УДК 37.017: 37.018:316.6
ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
© Федоренко Владимир Валериевич, соискатель кафедры философии Житомирского государственного университета им. И. Франко
Украина, 10008, г. Житомир, ул. Большая Бердичевская, 40. E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы военно-правового воспитания будущих офицеров в условиях социально-политических трансформаций. Анализируется влияние на них информационно-психологических войн. Автором раскрываются закономерности военно-правового воспитания в контексте соотношения сфер «общество-армия», а также требования к военно-правовому воспитанию в военно-учебных заведениях.
Ключевые слова: военно-правовое воспитание, вооруженные силы, армия, общество.
PROBLEMS OF FUTURE OFFICERS MILITARY AND LEGAL EDUCATION
Fedorenko Vladimir V., Applicant, Department of philosophy, Zhitomir State University named after I. Franco.
40 Bolshaya Berdichevskaya, Zhitomir, 10008 Ukraine. E-mail: [email protected]
The article studies a whole range of topical problems of military and legal education of the future officers in the context of social and political transformations. Particular attention is focused on the analysis of the information-psychological war impact on the education of the future officers. The author examines not only the laws of the military legal education in the context of relations spheres «society-the army», but also the requirements for military and legal education in military schools. Keywords: military and legal education, military forces, army, society.
В современных условиях, когда украинское общество осуществляет реформирование своих Вооруженных Сил, важно разрешить проблемы, связанные с военно-правовым воспитанием будущих офицеров и обусловленные сущностью армии как целостного социально-политического образования, выступающего, с одной стороны, частью общества, а с другой - развивающегося и функционирующего по специфическим законам.
Данные проблемы долгое время находятся в центре внимания отечественных и зарубежных ученых: В. Батмазова, В. Васильченко, И. Иванова, Н. Коврижных, В. Корженко, Б. Краснова, И. Ко-пытовой, Д. Новика, Б. Морозникова, С. Шапошниковой, В. Ягупова и др. В работах этих исследователей нашли отражение отдельные аспекты военно-правового воспитания. Вместе с тем в указанной сфере существует множество еще не изученных проблем и противоречивых трактовок методологического характера.
Военно-правовое воспитание - это многогранный социальный феномен и совершенно не случайно им занимаются многие науки: философия и социология, военная наука и политология, военная педагогика и психология, военное право и военная история. Однако эти науки, давая весьма необходимые для практики военно-педагогической деятельности теоретические выводы, не охватывают проблемы общеметодологического плана. Решение последних предполагает привлечение средств социальной философии и социологии, которые выступают интегратором знаний о человеке и его воспитании.
Рассматривая проблемы военно-правового воспитания будущих офицеров, мы исходим из того, что его содержание во многом зависит от состояния украинского общества, армии и военной практики. Учитывая, что в основе процесса военно-правового воспитания (см. рис. 1) лежит довольно сложная система субъектно-объектных отношений, то, безусловно, его эффективность будет определяться и характером этих отношений. На наш взгляд, можно выделить две группы проблем военно-правового воспитания военнослужащих, решение которых позволит значительно повысить его эффективность: первая группа проблем связана с теми реальными объективными условиями, в которых происходит процесс военно-правового воспитания, а вторая вытекает из основных противоречий и характера самого процесса воспитания.
К первой можно отнести проблемы (социальные, экономические, политические) в сфере «общество-армия», а также коренное изменение содержания военно-правового воспитания на современном этапе демократизации украинского общества. Исключительно важное влияние оказывают на со-
держание военно-правового воспитания и особенности современной вооруженной борьбы, характерные для нынешнего общественного развития.
Начало 90-х гг. XX в. вселяло человечеству надежду на светлое будущее, воплощение в жизнь идеи Э. Роттердамского, И. Канта о «вечном мире». Но все оказалось не так просто. Вступив в третье тысячелетие, человечество продолжает считать насилие доминантой в системе международных отношений. По оценке военных экспертов США, общая нестабильность ситуации в зоне средне- и слаборазвитых государств усложняется возможными противоречиями между высокоразвитыми странами [1, с. 15].
Состояние украинского общества
Состояние Вооруженных Сил Украины, военная практика, особенности вооруженной борьбы
Результат. Морально-правовые и боевые качества в их военно-правовой направленности
Рис. 1. Содержание военно-правового воспитания
Необходимо также учитывать, что очень часто вектор военной силы может быть направлен внутрь страны. Феномен гражданских войн стал постоянным показателем мировой политики. Работа, проведенная центром методологии международных исследований Дипломатической академии МИД РФ, свидетельствует, что с 1945 по 1989 гг. было 147 вооруженных конфликтов, из которых только 22 имели межгосударственную структуру, 95 - преимущественно внутреннюю [2, с. 116].
