Научная статья на тему 'Проблемы выделения этапов спортивной подготовки пауэрлифтеров с поражениями опорно-двигательного аппарата'

Проблемы выделения этапов спортивной подготовки пауэрлифтеров с поражениями опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
466
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАУЭРЛИФТИНГ / СПОРТСМЕНЫ-ИНВАЛИДЫ / ЭТАПЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПОРАЖЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Хотимченко Алла Васильевна

Периодизация спортивной подготовки является организующим началом всего учебно-тренировочного процесса. В зависимости от этапов спортивной подготовки определяются цели, задачи, содержание и объем нагрузки. Подготовка спортсменов-инвалидов имеет свои особенности, связанные со временем получения инвалидности, степенью поражения, временем начала занятий и другие. Данные особенности существенным образом влияют как непосредственно на тренировочный процесс, так и на его периодизацию. В частности некоторые этапы могут иметь более длительные, либо более короткие временные рамки. В статье обосновываются организационные особенности построения тренировочного процесса спортсменов-инвалидов, занимающихся пауэрлифтингом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бянкина Лариса Владимировна, Хотимченко Алла Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of planning the stages for sports training of power lifters with lesions of the musculoskeletal system

Periodization of the sport training is the organizing principle of the entire training process. Depending on the stages of sports training the goals, objectives, content and scope of the load are defined. The training of disabled athletes has its own characteristics related to the time of disability, degree of injury, the time for start of classes, and others. These features have significant influence on the training process and its periodization. In particular, some stages may take longer or shorter time frames. The article justifies the organizational features for the planning of the training process of the disabled sportsmen engaged in powerlifting.

Текст научной работы на тему «Проблемы выделения этапов спортивной подготовки пауэрлифтеров с поражениями опорно-двигательного аппарата»

УДК 796.894

ПРОБЛЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЭТАПОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПАУЭРЛИФТЕРОВ С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО

АППАРАТА

Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

Хабаровск, Алла Васильевна Хотимченко, профессор, Дальневосточный государственный гуманитарный университет (ДВГГУ), Хабаровск

Аннотация

Периодизация спортивной подготовки является организующим началом всего учебно-тренировочного процесса. В зависимости от этапов спортивной подготовки определяются цели, задачи, содержание и объем нагрузки. Подготовка спортсменов-инвалидов имеет свои особенности, связанные со временем получения инвалидности, степенью поражения, временем начала занятий и другие. Данные особенности существенным образом влияют как непосредственно на тренировочный процесс, так и на его периодизацию. В частности некоторые этапы могут иметь более длительные, либо более короткие временные рамки. В статье обосновываются организационные особенности построения тренировочного процесса спортсменов-инвалидов, занимающихся пауэр-лифтингом.

Ключевые слова: пауэрлифтинг, спортсмены-инвалиды, этапы спортивной подготовки, поражения опорно-двигательного аппарата.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.10.128.p33-36

PROBLEMS OF PLANNING THE STAGES FOR SPORTS TRAINING OF POWER LIFTERS WITH LESIONS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

Larisa Vladimirovna Byankina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk, Alla Vasilevna Hotimchenko, the professor, Far East State Humanities University, Khabarovsk

Annotation

Periodization of the sport training is the organizing principle of the entire training process. Depending on the stages of sports training the goals, objectives, content and scope of the load are defined. The training of disabled athletes has its own characteristics related to the time of disability, degree of injury, the time for start of classes, and others. These features have significant influence on the training process and its periodization. In particular, some stages may take longer or shorter time frames. The article justifies the organizational features for the planning of the training process of the disabled sportsmen engaged in powerlifting.

Keywords: powerlifting, disabled athletes, stages of sports training, lesions of the musculoskeletal

system.

ВВЕДЕНИЕ

В теории физической культуры и спорта к настоящему времени разработано несколько классификаций этапов спортивной подготовки (В.Н. Филин, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов и др.), в которых выделено от трех до шести этапов подготовки продолжительностью до десяти и более лет. Периодизация спортивной подготовки является организующим началом в построении тренировочного процесса лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Именно на основании выделения этапов ставятся цели и задачи тренировочного процесса, определяется содержание занятий и допустимая нагрузка на них, устанавливаются лица, которые могут быть допущены к тренировочному процессу. Отнесение спортсмена к соответствующей группе, тренирующейся на определенном этапе, обуславливает уровень его спортивных достижений, мотивацию заня-

тий, возможные проблемы со здоровьем, связанные с непереносимостью нагрузки.

