Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ АРАБСКИХ МОНАРХИЙ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА'

ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ АРАБСКИХ МОНАРХИЙ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ССАГПЗ / ХАЛИДЖИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / США / МОНЕТАРНЫЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мельник Максим Николаевич

В статье рассматривается история проекта монетарной унификации стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (далее - ССАГПЗ1) и тех трудностей как экономического, так и политического характера, с которыми пришлось столкнуться аравийским монархиям на пути к введению единой валюты «халиджи»2 и которые помешали осуществить указанный проект. Особое внимание уделено анализу влияния США на попытки валютной интеграции аравийской «шестерки».Безусловно, проект «халиджи» являлся не просто имиджевой, а вполне конкретной, интеграционной мерой с перспективой перейти на расчеты за нефть и газ уже новой валютой. Введение единой валюты стало бы закономерным шагом, импульсом для развития ССАГПЗ не как формально-рамочной, но как полноценной региональной структуры по образцу Европейского Союза, опытом которого и вдохновлялись аравийские монархии при разработке идей монетарной унификации. Основной задачей данной статьи является анализ причин фактического отказа от реализации идеи по введению региональной валюты, которые кроются как во внутренних, так и во внешних факторах, влияющих на ССАГПЗ: отсутствие единой выработанной позиции по целому ряду ближневосточных проблем, межгосударственные противоречия «аравийской шестерки», вопрос лидерства в организации, экономические трудности и, наконец, нежелание ухудшать отношения с главным внешним союзником и покровителем аравийских монархий - США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SINGLE CURRENCY PROBLEMS OF THE GULF’S ARAB MONARCHIES

The following article focuses on the history of the project of monetary unification of the GCC countries and the difficulties, both economic and political, that the Arabian monarchies had to face in introducing the common “Khaleeji” currency and which prevented the implementation of this project. Special attention is paid to the analysis of the US influence on the currency integration attempts of the GCC. The Khaleeji project was not just an image-building, but a very concrete integration measure with the prospect of switching to payments for oil and gas with a new currency. The introduction of a single currency would be a logical step, an impetus for the development of the GCC, not as a formal framework, but as a full-fledged regional structure modeled on the European Union, whose experiences inspired the Arabian monarchies in developing ideas for monetary unification. Among the objectives of this article is an analysis of the reasons for the actual refusal to implement the idea of introducing a regional currency, which lie in both internal and external factors affecting the GCC: the lack of a single developed position on a number of Middle Eastern problems, the interstate contradictions of the “Arabian Six”, the issue of leadership in the organization, economic difficulties and, finally, unwillingness to worsen relations with the main external ally and patron of the Arabian monarchies - USA.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ АРАБСКИХ МОНАРХИЙ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2020. № 4

М.Н. Мельник

ПРОБЛЕМЫ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ АРАБСКИХ МОНАРХИЙ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье рассматривается история проекта монетарной унификации стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (далее - ССАГПЗ1) и тех трудностей как экономического, так и политического характера, с которыми пришлось столкнуться аравийским монархиям на пути к введению единой валюты «халиджи»2 и которые помешали осуществить указанный проект. Особое внимание уделено анализу влияния США на попытки валютной интеграции аравийской «шестерки».

Безусловно, проект «халиджи» являлся не просто имиджевой, а вполне конкретной, интеграционной мерой с перспективой перейти на расчеты за нефть и газ уже новой валютой. Введение единой валюты стало бы закономерным шагом, импульсом для развития ССАГПЗ не как формально-рамочной, но как полноценной региональной структуры по образцу Европейского Союза, опытом которого и вдохновлялись аравийские монархии при разработке идей монетарной унификации.

Основной задачей данной статьи является анализ причин фактического отказа от реализации идеи по введению региональной валюты, которые кроются как во внутренних, так и во внешних факторах, влияющих на ССАГПЗ: отсутствие единой выработанной позиции по целому ряду ближневосточных проблем, межгосударственные противоречия «аравийской шестерки», вопрос лидерства в организации, экономические трудности и, наконец, нежелание ухудшать отношения с главным внешним союзником и покровителем аравийских монархий - США.

Мельник Максим Николаевич - аспирант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: maxkinlem@mail.ru).

1 ССАГПЗ (GCC - Gulf Cooperation Council) - региональная структура, созданная в 1981 г., куда входят Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Оман.

2 Предлагались различные варианты названий для новой региональной валюты (например, «динар»), однако в конечном итоге наиболее частотно стало употребляться именно название «халиджи», что в переводе с арабского языка буквально означает «заливный» (от араб. «халидж» - залив).

