Научная статья на тему 'Проблемы восприятия визуальной среды'

Проблемы восприятия визуальной среды Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
370
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы восприятия визуальной среды»

ности ее создавать, поэтому в процессе обучения надо уделять постоянное внимание анализу картин выдающихся мастеров изобразительного искусства. При этом эффективно сочетание теоретической и практической работы, в результате полнее раскрывается смысловое и пластическое начало в композиционной деятельности.

Композиционное мышление имеет решающее значение в работе дизайнера, художника, архитектора. Освоение композиционного опыта различных направлений современного искусства помогает решить задачу подготовки специалиста широкого профиля, способного к многоплановой творческой деятельности.

М. В. Тимофеева

Проблемы восприятия визуальной среды

Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную, искусственную (преобразованную человеком) и социальную среду. Искусственная среда, созданная человеком, представляет собой среду вещей, в которой живет человек. Во многом от дизайнера зависит, какая среда будет окружать человека-потребителя, насколько гармоничным будет создаваемое пространство. Визуальная среда функционирует по своим собственным правилам. Владение ими дает возможность управлять этим пространством, активно влиять на восприятие продукта потенциальным потребителем.

Успех деятельности компании зависит от качественной рекламы на улицах города. Это и билборды, растяжки, информационные плакаты, вывески, витрины и т. п. Разное функциональное назначение данных визуальных информаций диктует каждому свои правила и требования. В результате этого на улицах города появляется разностилистическое пространство, разнообразное по формам и цветовой гамме. Таким образом, происходит перенасыщение пространства визуальной информацией. В обилии раздражающей наружной рекламы есть еще одна проблема: такая реклама отвлекает. По мнению большинства психологов, яркие, кричащие плакаты рассеивают внимание автомобилистов и пешеходов, нередко провоцируют ДТП.

Окружающую среду мы воспринимаем не как коллекцию объектов, поверхностей, форм, цветов, запахов, ароматов, а как единое целое, на фоне которого четко различаем уже отдельные детали.

213

Когда каждая отдельная деталь начинает «кричать» и «заявлять» о себе чересчур активно, то окружающее пространство превращается в разноголосую массу информативных ресурсов. И в такой ситуации важно предоставить возможность взгляду человека на чем-то остановиться и передохнуть.

Информационное перенасыщение уже стало обычным явлением современного общества, и как последствие этого депрессивное состояние, рассеянное внимание к окружающим событиям. Понятие «перенасыщенная среда» впервые применил социолог Г. Зиммель, который уже в начале нашего столетия сделал вывод, что городская среда препятствует нормальному восприятию людей к новым импульсам, поскольку их энергия распыляется на решение мелких, частных проблем среды. Следовательно, богатая импульсами среда города настолько загружает нас информацией, что остается очень мало времени для восприятия новой информации. Это чаще всего негативно отражается на взаимопонимании людей, ведь иногда мы перестаем замечать изменения даже среди близкого круга друзей. Формируется поколение людей, для которых живое общение, даже разговор по телефону, оказываются затруднительными - проще получить e-mail и несуетно ответить, «не нагружая себя» возможным психологическим давлением собеседника и не жертвуя своим душевным состоянием при разговоре с ним. Человек утомляется в живом общении и становится придатком компьютера. «Экономичность» чувств и переживаний становится естественным результатом перенасыщенности информационно-коммуникативными технологиями. Подобная сухость опасна социальными последствиями.

Использование компьютерных средств зачастую делает предлагаемую информацию еще более чистой и идеализированной по форме и цвету, что во многом отличается от естественных, природных форм восприятия. Необходимо также понять, что человек является органической и неделимой частью той среды, в которой он находится. Это значит, что человек своим существованием дополняет окружающую его среду и, наоборот, сам обогащается всей системой элементов, образующих окружающую среду как единое целое.

