Интеграционные процессы в странах ССАГПЗ
Макареви ч Д.А.
Аспирант, 1 год, кафедра политической экономии Российский университет дружбы народов Makarevichd7@gmail. com
Аннотация. Статья посвящена анализу интеграционных процессов в странах Персидского залива, а также выявлению социально-экономической динамике и перспективам развития стран ССАГПЗ.
Ключевые слова. ССАГПЗ, экономическая интеграция, мировая экономика.
INTEGRATION PROCESSES IN THE COUNTRIES OF THE GCC
Makarevich D.A.
Postgraduate, 1 year, the Department of Political Economy.
Russian Peoples' Friendship University Makarevichd7@gmail. com
Annotation. This article analyzes the integration processes in the countries of the Persian Gulf, as well as the identification of socio-economic dynamics and prospects of the GCC countries.
Keywords. GCC, economic integration, the world economy.
В современном мире вопросы глобализации и региональной интеграции представляют собой весьма актуальную проблему. В основе глобализации, как многообразного и в то же время противоречивого процесса лежит развитие мировой экономики, в том числе - и создание интеграционных блоков и союзов стран. Региональная интеграция - весьма сложный процесс, который зависит от конкретных особенностей каждого отдельного случая, и в котором не
существует единых и универсальных правил, которые одновременно подходили бы в отношении интеграционных соглашений.
Международная экономическая интеграция (МЭИ) - это высокая степень интернационализации производства на основе развития взаимосвязей и разделения труда в отношении национальных хозяйств, которая в будущем приведет к сращиванию воспроизводственных структур. [1] Иными словами, МЭИ - одна из ступеней разделения труда, возникающая в процессе объединения национальных хозяйств отдельных стран.
Выделяют 6 основных форм (стадий) экономической интеграции (см. табл. 1.)
Таблица 1. Основные формы (стадии) экономической интеграции
Форма (стадия) Описание Пример
Преференциальная зона Страны, в которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары Британское содружество
Зона свободной торговли Отмена торговых ограничений между странами-участницами НАФТА (США, Канада, Мексика)
Таможенный союз Межгосударственное формирование, где действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю и проведение единой внешней политики в отношении третьих стран ЕврАзЭс (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), Лига арабских государств
Общий рынок Форма ЭИ, где происходит свободное перемещение товаров, работ и услуг, факторов производства через границы стран, являющихся членами общего рынка Европейская экономическая зона (ЕС, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн)
Экономический союз Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, наличие соглашений о свободе передвижения финансового и человеческого капитала Единый рынок Европейского союза, Меркосур
Полная интеграция К экономическим мерам добавляются политические (напр. ликвидация гос. границ) Пока нет (но ЕС уже очень недалеко от этого)
Источник: составлено автором по [2]
Таким образом, МЭИ - явление, которое обуславливает развитие мировой экономики. В данном контексте возникает вопрос относительно эффективности региональной экономической интеграции. Эти эффекты важны для всех
региональных блоков, стран, входящих в эти блоки и для мировой экономики в целом. [3]
Можно выделить 3 уровня экономических эффектов:
1. Страновой;
2. Региональный;
3. Глобальный.
Экономические эффекты могут быть как положительными, так и отрицательными. Они зависят от предпосылок, условий и целей создания интеграционного блока, а также от механизмов и динамики его развития.
На практике существует 2 типа эффектов, которые возникают в процессе интегрирования - статистические и динамические. Рассмотрим более подробно статистические эффекты.
