Научная статья на тему 'Проблемы, возникающие при оценке ущерба, причиненного лесным пожаром'

Проблемы, возникающие при оценке ущерба, причиненного лесным пожаром Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
380
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА УЩЕРБА / ЛЕСНОЙ ПОЖАР / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Себов А. А., Ульянов А. М., Сметанкина Г. И.

Рассматриваются проблемы, возникающие при исчислении ущерба, нанесенного лесным пожаром, анализируются изменения, внесенные в законодательную базу в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы, возникающие при оценке ущерба, причиненного лесным пожаром»

Аналогичным образом, но с применением иных показателей (качественные и количественные показатели хода реагирования на происшествия и ЧС привлеченных экстренных оперативных служб; показатели, характеризующие оперативность информационного взаимодействия системы-112 и экстренных оперативных служб; сводные показатели, характеризующие действия оперативных служб по результатам реагирования и др) проводится проверка действий диспетчерского персонала ЕДДС и ДДС экстренных оперативных служб при выполнении задач системы-112.

L_ _ J

О - хорошо О

удовлетворительно О - не удовлетворительно Рис. 1. Структура системы-112 Рис.2. Оценка работы операторского персонала

системы-112

Полученные оценочные значения эффективности работы операторского, диспетчерского персонала, функционирования комплекса технических средств и специального программного обеспечения используют для принятия эффективных управленческих решений (оперативное, стратегическое управление), а также для предотвращения возникновения и ликвидации кризисных ситуаций, с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

2. Методика организации контроля функционирования системы-112. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. -М., 2018.

УДК 614.841.345

A.A. Себов1, A.M. Ульянов1, Г.И. Сметанника2

*ГУ МЧС России по Республике Хакассия

"ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОЦЕНКЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСНЫМ ПОЖАРОМ

ЦУКС

Рассматриваются проблемы, возникающие при исчислении ущерба, нанесенного лесным пожаром, анализируются изменения, внесенные в законодательную базу в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: оценка ущерба, лесной пожар, ответственность за нарушение лесного законодательства, методика исчисления размера ущерба

A.A. Sebov, А.М. Ulyanov, Gl Smetankina

PROBLEMS ARISING IN THE EVALUATION OF DAMAGE CAUSED BY FOREST FIRE

The problems arising in the calculation of damage caused by forest fire are considered, the changes made to the legislative base in the sphere under consideration are analyzed.

Keywords: damage assessment, forest fire, responsibility for violation of forest legislation, methodology for calculating damage

Лесные пожары в России ежегодно наносят многомиллионный ущерб и стали практически постоянным явлением. В 2017 г. В Российской Федерации ущерб от лесных пожаров составил 10 млрд. рублей. По сравнению с предыдущим периодом наблюдается устойчивое сокращение ущерба, причиненное лесными пожарами - в 2016 г. ущерб достигал 26 млрд. рублей, в 2015 г. - 60 млрд. руб. Причин возникновения пожаров много, но если посмотреть на статистику о возникновении лесных пожаров, то нетрудно заметить, что до 82% пожаров возникает по причине неосторожного обращения с огнем, умышленного поджога, 7% - от сельхозпалов, еще 3% - от молний и 8% - по прочим причинам.

За последние годы были разработаны и внесены изменения и поправки в лесное законодательство, в том числе в области финансирования ликвидации последствий ЧС, связанным с лесными пожарами. Изменения, внесенные в законодательство в рассматриваемой сфере, во многом обуславливают тенденцию к сокращению ущерба, причиненного лесными пожарами. При исчислении ущерба от лесных пожаров учитывают многие компоненты.

Большинство лесных пожаров происходит по вине человека, особенно в период засухи и высокого температурного режима, который устанавливается в летнее время.Законодательная база в Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности в лесах выглядит следующим образом:

- Соглашение по профилактике и тушению природных пожаров на приграничных территориях государств - участников Содружества Независимых Государств от 2013 года;

- Лесной кодекс Российской Федерации;

- ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994, ФЗ № 100-ФЗ от 06.05.2011;

- ППРФ № 417от 30.06.2007, ППРФ № 1481от 30.12.2012.

В соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 июля 2011 г. № 287 при осуществлении мер пожарной безопасности учитываются целевое назначение земель и лесов, показатели природной пожарной опасности лесов и показатели пожарной опасности в лесах с учетом условий погоды.

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах и обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Общие требования пожарной безопасности в лесах предусматривают выполнение ряда требований в пожароопасный период года, например, вводятся меры по организации ограничения использования открытого огня в лесах и на территориях

прилегающим к лесным массивам, усиливаются требования к обеспечению пожарной безопасности при ведении любой деятельности в лесах.

Законодательство предусматривает административную, гражданскую и уголовную ответственность за нарушение лесного законодательства. Чаще всего правонарушителинарушают правило лесопользования; незаконно повреждают деревья, кустарники; вырубают деревья, нарушают требования охраны лесов и правила пожарной безопасности, что относится к административным правонарушениям. К административной ответственности привлекаются как юридические и должностные лица, так и физические лица, виновные в нарушении лесного законодательства. Въезд на транспортных средствах и посещение лесов ограничено с установлением противопожарного режима (часть 5 статьи 11 Лесного кодекса РФ) [3]. Лица, нарушившие особый противопожарный режим подлежат административной ответственности. Неосторожное обращение с огнем или источником повышенной опасности, повлекшее повреждение или уничтожение насаждений, но не повлекшее возникновению пожара в лесах, образует состав административного правонарушения (часть 1 статьи 8.32, КоАПРФ)[2].

