АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Т.А. Евстратова,
канд. соц. наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет, Москва.
T. A. Evstratova,
candidate of sociological Sciences, associate Professor, Department of management and administration, Russian state social University, Moscow.
E-mail: [email protected]
РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ В МЕГАПОЛИСЕ Regulation of youth employment in the metropolis
Аннотация: исследуя проблемы молодежной занятости в мегаполисе, молодежь необходимо рассматривать в качестве потенциального или фактического субъекта рынка занятости, то есть в качестве субъекта социально-экономических отношений. Для этого необходимо исходить из расчета демографических особенностей (возрастных границ) личности, с учетом прохождения стадии социализации, усвоения общеобразовательных, культурных и профессиональных функций. Социум ставит перед собой цель подготовить молодое поколение к тому, чтобы оно смогло уяснить и исполнить социальные роли взрослого индивида, определяющего его роль в качестве общественного воспроизводства
Annotation: when exploring the problems of youth employment in the metropolis, young people should be considered as a potential or actual subject of the employment market, that is, as a subject of socio-economic relations. For this purpose it is necessary to proceed from calculation of demographic features (age borders) of the person, taking into account passing of a stage of socialization, mastering of General education, cultural and professional functions. The society aims to prepare the young generation to be able to understand and fulfill the social role of an adult, defining its role as a social reproduction
Ключевые слова: молодежь, трудоустройство молодежи, молодежная занятость в мегаполисе.
Key words: youth, youth employment, youth employment in the metropolis.
Фундаментальной особенностью молодежного рынка занятости как одной из составляющих национального рынка труда является возрастная, образовательная и профессиональная неоднородность молодых граждан, которая проявляется в следующей структурной особенности (рис. 1):
Рис.1. Структурная особенность молодежного рынка труда
На данном жизненном этапе молодые люди формируют профессиональные навыки, которые предопределят дальнейшую успешность их профессиональной карьеры.
В то же время существуют кардинальные отличия между указанными возрастными молодежными группами, что в свою очередь оказывает влияние на занятость и безработицу, проявляясь в особенностях рынка молодежной занятости, представляющего различные группы (табл.1).
Таблица 1. Характерные отличия возрастных групп, оказывающих влияние на молодежный рынок занятости__
Возрастная Характерные Профессиональная Примечания
группа особенности ориентация
подросткова предлагает услуги - профессиональные Характерно:
я группа (молодежь в своего неквалифицированного ориентации не сформированы, - неустойчивость жизненных
возрасте 1417 (18) лет) труда - отсутствие профессии, - профессиональных качеств, - неконкурентоспособны установок; - отсутствие опыта работы; - низкий профессиональный статус.
молодые - завершение учебной - отсутствие полученная
люди 18-24 деятельности: достаточного (частичная или
лет - завершение начального этапа социального и профессионального полная) профессиональная
профессиональной опыта; подготовка
подготовки - недостаточно конкурентоспособны выступает сдерживающим фактором по предложениям. Характерно: - временное трудоустройство на относительно неквалифицированн ые виды работ и рабочие места.
молодые -сделан Характерно -
люди 25-30 профессиональный трудоустройство не по
лет выбор; специальностям;
- наличие трудового стажа, квалификации - осознание повысить квалификацию, получить второе (третье) образование - неудовлетворенность оплатой труда
Как видно из таблицы 1 разные возрастные группы имеют различные возможности трудоустройства на рынке занятости в силу своих различных квалификационных способностях, характеризующиеся
дифференцированностью трудовых услуг, в связи с чем составляют группу участников неценовой конкуренции.
Другой особенностью молодежного рынка труда является нестабильность спроса и предложений рабочих мест. Это происходит в следствии постоянной смены профессиональных приоритетов у молодежи по причине социально-экономической неопределенности. Обострение ситуации происходит за счет коренных изменений социокультурных и политических условий развития личности, что в свою очередь приводит к трудностям профессионального самоопределения молодых граждан. Это можно наблюдать на примере студенческой молодежи, когда из категории экономически неактивного населения, она время от времени становится экономически активным населением - находит работу, например, для оплаты учебы в вузе.
Для рынка молодежной занятости характерна несбалансированность между спросом и предложением рабочих мест. Чаще всего это связано со сложностью прогноза будущей конъюнктуры рынка труда и неудовлетворительным содержанием, включающим в себя условия труда и его оплаты. Примером тому могут являться не престижные профессии, на рабочие места которых устраиваются выпускники в первое время после того, как оканчивают учебные заведения.
Одним из важных элементов государственного регулирования молодежной занятости в условиях крупного города выступает функционирование службы занятости. Причиной тому является неравномерность распределения вакансий для рабочих и служащих в пределах административных округов города Москвы, что наглядно демонстрирует диаграмма (рис.2).
Особое место среди средств, регулирующих рынок труда городской молодежи, занимает статистика занятости, в задачи которой должен входить охват вопросов, связанных с экономической активностью определенных социальных групп всех административных округов города и передача достоверной информации о квалификационном составе населения.