Ключевые слова: ССАГПЗ; халиджи; экономическая интеграция; США; монетарный союз.

Идея общей экономической интеграции, а также введения единой валюты для арабских стран региона Персидского залива появилась одновременно с созданием ССАГПЗ в 1981 г. и была закреплена двумя основными документами организации: Уставом ССАГПЗ и экономическим соглашением 1981 г.3 В частности, в статье 22 экономического соглашения указано, что «государства-члены должны координировать свою финансовую, денежно-кредитную и банковскую политику и расширять сотрудничество между монетарными учреждениями и центральными банками, включая унификацию валюты, чтобы достичь желаемой экономической интеграции»4.

Более конкретно над проблемой аравийские монархии задумались в первое десятилетие XXI в. Наблюдая за успехом создания зоны евро в 1999 г., страны-участницы ССАГПЗ подписали в декабре 2001 г. соглашение о намерениях создать валютный союз (так называемое Соглашение в Маскате5). Согласно плану, который нельзя назвать очень подробным, переход на единую валюту «ха-лиджи» должен был осуществляться в несколько этапов: к концу 2002 г. монархиям следовало привязать свои валюты к доллару с постоянным курсом обмена. Следующий шаг заключался в том, что к концу 2005 г. соответствующие финансовые органы аравийских монархий должны были договориться о выработке критериев для экономической конвергенции и по другим техническим вопросам, чтобы введение общей валюты осуществлялось во всех государствах-членах ССАГПЗ одновременно. В период с 2005 по 2010 г. страны ССАГПЗ обязаны были следовать этим критериям, что привело бы к полноценному введению «халиджи» в 2010 г.6

3 Берг И.С. Государства Персидского залива: мега-проекты на фоне кризиса 21 ноября 2009 г. Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=9691 (дата обращения: 12.08.2019).

4 AfifiA. Requirements for establishing a single Gulf currency. Araa. URL: http://araa.sa/ index.php?view=article&id=55:2014-06-03-09-04-09&Itemid=282&option=com_content (дата обращения: 01.08.2019).

5 Merza I., Cader H. Determining the Exchange Rate of the Common GCC Currency under a Fixed Exchange Rate Regime. International Review of Business Research Papers. June 2009. № 4. P. 192-199.

6 Abdelghani E., Osman S., Isares M., Sorhiran K., Zulkifli Z. The implementation of Gulf Dinar among the GCC member countries and its possible impacts. Munich:

Введение единой валюты для стран-членов ССАГПЗ потенциально могло решить ряд важных проблем. Во-первых, оно было призвано усилить экономическую интеграцию и способствовать развитию общего рынка стран Залива. Во-вторых, должно было устранить риски, связанные с обменом валют, способствуя росту капитализации местных кампаний. В-третьих, безусловным плюсом считалось расширение возможностей для региональных корпораций по приобретению активов друг друга, сама процедура сделок могла значительно упроститься. В-четвертых, единая валюта могла бы дать импульс региональной конкурентоспособности в сфере банковских и финансовых услуг. Говоря о банковском секторе, аналитики предсказывали повышение его прозрачности, что привлекло бы региональные и иностранные инвестиции в арабские страны Залива7.

На первый взгляд, все арабские монархии Аравийского полуострова только выигрывали от валютного союза в регионе Залива с учетом таких очевидных выгод, как привлечение ликвидности на местные биржи, ликвидация таможенных пошлин при межрегиональной торговле и создание новых рабочих мест. Многие арабские экономические аналитики в связи с этим предсказывали превращение ССАГПЗ во вторую по значимости в мире (после Европейского Союза) крупную зону экономической интеграции и роста. Но на деле проект введения общей региональной валюты столкнулся с массой трудностей как экономических, так и политических. Подписание соглашения о намерениях создать единую валюту состоялось в июне 2009 г. В соглашение вошли Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн и Кувейт. Оман отказался участвовать в проекте еще в 2007 г., так как посчитал идею нереализуемой, а ОАЭ вышли из предварительных переговоров в 2009 г.8

International Islamic University Malaysia Faculty of Economics and Management Sciences Department of Business Administration, 19 January 2011.

7 Субх М.А. ССАГПЗ: интеграция на фоне серьезных внутренних противоречий, 14 июня 2012. Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=14935 (дата обращения: 10.08.2019).

8 Первоначально, еще в 2004 г., ОАЭ предлагали основать штаб-квартиру единого Центрального Банка ССАГПЗ в Дубае, что являлось достаточно логичным, так как Дубай - торговый и финансовый центр, крупнейший транспортный хаб в регионе. Решение расположить ЦБ в Эр-Рияде воспринималось в Абу Даби как желание Саудовской Аравии «перетянуть одеяло на себя». Это, безусловно, оттолкнуло ОАЭ от проекта по введению единой валюты «халиджи».

