УДК 658.1
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК В РОССИИ
М. Л. Каллаур Научный руководитель - Е. С. Смолина
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: margoka19@hotmail.com
Рассмотрены проблемы внедрения инновационных разработок российского промышленного производства, а также способы и пути реализации программ привлечения молодых специалистов в сферу инженерии страны.
Ключевые слова: инновационные разработки, инновации, российское производство, промышленность.
THE PROBLEMS OF IMPLEMENTING INNOVATIVE DEVELOPMENTS IN RUSSIA
M. L. Kallaur Scientific supervisor - E. S. Smolina
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: margoka19@hotmail.com
The article deals with the problems of introducing innovative developments in Russian industrial production, as well as ways and means of implementing programs to attract young professionals to the field of engineering in the country.
Keywords: innovative developments, innovations, Russian production, industry.
Современное общество не мыслит свое существование без техники и результатов научных разработок, которые прочно внедрились в наш быт, делая его комфортнее и проще. Поступление в пользование технических новинок, всевозможных гаджетов и разнообразных девайсов обеспечивает развитие научно-технического прогресса, как процесса качественного совершенствования и количественного роста всех составляющих общественного производства -технологий, ранее выпускаемой продукции, квалифицированных работников производства, а также модернизация методов их соединения в производственных процессах на основе достижений науки, техники. Развитие быстрыми темпами привело к многочисленным достижениям и внедрению их в повседневной жизни, бизнесе, производстве [1].
Российские ученые и инженеры неоднократно идут вдогонку за иностранными разработками, имеющими успех на рынке. Тем не менее, технологические разработки аналогов все же не доходят до этапа реализации. Рассмотрим примеры и причины провала самых громких российских проектов.
1. "Ё-мобиль" - заглох на старте.
Задумка: разработки народного автомобиля, работающего на электричестве, стартовали в 2010 году. Уже через полгода появилось три образца: фургон, кросс-купе, хетчбэк. Более 200 тысяч человек оформили предзаказ. Ценник на пока еще не существовавший отечественный
Секция «Инновационная деятельность промышленных предприятий»
электрокар установили в диапазоне от 360 до 490 тысяч рублей. Но каждый год запуск производства откладывался. Компания слишком увлеклась техническими разработками, видением автомобиля в целом, вместо того чтобы пустить его хотя бы в мелкую серию.
В 2014-м появился первый обладатель, который спустя три года объявил, что агрегат сломался - «осыпался» аккумулятор. К тому моменту проект уже закрыли: запустить производство так и не удалось, «Ё-мобиль» планировался как супермассовый продукт, но организовать масштабное производство требовало слишком много денег.
2. «Спутник» - не вышел на заданную орбиту.
Задумка: идея создать государственный поисковик «Спутник» нашла поддержку на самом высоком уровне. В 2011 году к этой работе приступил «Ростелеком». Фишками поисковика «Спутник» должны были стать встроенная защита от деструктивной и неправдивой информации, а еще встроенное взаимодействие с государственными органами. С самого начала было понятно, что проект дорогой и с туманными перспективами. Создавать структуру, параллельную Яндексу, было нецелесообразно. Чтобы повысить популярность ресурса, его позиционировали как спецпортал, безвредный для детей и стариков. Но статистика не шла ни в какое сравнение с поисковиками-гигантами. Не помог и запуск собственного браузера с функциями «детского режима» и приложением с графиками отключения горячей воды. Почему не получилось: просто государство - неэффективный собственник. В «Спутник» вложили, по разным оценкам, от $20 млн до $52 млн, но официальных данных о финансировании проекта нет. Сегодня сайт по-прежнему активен, но часть сервисов давно не работает. Не стоит списывать разработку со счетов. Западные владельцы того же Гугла могут в любой момент отключить Россию от сервиса. На этот случай у нас будет неизвестный герой «Спутник».
3. Гранит науки пытались перевести в цифру.
Задумка: предлагалось разработать устройство для чтения электронных книг, которое заменило бы привычные пособия. Девайс Plastic Logic 100 для простоты прозвали «русским iPad». Никаких игр и соцсетей, черно-белый экран, батарейки должно было хватать на неделю. Стоить такой чудо-учебник должен был 12 тысяч рублей. В Plastic Logic 100 вложили $150 млн с замахом на широкое производство. Но дальше экспериментального тиража дело не пошло. Второй подход к снаряду совершили уже в 2017-м. Новый девайс имел два экрана, потяжелел во всех смыслах: весило не 300 граммов, как предшественник, а полтора кило и стоило 20 тысяч. Пользователи жаловались, что планшеты долго грузятся, а сенсорные экраны теряют чувствительность. С тех пор о проекте ничего не слышно. К тому же, реализация путем раздачи такого планшета всем 15 миллионам школьников обошлась бы в 300-600 млрд руб. Притом на закупку обычных учебников выделяется менее 10 млрд рублей в год. Явно тупиковый и безадресный проект.