Высокие технологии не только ускоряют процесс создания изображений, но и «оживляют». Все чаще в городской среде появляются видеоизображения, носящие чаще всего рекламный характер. Повышение уровня создаваемых работ диктует и более высокие требования к квалификации будущих специалистов в области дизайна. Навыки владения компьютерными средствами - уже неотъ-

214

емлемый фактор рабочего процесса, но это не является основополагающим в создании гармоничной среды обитания.

В процессе обучения важно объяснить и сформировать видение цельной картины создаваемого средового пространства, умение создать не только требуемый продукт в виде рекламы или плаката, видеоарта, но и то, как он взаимодействует с окружающей средой. Идея, будь то рекламного блока или оформлении витрины, может быть изначально гениальной, но если уровень тех, кто ее воплощает в жизнь, низкий, а средний уровень массового потребителя еще ниже, то конечный продукт становится безликим. Очень важно в решении задачи опираться, прежде всего, на свой профессиональный уровень, «вносить», развивать хорошими работами вкус потребителя, не опускаясь в погоне за прибылью до бездумного, шаблонного копирования знакомых образов.

Синтез знаний композиционных основ и компьютерной верстки является ключевым фактором в создании гармоничного пространства. «Всякая форма допускает некоторую красоту - ведь никакая форма не может быть настолько ограничена своей целесообразностью, чтобы при этом не осталось какого-либо места воображению» (Фридрих Шиллер). Кстати, как раз воображению в голове обучающегося, перегруженной информационными потоками, отводится самое последнее место. Мультимедийные технологии обладают колоссальными возможностями ретроспективы, перспективы, топологических трансформаций и других приёмов, усиливающих эффекты пространства и времени. Во многих случаях точность воспроизведения действительности не нужна, требуется метафоричность, позволяющая приблизиться к сути, поиск ракурса, который высвечивает смысл происходящего.

В зарубежных странах размещение рекламы на наружных носителях тщательно планируется и четко регламентируется. Билборды выносятся за черту города на скоростные трассы, чтобы не нарушать городской архитектурный ансамбль. В городах же реклама размещается на остановках, сити-форматах или специальных круглых тумбах, которые только добавляют определенный городской колорит. «Нестандартный подход» к оформлению визуальный среды ведет к появлению арт-объектов, которые перестают быть просто информационными носителями, становятся важной деталью имиджа города. Скупость мысли по созданию нового образа, варианта реализации идеи свидетельствует об ограниченности мышления. Художественные представления, которые реализуются только в компьютерной анимации, выражают лишь краткосрочный неодушевленный зрительный образ, а не общую идею.

215

Окружающий поток информаций пагубно влияет и на образовательный процесс. В определенный момент возникает информационное перенасыщение сознания студентов, и они попросту перестают ее воспринимать - срабатывают защитные барьеры психики. Разумеется, ни о каком взвешенном, аналитическом подходе к такому информационному потоку не может быть и речи. Американский психолог Д. Д. Миллер считает, что люди в противодействие перенасыщенной среде вырабатывают специфическую адаптационную стратегию. Они устраняют импульсы, не воспринимают и не концентрируют внимание на информации, которую они не считают для себя важной. Поверхностное рассмотрение поставленной задачи на занятии ведет к поверхностному решению задачи и как итог приводит к дисгармоничному окружающему пространству. Поэтому на занятиях педагогу очень важно создать такую подачу материала, которая будет восприниматься как необходимая в данный момент познания.

Саморазвитие личности, связанное со способностью самостоятельно уплотнять потоки информации, вовлекая в них новые конструктивные идеи, сопоставлять их с имеющимся жизненным опытом, приобретает еще более мощный созидательный потенциал, если он успешно дополняется новыми идеями и практиками, выводящими будущего специалиста на новый уровень понимания реальности. Синтез анализа компьютерных программ, сайтов, Интернета и рассуждения как итога вдумчивого мыслительного процесса, синтез ручного и компьютерного труда, синтез теоретической базы и практического опыта дает наиболее гармоничный результат в проектировании. Изменяя свое отношение к решаемой проблеме, мы создаем лучше не только внешнюю среду обитания, но и вносим гармонию в личное пространство.

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.