В современных условиях неотъемлемой частью войны и военных конфликтов стала информационно-психологическая война. По утверждению М. Либики, «информационно-психологическая война имеет существенное отличие от обычной войны, направленной на физическое уничтожение противника. Она полностью бесконтактная. Ее сущность - влияние на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми и заставить их действовать против своих интересов. Задача информационной войны - это не уничтожение физической силы, а уничтожение социума» [3, с. 27].
Реалии современного бытия свидетельствуют, что влияние информационного оружия на человека позволяет успешно реализовать цель информационно-психологической войны. Как видно из ис-
следований, в ходе информационной войны, в условиях повседневной деятельности войск психические нарушения наблюдаются у 4-6% личного состава, при выполнении задач учебно-боевой деятельности - 15-20%, в ходе боя - 30-86% (в зависимости от интенсивности, количества раненых и убитых) [4, с. 62].
Новой глобальной проблемой, с которой столкнулось человечество в ХХ1 в., стал терроризм. Социальная практика показывает, что он имеет много общего с другими формами социального протеста и насилия - агрессией, вооруженной борьбой, военными конфликтами разной степени интенсивности, партизанскими действиями, диверсиями и т.д. Приведенные данные позволяют говорить об особенностях вооруженной борьбы в современных условиях, которые влияют на содержание военно-правового воспитания будущих офицеров, и должны учитываться при его организации.
Рассматривая проблемы, отнесенные нами ко второй группе, хотелось бы выделить проблему повышения эффективности управления военно-правовым воспитанием курсантов и проблему организации воспитания в ходе учебного процесса. Управление - не только проблема нашего времени. Управленческая деятельность в жизни общества всегда играла важнейшую роль, в связи с чем издавна привлекала к себе внимание и теоретиков, и практиков. Попытку раскрыть ее сущность делали еще Аристотель и Платон. Философия трактует управление как функцию организованных систем, которая обеспечивает сохранение режима деятельности, реализацию их программ и достижения соответствующей цели. Социология в анализе управления имеет специфические подходы.
Сущность социологического подхода в управлении состоит в выделении и изучении таких взаимосвязанных компонентов, как:
- деятельность управляющей подсистемы, к которой относят разные органы управления, как на государственном уровне, так и на уровне отдельных организаций. Эта деятельность охватывает комплекс проблем, связанных с подбором, подготовкой, обучением и воспитанием управленческих кадров, специфику их интересов, особенности их морали, традиций, привычек, культуры, формирование управленческих отношений;
- целенаправленное управленческое влияние на объекты управления (внутреннее или внешнее);
- социальная самоорганизация;
- система управленческих решений, которые обеспечивают целостность сохранения и повышения качественных параметров управляемой системы, ее стабильного развития;
- оценка эффективности процесса управления.
Анализ управляемой подсистемы позволяет изучать проблемы организации процесса управления и оперативно вносить коррективы [5, с. 227-236]. Управление военно-правовым воспитание является одним из наиболее распространенных видов социального управления и представляет собой исключительно сложное, многофакторное, многоплановое социальное явление. Использование самого термина «управление» подчеркивает необходимость научной организации военно-правового воспитания, обеспечивающего осуществление поставленных задач. Признание необходимости целенаправленного управления процессом военно-правового воспитания курсантов поднимает проблему соотношения управления и воспитания. Рассматривая военно-правовое воспитание как управляемую деятельность, мы ведем речь, прежде всего, о программировании воспитательной деятельности как в учебное, так и во внеучебное время, которая осуществляется в соответствии с общей и специальными целями, определяющими направленность воспитания.
Управление военно-правовым воспитанием в военно-учебных заведениях должно отвечать определенным требованиям: во-первых, оно должно обеспечивать проведение единой общегосударственной политики по вопросам военного строительства; во-вторых, предусматривать четкое распределение компетенции и ответственности между различными уровнями управления; в-третьих ориентироваться на централизованное управление; в-четвертых, быть максимально результативным; в-пятых базироваться на научных прогнозах военно-политической, военно-стратегической обстановки и развития военного дела в целом.
Управление военно-правовым воспитанием в военно-учебном заведении представляет систему связанных между собой различных процессов. Процесс в свою очередь можно разделить на составные элементы: вход-поток-выход-обратная связь. Если за вход процесса управления военно-правовым воспитанием принять существующий уровень воспитанности курсантов, а за выход спектр и уровень сформированности морально-правовых и боевых качеств у выпускника, отвечающих требованиям военной практики, то «поток» - это движение от первого ко второму, то есть протекание процесса, перевод системы военно-правового воспитания из одного состояния в другое. В практике управления системой военно-правового воспитания постоянно существует расхождение между же-
лаемым (необходимым) результатом и существующим выходом процесса. Оно возникает в силу всевозрастающих требований к морально-правовым и боевым качествам будущих офицеров (объективный фактор), а также недостатков в деятельности офицера-руководителя, личного состава (субъективный фактор).