На 11-м Консультативном Саммите лидеров ССАГПЗ, состоявшемся 11-14 декабря 2009 г. в Кувейте9 делегация ОАЭ во главе с правителем эмирата Дубай, а также вице-президентом и премьер-министром ОАЭ шейхом Мухаммадом ибн Рашидом Аль Мактумом выразила свой протест против предложения разместить штаб-квартиру Центрального Банка в Эр-Рияде, отмечая, что Саудовская Аравия и так является центром для многих общих структур ССАГПЗ. Тем не менее соглашение было заключено. Со стороны Саудовской Аравии соглашение подписывал министр иностранных дел принц Сауд аль-Фейсал10. При подписании также присутствовал генеральный секретарь ССАГПЗ Абд ар-Рахман ибн Хамад аль-Атыйя11.

Как было отмечено, проект общей региональной валюты столкнулся с массой трудностей как экономических, так и политических. Так, саудовский финансист Насер аль-Кауд, являвшийся помощником Генерального секретаря ССАГПЗ по экономическим вопросам, заявил в марте 2009 г., что введение единой валюты в регионе откладывается, «учитывая подготовку и все технические сложности, которые предстоит решить для полноценного запуска Центрального Банка ССАГПЗ»12. Сама процедура должна была выглядеть следующим образом: подготовка соглашения и введение Валютного союза, формирование ЦБ ССАГПЗ, который стал бы эмиссионным центром, определение названия для новой валюты, непосредственно ее введение.

Можно согласиться с мнением Мухаммада Джабера, финансового аналитика "Morgan Stanley" в Дубае, о том, что основные трудности носили институциональный характер - «приведение к единому знаменателю экономических подсчетов, управление резервами». Страны должны были соответствовать различным экономическим критериям для формирования союза: годовые показатели инфляции

9 Timeline of the GCC Summit. Gulf News. URL: https://gulfnews.com/world/gulf/ timeline-of-the-gcc-summit-1.723199 (дата обращения: 13.03.2020).

10 UAE voices reservation over Gulf central bank venue. Gulf News, May 5, 2009. URL: https://web.archive.org/web/20090508013741/http://www.gulfnews.com/business/ Banking_and_Finance/10311041.html (дата обращения: 17.01.2020).

11 Иттифакийя Рубаийа ли Вахда Накдийя Халиджийя [Четырехсторонний договор для валютного союза залива]. Al Jazeera, June 7, 2009. URL: https://clck.ru/ MqW7v (дата обращения: 13.03.2020). Абд ар-Рахман ибн Хамад аль-Атыйя - 4-й генеральный секретарь ССАГПЗ в период 2002-2011 гг.

12 Wigglesworth Robin. Deadline for Gulf currency union extended. Financial Times URL: https://www.ft.com/content/3058b2f2-1898-11de-bec8-0000779fd2ac (дата обращения: 17.01.2020).

должны быть не более 2%, дефицит бюджета не должен был превышать 3% от ВВП. Но в рамках ССАГПЗ не было общих инструментов для официальных статистических оценок, которые признавались бы правительствами всех стран-участниц, а без этого создание подобного союза было весьма маловероятным13. Еще одним поводом для споров и дискуссий стал вопрос о привязке «халиджи» к доллару США, что было особенно важно для аравийских монархий, привыкших проводить расчеты за экспортируемые нефть и газ в американской валюте. Например, глава общества экономистов Бахрейна доктор Джаафар ас-Саих полагал, что твердая привязка новой региональной валюты к доллару являлась бы, безусловно, политически обоснованным, но экономически невыгодным решением. Эксперт заключил, что мировая экономическая роль и позиции доллара США постепенно слабели, что отрицательно сказывалось бы на «халиджи» в случае его привязке к американской валюте14. Гораздо более логичной представлялась работа с «корзиной валют», куда входили бы доллар, евро и йена.

Серьезные опасения вызывал риск практически неизбежного импорта инфляции из одних стран-членов Совета в другие при введении единой валюты. Больше всех на себе ощутили бы удар Катар, Бахрейн и Саудовская Аравия, где показатели инфляции на момент обсуждения проекта были самыми низкими15.

