, первый этап (1971—1983 гг.) начался со встречи министров образования — членов Европейского союза, на которой были приняты важные соглашения (позволившие принять в 1976 г. Программу действий в сфере образования на европейском уровне). Эта программа сформулировала намерения развития кооперации в образовании. В этот период происходит постепенное включение образования как политической сферы в деятельность уже существующих международных институтов, а также формирование новых институтов образовательной политики. При этом европейская политика в образовании постепенно вырабатывается и определяется как формальные решения о целях в области образования и обучения и использовании средств достижения этих целей. Органом координации образовательной политики на европейском уровне в этот период становится Совет министров образования стран-участниц. В его рамках были подготовлены предложения о целях кооперации в области образования:

-увеличение кооперации между вузами;

1 Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В.И. Байденко. - М., 2002.______________________________________________

162

Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10

МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

-улучшение возможностей признания академических дипломов и сроков обучения;

-поощрение мобильности преподавателей, студентов, исследователей.

Дополнительным органом координации образовательной политики на европейском уровне стало основанное в 1973 г. Управление исследований, науки и образования, и практически одновременно уже существующие органы европейского управления начинают иметь дело с вопросами образования. Например, Европейский парламент рассматривает проблемы образования и формирует Комитет по образованию среди других комитетов. Европейский суд также рассматривает дела, связанные с образованием1.

На втором этапе (1983—1992 гг.) появились первые европейские образовательные программы (такие как COMMET, PETRA, EUROTECNET, POWER, JEAN NONNET, ERASMUS, LINGUA, TEMPUS, Youth for Europe и др.), что подстегивалось законодательным и политическим развитием ЕС. В этот период приходит понимание того, что государства по отдельности не смогут справиться с экономическим спадом, поэтому Сообщество должно способствовать ре-структуризации европейской экономики в соответствии с требованиями глобализации. И поэтому с середины 1980-х гг. вновь предпринимаются попытки создания единого внутреннего европейского рынка, и образование вновь привлекло к себе внимание политиков и государственных деятелей.

Известно, что единый рынок строится на принципах свободного движения товаров, услуг, людей и капиталов, а его создание предполагает постепенное устранение физических, технических и финансовых барьеров. В этом ключе, конечно, унификация высшего образования виделась важным инструментом формирования этого европейского рынка, который должен облегчить мобильность рабочей силы в Европе.

В 1983 г. начала работу новая европейская организация — Европейский круглый стол (фактически форум топ-лидеров в сфере бизнеса). Именно этот форум выступил инициатором межправительственной конференции, которая признала необходимость принятия единого европейского закона. Эти решения, имея, казалось бы, отношение только к экономической сфере, оказали также влияние и на образование. А поворотной точкой для развития кооперации в сфере высшего образования в Европе является 1983 г., когда Европейский Суд принял решение о том, что политика приема в вузы нуждается в общей законодательной базе, а дискриминация по национальному признаку была признана незаконной. Таким образом, Европейский Суд утвердил индивидуальные образовательные права для всех европейских граждан. Согласно решению суда, каждая страна должна предоставить те же

1 Karlsen G.E. Educational policy and Educational programmes in the European Union. A tool for political integration and economic competition? // Education in Europe: policies and politics / Ed. By J.A. Ibanez-Martin and G. Jover. — Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers, 2002.____________________________________________________________

Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10

163

МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

самые права на получение профессионального образования гражданам других стран ЕС, что и своим гражданам. Отныне гражданин одной европейской страны мог получить профессиональное образование на территории любой другой европейской страны. Это решение являлось крайне важным, поскольку создавало возможности для расширения социальной мобильности, а также формально устраняло жесткую связь между получением высшего образования и национальным гражданством.

Третий этап начинается с подписания Маастрихтского договора в 1992 г. и иногда рассматривается как продолжающийся до настоящего времени. Данный этап выделяется в связи с тем, что образование законодательно становится частью европейской политики, что и было провозглашено в Маастрихтском договоре. Помимо собственно экономических и политических задач договор предполагал также и решение некоторых социальных задач, среди которых числится образование. А поскольку Маастрихтским договором, кроме того, устанавливался институт европейского гражданства (которое получили все граждане государств — членов Европейского союза наряду с национальными гражданствами государств), то образование стало одним из направлений политики Европейского союза.

В данном договоре было обозначено 6 основных целей политики образования Европейского Союза, из которых обычно выделяют 3 главные:

- развитие европейского измерения;

- продвижение мобильности, обмена и кооперации в образовании;

- продвижение академического признания и обмена информацией. Договор также вводил общие принципы образовательной политики Европейского союза: принцип соподчинения, принцип равных возможностей, принцип разнообразия.

