Научная статья на тему 'Проблемы выпускников учреждений профессионального образования'

Проблемы выпускников учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
797
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евстратова Т. А.

В статье рассматривается современная ситуация на рынке труда, когда значительная часть выпускников учреждений профессионального образования сталкивается с серьезными трудностями при трудоустройстве: с одной стороны, снижением спроса на молодых специалистов, с другой в существенном ужесточении требований к их профессиональной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы выпускников учреждений профессионального образования»

I

СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙСФЕРЫ

Т.А. Евстратова,

канд. соц. наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет, Москва.

T. A. Evstratova,

candidate of sociological Sciences, associate Professor, Department of

management and administration, Russian state social University, Moscow.

E-mail: doroshenkot@yandex. ru

ПРОБЛЕМЫ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

The problem of graduates ofprofessional education institutions.

Аннотация: в статье рассматривается современная ситуация на рынке труда, когда значительная часть выпускников учреждений профессионального образования сталкивается с серьезными трудностями при трудоустройстве: с одной стороны, снижением спроса на молодых специалистов, с другой - в существенном ужесточении требований к их профессиональной подготовке.

Ключевые слова: молодежь, выпускники учреждений профессионального образования, трудоустройство.

Annotation: the article discusses the current situation in the labour market, where a significant portion of graduates ofprofessional education institutions face serious difficulties in employment: on the one hand, a decline in demand for young professionals, on the other - in a significant tightening of requirements for their professional preparation.

Key words: young people, graduates of professional education institutions, employment.

Молодые люди, получившие высшее образование, часто не имеют возможности применить свои знания, изучить особенности конкретных приложений своих знаний по специальности, что сказывается на квалификации. В первую очередь, это обусловлено тем, что информация о потребностях в трудовых ресурсах предприятий и организаций не систематизирована, а разбросана по разным источникам: (периодическая печать, ярмарки вакансий, проводимые предприятиями, государственными службами занятости).

В этой ситуации выпускники вузов считают полученную специальность не соответствующей их материальным и моральным запросам, т.е. неконкурентоспособной на рынке труда (зачастую, это оказывается соответствующим действительности), что приводит к психологическим травмам, утрате веры в будущее, социальным проблемам.

Другой причиной, объясняющей необходимость пристального внимания к вопросу занятости выпускников, является то, что сложившийся в условиях плановой экономики подход к вопросу трудоустройства молодых специалистов, когда существовал государственный заказ, в настоящее время нереализуем.

Обеспечение социальной защищенности молодых людей в условиях сложившейся экономической ситуации является одной из наиболее актуальных проблем государственной молодежной политики. Практически каждый третий выпускник высших и средних специальных учебных заведений испытывает серьезные трудности при устройстве на работу, вхождения в нормальную трудовую жизнь. Такие же проблемы испытывают 23 % выпускников учебных заведений начальной профессиональной подготовки. Сложно проходит процесс социальной адаптации, перехода к самостоятельной трудовой жизни у выпускников средних школ, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений.

Государство и общество несут серьёзные экономические затраты и ресурсные потери в процессе обретения молодыми гражданами собственного места на рынке труда в результате несбалансированного развития рынков образовательных услуг и труда. Аналогичному воздействию подвергается сама молодежь. В то же время социальная нагрузка, возлагаемая на молодое поколение, в силу негативного развития демографической ситуации и вызовов глобализации, резко возрастает. Таким образом, обостряется противоречия между той потенциальной ролью, которая принадлежит молодежи социально-экономическом развитии страны и несовершенством механизмов эффективного вовлечения в социально-экономическую деятельность на рынке труда.

За последние годы был принят ряд мер, направленных на повышение уровня трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования:

• Определен временный порядок согласования объемов и профилей подготовки специалистов для системы начального профессионального образования;

• В ряде образовательных учреждений созданы специализированные подразделения по работе с выпускниками;

• Выпускникам профшколы, попавшим в критическую ситуацию с трудоустройством и получившим статус «безработных», государственная служба занятости оказывает поддержку;

• В ряде субъектов РФ введены различные системы комплексного регулирования рынка образовательных услуг и рынка рабочей силы;

• С участием международных организаций реализуется ряд проектов в области трудоустройства выпускников профшколы и др.

Российская система образования всегда была во многом инновационная и во многом опережала изменения в экономике, но сегодня она явно отстает. Отставание системы образования от требований социально-экономического

развития выражается в неадекватности существующих госстандартов требованиям рынка труда. На самом деле эта проблема шире. Образование определяется в значительной степени внутренними, а не внешними целями развития, хотя, принципиально важно, чтобы образование отвечало на внешние запросы, чтобы заказ на образование был внешним [4].

Современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности за конечные результаты образовательной деятельности учебных заведений. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в вопросах образовательной политики, в том числе и в процессах независимой экспертизы качества образования. Все это государственной власти предстоит налаживать самым решительным образом [1].

