Научная статья на тему 'ОРИЕНТАЦИЯ НА РЫНОК КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА ИННОВАЦИЙ'

ОРИЕНТАЦИЯ НА РЫНОК КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / прибыль / конкурентоспособность / маркетинг / рынок / продвижение / стратегия

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Пайгина

Статья посвящена проблеме эффективности инноваций (нововведений). В ней рассматриваются факторы, влияющие на коммерческий успех инновационных разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРИЕНТАЦИЯ НА РЫНОК КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА ИННОВАЦИЙ»

привлечения трафика и клиентов. Она не только не вызывает негатива, но и способствует повышению лояльности пользователей по отношению к вашему бренду.

Спам часто содержит обман. Тема письма не соответствует тому, что внутри. Ссылки ведут на нерелевантные страницы и т.д. Эта тактика вызывает сильный негатив и может повредить репутации формируемого бренда.

В помощь для адаптации есть на выбор большое количество автоматизированных систем, которые предоставляют различный функционал.

Формирование имиджа предприятия - это искусство, которое требует длительной и трудоемкой работы. Важно стремиться к тому, чтобы желаемый имидж соответствовал реальному. Чтобы созданный образ отвечал требованиям общества и отражал индивидуальность фирмы. С помощью управления имиджем можно воздействовать и управлять эмоциями потребителей, что является основной ценностью в условиях современного рынка.

В наших руках целый ряд инструментов, помогающий формированию имиджа компании или отдельного продукта. Главное, не забывать, что имидж компании - это одна из важнейшей составляющей продаваемости продукта.

А. А. Пайгина Национальный институт бизнеса Научный руководитель - к.э.н., доцент В. И. Жеребцов

ОРИЕНТАЦИЯ НА РЫНОК КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА ИННОВАЦИЙ

Аннотация. Статья посвящена проблеме эффективности инноваций (нововведений). В ней рассматриваются факторы, влияющие на коммерческий успех инновационных разработок.

Ключевые слова: инновация, прибыль, конкурентоспособность, маркетинг, рынок, продвижение, стратегия.

Инновации — ключевой фактор экономического развития современных предприятий и организаций.

В соответствии с международным стандартом инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам[3].

Области инноваций - это все секторы экономики. Например, в сфере услуг - это новшество в самой услуге, её потреблении, предоставлении и производстве, а также в поведении персонала.

Нововведения (инновации) представляют собой основу удовлетворения общественных потребностей [2].

Являясь результатом инновационной деятельности, нововведения в конечном счете способствуют повышению конкурентоспособности производства и эффективному развитию экономики. Более 70 % роста эффективности общественного производства обеспечивается за счет новшеств.

Однако, для многих предприятий, научно-производственных комплексов, организаций, а также для отдельных подотраслей (отраслей), успешно функционирующих в настоящее время, инновации (нововведения) могут представлять определенную угрозу.

Они могут разрабатывать и осваивать различные новшества, но одновременно проявлять неспособность предвидеть последствия новых научно-технических достижений, удерживаться на необходимом уровне и направлениях инновационной деятельности. Это нередко приводит, несмотря на попытку обеспечить эффективность (в частности, прибыльность) работы, основанной на результатах инновационных решений, к ухудшению финансово-экономических показателей, потере занимаемой доли рынка и в конечном счете даже к банкротству. Таких примеров немало.

Все это дает основание для вывода о том, что ухудшение финансово-экономического состояния предприятий (фирм) и подотраслей не является следствием исключительно отсутствия инноваций (нововведений). Здесь проблема не только в самих нововведениях (инновациях) как таковых, а прежде всего в эффективном управлении нововведениями, ориентированном на определенный показатель (например, на прибыль) или показатели. Об этом в известной мере свидетельствуют следующие цифры. Лишь 10 % инновационных разработок достигают коммерческого успеха, а доля неудачных разработок составляет 90 % [2].