Самой распространенной стала классификация, которая включает следующие педагогические этапы спортивной подготовки: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный (этап спортивной специализации), спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. В федеральных стандартах спортивной подготовки и федеральных государственных требованиях к программам пред-профессиональной подготовки, утвержденных приказами Министерства спорта Российской Федерации (2013 г.) также указываются перечисленные выше этапы.

Наличие данных этапов также предполагаются и в адаптивном спорте, в том числе и для спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата (ПОДА).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенные нами исследования [1] выявили особенности данной группы спортсменов, существенным образом оказывающие влияние на построение тренировочного процесса в целом, и конкретно, на определение задач не просто этапа, либо мезоцикла, но определение самого этапа подготовки, на котором занимается спортсмен.

В тренировке (подготовке) инвалидов возникает ряд трудностей, обусловленных тем, что инвалиды с ПОДА имеют разные виды поражений, разное время наступления инвалидности, следовательно, имеют разный опыт спортивной деятельности и разные возможности.

Так, в анкетировании тренеров и участников Чемпионата и Первенства России по пауэрлифтингу среди спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата в феврале 2014 в г. Алексине, было определено, что участники с врожденной травмой моложе спортсменов с приобретенной травмой в среднем на десять лет. Спортсмены с врожденной травмой в среднем начинали заниматься мужчины в возрасте 18 лет, а женщины -двадцати одного года, в то время как спортсмены с приобретенной травмой приступили к занятиям в среднем с 28 лет. Безусловно, при дальнейшем развитии адаптивного спорта в нашей стране указанные возрастные границы могут снизиться, однако пауэрлифтинг является тем видом спорта, в котором этап спортивного долголетия может продолжаться достаточно долго.

Также было выявлено, что средний стаж занятий в независимости от времени приобретения травмы спортсменов, участвующих в соревнованиях высшего ранга, составляет четыре с половиной года. То есть, весь период подготовки не так продолжителен, как предполагается в стандартах и программах. Выявленный показатель весьма интересен и требует дальнейшего изучения, однако уже сейчас можно сказать, что наряду с методиками подготовки юных спортсменов в системе детско-юношеских спортивных школ должны существовать методики для подготовки взрослых инвалидов (как с врожденными, так и с приобретенными травмами).

Данные методики, по опросу тренеров, готовящих спортсменов, выступающих в адаптивном пауэрлифтинге должны иметь определенное содержание. Так, перед началом тренировочной деятельности необходимо включение коррекционных мероприятий. Также перед началом тренировочного процесса возникают трудности в подборе упражнений для каждого конкретного случая. Инвалиды имеют разный уровень физического развития и физической подготовленности, опыта тренировок, в каждом конкретном случае будет своя индивидуальная методика подготовки. Наблюдаются особенности психологической адаптации инвалида в зале: в новом коллективе, к новым видам нагрузки, к новому для него виду деятельности, особенно тяжело протекает адаптация у инвалидов с приобретенной травмой во взрослом возрасте.

Тренеры, осуществляющие учебно-тренировочный процесс с лицами, имеющими инвалидность, четко осознают необходимость обязательного включения предварительного (подготовительного) этапа. По своим задачам и особенностям данный этап может быть

назван пропедевтико-реабилитационным. Его особенности заключаются в следующем: адаптация новичка в тренажерном зале (стирание психологического барьера), определение возможностей инвалида и подбор индивидуальных упражнений в подготовке, определение подвижности в суставах проверка координации, сглаживание асимметрии в движениях особенно это необходимо спортсменам с ДЦП, приобщение к систематическим занятиям. Особенно остро возникает необходимость включения данного этапа и длительной психологической адаптации для лиц с приобретенной травмой.

На данном этапе для лиц инвалидов с ПОДА, решивших заняться пауэрлифтин-гом, при каждом индивидуальном случае решаются следующие задачи:

- формирование общих представлений о занятиях в тренажерном зале;

- знакомство с работой тренажерных устройств;

- знакомство с правилами поведения и техникой безопасности во время занятий в тренажерном зале;

- адаптация в новом коллективе;

- индивидуальный подбор упражнений по возможностям занимающегося;

- проверка подвижности в суставах и координации движений (сглаживание асимметрии в движении);

- разработка проблемных частей тела (ДЦП);

- овладение правильной техникой выполнения упражнений на тренажерных устройствах и в работе со свободными весами;

- привлечение к систематическим занятиям, ориентация на здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек.