Несмотря на то что, по мнению некоторых исследователей, третий этап европейской образовательной политики продолжается до сих пор, есть и иные точки зрения. Так, исследователь Л. Шпаковская полагает, что в Европейском союзе в настоящее время осуществляется новый этап образовательной политики, называемый ею этапом реализации концепции «Европы знания»1.

В 1995 г. Еврокомиссия приняла Белую Книгу об образовании в Европейском Союзе («Белая книга об обучении и образовании: в направлении общества образования» — «White paper teaching and learning: towards the learning society»). Комиссия привлекла внимание к трем основным аспектам развития современного общества: интернационализации торговли, информационному обществу, а также росту информационных технологий и научных знаний. В этом документе было определено, что образование должно стать ответом на эти вызовы

1 Шпаковская, Л. Политика высшего образования в Европе и России / Л. Шпаковская. — СПб.: Норма, 2007. - С. 98.________________________________________________

164

Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10

МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

и получить политический приоритет (т.е. будущее общество было объявлено обществом образования).

В 1996 г. Еврокомиссия опубликовала Зеленую книгу «Образование, обучение, исследование. Препятствия международной мобильности» (Green Paper «Education, Training, Research. The obstacles to Transnational Mobility»). В этом документе основное внимание было уделено устранению социально-экономических препятствий, связанных с ростом расходов на пребывание студентов в другой стране из-за потери образовательных льгот в своей стране.

Дальнейшее развитие европейской образовательной политики было определено изменением законодательных рамок на уровне ЕС. Так, в 1997 г. был подписан Амстердамский договор, который дополнил Маахстрихтский договор (вступил в силу в 1999 г.). Основным содержанием данного договора являлись критерии и процедуры принятия новых стран в состав Европейского союза. Он фактически содержал план действий на 2000—2006 гг., за которые должно было осуществиться расширение ЕС до 28 стран-участниц. И хотя сам по себе Амстердамский договор практически не затронул сферу образования, все же усиление внутренней политики, связанное с необходимостью расширения ЕС, оказало влияние и на образование1.

Наиболее важным проявлением интеграционных тенденций в образовании, бесспорно, явилось подписание в 1999 г. в Болонье руководителями образования 29 стран Декларации о формировании единого европейского образовательного пространства (Declaration on the European Higher Education Area), давшей начало Болонскому процессу. Важную роль для будущего высшего образования играет осознание вузами своей роли как провайдеров знаний и обучающих организаций, вносящих вклад в развитие науки и научных знаний, а также в развитие различных форм образования2.

В качестве ключевых моментов высшего европейского образования, функционирующего в рамках Болонского процесса, на сегодняшний день можно выделить следующие приоритетные направления, позволяющие спрогнозировать путь его дальнейшего развития на ближайшее время:

— введение двухциклового обучения (системы, базирующейся на двух образовательных уровнях: бакалавр и магистр). Бакалавр— магистр — это англо-саксонская система двучленного образования, которая, собственно, сейчас победила — сначала в Америке, а теперь и в Европе. Наглядным примером американской двухуровневой образовательной модели может служить система подготовки специалистов в

1 Демченко С.В. Политика высшего образования в Европе и России: общее и особенное // Вестник РУДН, серия Политология, 2010, № 3. - С. 108 - 120.

2 Основные направления развития высшего образования в Европе // Экономика

образования. - 2р05. - № 2. - С. 106-107.____________________________________

Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10

165

МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

области Политической науки в Американском военном университете (штат Западная Вирджиния)1.

— введение кредитной системы (создание единой системы зачетных единиц и более сопоставимых степеней);

— контроль качества образования (развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования);

— расширение мобильности (создание интегрированных программ обучения и проведения научных исследований);

— обеспечение трудоустройства выпускников;

— обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Следующие линии системы единого Европейского образования были добавлены в 2001 году на основании Пражского Коммюнике, в 2003 году - Берлинского Коммюнике. Определены взаимодействие единого образовательного и единого исследовательского пространств и роль докторантуры как третьего цикла структуры высшего образования. Таким образом, в конечном счете, вводится трехуровневая система высшего образования: бакалавриат (степень бакалавра), магистратура (степень магистра), докторантура (степень доктора).

В Бергенском коммюнике 2005 года последняя позиция нашла дополнительное развитие: высшее образование и научные исследования были обозначены как один из важнейших приоритетов на ближайшее время. Наряду с приоритетностью развития научных исследований и инноваций была подчеркнута необходимость приведения квалификаций докторского уровня в соответствие с системой квалификаций высшего образования на основе компетентностного подхода.