Вакансии для раоочих —«—Вакансии для служащих
Рис. 2. Распределение вакансий для рабочих и служащих в границах административных округов города Москвы в 2016 году
По данным выборочного обследования Росстата за 2017 г. число занятой молодежи в российских мегаполисах распределилось следующим образом согласно возрастных групп (рис. 3.):
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАНЯТОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ВОЗРАСТУ(%)
= Занятые - всего = в том числе в возрасте, лет: = 15-19 =20-24 =25-29 30-34
150
100 100 100
ц щ
f-л 14,514,3 0,6 6'4 1 71 15,514,8 0,7 7<1 1 0,4 5,7 13,413,6
Всего Мужчины Женщины
Рис. 3. Распределение занятой молодежи по возрасту
Для сравнения уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше соответствует 59,1%, уровень безработицы - 5,6%.
Данные Росстат свидетельствуют о снижении численности занятого молодого населения в январе 2017 года по сравнению с этими же данными на декабрь 2016 года на 1,5%, и увеличении по сравнению с данными на январь 2016 года на 0,4%.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,8 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2017 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 897 тыс. человек, что на 0,3% больше по сравнению с декабрем 2016г. и на 11,8% -
меньше по сравнению с январем 2016 года.
Среди безработных (по методологии МОТ) доля женщин в январе 2017г. составила 47,3%, городских жителей - 63,0%, молодежи до 25 лет -19,8%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности - 23,1%.
Показатели, от которых зависит рост молодежной занятости г. Москвы по административным округам, представлены в таблице 2.
Административный округ Кол-во гражд ан, нашед ших работу в течени е 10 дней после Уволь нения Доля. % Плотно сть населен ия. тыс. чел кв. км Плотность жилой застройки. 2 1 : тыс. м / км Обеспечен ность населения жильем, кв. м / чел.
Территории Населения Жилищного фонда
Центральный 1,6 6,11 6,2 8,29 10,6 249,6 23,63
Северный 0,5 10,55 9,4 10,25 9,7 178,6 18,35
СевероВосточный 4,3 12,2 11,5 11.05 12,1 215,2 17,72
Восточный 1,9 14.34 14,34 11,92 9 152,8 17,04
Юго-Восточный 0,8 10,92 11 10,85 9,5 182,8 19,21
Южный 0,8 12,21 14.4 13,25 12 199,5 16.58
Юго-Западный 2,3 10,27 11.6 12,51 10,7 224 20.93
Западный 0,6 11 11 11,75 6,9 152,5 22,05
Северо-Западный 0,6 9,16 9,16 7,99 7,9 160,4 20,27
Зеленоградский 1,1 3.42 2 2,14 5,8 114,9 19,72
Новомосковский 0,2 14.4 2 0,03 0,5 10,1 24,3
Троицкий 0.1 42,5 1 0,01 0,1 3,4 27,4
Результаты таблицы свидетельствуют о зависимости молодежной занятости от размеров территории, жилищного фонда и плотности населения - чем выше эти показатели, тем выше % занятости молодых людей.
Одной из первостепенных проблем в сфере регулирования можно назвать недостаток в информации, благодаря которой можно было бы согласовать предложение рабочих мест фирм, предоставляющих вакансии, с желающими трудоустроиться. Важность данной проблемы заключается в сложности самого процесса в связи с особенностями, которыми обладают как рабочие места, так и сами работники.
Результативность разработки по устранению дисбаланса безработицы,
хорошо отражает кривая Бевериджа, график которой представлен на рис.4.
Уровень ваынснн У
Уровень безработицы
Рис.4.. Кривая Бевериджа
Из графика видно, что число вакансий и уровень роста количества молодого безработного населения связано между собой обратно пропорциональной зависимостью. Когда происходит экономический спад, происходит снижение количества вакансий, в тоже время происходит увеличение безработицы не только среди населения, но и среди молодежи.
Среди проблем, регулирующих молодежную занятость в мегаполисе можно выделить низкое качество рабочих мест. Данная проблема проявляется высокой текучестью молодого персонала, выполняющего более сложные функции на рабочих местах за более низкую заработную плату.
Следующая проблема, выявленная в процессе анализа деятельности Центра занятости молодежи — это отсутствие модернизации в деятельности служб занятости, которая проявляется в необходимости (рис. 5).
оптимизировать ее организацию и структуру
усовершенствовать информационное обеспечение
между кандидатами на должность и работодателями
обеспечить свободный доступ к общенациональным базам данных о вакансиях и сосискателях
создать с помощью интернет-технологий Единую информационно-аналитическую систему службы занятости
Рис. 5. Направление усовершенствования деятельности служб занятости
К числу проблем в сфере регулирования молодежной занятости в условиях мегаполиса относится отсутствие разработанной системы
критериев, позволяющих оценивать эффективность деятельности центров занятости. Данная проблема не является частным случаем для российского рынка труда в мегаполисе, она затрагивает деятельность центров занятости большинства крупных городов мира. В условиях деятельности московских центров занятости данная процедура проводится с использованием упрощенной схемы, основанной на количестве трудоустроенных, на продолжительности безработицы во времени и т.п. Не смотря на важность данных показателей, недостатками их использования является недостаточно качественное отображение деятельности служб занятости, а также создается основа для условной отчетности.