К статистическим эффектам относят последствия, происходящие сразу же (незамедлительно) после создания интеграционного блока. Последствия -непосредственный результат. Дж. Вайнер и М.Бийе среди статистических эффектов выделяли два, имеющих наибольшее значение - это создание торговли и отклонение торговли. [4] [5]
Создание торговли - процесс, в результате которого национальный потребитель переориентируется с более дорогого внутреннего производителя на более дешевого импортного поставщика из-за устранения импортных пошлин в таможенном союзе. В случае возникновения эффекта создания торговли масштабы торговли, которая осуществляется на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают, и происходит повышение благосостояния всех стран, вне зависимости от участия или неучастия ее в интеграции. Важно отметить и тот факт, что чем более закрыты страны друг от друга, тем больший эффект от создания торговли они получат. Если говорить о малой стране, которая вступает в торговый блок, то для нее эффект создания торговли будет выше вследствие получения доступа на крупный рынок. [6]
Отклонение торговли - это процесс переориентации местных потребителей с закупки товара у более выгодного внеинтеграционного
источника на более дорогой внутриинтеграционный, который происходит в связи с устранением импортных пошлин в рамках таможенного союза. Если в стране наблюдается такой эффект, то благосостояние участвующих стран ухудшается, а стран - участниц интеграции либо ухудшится, либо улучшится. Ухудшится если эффект отклонения торговли превзойдет эффект создания торговли по стоимостным размерам. А улучшится, если наоборот, эффект создания торговли будет больше эффекта отклонения торговли.
Важно отметить тот факт, что статистические эффекты не превышают 23% ВВП интегрирующихся стран. [7]
В настоящее время существует более 200 интеграционных моделей регионального характера. И в каждой модели есть свои особенности: разная сила экономических связей, отличия в уровне интеграции рынков капитала, товаров и услуг, трудовых ресурсов и др. Одна страна может входить в несколько группировок. Блоками с наиболее развитыми интеграционными процессами являются Европейский Союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). [4]
В рассмотренном контексте интересно обратить внимание на страны Персидского Залива, а именно на Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Организация была создана 25 мая 1981 г. В состав ССАГПЗ в настоящее время входит шесть стран: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия.
Инициатором создания ССАГПЗ стал Кувейт - 2-е по значимости государство после Саудовской Аравии. Поводом для его создания послужила ирано-иракская война в 1980 г., которая угрожала безопасности стран региона. Основными целями, с которыми создавался Совет сотрудничества, выступают достижение координации, интеграции и взаимосвязи между государствами-участниками во всех областях на пути к их объединению. Второй этап -разработка регламентаций в отношении финансово-экономических вопросах, торговле, таможенных вопросах, социальной сфере и др. На сегодняшний день
ССАГПЗ - одна из самых мощных арабских группировок, которая оказывает существенное влияние на деятельность региона.
Как уже было сказано выше, экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, который приводит к сближению хозяйственных механизмов. Основными предпосылками к интеграции являются близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости этих стран, а также географическая близость и исторически сложившиеся связи и экономические отношения.
В странах «аравийской шестерки» происходят масштабные интеграционные процессы. Тем не менее, здесь все далеко не так гладко, как хотелось бы участникам Совета. Существует множество противоречий, имеющих место быть в странах участницах: начиная от вопросов сепаратного заключения отдельными государствами Залива соглашений о создании зон свободной торговли с США, заканчивая вопросами в отношении расширения ССАГПЗ путем присоединения новых членов. [8]
Среди существующих противоречий можно выделить 3 основные категории, на которых остановимся более подробно:
1. Территориальные вопросы;
2. Разногласия в отношении финансовых, торговых и таможенных отношениях;
3. Проблемы регионального и международного характера.
Европейский стандарт является примером для всех организаций в плане
внедрения в них интеграционных процессов. Европейский союз принято рассматривать, как эталон. В частности, для вступления в ЕС необходимо, чтобы у государств-участником отсутствовали проблемы касательно территориального спора. Хорватия в 2010 г. решила вопрос относительно морской границы в Пиранском заливе со Словенией. По такому же сценарию необходимо и действовать странам Персидского залива.
КСА имеет самые большие по протяженности границы со своими соседями. В 1974 г. Саудовская Аравия и Катар заявили свои права на
стратегически важный район Аль-Хуфус, который служит единственным сухопутным отрезком между Катаром и ОАЭ, что делает его крупнейшим торговым партнером Дохи. В результате долгих переговоров, причем не всегда в мирном русле, КСА удалось добиться права на владения данным участком территории в 1999 г. Катар так и не получил прямой выход к территории ОАЭ.