Таким образом, уже в том же 2009 г. было принято решение об отсрочке «рождения халиджи» (изначально планируемая дата введения - 2010 г.), теперь полноценное введение новой единой региональной валюты планировалось в 2013 г. Помимо трудностей экономического характера, имелись препятствия и политические. Безусловно, перспектива введения новой резервной валюты, в которой аравийские монархии в перспективе осуществляли бы расчеты за экспорт нефти и газа, не могла устраивать США, как главного покровителя Саудовской Аравии и других арабских монархий в регионе Залива. В 2000 г. Ирак, обладавший в то время вторыми по величине разведанными запасами нефти в мире, перешел на торговлю своей нефтью в евро. На деле это означало политическую ошибку, которая

13 Там же.

14 4 Дуваль Халиджийя Туалину миляд аль-Умля аль-Муваххада Дисимбир аль-Мукбиль [4 страны Залива заявляют о рождении единой валюты в декабре]. Al Arabiya, November 30, 2013. URL: https://clck.ru/MpvBf (дата обращения: 17.01.2020).

15 См.: Касаев Э.О. К вопросу о единой валюте ССАГПЗ, 30 августа 2012. Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=15405 (дата обращения: 12.08.2019).

стала одной из причин военной интервенции со стороны Соединенных Штатов. Опасная для США тенденция состояла в том, что примеру Ирака мог последовать сразу ряд крупных стран-экспортеров нефти. Так, руководство Ирана начало думать об отказе от доллара в расчетах за нефть и даже предприняло попытку создать собственную сырьевую биржу, где торговля нефтью осуществлялась бы за евро16. Министр энергетики Венесуэлы Рафаель Рамирез заявил в декабре 2006 г., что считает иранскую идею «весьма интересной»17. Таким образом, Венесуэла, 4-й по величине производитель нефти, поддержала Иран и принялась рассматривать вариант смены резервной валюты и сокращения долларовых запасов18. В 2011 г. Муаммар Каддафи предпринимал попытки ввести «золотой динар» для Африки и заменить им доллар в торговле нефтью19.

Во многом именно вопросы, связанные с интеграционными процессами в регионе и наметившимся движением в направлении смены резервной валюты, побудили США к развязыванию вооруженного конфликта с Ираком в 2003 г. с последующим свержением режима Саддама Хусейна и фактическим разрушением государственной системы Иракской Республики. ФРС США и администрация президента Дж. Буша младшего не могли позволить осуществиться сценарию, при котором Ирак, будучи членом ОПЕК, страной, обладающей одними из самых крупных запасов нефти в мире, отказался бы от нефтедолларов, создавая, тем самым, важный прецедент и подавая пример другим крупным экспортерам. Такой вероятный ход событий нес серьезную угрозу для финансовой системы США по ряду причин. Это могло побудить многие страны спешно продавать свои валютные резервы в долларах, заменяя их другой валютой, в данном случае - евро, так как именно эти денежные единицы будут востребованы при покупке нефти у одного из крупнейших поставщиков нефти - Ирака. По оценкам экспертов, это могло бы вызвать отток долларов с фондовых рынков, обвальную продажу государственных

16 Engdahl F.W. WHY IRAN'S OIL BOURSE CAN'T BREAK THE BUCK. Resilence.org. 2006. March 12. URL: https://www.resilience.org/stories/2006-03-12/ why-irans-oil-bourse-cant-break-buck/ (дата обращения: 19.01.2020).

17 Venezuela mulls euro oil switch. BBC NEWS. 2006. December 22. URL: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/business/6202791.stm (дата обращения: 19.01.2020).

18 Heard G. Not Oil, But Dollars vs. Euros. Global Policy Forum. URL: https:// www.globalpolicy.org/component/content/article/173/30447.html (дата обращения: 20.08.2019).

19 Black Gold Grab. RT on Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=GuqZ faj34nc&feature=player_embedded#at=36 (дата обращения: 19.01.2020).

облигаций США, деноминацию долларовых активов, массовую инфляцию и, как результат, обвал курса доллара на 20-40%20. Такое развитие событий напомнило бы 1930-е годы в США: дефицит бюджета мог бы привести к дефолту и т.д. В результате войны в 2003 г. Ирак, оказавшийся под контролем США, был возвращен к долларовым расчетам в торговле нефтью. Таким образом, США проявили готовность защищать интересы доллара, в том числе и военным путем. Соответственно, оккупация Ирака, фактическое уничтожение его руководства и разрушение государственного аппарата страны в 2003 г. имели во многом показательный характер: Вашингтон открыто демонстрировал, что может произойти с несогласными следовать в фарватере, предложенном США. В связи с этим интересен тот факт, что после 2003 г. новых решений по «халиджи» на правительственном уровне в странах-членах ССАГПЗ практически не предлагалось, вместо этого вводились постоянные отсрочки выполнения ранее намеченных планов, и проект постепенно затухал.

