собственного стиля происходит постановка долгосрочных целей и задач для выполнения программы по непрерывному личностному и профессиональному росту, намечаются тенденции развития на будущее, расставляются приоритеты в жизни и в полной мере осознается тот круг обязанностей, который ложится на плечи дизайнера.
Подводя итог, хочется еще раз отметить, что все возрастающая роль дизайнера в формировании визуальной и пространственной среды диктует новые задачи и требования к подготовке специалистов сферы дизайна. Соответственно, основная задача высшей школы состоит в том, чтобы в процессе профессионализации в первую очередь сформировать профессиональное самосознание будущего специалиста, повлиять на нравственное развитие личности. Только встав на путь выполнения этой задачи, можно быть уверенным в том, что визуальное пространство, окружающее человечество, в недалеком будущем будет максимально соответствовать идеалу.
Н. И. Садомова
Некоторые аспекты развития композиционного мышления студентов вузов в процессе обучения изобразительному искусству
Высшее образование должно быть направлено на создание новых возможностей для обучения, способствующих формированию таких способностей, которые позволили бы студентам овладеть современными технологиями и умениями. Объективно назрела необходимость перевооружения учебного процесса в высшей школе на инновационной основе. Начиная с первых этапов обучения необходимо перестраивать мышление студентов, перенеся акценты с изложения и накопления определенного объема информации на постановку и решение профессионально значимых задач, овладение профессиональными методами деятельности. Это не значит, что обучение не должно развивать классифицирующее, рассудочное мышление и способность к правилосообразной деятельности. Но в современных условиях наиболее важным моментом обучения становятся воспитание творческой самостоятельности. Особенно актуально это для художественного образования. Композиция является одной из важнейших творческих основ дизайна и архитектуры, а формально-композиционные задачи лежат в основе любого произведения искусства. Несмотря на то, что в вузах изучать основы фор-
209
мальной композиции стали сравнительно недавно, формальные приемы в составлении и анализе композиции использовались давно.
Художников, теоретиков искусства всегда волновали композиционные вопросы, но само понятие «композиция» часто рассматривалось и рассматривается в узкопрофессиональном аспекте, свойственном данному исследователю. Например, В.А. Фаворский опирался на опыт создания станкового произведения, что важно для развития композиционно-графического мышления. Замечено, что работы по теории композиции художников-практиков содержат ценный материал для развития практического композиционного мышления. Большинство исследователей-искусствоведов развивают теории композиции, построенные преимущественно на примере анализа произведений искусства, делая упор на теоретическом композиционном мышлении. Только объединение этих двух подходов в обучении может дать наиболее положительный результат. Давно доказано, что между ростом уровня знаний и навыков существует глубокая взаимозависимость. Рост уровня теоретических знаний стимулирует рост уровня умений и навыков и, в свою очередь, на основе закрепления знаний в практике возможен дальнейший успешный рост знаний и обобщение этих знаний, что ведет к овладению изобразительным мастерством. Из этого следует необходимость сочетания теоретических, письменных и практических упражнений.
Непременным условием усвоения студентами принципов построения композиции является не только развитие целостного восприятия композиции, но и детальное изучение всех ее составляющих элементов. Восприятие композиции должно быть не только синтетическим. Для того чтобы воспринимать целое, надо видеть части, составляющие это целое, уметь анализировать как теоретически, так и практически. Особую роль при этом играет развитие способностей к представливанию - способностей произвольно, целенаправленно оперировать разнообразными образами представлений - частными, общими, неформальными, формальными.
При составлении любой композиции необходимы обобщенные представления будущего произведения. Художники-реалисты фиксировали их в неформальных эскизах, набросках. Новые направления в искусстве привели к использованию новых форм, что в результате обогатило практику преподавания не только декоративной живописи, но и реалистической композиции. Формальный изобразительный анализ является более наглядным для студентов. Однако не стоит увлекаться только формальными методами в ущерб неформальным, так как в композиции воплощаются два на-
210
чала - смысловое и пластическое. Первое является ведущим в реалистическом искусстве. При изменении позиций главным становится абстрагирование пластических качеств форм, которое мы наблюдаем в искусстве авангарда. Авангардисты стремились утвердить отдельные формы, способы, приемы художественного выражения, абсолютизировать и довести до логического завершения тот или иной элемент или совокупность элементов художественных языков, изобразительно-выразительных приемов традиционных искусств, вычлененных из конкретных культурно-исторических и художественных контекстов.