В этих условиях особое значение приобретает оценка эффективности управления военно-правовым воспитанием. Как показывает социально-философский анализ эффективности управления, оценка - важный элемент структуры управления, находящийся в сложной диалектической взаимосвязи с другими элементами системы управления и выступающий специфическим инструментом ее дальнейшего совершенствования. Она, как показывает изучение реальной воинской практики, подводит итог самым глубоким уровням познания воспитательной работы с курсантами, позволяет находить эффективные теоретические средства, определять новые пути, вырабатывать действенные меры повышения эффективности управления военно-правовым воспитанием. В этом убеждает нас опыт многочисленного отряда офицеров, занимающихся обучением и воспитанием подчиненных.
Результаты проведенного социологического исследования в военно-учебных заведениях свидетельствуют, что все опрошенные командиры курсантских подразделений осуществляют оценку эффективности управления военно-правовым воспитанием. Более того, 81,8% из числа опрошенных считает, что своевременность, объективность, реальность оценки и преодоление формализма в ее осуществлении являются одним из основных условий повышения эффективности управления военно-правовым воспитанием. В то же время на вопрос «Обладаете ли Вы необходимыми знаниями об оценке эффективности управления военно-правовым воспитанием?» 66,9% ответили, что испытывают недостаток таких знаний. Во многом отсутствие и недостаток таких знаний ведут к тому, что оценка осуществляется часто на эмпирическом уровне, а это приводит к так называемой субъективи-рованности и эмоциональной окраске. Подобные обстоятельства не позволяют исследовать механизм управления военно-правовым воспитанием, устанавливать уровень соответствия системы воспитания современным требованиям военной практики, а также не дает возможности выявить отклонения функционирования системы управления, что, в свою очередь, нивелирует объективность оценки.
Управление системой военно-правового воспитания как объективно развивающийся процесс имеет свои закономерности. Анализ теоретических положений и практики показывает, что основными закономерностями, отражающими существенные, повторяющиеся связи межу элементами и структурой управления системой военно-правового воспитания курсантов, являются: соответствие цели управления задачам, содержанию и организации целенаправленных воспитательных воздействий, руководству самовоспитанием будущих офицеров; соответствие управляющих воздействий субъектов управления мотивам, установкам и внутренним возможностям объекта воспитания; соответствие управления и самоуправления системы военно-правового воспитания вуза и входящих в нее подсистем.
Эффективное управление системой военно-правового воспитания предполагает учет субъектами управления указанных закономерностей. Это позволит из множества вариантов воспитательных задач выбирать наиболее оптимальные, разрешающие возникшие трудности. Неучет закономерностей приводит к тому, что выбор вариантов становится случайным, он не уменьшает, а усиливает стихийный характер процесса управления военно-правовым воспитанием. Процесс военно-правового воспитания в военно-учебном заведении осуществляется в неразрывном единстве с обучением. Это две стороны единого целого в подготовке будущего офицера. Определяющими чертами духовного мира военного человека являются: глубоко осознанная готовность к вооруженной защите Родины, безупречная дисциплинированность, бдительность, отличное знание военного дела. Все эти черты формируются в едином процессе военно-правового воспитания и обучения. Поэтому проблема воспитания в ходе проведения учебных занятий приобретает особую актуальность.
При этом необходимо учитывать, что различные учебные дисциплины неодинаково соотносятся с военно-правовым воспитанием. Есть такие дисциплины, которые по своему назначению во многом совпадают с ним. Например, изучение общевоинских уставов, строевая подготовка формируют качества, которые должны быть присущи человеку, надевшему погоны, а значит, целиком входят в сферу военно-правового воспитания. В целом же, подобно тому, как не может быть обучения, которое не решало бы задач формирования у военнослужащих высоких профессиональных качеств, так и немыслимо военно-правовое воспитание без активного и действенного влияния на овладение личным составом военным делом.
Однако опыт вузов и воинских частей показывает, что воспитательные возможности учебного процесса используются не полностью. Этот недостаток проявляется главным образом в том, что на занятиях решение воспитательных задач преднамеренно и сознательно не ставится.