4. Связь с Родиной
Задумка: разрабатывать отечественный смартфон начали в компании Yota в 2010-м. Через год Yota Devices стала отдельной фирмой. Никакого отношения к нынешнему мобильному оператору не имела. Как водится, поначалу были громкие заявления о полностью российском продукте. Но когда дошло до производства, оказалось, что наша только разработка, а комплектующие - все сингапурские, там же и собирали гаджеты. Зато у первой модели YotaPhone была фишка - два автономных экрана. В 2013-м первый российский смартфон продавался по 20 тысяч рублей. В запуск производства вбухали $50 млн, но за год продали товара только на пятую часть от этой суммы. Второе поколение YotaPhone уже безнадежно уступало конкурентам по техническим параметрам. Разочарованные акционеры избавились от компании, продав ее китайцам. Там продажи тоже не пошли, и весной 2019-го было объявлено о банкротстве [ 1].
Мы не можем с уверенностью утверждать, что дело в качестве составляющих либо в недостаточном финансировании, но так или иначе все выполняется людьми, а значит,
человеческий фактор играет немаловажную роль. Попробуем разобраться в неудачах российской электроники со стороны производителей.
Создавая рыночную конкуренцию в цене, предприятия обращают мало внимания на компетенцию сотрудников, которую по большому счету нужно как минимум наверстать или вовсе заново создать. Потому как, потребители заинтересованы не только в базовых функциях устройств, но и во внешних данных и прочих второстепенных. Люди прекрасно выполняют работу в авральном режиме, все силы вкладываются в кратковременную проектную, срочную работу, не предполагающую регулярное производство, стабильное качество. Также на непродуктивность работы влияет простая зависть, когда рабочие завидуют более востребованным и высокооплачиваемым специалистам, и не считают свою настоящую работу серьезным делом, списывая ее на временное и не достойное занятие. Хотя в европейских странах и США такого принципа нет, там каждый выполняет свою работу хорошо, рассчитывая в перспективе подняться по карьерной лестнице.
Создатели устройств по передовым технологиям, будь то беспилотный автомобиль или любой другой инновационный гаджет, должны понимать, что для их полного обеспечения должны существовать и соответствующие каналы связи, датчики, системы навигации, управления. Данное обеспечение должно быть создано в ближайшее время, для этого существует стратегия Госкорпорации Ростех, направленная на развитие гражданской диверсификации цифровой экономики в промышленном сегменте [3].
Таким образом основными проблемами инновационных разработок являются отсутствие необходимого набора составляющих для производства, неграмотное и недостающее финансирование, отсутствие квалифицированных специалистов и проблема моральных норм. Для решения нехватки молодых кадров союз машиностроителей России проводит с 2015 года всероссийскую акцию «Неделя без турникетов» с целью привлечения на промышленное производство новых специалистов, ознакомления школьников, студентов и их родителей с работой предприятий, расположенных в их регионе, помочь с профориентацией, уделить особое внимание повышению роли молодых специалистов в развитии промышленности, использованию научного и образовательного потенциала в целях системного вовлечения молодежи в процессы инновационного развития комплекса. Значимость и важность проведения мероприятий доказывают результаты: возросла активность молодых специалистов на предприятиях машиностроительного комплекса, инициативы талантливых инженеров и конструкторов поддержали руководители компаний, многие инновационные проекты уже внедряются в производство [4].
Библиографические ссылки
1. Лобков К.Ю. Оценка рисков инновационных проектов на основе сбалансированной системы показателей // Актуальные проблемы менеджмента в образовании материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». Министерство образования и науки РФ; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2015. - с. 35-40.
2. Комсомольская правда в Красноярке : сетевое издание (сайт). - Москва, 2012 - URL: https://www.krsk.kp.ru/daily/27044.7/4109136/ (дата обращения: 20.01.2020).
3. Вся правда о российской электронике : видеохостинг YouTube, 2005 - URL: https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=Ea_gDoyL8IY (дата обращения: 21.01.2020).
4. Инженеры будущего. Проект Союза машиностроителей России : [электронный ресурс]. - Москва, 2015 - URL: https://enfuture.ru/ (дата обращения: 03.02.2020).
© Каллаур М. Л., 2020