Другим важным спором считается конфликт между Бахрейном и Катаром в отношении архипелага Хавар и полуострова Зубара. Причина, по которой каждая страна хотела владеть этими землями проста, - это запасы нефти недалеко от Хавара. По решению Гаагского Международного суда в 2001 г. архипелаг был отдан Бахрейну, а катарцы получили полуостров Зубара.
С 1974 по 1990 гг. произошло еще одно событие, связанное с территориальным спором между тремя государствами: Саудовской Аравией, ОАЭ, Оманом в отношении оазиса Бурейми, богатого запасами нефти и грунтовых вод. В результате разрешения противоречий Саудовская Аравия, отдав ОАЭ шесть оазисов Бурейми, получила стратегически важный выход к водам Персидского залива, отрезав Катар от эмиратской территории.
Таким образом, в конце ХХ в. страны ССАГПЗ решили большинство вопросов относительно территориальных споров, однако остался целый ряд нерешенных проблем торгово-экономического характера. Арабские политологи предполагают, что страны должны стремиться создать принцип прозрачной интеграции, в основе которого лежит равенство и взаимопомощь. Однако в настоящее время это наблюдается не везде: Катар упрекают в том, что он поставляет природный газ Китаю, Мексике, Великобритании и Корее, не учитывая интересов Кувейта, который нуждается в газе ничуть не меньше, чем зарубежные партнеры. [9]
В 2004 г. Бахрейн и в 2008 г. Оман существенно подорвали доверие к ним со стороны Саудовской Аравии. Вышеупомянутые государства подписали одностороннее соглашение о создании зон свободной торговли с США. КСА полагает, что подписание данного договора неправомерно в связи с тем, что согласно «Экономического Соглашения» (2001 г.), подписанному странами
«шестерки» была установлена единая ввозная пошлина, были унифицированы таможенные и регистрационные процедуры, не существует таможенных пошлин на все товары, ввозимые на территорию стран членов ССАГПЗ. Демонстрируя свое негативное отношение к этому, Саудовская Аравия приостановила предоставление Манаме ежегодной финансовой помощи, а также ввела жесткие ограничения на импорт продукции из Бахрейна. Правомерность позиции КСА заключается в том, что подписание соглашений с США о зонах свободной торговли не отвечает экономическим интересам Стран Содружества, так как на США приходится 10% от общего импорта, в то время, как ЕС и Китай обеспечивают 70% всего импорта Залива. [9]
В настоящее время ОАЭ и Катар по примеру своих соседей ведут переговоры с США о создании зон свободной торговли. Единоличные действия некоторых членов ССАГПЗ снижают уровень доверия со стороны таких объединений, как ЕС или МЕРОКСУР, с которыми страны Совета Содружеств ведут переговоры по заключению соглашений о зонах свободной торговли.
США целенаправленно стремится обострить ситуацию в ССАГПЗ с помощью договоров о создании зон свободной торговли с целью не допустить полноценной интеграции стран Совета, и превращению данной группировки в еще более влиятельное политико-экономическое объединение. В противном случае ССАГПЗ добьется своего более быстрыми темпами и сможет изменить баланс сил в регионе, а также влиять на безопасность Израиля. [9]
В продолжение темы о проблемах торгово-экономического характера нельзя не упомянуть о плане создания монетарного союза с единой денежной единицей «халиджи» («Валюта Залива»). Тем не менее данный план не был реализован из-за конфликта интересов крупнейших финансовых центров Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Камнем преткновения послужил вопрос месторасположения штаб-квартиры будущего Центробанка ССАГПЗ. [10]
Противоречия имеются и во внешнеполитическом курсе государств ССАГПЗ. Так, например, во время ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) Оман
вместе с Катаром придерживался политики нейтралитета, в то время как все страны залива поддержали иракского лидера С.Хусейна.