Помимо прямого военного вмешательства, Вашингтон активно использовал и экономические рычаги, чтобы не допустить интеграционные процессы в регионе Залива. Одним из таких примеров может служить создание зон свободной торговли (ЗСТ). В соответствии с соглашением вся промышленная продукция, а также товары народного потребления освобождались от таможенных пошлин21. Подобные соглашения США заключили в 2004 г. с Бахрейном и в 2008 г. с Оманом22. Особенность соглашений заключалась в том, что они подписывались не с организацией ССАГПЗ как таковой, а с отдельными странами, т.е. сепаратно, что напрямую противоречило достигнутому в Маскате в 2001 г. «Экономическому соглашению»23,

20 Clark W. The Real Reasons for the Upcoming War With Iraq: A Macroeconomic and Geostrategic Analysis of the Unspoken Truth. ratical.org. URL: https://ratical.org/ ratville/CAH/RRiraqWar.html (дата обращения: 29.08.2019).

21 США и Оман подписали договор о свободной торговле, 4 октября 2005. ИТАР ТАСС. URL: https://www.km.ru/biznes-i-finansy/2005/10/04/biznes-i-finansy/ssha-i-oman-podpisali-dogovor-o-svobodnoi-torgovle (дата обращения: 31.03.2020).

22 Интересной особенностью договоров ЗСТ от администрации Джорджа Буша Младшего являлось условие, в соответствии с которым заключение такого соглашения с арабскими странами становилось возможным в случае отказа от объявленного ими еще в 1960-х годах экономического бойкота израильской продукции.

23 В соответствии с данным соглашением на территории стран «шестерки» были установлены единые ввозные пошлины, унифицированы таможенные и регистрационные процедуры, освобождены от уплаты таможенных пошлин все виды товаров, произведенные на территории стран-членов Совета.

подписанному всеми аравийскими монархиями24. К тому же следует сказать, что подписание Бахрейном соглашения о ЗСТ с США мгновенно вызвало негативную реакцию Саудовской Аравии, которая приостановила предоставление Манаме ежегодной финансовой помощи, ввела жесткие ограничения на импорт бахрейнской продукции, а также существенно снизила объемы поставок нефти из совместного с Бахрейном месторождения Абу-Сафа. Подобные сепаратные соглашения стали причиной нарастания недоверия к своим более «мелким» соседям со стороны Саудовской Аравии, где аналитики открыто говорили о неправомерности создания зон свободной торговли отдельными странами, так как это не вполне соответствует интересам ССАГПЗ: ведь на США приходилось лишь 10% от общего импорта товаров, тогда как ЕС и Китай обеспечивали около 70% всего импорта Залива25. Кроме того, переговорные процессы по поводу создания зон свободной торговли с США вели также Катар и ОАЭ.

Вероятно, администрация США сознательно проводила подобную экономическую политику, которая ставила под удар само существование, например, таможенного союза между странами ССАГПЗ. Создавалось впечатление, что региональные договоренности можно не соблюдать, если иное сулит большие выгоды. Последствием такой политики стало обострение противоречий внутри ССАГПЗ, снижение уровня доверия между странами-участницами. Кроме того, для проведения единой экономической политики странам-участницам ССАГПЗ следовало преодолеть ряд территориальных споров, а также расхождений касательно региональных и международных проблем26. В отличие от ЕС, неформальными лидерами которого

24 СубхМ.А. ССАГПЗ: интеграция на фоне серьезных внутренних противоречий, 14 июня 2012. Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=14935 (дата обращения: 10.08.2019).

25 На момент 2012 г.

26 Вооруженные стычки на границах происходили между Саудовской Аравией и Катаром, в частности, в районе Аль-Хуфус, узкой полоски суши, которая связывала Катар с ОАЭ и без которой единственная сухопутная граница оставалась у Катара только с Саудовской Аравией. В сентябре 1992 г. произошел приграничный конфликт, в результате чего Доха окончательно лишилась данной территории.

Конфликты также имели место между Катаром и Бахрейном из-за принадлежности архипелага Хавар и полуострова Зубара в 1986 г. Еще одним известным примером является противостояние 1974-1990 гг. между Саудовской Аравией, ОАЭ и Бахрейном за богатый грунтовыми водами, нефтеносный район Бурейми.