На эффективность (коммерческий успех) инноваций влияние оказывает множество факторов. К основным относятся:

1) Степень ориентации инноваций на требования рынка;

2) Эффективность системы отбора и оценки инновационных проектов, которые будут финансироваться;

3) Эффективность управления инновационными проектами и их контроль;

4) Разнообразие источников творческих идей для инноваций;

5) Степень адаптивности, восприимчивости организации к нововведениям;

6) Степень сопротивляемости (групповая, индивидуальная) нововведениям.

Одним из важнейших факторов является ориентация на рынок. При этом одна из задач - налаживание взаимосвязей между сферой НИОКР и маркетингом. Здесь возникают проблемы, связанные с коммуникационными трудностями и особенностями организационной структуры предприятий (компаний), скорее препятствующими, нежели способствующими установлению эффективных взаимосвязей между работниками, занятыми НИОКР, и специалистами по маркетингу.

Известно, что идеи создания новшеств (продуктовых и др.) обычно возникают либо как следствие потребностей рынка («рыночный толчок»), либо внутри подразделений НИОКР («технологический толчок»). Мнения о том, какой из двух путей наиболее эффективен, часто противоположны. Практика стран с развитой рыночной экономикой показывает, что от 25 до 35 % всех идей, лежащих в основе нововведений, зародились внутри подразделений НИОКР. Каким бы ни было их точное соотношение, ясно, что и НИОКР, и маркетинг служат главными источниками идей, развитие которых наталкивается на слабые коммуникации и недостаток взаимопонимания. Противопоставление этих двух источников творческих идей создания новшеств было бы ошибочным. Необходимо плодотворное взаимодействие технических и рыночных аспектов, достигаемое путем организации тесных контактов между службами.

Рассмотрим инновационный продукт - российский смартфон YotaPhone. Направлением реализации российского смартфона стало создание уникального смартфона, который смог бы конкурировать с крупнейшими международными брендами, такими как Apple и Samsung. Компания стремилась построить на этой основе успешный глобальный бизнес. YotaPhone - 100% российское изобретение.

Отличительной особенностью гаджета стало наличие двух экранов, что по идее разработчиков должно было решить проблему экономии заряда. YotaPhone имел весьма привлекательный вид и упаковку 2-х экранов на тот момент ни у одного аппарата на рынке не было, а стильный чемоданчик, в котором поставлялся смартфон, добавлял баллов. Технические характеристики были на достаточно высоком уровне. При этом цена смартфона была сопоставима с гаджетами крупнейших международных компаний - 19 990 руб., что ставило перед потенциальным покупателем возможность выбора: YotaPhone, iPhone или Samsung Galaxy. Таким образом Yota Devices ориентировалась на международный рынок. Вторая версия вышла на рынок в декабре 2014 года. Стоимость аппарата составила 21 990 руб. В 2017 году планируется выход двух новых моделей - YotaPhone 3 и YotaPhone 3 Plus. Компания стремится расширить свой продуктовый ассортимент, чего раньше не делала. Оба устройства в категории «дороже 20 000 руб.

Несмотря на все плюсы продукта, его продажи оказались не слишком значительными. По данным компании Rex Global, за все время с момента начала продаж и по конец сентября 2015 г. Yota Devices продала более 63 000 устройств. А к концу 2015 года - 96 000. При этом учитываются продажи YotaPhone и YotaPhone 2. Цифры весьма скромные по сравнению с лидерами рынка.

Проведем анализ конкурентоспособности продукта YotaPhone на основе оценки по пятибалльной шкале.

В качестве критериев оценки выбраны следующие показатели: качество, цена, имидж, информированность.

Успешное продвижение товара на рынок возможно в случае, если «базовые ценности» продукции, представленные стандартными показателями цены и

качества, сочетаются с дополнительными ценностями: имиджем, информацией о ценности товара (в рекламе, высказываниях потребителей).[1] Поэтому для оценки конкурентоспособности были выбраны эти критерии. Анализ конкурентоспособности смартфона YotaPhone представлен в таблице 1. Оценка была проведена по 5-ти бальной шкале:

Высокий уровень - 5 баллов;

Повышенный уровень - 4 балла;

Средний уровень - 3 балла;

Уровень ниже среднего - 2 балла;

Низкий уровень - 1 балл.

