Научная статья на тему 'Проблемы внедрения информационных технологий в процессы пассажироперевозок автомобильным транспортом'

Проблемы внедрения информационных технологий в процессы пассажироперевозок автомобильным транспортом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения информационных технологий в процессы пассажироперевозок автомобильным транспортом»

Турпищева М.С. , Селюкова Н.А. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЫ ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

К недостаткам управленческого аспекта деятельности городских автобусных пассажирских перевозок относятся: неэффективность реформы 19 90-х годов существовавшей тогда системы отношений участников рынка перевозок, суть которой, по существу, свелась лишь к переносу ответственности за организацию транспортного обслуживания с государства на органы исполнительной власти города, причем без предоставления им соответствующих полномочий и определения источников финансирования; неадекватный контроль за деятельностью частных перевозчиков со стороны городских властей; отсутствие обмена аналитической информацией между операторами рынка, научно обоснованных и форматизированных методов решения общих задач системы управления, систем стандартов качества обслуживания населения, а также формирования эффективной системы "городского заказа". Муниципальные власти, в первую очередь преследующие цель минимизации бюджетных затрат, практически не вспоминают о безопасности, комфортности и качестве перевозок. В то же время и сам перевозчик, компенсируя свои затраты, старается сделать свой бизнес как можно более непрозрачным для органов исполнительной власти.

Данная ситуация ведет к хаосу на рынке услуг, негативно отражается на их потребителе — пассажире.

Немало проблем и в эксплуатационном обеспечении работы предприятий. Это сложности с приобретением запасных частей и их оплатой; изменение всей системы покупки подвижного состава; несоответствие возможностей предприятий запросам города; нерациональность структуры, изношенность автобусного парка и сокращение его численности.

На качестве автобусных пассажирских перевозок сказываются и градостроительные факторы: отсут-

ствие эффективных программ модернизации улично-дорожной сети и механизмов, способствующих урегулированию вопросов перенасыщенности центра города; рост плотности транспортных потоков и, как следствие, снижение эксплуатационной скорости автобусов; медленное строительство мостов и транспортных развязок.

Большое число негативных факторов вызывают необходимость радикального реформирования системы управления городским пассажирским транспортом, совершенствованию форм взаимодействия между его управляющими структурами и частными перевозчиками на основе новой нормативно-правовой базы, позволяющей обеспечить достаточно высокий уровень транспортного обслуживания всех социальных групп населения, безопасность и экологичность услуг, создание условий, привлекательных для инвесторов.

Успешному решению данной проблемы может способствовать практическая реализация и дальнейшее развитие научно-исследовательских работ в области совершенствования эффективных методов эксплуатации пассажирского автотранспорта и выбора оптимальной системы управления применительно к конкретно складывающейся обстановке с целью обеспечения эффективности безотказной работы транспорта.

Инновационным подходом решения этих проблем может являться внедрение информационных технологий на транспорте.

Ступени внедрения информационных технологий представлены на рис. 1.

1 Спутниковые навигационные системы

2 ГИС - технологии

3 Интеллектуальные транспортные системы

4 Моделирование транспортных потоков —► имитационное моделирование

Рис. 1. Информационные технологии на транспорте.

Разработка маршрутов, параметров движения, характеристик транспортных средств, потребностей пассажиров необходимо осуществлять непосредственно в местных условиях на основе соответствующих моделей и мониторинга. Это позволяет уточнить нормативные показатели пассажироперевозок по каждому маршруту и разрабатывать перспективные стратегии.

Автоматизированная система, способная в реальном времени отслеживать текущие координаты транспортных единиц, их движение по маршруту, возможность учета объемов грузов и пассажиропотоков необходима для повышения уровня рентабельности перевозок и соответствия критериям качества.

Фактическое состояние пассажирского транспорта в каждый момент наблюдения, наличие пассажиров на остановках, время ожидания, интервалы прибытия могут контролироваться системами типа GPS, ГЛО-НАСС. Сигналы контрольной системы поступают в систему управления, и рассогласование их с нормативными показателями движения на маршруте диспетчеру позволяет принимать своевременные локальные решения.

В рамках соглашения, подписанного между Правительством Астраханской области и Федеральным космическим агентством (Роскосмос) в июле 2009 года была создана региональная навигационноинформационная система Астраханской области (РНИС АО).

Соглашение определяет основные направления взаимодействия в сфере развития и использования космических систем, средств и технологий и сотрудничества по созданию региональной навигационноинформационной системы Астраханской области.

Система в настоящее время включает в себя режимы мониторинга расхода топлива и позиционирование транспортного средства с помощью навигационных систем. Однако необходимо дальнейшее развитие цифрового картографического обеспечения с актуальным адресным слоем.

Переход к интеллектуальным информационным транспортным системам требует создания региональных логистических центров, построенных по принципу многоуровневой иерархии (рис. 2)

Рис. 2. Организационная структура контроля пассажирским транспортом

Система принятия решений и управление в режиме текущего времени базируется на определении рассогласований сигналов с бортовых датчиков транспортных средств и нормированных значений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власов В.М. Использование систем телематики для управления движением общественного пассажирского транспорта//Материалы конференции «Реализация политики в области устойчивого развития городского транспорта. Опыт России и СНГ». Москва, 2004г.

2. Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов. - 5-е

изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 2001. - 247 с.

3. Нургалиев Е.Р., Турпищева М.С. К вопросу определения показателей качества работы муниципальной транспортной системы.// Надежность и качество: труды Международного симпозиума: в 2-х т./ под ред. Н.К. Юркова.- Пенза: Информационно-издательский центр ПензГУ, 2008. - 2 т. - с. 312-314

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.