Имеющийся опыт зарубежных стран в данном направлении указывает на необходимость разработки модели, основанной на системе повышения стимула с помощью косвенных механизмов воздействия. К таким механизмам относятся поощрения соискателей повысить свой шанс на получение работы с помощью наиболее действенного отбора предложений, например, обеспечения «прямого взаимодействия» с работодателями. При таком раскладе у соискателей появляется больший доступ к информации о вакансиях, так как полная информация о требуемых рабочих местах службам занятости не предоставляется. Важным элементом для заимствования опыта зарубежных стран в Москве и других крупных городах России является создание концепции по эффективному трудовому посредничеству, включающей индивидуальную социальную ответственность молодежи за свое будущее. В связи с чем есть необходимость совершенствовать разработку и внедрение стандартов, способов, механизмов практического регулирования деятельности.
Для более рационального и действенного функционирования центров занятости в нынешней обстановке необходимо (рис. 6.).
оперативно реагировать на смену внешних
условий
^---
»
быть готовой обеспечить эксплуатационн ую
стабильность
системы обслуживания
клиентов 1 ;
О
максимально интегрировать свои функции
»
активнее выполнять инициативную лидерскую функцию в отношениях с социальными партнерами V____
Рис.6. Условия, необходимые для рационального и действенного функционирования центров занятости
При анализе работы центров занятости было выявлено отсутствие эффективных программ, выполняющих активное содействие молодежной занятости. Особенно это проявилось в обеспечении платными общественными работами безработной молодежи. В связи с этим возникает необходимость в существенном повышении эффективности имеющихся программ.
Исходя из вышеизложенного следует:
- молодежный рынок труда неоднороден и включает в себя три возрастные категории: молодежный рынок труда, в который входят граждане 14 - 17 (18) лет; следующая возрастная группа состоит из молодых людей 1824 лет; и в третью возрастную группу входят молодые люди 25-30 лет;
- рынок молодежной занятости нестабилен по спросу и предложению рабочих мест;
- молодежный рынок занятости не сбалансирован по структуре предложений и спроса рабочих мест.
К основным проблемам в сфере регулирования молодежной занятости в условиях крупных городов можно отнести:
1. Отсутствие достаточной информации, позволяющей согласовывать спрос и предложения на рабочие места.
2. Низкое качество рабочих мест, что приводит к текучести кадров.
3. Требуемая модернизация деятельности служб занятости. На службы и центры занятости возложена основная нагрузка по обеспечению рабочими местами молодых соискателей. На сегодняшний день без оптимизации этих ведомств, без совершенствования информационного обеспечения и обеспечения свободного доступа к общенациональным базам данных о вакансиях и соискателей, не предоставляется возможным решить проблему молодежной занятости.
4. Отсутствие разработанной системы критериев для оценки эффективности деятельности центров занятости.
5. Недостаток эффективных программ по активному содействию молодежной занятости.
Список литературы:
1. Абасова Х. У. Особенности трудоустройства молодежи // Вопросы структуризации экономики. - 2013. - №4. - С. 347-349.
2. Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодёжной политики в Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2013.
3. Евстратова Т.А. Проблемы трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования Российской Федерации. Материалы Афанасьевских чтений. 2011. Т. 1. № 9. С. 194-200.
4. Закон г. Москвы от 01.10.2008 N 46 "О занятости населения в городе Москве"// "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 57, 14.10.2008
5. Закон г. Москвы от 30.09.2009 N 39 "О молодежи"// "Ведомости Московской городской Думы", 29.12.2009, N 11, ст. 281.
References:
1. Abasova H. U. Osobennosti trudoustrojstva molodezhi // Voprosy strukturizacii ehkonomiki. - 2013. - №4. - S. 347-349.
2. Kibanov A.YA., Lovcheva M.V., Luk'yanova T.V. Realizaciya molodyozhnoj politiki v Rossijskoj Federacii. M.: INFRA-M, 2013.
3. Evstratova T.A. Problemy trudoustrojstva i adaptacii k rynku truda vypusknikov uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Materialy Afanas'evskih chtenij. 2011. T. 1. № 9. S. 194-200.
4. Zakon g. Moskvy ot 01.10.2008 N 46 "O zanyatosti naseleniya v gorode Moskve"// "VestnikMehra i Pravitel'stva Moskvy", N 57, 14.10.2008
5. Zakon g. Moskvy ot 30.09.2009 N 39 "O molodezhi"// "Vedomosti Moskovskoj gorodskoj Dumy", 29.12.2009, N11, st. 281.