Научная статья на тему 'Проблемы внедрения специальных федеральных образовательных стандартов'

Проблемы внедрения специальных федеральных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / SPECIAL FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS / ТЬЮТОР / TUTOR / ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PROBLEMS OF EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уромова Светлана Евгеньевна, Медведева Елена Юрьевна

Содержание статьи раскрывает основные проблемы, возникающие при внедрении специального федерального государственного образовательного стандарта в образовательные организации. Спектр описываемых трудностей вариативен и касается как правовых аспектов, так и обеспечения организационно-педагогических условий реализации требований Стандарта нового поколения. Данные примеры могут послужить отправной точкой при детализации методических и иных сопроводительных документов, облегчающих процесс внедрения инноваций в образовательную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уромова Светлана Евгеньевна, Медведева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения специальных федеральных образовательных стандартов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Problems of implementation of special federal educational standards Uromova S.1, Medvedevа E.2 Проблемы внедрения специальных федеральных образовательных

стандартов Уромова С. Е.1, Медведева Е. Ю.2

'Уромова Светлана Евгеньевна / Uromova Svetlana - старший преподаватель;

Медведева Елена Юрьевна /Medvedevа Elena - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород

Аннотация: содержание статьи раскрывает основные проблемы, возникающие при внедрении специального федерального государственного образовательного стандарта в образовательные организации. Спектр описываемых трудностей вариативен и касается как правовых аспектов, так и обеспечения организационно-педагогических условий реализации требований Стандарта нового поколения. Данные примеры могут послужить отправной точкой при детализации методических и иных сопроводительных документов, облегчающих процесс внедрения инноваций в образовательную систему.

Abstract: the content of the article reveals the main problems encountered in the implementation of special Federal state educational standard in an educational institution. The range of the described difficulties of variability and applies to both legal aspects, and provision of organizational-pedagogical conditions of realization of the requirements of the new generation. These examples can serve as a starting point for detailing methodological and other supporting documents to facilitate the process of implementation of innovations in educational system.

Ключевые слова: специальный федеральный государственный образовательный стандарт, организационно-педагогические условия, тьютор, проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Keywords: special Federal educational standard, the organizational-pedagogical conditions, tutor, problems of education of children with disabilities.

Федеральный закон об образовании значительно расширил возможности реализовать право на получение образования всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при обязательном создании специальных условий для получения образования указанными обучающимися. Специальные условия, согласно ст. 79 ч. 2. ФЗ-273, включают в себя «использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» [4]. Статья является новацией образовательного законодательства, т.к. до этого положения образовательных законов не содержали самостоятельных норм, касающихся организации получения образования лиц с ОВЗ. Данные положения послужили основанием для начала глобальных перемен в сфере образования в целом и специального, в частности.

Этап модернизации системы образования лиц с ОВЗ заключается как в смене общей концепции педагогической системы, так и затрагивает абсолютное большинство звеньев образовательных условий на этапе проектирования и организации процесса обучения и воспитания. Такие существенные изменения на этапе внедрения в практику даже в условиях разработанности ключевых позиций и при наличии методических рекомендаций, сопровождающих данный процесс на местах, порождает проблемы различного характера, что естественно на этапе апробации инноваций.

В данной статье мы попытались проанализировать причины проблем внедрения специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) в образовательный процесс, опираясь на обобщение обращений со стороны педагогов общеобразовательных и коррекционных образовательных учреждений по вопросам организации обучения детей с ОВЗ в соответствии со Стандартом.

Наименьшее количество вопросов связано с концептуальными положениями и методологическим обеспечением на этапе проектирования адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП). Однако анализ организационно-педагогических условий реализации СФГОС на разных этапах образования подтвердил наличие вариативных трудностей в образовательной практике. Остановимся на наиболее актуальных, по мнению педагогов и представителей административного штата образовательных организаций г. Нижнего Новгорода [1].

1. Недостаточность разработанности документации, регулирующей нормативно-правовые отношения образовательной организации и законных представителей ребенка в отношении спецификации образовательных условий и индивидуализации образовательного процесса в соответствии с возможностями ребенка. Согласно методическим рекомендациям, достаточно подробно раскрывающим механизмы внедрения СФГОС, для достижения максимального эффекта образовательных результатов организация обязана обеспечить сопровождение ребенка с ОВЗ квалифицированными кадрами. Среди квалификационных требований к педагогу, «ведущему» обучение ребенка с ОВЗ, обязательным является наличие специальной подготовки по соответствующей программе. Однако, практика показывает, что уровень курсов повышения квалификации не обеспечивает учителей необходимым объемом знаний в области специальной педагогики и психологии: в этом случае требуется профильная переподготовка. В сложной социально-экономической ситуации региональный и муниципальный бюджет не располагает денежными ресурсами в необходимом объеме на дополнительное профильное образование педагогов. Данная проблема порождает дефицит кадровых условий.