Один из основных вопросов Лондонского коммюнике 2007 года -развитие Болонского процесса после 2010 года. В нем отмечено, что 2010 год может стать годом перехода от Болонского процесса к европейскому пространству высшего образования. Наряду с этим большое внимание уделено развитию мобильности и подготовке специальных докладов стран-участниц по этой тематике и формированию международной сети экспертов для обмена информацией. Помимо этого в приоритетах остались:

—социальное измерение (национальные стратегии и политика в контексте социального измерения);

— сбор данных (необходимость совершенствования баз данных по мобильности и социальному измерению в странах - участницах Болонского процесса);

—возможности трудоустройства (в продолжение введения системы дипломов трех уровней необходимо рассмотреть возможности и пути повышения трудоустройства; развитие партнерства и сотрудничества с работодателями в рамках процесса обновления образовательных программ и их переориентации на результаты обучения)

1 Кугай А. И., Прошина Е. М. Болонский процесс и отечественная традиция : преимущества и недостатки // Материалы научно-методической конференции СевероЗападного института управления. - 2010. - № 1. - С. 151-158._______________

166

Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10

МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

—Европейское пространство высшего образования в глобальном контексте (совершенствование информационного обеспечения ЕПВО и совершенствование процедур признания)1.

Анализ становления единого Европейского образовательного пространства показывает, что в настоящее время Болонский процесс включает 47 стран-участниц мирового сообщества, в том числе и Российскую Федерацию.

Библиография/Referen ces:

Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В.И. Байденко. - М., 2002.

Демченко С.В. Политика высшего образования в Европе и России: общее и особенное // Вестник РУДН, серия Политология. - 2010. - № 3.

- С. 108 - 120.

Кугай А. И., Прошина Е. М. Болонский процесс и отечественная традиция: преимущества и недостатки // Материалы научно-

методической конференции Северо-Западного института управления.

- 2010. - № 1. - С. 151-158.

Матушанский Г. У., Борзилова Л. В. Нормативно-правовые основы регулирования высшего образования России при вхождении в Болонский процесс // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования. - 2010. - № 8. - С. 42 - 53.

Основные направления развития высшего образования в Европе // Экономика образования. - 2005. - № 2. - С. 106-107.

Шпаковская, Л. Политика высшего образования в Европе и России / Л. Шпаковская. — СПб.: Норма, 2007. - С. 98.

Karlsen G.E. Educational policy and Educational programmes in the European Union. A tool for political integration and economic competition? // Education in Europe: policies and politics / Ed. By J.A. Ibanez-Martin and G. Jover. — Dordrecht, Boston, London: Kluwe.

Bajdenko, V.I. (2002) Bolonskij process: strukturnaja reforma vysshego obra-zovanija Evropy [The Bologna process: structural reform of higher education in Europe] / V.I. Bajdenko. - M. (In Russ.)

Demchenko, S.V. (2010) Politika vysshego obrazovanija v Evrope i Rossii: obshhee i osobennoe [The policy of higher education in Europe and Russia: general and special] // Vestnik RUDN, serija Politologija [The Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia Series Political Science]. - № 3. - Р. 108 - 120. (In Russ.)

Kugaj, A. I., Proshina, E. M. (2010) Bolonskij process i otechestvennaja tradi-cija: preimushhestva i nedostatki [The Bologna process and the domestic tra-ditsiya: advantages and disadvantages] // Materialy nauchno-

1 Матушанский Г. У., Борзилова Л. В. Нормативно-правовые основы регулирования высшего образования России при вхождении в Болонский процесс // Образование и наука. Извести Уральского отделения Российской Академии образования. - 2010. -№ 8. - С. 42 - 53.

Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10

167

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

metodicheskoj konferencii Severo-Zapadnogo instituta upravlenija. -№ 1. -Р. 151-158. (In Russ.)

Matushanskij, G. U., Borzilova, L. V. (2010) Normativno-pravovye os-novy regulirovanija vysshego obrazovanija Rossii pri vhozhdenii v Bolonskij process [Legal framework regulating higher education in Russia when entering the Bologna process] // Obrazovanie i nauka. Izvesti Ural'skogo otdelenija Rossijskoj Akademii obrazovanija [The Education and science journal]. -№ 8. - Р. 42 - 53. (In Russ.)

Osnovnye napravlenija razvitija vysshego obrazovanija v Evrope [The main directions of development of higher education in Europe] // Ekonomika obrazovanija [Economics of Education]. - 2005. - № 2. - P. 106107. (In Russ.)

Shpakovskaja, L. (2007) Politika vysshego obrazovanija v Evrope i Rossii [The policy of higher education in Europe and Russia] / L. Shpakovskaja. - SPb.: Norma. - Р. 98. (In Russ.)

168

Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.