Внешнеполитический вектор аравийских монархий также никак нельзя назвать единым. Такие вопросы, как отношение организации «Братья мусульмане» в

по праву признаются Германия и Франция, вопрос о лидерстве в ССАГПЗ являлся очень болезненным. Так, претензии Саудовской Аравии на подобное лидерство обычно встречали сопротивление со стороны Катара и ОАЭ, что нередко приводило к провалу намеченных проектов. Прямым примером тому является история с выходом ОАЭ из переговорного процесса о создании «халиджи» в 2009 г. Помимо ОАЭ, введение единой валютной системы не устраивало также и Катар, который традиционно видел в своем единственном сухопутном соседе, Саудовской Аравии, угрозу своему суверенитету и влиянию. Доха опасалась, что проект «халиджи» мог стать еще одним рычагом давления в руках Эр-Рияда, а также не желала быть лишенной финансовой независимости в принятии решений при внедрении единой монетарной политики27. Можно согласиться с интересной характеристикой отношений, сложившихся между Саудовской Аравией и остальными членами ССАГПЗ, которую дал главный аналитик ближневосточного региона в британском банке HSBC Саймон Уильямс, сказав, что общие экономические проекты аравийских монархий похожи, скорее, на «доминацию, а не на кооперацию», имея в виду очевидные лидерские амбиции Эр-Рияда28.

Таким образом, целый комплекс как внутренних, так и внешних факторов постепенно свел на нет инициативу по формированию новой региональной валюты «халиджи». Фактически, намеченный план по введению «халиджи» к 2010 г. постоянно откладывался: сначала до 2013 г., а затем и до 2015 г. В 2020 г. уже никаких серьезных заявлений по поводу «динара Залива» не делалось. Следует

Египте, к «Хизбалле» в Ливане, отношения с Израилем, связи с Ираном, позиция по «арабской весне» 2011 г. всякий раз показывают, как далека аравийская «шестерка» от согласованной внешней политики. «Особняком» от остальных своих аравийских соседей всегда держался Оман. Его позиция часто шла вразрез с интересами других стран ССАГПЗ. Так, Оман продолжал поддерживать дипломатические отношения с Каиром после исключения Египта из ЛАГ в 1979 г., а во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Маскат избрал позицию нейтралитета в то время, как все страны Залива поддержали Саддама Хусейна.

27 См.: ЛенковИ.Н. Условия и перспективы введения единой валютной зоны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива // Зарубежный опыт. 2013. № 143. С. 50-56.

28 Despite Euro's Troubles, Gulf Common Currency Inches Forward. Wharton University of Pensilvania, June 29, 2010. URL: https://knowledge.wharton.upenn.edu/ article/despite-euros-troubles-gulf-common-currency-inches-forward/ (дата обращения: 13.03.2020).

отметить, что начиная с 2011 г. история региона Ближнего Востока и Северной Африки была чрезвычайно насыщена тревожными политическими событиями: «арабская весна», волнения на Бахрейне в 2011 г. и ввод туда войск Саудовской Аравии и ОАЭ, нарастание противоречий между Саудовской Аравией и Катаром по вопросу поддержки «Братьев мусульман» в Египте, захват террористами ИГ29 части территорий Сирии и Ирака, авантюра Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене, обострение отношений Саудовской Аравии с Ираном, военная активность Турции, экономическая блокада Катара остальными участниками ССАГПЗ, предпринятая по инициативе Саудовской Аравии - все эти факторы, безусловно, сместили фокус внимания аравийских монархий с интеграционных инициатив на региональные проблемы, что, в свою очередь, также негативно сказалось и на реализации проекта общей региональной валюты, фактически, «свело его на нет».

Для осуществления подобного проекта необходима твердая политическая воля государств Залива, иногда готовность жертвовать своим суверенитетом ради полноценной интеграции в рамках единой структуры, что в существующих условиях представляется абсолютно невозможным для таких монархий, как, например, Катар или ОАЭ, которые болезненно реагируют на лидерские амбиции Саудовской Аравии в Совете сотрудничества. В связи с этим перспективы возрождения дискуссии о едином монетарном союзе в странах ССАГПЗ представляются маловероятными в ближайшем будущем.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берг И.С. Государства Персидского залива: мега-проекты на фоне кризиса 21 ноября 2009. Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=9691

2. Касаев Э.О. К вопросу о единой валюте ССАГПЗ, 30 августа 2012. Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=15405

3. Ленков И.Н. Условия и перспективы введения единой валютной зоны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива // Зарубежный опыт. 2013. № 143. С. 50-56.

4. Субх М.А. ССАГПЗ: интеграция на фоне серьезных внутренних противоречий, 14 июня 2012. Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=14935

5. Abdelghani E., Osman S, Isares M, Sorhiran K., Zulkifli Z. The implementation of Gulf Dinar among the GCC member countries and its possible impacts. Munich: International Islamic University Malaysia Faculty of Economics and Management Sciences Department of Business Administration, 19 January 2011.

29 Организация, запрещенная в РФ.