В 2000 г. Саудовская Аравия отказалась от участия в саммите ОИК, который проходил в Катаре в связи с тем, что в Дохе был размещен израильский коммерческий офис. Так же руководство Саудовской Аравии запретило катарскому телеканалу «Аль-Джазира» иметь свою бюро на территории КСА. Данное разрешение было получено лишь в 2011 г. Поводом постепенной нормализации отношений между двумя странами послужили визиты представителей Саудовской Аравии в Катар, в связи с чем катарский авиаперевозчик «Катар Эйрвейз» увеличил количество рейсов почти в 2 раза (с 35 до 60) в неделю. [11]
Интеграции в странах ССАГПЗ способствует близкий уровень их экономического развития и довольно схожие структуры экономики [12], а значит, их интересы заключаются, прежде всего, в том, чтобы увеличить свой политический вес на международной арене.
Страны ССАГПЗ - это нефтедобывающие страны с монархическими режимами, довольно близкие между собой по этническим, социально-политическим и экономическим структурам и значительно отличающиеся от других нефтедобывающих государств, в частности по запасам нефти и доходам от нее на душу населения. В странах аравийской «шестерки» сосредоточено 45% мировых запасов нефти, из них в КСА - 25,2%, в ОАЭ - 9,4% и в Кувейте - 9,3%. В этих странах и в Катаре располагается 15% мировых запасов природного газа.
В то же время на современном этапе развития стран ССАГПЗ растет доля инновационной составляющей в их экономиках. [13]
Региональное объединение ССАГПЗ является самым успешным в арабском мире. По таким ключевым экономическому показателю, как ВВП, а также ВВП на душу населения, страны Совета содружества существенно оторвались от других арабских государств. Показатели ВВП имеют положительную динамику во всех без исключения странах группировки
ССАГПЗ. Саудовская Аравия и ОАЭ демонстрируют самые высокие темпы роста ВВП. За период с 2010 по 2013 гг. ВВП в этих странах вырос почти в 1,5 раза и составляет 748,5 и 402,3 млн. долл. США соответственно. На общем фоне выделяется Катар, который за тот же промежуток времени продемонстрировал рост почти в 2 раза, с 125 до 203 млн. долл. США. (табл. 2.)
Таблица 2. Динамика ВВП в странах ССАГПЗ в 2010-2013 гг. (млн. долл.)
Страна Год
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Бахрейн 25,714 29,044 30,757 32,890
Катар 125,122 169,805 190,290 203,235
Кувейт 115,429 154,032 174,045 175,831
ОАЭ 286,049 347,454 372,314 402,340
Оман 58,641 69,522 77,497 79,656
Саудовская Аравия 526,811 669,507 733,956 748,450
Источник: составлено автором по данным The World Bank [14]
«Заливные» представители часто выступают для менее развитых арабских стран, как доноры и спонсоры. Экономические связи между странами ССАГПЗ происходят гораздо интенсивней, нежели с другими арабскими государствами.
Сильная интегрированность наблюдается в военно-технической сфере государств ССАГПЗ. Сотрудничество в военной области осуществляется поэтапно. Основной принцип - оказание коллективной помощи любому члену ССАГПЗ, ставшему жертвой агрессии, и диверсификация источников приобретения вооружений. По инициативе единой оборонной стратегии были созданы совместные вооруженные силы ССАГПЗ «Щит полуострова», который правда не стал мощной региональной силой. В 2002 г. члены ССАГПЗ приняли решение о создании еще одного органа по координации деятельности в оборонной сфере - Высшего военного комитета по обеспечению безопасности и повышению обороноспособности. [15]
Арабские страны, и государства ССАГПЗ в частности, имеют обширные предпосылки к интеграции [16], однако она функционирует достаточно слабо. Виной тому в первую очередь политические разногласия и военные конфликты.