Часть 2 статьи 8.32 КоАП РФ предусматривает ответственность за выжигание хвороста, сухостоя, лесной подстилки и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности при условии, что земельные участки, на которых выжигание производили, непосредственно примыкали к лесам и другим насаждениям и не были отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра [2]. При неосторожном обращении с источником повышенной опасности или с огнем, повлекшим возникновение лесного пожара, но не причинившим наступление таких последствий как повреждение или уничтожение лесных насаждений, при наличии соответствующих признаков деяние образует состав административного правонарушения (например, по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ).

За нанесение ущерба лесным культурам в результате неосторожного обращения с огнем или источником повышенной опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с ч.1 и ч. 2 ст. 261 УК РФ. К крупному ущербу в статье 261 УК РФ относится ущерб, при котором стоимость поврежденных или уничтоженных лесных и иных насаждений, исчисляемая по таксам и методике, утвержденным Правительством РФ, превышает пятьдесят тысяч рублей [ 1 ].

Гражданский кодекс РФ предусматривает возмещение нанесенного ущерба в полном объеме, поэтому составленный по методике исчисления размера вреда, причиненного лесам, иск о возмещении ущерба и составит размер ущерба от лесного пожара. Изучение судебной практики свидетельствует о том, что при производстве расчета ущерба, нанесенного пожаром лесным и иным насаждениям, встречается неправильное понимание положений законодательства, а также ошибочное их толкование.

На сегодняшний день единых методических основ оценки ущерба, причиненного лесным пожаром, не существует. Методические разработки в данной сфере учитывают лишь интересы ведомств, не оценивая экологический и материальный вред, причиненный лесным пожаром. Проблема оценки всех аспектов причиненного пожаром вреда, прежде всего, актуальна для народного хозяйства, ведь ущерб причиняется и лесному хозяйству, и другим отраслям, имеющим свои специфические особенности в оценке экономических потерь от лесных пожаров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: по состоянию на 10 янв. 2016 г.] // Собр. законодательства РФ. -1996. -№25. - Ст. 2954.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. № 195-ФЗ

3. Лесной кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 нояб. 2006 г.: по состоянию на 1 янв. 2016 г.] // Собр. законодательства РФ. - 2006. - № 50. - Ст. 5278.

4 .Дорохова О.В. Предмет посягательства, предусмотренный статьёй 261 Уголовного кодекса Российской Федерации [Текст] / О. В. Дорохова, Г. И. Сметанкина, А. Ю. Зенин // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2014. - № 4 (32). - С. 109-112.

УДК 81.92

А.М. Сенькина

ФГБОУ ВО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находке

ПОЖАРНАЯ СИТУАЦИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Рассматривается пожарная ситуация на территории Приморского края: в лесных зонах и урбанизированных районах. В первых страдают особо ценные леса - кедровники, во-вторых - жилой сектор, технические объекты и транспорт. Общий недостаток своевременных мер по пожаротушению - нехватка финансов, техники и людей, а также несоблюдение правил пожарной безопасности.

Ключевые слова: пожары, леса, режим чрезвычайной ситуации, материальный ущерб, транспорт.

А.М. Senkina

FIRE SITUATION IN THE PRIMORSK TERRITORY

The fire situation in Primorsky Krai is considered: in forest zones and urbanized areas. In the first, especially valuable forests - cedar forests - suffer, secondly - the residential sector, technical facilities and transport. The général lack of timely firefighting measures is the lack of finance, equipment and people, as well as non-compliance with fire safety rules.

Keywords: fires, forests, emergency situations, property damage, transport.

Статистика пожаров в России, Приморском крае и Находке показывает, что проблема пожарной безопасности является очень актуальной. Только за 2017 год на территории Приморского края зарегистрировано 664 пожаров, 409 загораний, на пожарах погибли 41 человек, пострадали 29 человек, спасено 109 человек. Особую опасность представляют лесные пожары: по данным прокуратуры, в крае в этом году произошло 438 лесных пожаров, которые охватили территорию площадью в 40 тыс. га. Общий ущерб от них составил около 38 млн рублей. Отметим, что больше всего от лесных пожаров страдают кедровники. Кроме леса страдают и животные. Сгорает кормовая база копытных, которые в свою очередь являются источником питания хищником. Из-за пожара полностью нарушается экосистема леса.

В связи с этим режим чрезвычайной ситуации (ЧС) был объявлен в Кавалеровском, Тернейском и Дальнегорском районах. Их тушение осложнялось неподготовленностью техники, одна часть которой была не отремонтирована, а другая настолько изношенна, что ремонту не подлежала. Ситуацию усугублял тот факт, что на исправление данной ситуации департаментом лесного хозяйства края необходимые финансы небыли выделены. Врио Губернатора Приморья Андрей Тарасенко ситуацию с природными пожарами в крае взял

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.