Таблица 1

Анализ конкурентоспособности YotaPhone

Производители/баллы

Критерии Sa msung Yota Devices Apple

1.Качество товара 4 4 4

2.Стоимость (при- 4 2 3

влекательность цены)

З.Имидж 4 1 5

4 .Информированност 4 2 5

ь о товаре

Итого: 16 9 17

сумма баллов

Анализ показал, что у компании Yota Devices довольно слабые по сравнению с ближайшими конкурентами позиции.

Как видно из таблицы 1, продукт Yotaphone значительно отстает от своих главных конкурентов по таким критериям, как информированность, имидж, цена.

Компания только вышла на рынок и уже установила цены, как у мировых лидеров. Более того, в отличие от конкурентов у организации несформирован-ный имидж, что очень влияет на успешнее продвижение. А так же слабая рекламная кампания. А реклама, в свою очередь, является двигателем торговли.

Известно, что Yota Devices потратила средства на выпуск и рекламу - 50 млн руб, в то время как Apple тратит только на рекламу 97 млн долл. , а Samsung - 80 млн долл.

Все это показывает слабость маркетинговой деятельности компании. А маркетинг и его связь с НИОКР - основа коммерческого успеха инноваций.

Как уже говорилось выше, для обеспечения конкурентоспособности инновационных продуктов, необходимо плодотворное взаимодействие технических и рыночных аспектов, достигаемое путем организации тесных контактов между службами.

Основной концепцией маркетинга считают исследования рынка, поиск конкурентных стратегий для развития предприятия. Комплекс инновационного маркетинга представляют как разработку стратегической направленности, осуществление анализа рынка и оперативного маркетинга.[4]

Основной особенностью инновационного маркетинга является распределение и разработка стратегического направления, которое связано с выходом товаров и услуг на рынок, выделение конкретных последовательных этапов.

Компаниям (организациям), занимающимся инновациями необходимо придерживаться следующего алгоритма в своей деятельности:

1. Изучение макроэкономических процессов в государстве: темпы развития инфляции, платежеспособность населения, состав этой платежеспособности и темпы ее развития, политическая обстановка, изменения в системе налогообложения, масштабы производства однотипной продукции и др.

2. Проведение конкретного и точного анализа конкурентоспособности продукции. Основная ориентация этого этапа направлена на изучение потребительского спроса, с помощью проведения анкетирования или опросов в торговых точках. После проведения данных процедур проводиться анализ, при которым определяется вид продукции (его качества, стоимость), который будет более востребован на конкретном рынке.

3. Исследование конкурентных свойств продукции и представление его позиций между однотипными товарами.

4. Проведение "портфельного анализа", который основывается на исследовании всех видов предпринимательской деятельности и выделение наиболее рентабельных из них. Эти действия предназначены для продвижения продукции, наиболее конкурентоспособной и привлекательной для потребителей, с помощью разработки стратегии инновационного маркетинга. После чего осуществляется воплощение в жизнь выбранной стратегии, которая предусматривает получение максимальной прибыли. При этом необходимо четко определить товар, подлежащий реализации, установление оптимальных цен (при которой будет достигаться оптимальная прибыль, и, в то же время, она будет достаточно привлекательна для потребителей), выбор способов реализации и сегмент рынка, на котором будет, осуществляется его распространение.

Таким образом, компании, следуя этому алгоритму, смогут обеспечить свое успешное функционирование на рынке.

Список использованных источников и литературы:

1. Лифиц И. М. / Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие

- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009.

2. Мухамедьяров А.М. / Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. - 2-е изд.: М.: ИНФРА-М, 2008.

3.Палей Т.Ф. / Инновационный менеджмент: учебное пособие - 2-ое изд., перераб. доп. - Казань: Изд-во «Фолиантъ», 2011.

4 .https: //utmagazine.ru/po sts/9280-innovacionnyy-marketing

5. http://yotaphonex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.