Подводя итог, следует сказать, что быстрая реализация интеграционных задач нереализуема. В связи со сложившимися политическими отношениями между странами ССАГПЗ, необходимо время. Ситуация также усугубляется из-за растущей эскалации в отношении иранской ядерной программы, нерешенных территориальных споров среди стран ССАГПЗ, а также неравномерность распределения энергетических и финансовых ресурсов в странах Совета содружества. Изначально ССАГПЗ создавался, как членство партнеров и союзников. Теперь же каждый стремится потянуть одеяло на себя, и страны превращаются в конкурентов, защищающих собственные экономические интересы, вопреки коллективным договоренностям.
Таким образом, причину спада интеграционного процесса стоит искать не только в региональных противоречиях, но и в международных явлениях, таких как: кризис еврозоны, сомнительность в отношении НАТО по вопросам решения существующих региональных проблем, политический вакуум в странах «арабской весны» и др. Странам «шестерки» важно форсировать объединительные процессы внутри ССАГПЗ. Это можно сделать путем еще большего развития интеграции, определения общих интересов стран, и, как следствие - создание новых интеграционных блоков. Если внешняя угроза со стороны Ирана исчезнет, то вопрос о поддержании жизнеспособности стран Совета содружества возрастет с еще большей силой.
Список литературы
1. Шкваря Л.В. Проблемы субрегиональной межарабской экономической интеграции в условиях глобализации. : Монография. - М.: РЭА, 2008.
2. http://www.aup.ru/books/m175/4_1.htm
3. Шкваря Л.В. Экономическая интеграция в условиях глобализации мировой экономики: трансформация форм и теорий. - М.: Изд-во «Компания Спутник+», 2006.
4. Viner J. The Custom Union Issue. Carnegie Endowment for International Peace. - N.Y., 1950. - N 3/
5. Bye M. Unions douanières et données nationals. - Economie appliqué. - 1950. - Vol. 4.
6. Curzon Price V. Reintegrating Europe: Economic Aspects // In Curzon Price V., Landau A. & Whitman R. G. (eds). The Enlargement of the European Union: Issues and Strategies. - Routledge, 2000. - P. 53.
7. Krugman P. Economic Integration in Europe: Some Conceptual Issues // In Padoa-Schioppa T. (ed). Efficiency, Stability and Equity: A Strategy for the Evolution of the
Economic Systems of the European Community. - Oxford: University Press, 1987. P. 117-140.
8. Шкваря Л.В., Кравцов А.А. Экономическая интеграция в ССАГПЗ: наличие или отсутствие? / Экономическое развитие в посткризисном периоде: проб-лемы и перспективы. Сборник научных трудов эконом. Ф-та РУДН. - М.: Экон-Информ, 2012. - 262 с. - С. 119-127/
9. Субх М.А. ССАГПЗ: интеграция на фоне серьезных внутренних противоречий/ -М., 2013.
10. Бирюков Е.С. Возможности формирования валютного союза в странах ССАГПЗ как инструмент повышения конкурентоспособности в условиях глобализации / Конкурентоспособность национальных экономки в условиях глобализации мирового хозяйства: факторы, инструменты, модели. - Ростов-на-Дону, 2011. - С. 297-304.
11. http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/14-06-12a.htm
12. Шкваря Л.В. Особенности современного развития стран ССАГПЗ и новые тренды. / Междисциплинарные исследования Арабского Востока: Ежегодник Научно-образовательного центра исследований Арабского Востока РУДН - М.: РУДН, 2014.
13. Русакович В.И. Инновационное предпринимательство в странах Персидского залива: современные тенденции. / Мировая экономика и международная торговля на современном этапе. - М.: Экон-Информ, 2014. - С. 130-135.
14. http://data.worldbank. org/indicator/NY. GDP.MKTP. CD
15. Косов Ю.В. Мировая политика и международные отношения. - СПб.: Питер, 2012.
16. Русакович В.И., Захарова Е.В. Россия в современных процессах международной экономической интеграции. / Мировая экономика в условиях «управляемого хаоса» и позиции России. - М.: Экон-Информ, 2014. - 205 с. - С.16-34.