6. AfifiA. Requirements for establishing a single Gulf currency. Araa. URL: http://araa.sa/ index.php?view=article&id=55:2014-06-03-09-04-09&Itemid=282&option=com_ content

7. Bahrain Free Trade Agreement, January 11, 2006. Office of the U.S. Trade Representative. URL: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/ bahrain-fta

8. Black Gold Grab. RT on Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=GuqZ faj34nc&feature=player_embedded#at=36

9. Charter of the Gulf Cooperation Council (GCC), May 25, 1981. URL: https://www. files.ethz.ch/isn/125347/1426_GCC.pdf

10. Clark W. The Real Reasons for the Upcoming War With Iraq: A Macroeconomic and Geostrategic Analysis of the Unspoken Truth. ratical.org. URL: https://ratical. org/ratville/CAH/RRiraqWar.html

11. Despite Euro's Troubles, Gulf Common Currency Inches Forward. Wharton University of Pensilvania, June 29, 2010. URL: https://knowledge.wharton.upenn. edu/article/despite-euros-troubles-gulf-common-currency-inches-forward/

12. Engdahl F. W. Why Iran's Oil Can't Break The Buck. Resilence.org, March 12, 2006. URL: https://www.resilience.org/stories/2006-03-12/why-irans-oil-bourse-cant-break-buck/

13. Heard G. Not Oil, But Dollars vs. Euros. Global Policy Forum. URL: https://www. globalpolicy.org/component/content/article/173/30447.html

14. MerzaI., CaderH. Determining the Exchange Rate of the Common GCC Currency under a Fixed Exchange Rate Regime. International Review of Business Research Papers. June 2009. № 4. P. 192-199.

15. The Cooperation Council for the Arab States of the Gulf (GCC) Secretariat General The Economic Agreement Between the GCC States. City of Muscat, Sultanate of Oman: 31 December 2001.

16. The United Economic Agreement between the counties of the Gulf Cooperation Council, November 11, 1981. World Trade Law. URL: http://www.worldtradelaw. net/fta/agreements/gccfta.pdf.download (дата обращения: 20.01.20).

17. Timeline of the GCC Summit. Gulf News. URL: https://gulfnews.com/world/gulf/ timeline-of-the-gcc - summit-1.723199

18. UAE voices reservation over Gulf central bank venue. Gulf News, May 5, 2009. URL: https://web.archive.org/web/20090508013741/http://www.gulfnews.com/business/ Banking _and_Finance/10311041.html

19. Venezuela mulls euro oil switch. BBC NEWS, December 22, 2006. URL: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/business/6202791.stm

20. Wigglesworth R. Deadline for Gulf currency union extended. Financial Times. URL: https://www.ft.com/content/3058b2f2-1898-11de-bec8-0000779fd2ac

21. 4 Дуваль Халиджийя Туалину миляд аль-Умля аль-Муваххада Дисимбир аль-Мукбиль [4 страны Залива заявляют о рождении единой валюты в декабре]. Al Arabiya, November 30, 2013. URL: https://clck.ru/MpvBf

22. Иттифакийя Рубаийа ли Вахда Накдийя Халиджийя [Четырехсторонний договор для валютного союза Залива]. Al Jazeera, June 7, 2009. URL: https://clck. ru/MqW7v

Maxim N. Melnik

THE SINGLE CURRENCY PROBLEMS OF THE GULF'S ARAB MONARCHIES

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The following article focuses on the history of the project of monetary unification of the GCC countries and the difficulties, both economic and political, that the Arabian monarchies had to face in introducing the common "Khaleeji" currency and which prevented the implementation of this project. Special attention is paid to the analysis of the US influence on the currency integration attempts of the GCC. The Khaleeji project was not just an image-building, but a very concrete integration measure with the prospect of switching to payments for oil and gas with a new currency. The introduction of a single currency would be a logical step, an impetus for the development of the GCC, not as a formal framework, but as a full-fledged regional structure modeled on the European Union, whose experiences inspired the Arabian monarchies in developing ideas for monetary unification. Among the objectives of this article is an analysis of the reasons for the actual refusal to implement the idea of introducing a regional currency, which lie in both internal and external factors affecting the GCC: the lack of a single developed position on a number of Middle Eastern problems, the interstate contradictions of the "Arabian Six", the issue of leadership in the organization, economic difficulties and, finally, unwillingness to worsen relations with the main external ally and patron of the Arabian monarchies - USA. Key words: GCC; khaleeji; economic integration; USA; monetary union.

About the author: Maxim N. Melnik - PhD Student of the Department of the Near and Middle Eastern History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: maxkinlem@mail.ru).

