УДК 656.1+656.6
М. С. Турпищева, Н. А. Селюкова
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ
Современное состояние пассажирских перевозок в городах и муниципальных образованиях на территории России характеризуется множеством неблагоприятных факторов для всех участников движения - как пассажиров, так и перевозчиков.
Перегруженность городских улиц, заторы, вызванные увеличением количества личных транспортных средств, рост числа ДТП, ухудшение экологии вызывают необходимость в реорганизации управления транспортными потоками, в частности пассажирскими перевозками общественным транспортом, находящимся в ведении региональных и муниципальных органов власти и частных компаний.
В течение длительного времени в России приоритет в развитии транспортного обслуживания отдавался общественному пассажирскому транспорту, а в качестве расчетного принимался уровень автомобилизации городов - 60 автомобилей на 1 000 жителей. Именно на этот уровень автомобилизации и была создана вся транспортная инфраструктура и система управления дорожным движением.
Темпы автомобилизации российских городов дают основание ожидать значительного роста уровня автомобилизации, который уже увеличился в 1,5 раза в среднем по сравнению с расчетным, что требует пересмотра всей стратегии развития городов и городского транспорта для перевозки пассажиров.
Улучшения условий движения транспорта в городе на длительную перспективу можно достичь при осуществлении мер градостроительного характера - строительством мостов, тоннелей, пробивкой новых магистралей. Осуществление таких проектов требует значительных финансовых вложений и затрат времени.
Механическое развитие улично-дорожной сети (увеличение ширины проезжей части магистральных улиц, пропускной способности пересечений) не может радикально решить проблему городского движения. Для удовлетворения спроса на передвижение по городу на собственном автомобиле при существующем уровне автомобилизации требуется увеличение пропускной способности улично-дорожной сети не менее чем в 5 раз.
Резкий рост автомобилизации, наблюдающийся в последнее десятилетие во всех городах России, ведет к обострению всего комплекса транспортных проблем: снижению скоростей движения транспорта, заторам, росту аварийности, ухудшению экологических показателей, характеризующих качество городской среды.
Передвижение по городу общественным транспортом при условии жесткого соблюдения графика движения, оптимального построения маршрутной сети и разумной стоимости перевозок могло бы служить основой сокращения использования собственного автотранспорта в гус-тозастроенных районах старой планировки и, как следствие, улучшения обстановки на городских магистралях [1].
Однако соблюдение вышеперечисленных условий, обеспечивающих качество пассажиро-перевозок, может быть достигнуто только путём создания адекватной системы контроля и управления транспортом.
Опыт ряда городов показывает, что значительно смягчить ситуацию позволит комплекс мероприятий, связанных с совершенствованием управления транспортными потоками в городе путём внедрения автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУД) на улично-дорожной сети города. Развитие систем АСУД, наряду с разработкой комплексной схемы организации движения транспорта в пределах города, относится к комплексу первоочередных работ по этому направлению.
Параметры функционирования транспортной системы составляют базу для расчёта показателей её качества. К числу таких параметров, которые могут быть изменены непосредственно, относятся: местонахождение транспортного средства, расход топлива, количество пассажиров, входящих и выходящих на остановках, пассажиропотоки по направлениям, интервалы движения пассажирского транспорта и т. д. [2].
С целью определения этих параметров вводятся в эксплуатацию системы типа GPS и ГЛОНАСС. Сигналы контрольной системы поступают в систему управления. Системы компьютерной поддержки принятия решений позволяют рассчитать критерии, оценивающие состояние и качество обслуживания пассажиров, рассогласование их с нормативными показателями движения на маршруте позволяет принимать своевременные локальные решения в режиме текущего времени. Анализ результатов в течение некоторого времени позволяет принимать стратегические решения по изменению маршрутов, числа транспортных средств на маршруте и т. д. [3].
Сетевая радионавигационная спутниковая система (СРНСС) ГЛОНАСС предназначена для глобальной оперативной навигации приземных подвижных объектов и разработана по заказу Министерства обороны. Система в целом включает в себя три функциональных сегмента: космический сегмент, в который входит орбитальная группировка искусственных спутников Земли (навигационных космических аппаратов), сегмент управления - наземный комплекс управления (НКУ) орбитальной группировкой космических аппаратов и аппаратура пользователей системы (рис.).