Трудоустройство представляет собой комплекс организационных, экономических и правовых мероприятий, призванных способствовать обеспечению трудовой занятости населения. В общем, понятии трудоустройство включает в себя все формы трудовой деятельности, в том числе предпринимательскую деятельность, индивидуальную деятельность, участие в общественных или сезонных работах и т.п.

Процесс трудоустройства представляет собой осуществление действий по поиску подходящей работы и устройства на нее, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для заполнения имеющихся вакансий.

Основными законом, регулирующим труд молодежи, является Трудовой кодекс РФ [3].

Как известно, более четверти выпускников высшего профессионального образования, 30% выпускников СПО, 15-20% выпускников НПО не трудоустраиваются по полученной специальности.

В то же время молодежный рынок труда имеет свою специфику.

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентаций молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться, к концу 2015 года ее численность в целом по России превысила миллион.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходит выпускники учреждений профессионального образования, осуществляющие подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

Основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, являются:

• отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

• незаинтересованность учреждений системы профессионального образования в трудоустройстве выпускников, организации профориентационной работы с абитуриентами и студентами, изучении изменений требований к квалификации работников на рынке труда и емкости и развития самого рынка по конкретным профессиям и специальностям работников;

• кадровая политика большинства российских организаций, ориентированная в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

• отсутствие у большинства выпускников учреждений профессионального образования необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;

• завышенная самооценка своего профессионально-квалификационного уровня у значительной части выпускников учреждений профессионального образования;

За последние годы был принят ряд мер, направленных на повышение уровня трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Введена контрактная система подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Определен временный порядок согласования объемов и профилей подготовки специалистов для системы начального профессионального образования. В ряде образовательных учреждений созданы специализированные подразделения

по работе с выпускниками. Для выпускников профшколы, попавших в критическую ситуацию с трудоустройством и получивших статус "безработных", государственная служба занятости оказывает поддержку, используя различные программы: "молодежная практика", трудоустройство, переподготовка, профориентация и психологическая поддержка. Ежегодно более 20 000 безработных выпускников профшколы трудоустраиваются в рамках программ, предусматривающих финансовое стимулирование работодателей. В ряде субъектов Российской Федерации введены различные системы комплексного регулирования рынка образовательных услуг и рынка рабочей силы. С участием международных организаций реализуется ряд проектов в указанной области, в том числе: "Реформы профессионального образования и обучения в Северо-Западном регионе России", "Создание Национальной обсерватории профессионального образования" и др.

Прогнозирование потребностей производственной сферы занимает одно из ключевых мест в системе планирования и управления деятельностью УПО. Специалисты - это основной «продукт», поставляемый профессиональными образованными учреждениями на рынок труда, и для него еще в период обучения должны быть предусмотрены возможные варианты эффективного применения своих профессиональных знаний, то есть трудоустройства по специальности [2].

Имеет смысл взаимодействовать не только с отдельными предприятиями, но и с организациями, их объединяющими, например, с региональным отделением Российского Союза промышленников и предпринимателей, который объединяет более 5 тысяч членов, представляющих все регионы России и около 100 отраслевых союзов и корпоративных ассоциаций, среди которых союзы машиностроителей и металлургов, Российский межрегиональный союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности, Союз химиков, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров, Союз российских судовладельцев, Союз промышленников и предпринимателей угольной отрасли, Ассоциация российских банков, Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, Лига содействия оборонным предприятиям, Союз инвесторов, Торгово-промышленная палата РФ и др.

Для работы в этом направлении необходимо использовать любые возможности: региональные органы Федеральной службы по труду и занятости, обладающие данными о состоянии рынка труда, банком вакансий, местные комитеты по делам молодежи, общественные организации выпускников и др.

Трудоустройство и адаптация к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования всегда должно находиться под постоянным контролем и попечительством государственной власти, благотворительных фондов, молодежных организаций, крупных работодателей и других организаций, заинтересованных в великом будущем России.

Список литературы:

1. Бабочкин П.И. Социально-профессиональные ориентации учащихся и факторы выбора профессии. М., 2001. С 265.

2. Евстратова Т.А. Развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления - необходимое условие доверия населения к деятельности муниципальных служащих. В сборнике: Сплоченность общества и социальная справедливость: мировые тренды и российская реальность Материалы XIII Международного социального конгресса. 2013. С. 119-120.

3. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г.

4. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы. М., 2000. 313 с.

References:

1. Babochkin P.I. Social'no-professional'nye orientacii uchashchihsya i faktory vybora professii. M., 2001. S 265.

2. Evstratova T.A. Razvitie kadrovogo potenciala organov mestnogo samoupravleniya - neobhodimoe uslovie doveriya naseleniya k deyatel'nosti municipal'nyh sluzhashchih. V sbornike: Splochennost' obshchestva i social'naya spravedlivost': mirovye trendy i rossijskaya real'nost' Materialy XIII Mezhdunarodnogo social'nogo kongressa. 2013. S. 119-120.

3. Trudovoj kodeks RF ot 30 dekabrya 2001 g.

4. CHuprov V.I., Zubok YU.A. Molodezh' v obshchestvennom vosproizvodstve, problemy i perspektivy. M., 2000. 313 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.