Дизайнерам и архитекторам тоже свойственна смелость экспериментирования, но содержание их произведений всегда связано с неким конкретным объектом или определенной средой, в то время как художник может творить свой мир совершенно свободно. Его замысел ограничен лишь свойствами выбранных материалов, средств выражения, которые он также может выбирать произвольно, в то время как дизайнер ищет эстетически осмысленные, оригинальные решения для оформления определенной среды или объекта на основе минимальных материальных затрат, минимального вмешательства. Коммуникативная функция чисто художественного произведения зависит от того, что хотел сказать автор, осуществление коммуникативной функции в дизайне имеет черты рекламности в целях выявления привлекательности предмета для определенных групп потребителей. Дизайнер должен владеть языком изобразительного искусства, излагая свои идеи ясно, доходчиво, привлекательно и оперативно. Для осуществления коммуникативной функции знания только формального языка может быть недостаточно, поэтому в обучении выделяются две группы упражнений: формальные и неформальные. В процессе обучения целесообразно движение от формальных к неформальным упражнениям осуществлять через разные способы изображений: реалистический, иконический, геометрический, ассоциативный, символический, абстрактный, точечный. Один из недостатков этого метода заключается в том, что студент черпает композиционные решения из своего опыта, что не позволяет выйти за его рамки. Композицию можно увидеть в натуре, а не только в процессе непосредственно изобразительной работы. Более того, можно утверждать, что на основе натуры художник черпает действительно оригинальные решения. Неслучайно В.А. Фаворский предъявлял строгие требования к композиции рисунка, выполняемого с натуры, требуя не исправлять натуру, а пытаться передать ее сущность, по-
211
нять ее в целостности, в отношении составляющих, т. е. искать в ней композиционное решение.
Такой подход полезен для развития композиционного мышления. Например, перед студентами ставится задача сделать много набросков городского пейзажа с одной точки зрения. Первые наброски у рисующих обычно стандартны, затем студенты вынуждены искать новые оригинальные композиции. Эти упражнения можно охарактеризовать как поиски нестандартной композиции в натуре. Задачам учебного рисунка и учебной живописи чаще всего соответствует композиция, в основе которой лежит простая схема - геометрическая фигура, окруженная фоном. Такую композицию иногда называют точечной, так как группа предметов или предмет расположены близко к центру на фоне, играющем второстепенную роль. В результате некоторые студенты приобретают устойчивый стереотип мышления. Для его преодоления полезны разнообразные упражнения, например, вариативный натюрморт, одноуровневый или многоуровневый. На его основе студент может сделать несколько разных эскизов. Преподаватель располагает предметы натюрморта так, чтобы была минимальная возможность выбрать точечный натюрморт. После первых набросков желательно продемонстрировать наглядные пособия, содержащие оригинальные композиционные решения, проанализировать их. Эти упражнения также направлены на поиски нестандартной композиции в натуре.
Полезны также упражнения второго вида, ориентированные на изменение композиции натуры, когда студенты могут передвигать, убирать предметы постановки. Использовать эти упражнения надо осторожно, применяя индивидуальный подход, чтобы у некоторых студентов не возникла привычка постоянно подгонять натуру под схему.
Так как для развития композиционного мышления необходимо сочетание творческого и пластического начал, то только сочетание неформальных и формальных упражнений может дать положительный результат. Важным дополнением, как бы мостом между ними служит декоративная композиция, которая создается и на неформальной, и на формальной основе. В первом случае декоративный натюрморт выполняется с натуры, во втором - на основе формальной композиции. Сначала ставится задача разработать формальную композицию, определенным образом воздействующую на зрителя. Затем она преобразуется в декоративную, а после этого подбираются соответствующие объекты натуры, составляющие неформальную композицию, проводится соответствующий анализ. Развитие способности видеть и понимать картину помогает развитию способ-
212
ности ее создавать, поэтому в процессе обучения надо уделять постоянное внимание анализу картин выдающихся мастеров изобразительного искусства. При этом эффективно сочетание теоретической и практической работы, в результате полнее раскрывается смысловое и пластическое начало в композиционной деятельности.
Композиционное мышление имеет решающее значение в работе дизайнера, художника, архитектора. Освоение композиционного опыта различных направлений современного искусства помогает решить задачу подготовки специалиста широкого профиля, способного к многоплановой творческой деятельности.
М. В. Тимофеева
Проблемы восприятия визуальной среды
Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную, искусственную (преобразованную человеком) и социальную среду. Искусственная среда, созданная человеком, представляет собой среду вещей, в которой живет человек. Во многом от дизайнера зависит, какая среда будет окружать человека-потребителя, насколько гармоничным будет создаваемое пространство. Визуальная среда функционирует по своим собственным правилам. Владение ими дает возможность управлять этим пространством, активно влиять на восприятие продукта потенциальным потребителем.
Успех деятельности компании зависит от качественной рекламы на улицах города. Это и билборды, растяжки, информационные плакаты, вывески, витрины и т. п. Разное функциональное назначение данных визуальных информаций диктует каждому свои правила и требования. В результате этого на улицах города появляется разностилистическое пространство, разнообразное по формам и цветовой гамме. Таким образом, происходит перенасыщение пространства визуальной информацией. В обилии раздражающей наружной рекламы есть еще одна проблема: такая реклама отвлекает. По мнению большинства психологов, яркие, кричащие плакаты рассеивают внимание автомобилистов и пешеходов, нередко провоцируют ДТП.
Окружающую среду мы воспринимаем не как коллекцию объектов, поверхностей, форм, цветов, запахов, ароматов, а как единое целое, на фоне которого четко различаем уже отдельные детали.
213