Проблемы влияния досуга на стратегию жизни молодежи в условиях современного Российского общества
Ярычев Муса Увайсович,
ассистент кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela [email protected]
Анализ имеющихся научных подходов к исследованию стратегии жизни позволяет выявить различные аспекты изучаемого явления. Социально-философский подход понимает стратегию жизни как модель личного будущего, воспринимая его как часть общей картины мира. Стратегия жизни характеризует целостность жизненного мира человека, устремленность человека в будущее, его возможность и способность изменять собственную жизнь в соответствии с вызовами времени и общества. Психологический подход позволяет выявить факторы активности и пассивности, которые обуславливают формирование стратегии жизни. С точки зрения данного подхода наличие стратегии жизни рассматривается как проявление определенной жизненной активности и как механизм саморегуляции. Социологический подход позволяет выявить особенности формирования стратегии жизни молодежи, которые определяются социокультурными, социально-экономическими, социально-политическими условиями общества и социально-психологическими особенностями молодежи как социально-демографической группы. Используемые в научном дискурсе такие понятия, как «жизненные стратегии», «жизненные планы», «жизненный сценарий», «жизненный путь» не исчерпывают по отдельности понятия «стратегия жизни», но являются ее инструментальными факторами.
Анализ социологических интерпретаций досуга позволяет концептуализировать досуг как вид деятельности, способствующий удовлетворению потребностей и желаний внутреннего мира молодежи в свободном времени, обусловленный особенностями социокультурного и экономического развития общества в конкретный исторический период времени. Сущность и назначение досуга заключается в том, что благодаря ему у человека создается эффект целостности внутренней картины мира, ощущение полноты жизни. Досуговая деятельность, реализуемая в свободное время, способствует развитию творческого потенциала, самореализации и идентификации молодежи, позволяет освоить типичные для них способы поведения и приоритетные цели. Реализация творческого потенциала посредством досуговой деятельности позволяет нивелировать внутренний дискомфорт и напряжение. Компенсаторная функция досуга заключается в том, что снимается ограничение на свободу выбора и действий.
Выявление и систематизация концептуальных предпосылок осмысления влияния досуга на формирование стратегии жизни молодежи дает возможность сформулировать методологический конструкт, который базируется на следующих теоретических подходах и теориях: 1) со цио структурном и конструктивистском, что позволяет уточнить понятие «досуговое пространство»; 2) теории социализации, социальной адаптации и социальной субъектности молодежи, что позволяет проанализировать обусловленность стратегии жизни молодежи; 3) концептах «нравственное бытие» и «человекоразмеренность спорта», позволяющих обосновать роль восточных единоборств в формировании духовно-нравственного развития как фактора стратегии жизни. Базовым для данного исследования выступает понятие «досуговое пространство», под которым следует понимать разновидность социального пространства, неоднородное и дифференцированное по своей сути, в котором происходит социокультурная организация жизнедеятельности молодежи в свободное время. Досуговая деятельность в данном пространстве обусловлена как занимаемой социальной позицией, обладанием различных видов капитала, так
и представлениями о нем. Досуговое пространство можно рассматривать как пространство возможностей для нравственного и телесного развития, что позволяет при умелой его организации формировать молодое поколение с высоким уровнем патриотизма. С одной стороны, осознанный выбор имеющихся альтернатив обусловлен особенностями социализационного процесса молодежи, ее потребностями и ценностными ориентациями. С другой стороны, именно досуговая деятельность оказывает существенное влияние на становление социальной субъектности молодежи и формирование ее ценностных приоритетов, что обуславливает стратегию жизни молодых россиян. [1]
Молодежный досуг имеет свои особенности, которые значительно отличаются от досуговой деятельности других (младшего и старшего) поколений. Это обусловлено присущими данному возрасту психологическими особенностями и связанными с ними духовными и физическими потребностями. Доминирующий в повседневности тип досуга определяет жизненным мир молодого человека и стратегию его жизни. В зависимости от степени активности можно выделить активный и пассивный досуг. Активный тип досуга является высшим в иерархической ступени досуговой деятельности, т.к. он более разнообразен, богат по содержанию, социально привлекателен и придает жизнедеятельности наибольшую полноту, существенно окрашивая жизненный мир молодежи. Но данный тип досуга пока менее распространен в молодежной среде.[2] По своим последствиям досуг может быть конструктивным и деструктивным. Деструктивность досуга обусловлена его коммерциализацией, увеличением доли развлекательных видов деятельности, что приводит к снижению общего уровня развития личности. Говоря о развивающем и развлекательном типах досугового поведения молодежи можно констатировать, что развивающий тип распространен недостаточно, что обусловлено как психоэмоциональными особенностями молодежи, так и социокультурными и социально-экономическими факторами развития общества.[3]
Динамика стратегии жизни молодежи обусловлена рядом социокультурных и экономических факторов. В начале 90-х годов XX века, одновременно с ухудшением жизни россиян, ценностной транзицией, в массовом сознании молодежи стали укореняться новые стандарты уровня жизни, ориентированные на Запад и доступные ограниченному кругу людей. Одновременно с внедрением завышенных новых стандартов уровня жизни, объяснением причин бедности личными недостатками в обществе сложилось мнение о том, что люди делятся на богатых и успешных, бедных и неуспешних. Стратегия достижения успеха была ориентирована на достижение материального благополучия разными способами и исключения из жизненных планов всего, что этому не способствовало — образования. С середины 90-х годов ситуация начала меняться. Образование стали связывать с будущим материальным благополучием, но оно все еще продолжало уступать по значимости в системе ценностей деньгам. [4]
Одним из назначений развивающего типа досуга является создание условий для становления личности молодого человека посредством формирования мировоззрения и воспитания характера, что обуславливает стратегию жизни молодежи. Во время занятия спортом происходит не только физическое развитие, но и духовное обогащение, развитие нравственных и морально-этических качеств. Среди занятий спортом можно выделить разнообразные виды восточных спортивных единоборств, которые активно включены в жизненное и досуговое пространство молодежи. Сущность восточных единоборств заключается в формировании определенного мировоззрения, опирающегося на такие постулаты, как гармоничный социальный порядок, единство человека и природы развитие личного контроля над психикой. Воспитательная функция восточных единоборств состоит в том, что у молодых людей во время занятий формируется особый тип характера. Наряду с приобретением спортивных навыков формируются основы и черты развитой личности с гуманистическим мировоззрением, формирование нравственно-волевых качеств, гражданствтенности и патриотизма, национального самосознания и толерантности по отношению к другим культурам и народам. Все это будет способствовать, с одной стороны, реализации конструктивными способами таких стратегий жизни, как стратегия жизненного успеха и стратегия
жизненного благополучия, а с другой — формированию активной стратегии жизни. Литература:
1. Ярычев Н.У. Диалог поколений в культурно-цивилизационной системе современной России. Кисловодск, 2015.
2. Ярычев Н.У. Культурная модернизация и изменение стереотипов старшего поколения в системе межпоколенческого взаимодействия //Нана. 2006. № 5. С. 30-35.
3. Ярычев Н.У. Стереотип пожилого человека как элемент влияния на взаимодействие поколений //Нана. 2006. № 7. С. 18-22.
4. Ярычев Н.У. Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Белгородский государственный университет. Белгород, 2007