Структура системы ГЛОНАСС
Из трёх частей последняя, сегмент пользователей, самая многочисленная. Система ГЛОНАСС является беззапросной, поэтому количество потребителей системы не имеет значения.
Все транспортные средства, работающие в таких системах, оборудуются интегрированными бортовыми электронными блоками, включающими в себя:
- радиостанцию или радиотелефон;
- контроллер (микро-ЭВМ);
- радиомодем;
- приемник глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS;
- ряд дополнительных специализированных устройств для водителя, таких как «тревожная кнопка SOS», дисплей-индикатор, средства подсчета количества пассажиров и др.
Общее направление модернизации обеих спутниковых систем, GPS и ГЛОНАСС, связано с повышением точности навигационных определений, улучшением сервиса, предоставляемого пользователям, повышением срока службы и надёжностью бортовой аппаратуры спутников, улучшением совместимости с другими радиотехническими системами и развитием дифференциальных подсистем.
В рамках соглашения, подписанного между Правительством Астраханской области и Федеральным космическим агентством (Роскосмос) в июле 2009 г., была создана региональная навигационно-информационная система Астраханской области (РНИС АО).
Соглашение определяет основные направления взаимодействия в сфере развития и использования космических систем, средств и технологий и сотрудничества по созданию РНИС АО.
Создание РНИС осуществляется в рамках комплексной целевой программы по борьбе с преступностью в Астраханской области с паритетным финансированием из федерального и регионального бюджетов.
Основной задачей функционирования РНИС АО является создание системы мониторинга и управления транспортными средствами и высокоточного спутникового позиционирования, использующих сигналы глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и GPS.
3l
В рамках проекта произведен монтаж и пусконаладка единого диспетчерского центра, образование четырех диспетчерских пунктов в организациях-участниках проекта для подключения к системе 44 абонентских терминалов ГЛОНАСС/GPS.
После внедрения РНИС по информации, имеющейся в ЗАО «ТрансМастер-Астрахань», осуществляющей мониторинг, отмечается снижение среднедневного пробега и расхода топлива контролируемых автомобилей, что достигнуто за счёт мониторинга соответствующих показателей с помощью системы контроля системами ГЛОНАСС и GPS.
В настоящее время региональная навигационно-информационная система установлена только на машины специальных служб, однако назрела необходимость установки её на пассажирский автомобильный транспорт.
Разумные подходы в организации пассажирских перевозок, основанных на надежности информации, полученной с помощью систем и современных методов управления, позволят увеличить эффективность работы и, соответственно, прибыль транспортных компаний за счёт:
— планирования и анализа маршрутов;
— составления графика движения транспорта;
— отслеживания передвижения транспортных средств;
— планирования сети остановок и станций;
— учёта и анализа происшествий;
— проведения демографического анализа пассажиропотоков;
— реконструкции опасных участков трасс;
— планирования объемов пассажирских перевозок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения: учеб. для вузов. -М.: Транспорт, 2001. - 247 с.
2. Нургалиев Е. Р., Турпищева М. С. К вопросу определения показателей качества работы муниципальной транспортной системы // Надежность и качество: тр. Междунар. симпоз.: в 2 т. / под ред. Н. К. Юркова. -Пенза: Информ.-изд. центр ПензГУ, 2008. - Т. 2. - С. 312-314.
3. Власов В. М. Использование систем телематики для управления движением общественного пассажирского транспорта // Материалы конф. «Реализация политики в области устойчивого развития городского транспорта. Опыт России и СНГ». - М., 2004.
Статья поступила в редакцию 4.05.2010
PROBLEMS OF MOTOR PASSENGER TRAFFIC CONTROL
M. S. Turpishcheva, N. A. Selyukova
The condition of passenger traffic in cities and municipal unions on the territory of Russia is considered. Necessity of improvement of transport stream control in a city introducing the automated control system of traffic is shown. To define the parameters of transport system functioning it is offered to use the GPS and GlONASS systems on the basis of which the system of computer support of decision-making will allow to calculate the criteria estimating the condition and the quality of passengers service, to estimate their mismatch with standard indicators of traffic on the route, to make necessary operating decisions in a mode of current time.
Key words: the motor passenger traffic, the automated control systems, the criteria of transportation quality.