2. Анализ мнения родителей показал психологическую неготовность к интеграции детей с ОВЗ в систему общего образования. Более того, проведенный опрос среди родителей продемонстрировал крайнюю ригидность установок относительно самого нахождения такого учащегося в условиях класса. В пользу данного показателя говорит резкое увеличение количества жалоб родителей (законных представителей) на снижение качества образовательных услуг в так называемых инклюзивных классах. Исключение составляют коррекционные образовательные учреждения и общеобразовательные организации, участвующие в реализации государственного проекта «доступная среда». Данный факт свидетельствует о низкой дефектологической культуре и об отсутствии единого механизма специальной психологической подготовки взрослого населения к внедрению инклюзивной практики на государственном уровне.

3. С проблемой дефицита кадрового потенциала связана еще одна проблема - обеспечение ребенка с ОВЗ тьюторским сопровождением. В методических рекомендациях по совершенствованию процесса внедрения СФГОС в практику образования подробно раскрыта роль тьютора, ассистента, помощника, сопровождающего в обеспечении необходимых организационно-педагогических условий реализации АООП. При этом среди обязательных квалификационных требований фигурирует наличие диплома о профессиональной переподготовке по соответствующей программе [2, с. 29-42]. Анализ услуг в сфере профессионального образования по Нижегородской области показал отсутствие направления подготовки будущих тьюторов, что подтверждает неукомплектованность и дефицитарность кадровых условий на этапе внедрения СФГОС в широкую практику. Кроме того, анализ единичных методических разработок в области нормативно-правового обеспечения специфических образовательных условий и механизмов внедрения Стандарта нового поколения демонстрирует наличие неразработанности нормативного оформления тьюторской работы, в том числе, создания системы оплаты труда. Отсутствие единого механизма включения в штатное расписание образовательной организации, реализующей АООП, дополнительных ставок тьютора и материального стимулирования качества работы последних порождает вариативность проблемных ситуаций на региональном уровне.

Опыт использования в образовательных организациях родителей (законных представителей) в качестве тьюторов, ассистентов не дал положительных результатов. В большинстве случаев родители подменяли истинное содержание деятельности тьютора в реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка с ОВЗ личностными привнесениями и непосредственным вмешательством в организацию всего процесса обучения,

что негативно сказывалось не только на качестве предоставляемых услуг, но и снижало степень психологического комфорта нахождения учащихся в классе.

4. Необходимость изменений инфраструктуры образовательной организации, реализующей АООП с учетом минимальных требований оснащенности учебного процесса, породило сразу несколько серьезных проблем. Это касается, прежде всего, пространственно-временной организации среды обучения детей с ОВЗ и связано с дефицитом как специально оборудованных кабинетов, так и с созданием аудиально-визуализированной информации, обеспечивающей доступность последней. Во многих учреждениях до сих пор отсутствует доступная среда, которая обеспечила бы беспрепятственный доступ ребенка с ОВЗ ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации.

5. Следующая проблема связана также с материально-техническим обеспечением реализации АООП. Существенные изменения самого содержания образования, появление новых предметов, сокращение традиционных в структуре образовательных областей и коррекционной подготовке порождают необходимость в создании учебно-методических комплексов. Это усугубляется отсутствием четких единых требований к содержанию программного материала, отсутствием учебников и методических разработок в области отдельных предметов. Сокращение учебной нагрузки по основным предметам на фоне сохранения требований к прохождению программ породило проблему несоответствия качества образования возможностям обучающихся. Данная проблема особенно остро обозначилась в отношении обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при наличии общей тенденции к отягощению контингента соответствующих коррекционных школ.

6. СФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) значительно расширил возможности получения образовательной помощи различным категориям детей этой группы, включая детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, главным образом, за счет разработки специальных индивидуальных программ развития (СИПР) и гибкой системы образовательного маршрута [2]. Практическое внедрение такой образовательной траектории требует наличия гибкого расписания, построенного таким образом, чтобы все специалисты, участвующие в реализации программы сопровождения, имели также рациональное распределение рабочего времени, позволяющего оказывать соответствующие услуги наряду с основной нагрузкой и без ущерба для остальных обучающихся. Вышеобозначенная проблема кадрового обеспечения во многих случаях вызывает определенные трудности составления соответствующего графика рабочего времени именно в образовательных организациях, имеющих более строгие рамки содержания деятельности, в отличие от социально-реабилитационных центров и иных подобных организаций.

Кроме того, при наличии четких методических требований к разработке СИПР, на данном этапе внедрения СФГОС отсутствуют единые требования к ведению основной документации, в частности классного журнала, т.к. в большинстве случаев обучающиеся по СИПР находятся во время учебного процесса в классе, т.е. в условиях классно-урочной системы.

Таким образом, обзор основных обращений, поступающих от педагогов и административного штата образовательных учреждений, выявил наличие ряда проблем, для решения которых необходимы не только выработка единой системы требований к обеспечению организационно-педагогических условий реализации СФГОС непосредственно на местах, но и рассмотрение правовых, трудовых отношений на уровне государственного регулирования.

Литература

1. Предложения и рекомендации по внедрению специальных федеральных образовательных стандартов, в том числе по совершенствованию нормативной и методической базы, описание механизмов внедрения СФГОС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/11-08.11.2014.pdf/ (дата обращения: 27.11.2016).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации № 1599 от 19 дек. 2014 г. М., 2014. 83 с.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). Ч. 2. Ст. 79.3 // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.