Продолжительность этапа зависит от следующих факторов: возраста, пола, вида и тяжести поражения, типа травмы (врожденная и приобретенная), психологического настроя и т.д. и обычно составляет от 1,5 до 6 месяцев. В некоторых (тяжелых) случаях спортсмен-инвалид может находиться на данном этапе постоянно.

ВЫВОДЫ

Как показали проведенные исследования подготовка спортсмена-инвалида, имеющего поражения опорно-двигательного аппарата, занимающегося пауэрлифтингом должна содержать пропедевтико-реабилитационный этап, который имеет свои особенности и существенным образом отличается от спортивно-оздоровительного и этапа и начального этапа подготовки. После выполнения определенных требований пропедевти-ко-реабилитационного этапа, занимающийся переходит на этап начальной подготовки, который может продолжаться от 1,5 до 2 месяцев. В особых случаях для занимающегося он может быть также постоянным. Может возникнуть вопрос: «Почему этап начальной подготовки в пауэрлифтинге для лиц с ПОДА по продолжительности занимает меньше времени, чем этап пропедевтико-реабилитационный?» Без данного этапа инвалиду невозможно приступить к этапу начальной подготовки. Пропедевтико-реабилитационный этап для инвалидов с ПОДА является важной составляющей всей спортивной подготовки, и может явиться фундаментом и основой для подбора правильной индивидуальной методики подготовки к многолетнему тренировочному процессу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хотимченко, А.В. Обоснование программ спортивной подготовки для взрослых спортсменов-пауэрлифтеров с ПОДА / А.В. Хотимченко, Л.В. Бянкина // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам : материалы II Международной научно-практической конференции (27-28 ноября 2014). - Казань : [б. и.], 2014. - С. 313-314.

REFERENCES

1. Hotimchenko, A.V. and Byankina, L.V. (2014), "Justification of programs of sports preparation for adult athletes-powerlifters with PODA", Physiological and biochemical bases and pedagogical technologies of adaptation to physical activities, different in size: materials II of the International scientific and practical conference (November 27-28, 2014), Kazan, pp. 313-314.

Контактная информация: Larisa.Byankina@Gmail.com

Статья поступила в редакцию 14.10.2015.

УДК 796.011

МНОГОКИЛОМЕТРОВАЯ ХОДЬБА КАК СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Николай Константинович Вальчук, преподаватель, майор, Виктор Александрович Питкин, преподаватель, Наталья Петровна Федорова, старший преподаватель, Галина Евгеньевна Тюпенькова, старший преподаватель,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка нового метода диагностики и укрепления здоровья для обучающихся с избыточной массой тела. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практики физического воспитания в образовательных учреждениях, методы теории множеств и отношений, моделирование, многопараметрический анализ систем, методы квалимет-рии, тестирование. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает физическое воспитание как составляющую системы профессиональной подготовки, а также взаимосвязь физического воспитания с оздоровительной физической культурой), компетентностный подход (рассматривает физическую культуру личности в неразрывной связи со здоровым образом жизни), квалиметрический подход (рассматривает здоровье как латентную переменную, оцениваемую с помощью индикаторных показателей), метасистемный подход (рассматривает совокупность средств диагностики и укрепления здоровья как систему, включающую автономные составляющие), процессный подход (рассматривает деятельность по укреплению здоровья как совокупность взаимосвязанных процессов, действий), ситуационно-функциональный подход (рассматривает тесты как средство дуального самоуправления, направленного одновременно на диагностику и улучшение функционального состояния организма), личностно ориентированный подход (рассматривает здоровье как ценность, а его укрепление с позиций личных смыслов физкультурно-спортивной деятельности обучающегося).

Ключевые слова: физическая культура, диагностика, укрепление, здоровье, ходьба.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.10.128.p36-39

LONG DISTANCE WALKING AS A TOOL FOR DIAGNOSIS AND HEALTH

PROMOTION

Nikolay Konstantinovich Valchuck, the teacher, major, Victor Alexandrovich Pitkin, the teacher, Natalia Petrovna Fedorova, the senior teacher, Galina Evgenievna Tyupenkova, the senior teacher,

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

Research objective is elaboration of the new method for the health assessment and preserving for the students with the excess weight. The methods of investigation: scientific-methodical literature and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.