REFERENCES

1. Berg I.S. GosudarstvaPersidskogo zaliva: mega-proekty na fone krizisa [Gulf States: mega-projects during the crisis]. Institut Blizhnego Vostoka, November 21, 2009. URL: http://www.iimes.ru/?p=9691 (In Russ.)

2. Kasaev E.O. K voprosu o edinoi valyute SSAGPZ [On the issue of the common currency of the GCC],. Institut Blizhnego Vostoka, August 30, 2012. URL: http:// www.iimes.ru/?p=15405 (In Russ.)

3. Lenkov I.N. Usloviya iperspektivy vvedeniya edinoi valyutnoi zony Soveta Sotrud-nichestva Arabskikh Gosudarstv Persidskogo Zaliva [Conditions and prospects for the introduction of a single currency zone of the GCC]. Zarubezhnyi opyt. 2013. № 143, pp. 50-56. (In Russ.)

4. Subkh M.A. SSAGPZ: integratsiya na fone ser'eznykh vnutrennikh protivorechii, [GCC: integration amid serious internal contradictions]. Institut Blizhnego Vostoka, June 14, 2012 URL: http://www.iimes.ru/?p=14935 (In Russ.)

5. Abdelghani E., Osman S, Isares M. Sorhiran K., Zulkifli Z. The implementation of Gulf Dinar among the GCC member countries and its possible impacts. Munich: International Islamic University Malaysia Faculty of Economics and Management Sciences Department of Business Administration, 19 January 2011.

6. Afifi A. Requirementsfor establishing a single Gulfcurrency. Araa. URL: http://araa.sa/ index.php?view=article&id=55:2014-06-03-09-04-09&Itemid=282&option=com_ content

7. Bahrain Free Trade Agreement. January 11, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Black Gold Grab. RT on Youtube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=GuqZ faj34nc&feature=player_embedded#at=36

9. Charter of the Gulf Cooperation Council (GCC), May 25, 1981. URL: https://www. files.ethz.ch/isn/125347/1426_GCC.pdf

10. Clark W. The Real Reasons for the Upcoming War With Iraq: A Macroeconomic and Geostrategic Analysis of the Unspoken Truth. ratical.org. URL: https://ratical.org/ ratville/CAH/RRiraqWar.html

11. Despite Euro's Troubles, Gulf Common Currency Inches Forward. Wharton University of Pensilvania, June 29, 2010. URL: https://knowledge.wharton.upenn. edu/article/despite-euros-troubles-gulf-common-currency-inches-forward/

12. F. William Engdahl, Why Iran's Oil Can't Break The Buck. Resilence.org, March 12, 2006 URL: https://www.resilience.org/stories/2006-03-12/why-irans-oil-bourse-cant-break-buck/

13. Heard G. Not Oil, But Dollars vs. Euros. Global Policy Forum. URL: https://www. globalpolicy.org/component/content/article/173/30447.html

14. Merza Ibrahim, Cader Hanas Determining the Exchange Rate of the Common GCC Currency under a Fixed Exchange Rate Regime. International Review of Business Research Papers. June 2009. № 4, pp. 192-199.

15. The Cooperation Council for the Arab States of the Gulf (GCC) Secretariat General The Economic Agreement Between the GCC States . City of Muscat, Sultanate of Oman: 31 December 2001.

16. The United Economic Agreement between the counties of the Gulf Cooperation Council, November 11, 1981. World Trade Law. URL: http://www.worldtradelaw. net/fta/agreements/gccfta.pdf.download

17. Timeline of the GCC Summit. Gulf News. URL: https://gulfnews.com/world/gulf/ timeline-of-the-gcc - summit-1.723199

18. UAE voices reservation over Gulf central bank venue. Gulf News, May 5, 2009. URL: https://web.archive.org/web/20090508013741/http://www.gulfnews.com/business/ Banking _and_Finance/10311041.html

19. Venezuela mulls euro oil switch. BBC NEWS, December 22, 2006. URL: http:// news.bbc.co.uk/2/hi/business/6202791.stm

20. Wigglesworth Robin. Deadline for Gulfcurrency union extended. Financial Times. URL: https://www.ft.com/content/3058b2f2-1898-11de-bec8-0000779fd2ac

21. 4 Dual Khaleejiya tualinu milad al Umla al Muwahhada December al Muqbil [4 Gulf countries announce the birth of the single currency next December]. Al Arabiya, November 30, 2013. URL: https://clck.ru/MpvBf (In Arabic)

22. Ittifaqiya Rubaiya li Wahda Naqdiya Khaleejiya [Quadruple agreement for Gulf monetary union]. Al Jazeera, June 7, 2009. URL: https://clck.ru/MqW7v (In Arabic)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.