В ходе исследования, проведенного в военно-учебных заведениях и частях, установлено, что только 18% преподавателей и командиров военных дисциплин четко определяют воспитательные цели занятий, 52% определяют их нечетко, 26% не определяют совсем. Эти данные убедительно говорят о недостаточном использовании воспитательных возможностей учебных дисциплин в ходе их преподавания. Философия определяет, что категория «возможность» отражает существующие в предметах, процессах тенденции, которые при определенных условиях способны воплотиться в жизнь, породить нечто иное, новое. Это то, что может произойти необходимым или случайным образом. Следовательно, воспитательные возможности учебного процесса - это существующие в его организации, в учебных дисциплинах, каждой теме воспитательные тенденции, которые только при определенных условиях способны воплотиться в жизнь. Обучение носит истинно воспитательный характер тогда, когда оно четко и конкретно исходит из воспитательных возможностей, аспектов учебных тем, когда определяются и формируются воспитательные цели каждого занятия, тщательно отбирается высокопробный и научно-обоснованный учебный материал.
Это требует от организаторов данного процесса сознательного подхода к их выявлению, а также к созданию необходимых условий для их успешной реализации. В связи с этим, весь учебный курс предметов должен быть всесторонне продуман с точки зрения внутренней логики военно-правового воспитания военнослужащих. Каждая группа учебных дисциплин, каждый предмет содержит в себе разнообразный материал для решения воспитательных задач. В свою очередь каждая тема учебной дисциплины содержит свои неповторимые возможности для военно-правового воспитания.
Рассмотренные проблемы военно-правового воспитания будущих офицеров, с одной стороны, говорят об их актуальности, а с другой - подчеркивают необходимость их теоретического и практического решения для повышения эффективности военно-правового воспитания в вузах.
Литература
1. Гаврилов В. Сухопутные войска: взгляд в ХХ1 век // Зарубежное военное обозрение. - 1998. - №7. -С.14-17.
2. Насиновский В. Е. Вооруженные конфликты. Поиск решений / под ред. А. Г. Горлова. - М.: Объединенная редакция МВД, 1996. - 128 с.
3. Лiбiкi М. Що таке шформацшна вшна? // Вшсько Украши. - 2014. - №4. - С.26-28.
4. Зеленков М. Ю. Морально-психологический фактор и обороноспособность страны // Военная мысль. - 2000. - №2. - С.61-64.
5. Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ. - Киев: МАУП, 2003. - 368 с.
6. Вшськове виховання: iсторiя, теорiя та методика / за ред. В. В. Ягупова. - К.: Graphic Paging, 2002. -
506 с.
7. Коврижных И. В. Анализ и оценка эффективности управления в организации. - Барнаул: АФСИ-БАГС, 2006. - 86 с.
8. Козловець М. А., Федоренко В. О., Копитова I. В. Соцюлопя: кредитно-модульний курс. - Житомир: Вид. ЖДУ iм. I. Франка, 2013. - 492 с.
References
1. Gavrilov V. Sukhoputnye voiska: vzglyad v XXI vek [Ground Forces: a Look into the 21st Century]. Za-rubezhnoe voennoe obozrenie - Foreign Military Review. 1998. No. 7. Pp. 14-17.
2. Nasinovskii V. E. Vooruzhennye konflikty. Poisk reshenii [Armed Conflicts. Search for Decisions]. Moscow: Joint Edition of Ministry of Internal Affairs, 1996. 128 p.
3. Libiki M. Shcho take informatsiina viina? [What is Information Warfare?]. Viis'ko Ukraini - The Army of Ukraine. 2014. No. 4. Pp. 26-28.
4. Zelenkov M. Yu. Moral'no-psikhologicheskii faktor i oboronosposobnost' strany [Moral and Psychological Factors, and the Country's Defense]. Voennaya mysl' - Military Thought. 2000. No. 2. Pp. 61-64.
5. Surmin Yu. P. Teoriya sistem i sistemnyi analiz [Systems Theory and System Analysis]. Kiev: Interregional Academy of Personnel Management Publ., 2003. 368 p.
6. Viis'kove vikhovannya: istoriya, teoriya ta metodika [Higher Education: History, Theory and Methodology]. Kiev: Graphic Paging, 2002. 506 p.
7. Kovrizhnykh I. V. Analiz i otsenka effektivnosti upravleniya v organizatsii [Analysis and Evaluation of Management Effectiveness in Organization]. Barnaul: AFSI-BAGS Publ., 2006. 86 p.
8. Kozlovets' M. A., Fedorenko V. O., Kopitova I. V. Sotsiologiya: kreditno-modul'nii kurs [Sociology: Credit-modular Course]. Zhitomir: I. Frank Zhitomir Sovereign University Publ., 2013. 492 p.