Столыпинский вестник №2/2023
Научная статья Original article УДК 614.8.084
ПРОБЛЕМЫ ВЕРИФИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ СООБЩЕНИЙ ОБ УГРОЗЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
PROBLEMS OF VERIFICATION IN SOCIAL NETWORKS MESSAGES ABOUT
THE THREAT OF AN EMERGENCY
Наумова Татьяна Евгеньевна, старший научный сотрудник центра «Развития РСЧС» ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) (121352, Москва, ул. Давыдковская, 7, тел. 8(495)287-73-05, e-mail:[email protected], SPIN-код: 3684-7106
Naumova Tatiana Evgenievna, Senior Researcher at the Center "RSChS development" of the Federal State Budgetary Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies of the Ministry of Emergency Situations of Russia" (Federal Center for Science and High Technologies) (7 Davydkovskaya Str., Moscow, 121352, tel. 8(495)287-73-05, e-mail: [email protected] , SPIN code: 3684-7106
Аннотация. Использование социальных сетей для распространения информации, как официальной, так и неофициальной, во время бедствий
Столыпинский вестник
вызывает вопросы о том, как оценить ее достоверность. Благодаря социальным сетям охват распространения официального сообщения может быть значительно расширен, однако при репосте сообщение может быть изменено способами, которые не ожидались или не желались его составителями.
В статье рассматривается технология, которая позволяет использовать подходы к установлению доверия. Например, информация отдельного лица может не заслуживать доверия, но можно добиться большего доверия, если найти несколько отчетов с аналогичной информацией. Существует множество информационных посредников, в том числе многие из тех, кого традиционно не считают официальными источниками новостей, которые при правильной организации работы могут служить надежными источниками в социальных сетях.
Abstract. The use of social media to disseminate information, both official and unofficial, during disasters raises questions about how to assess its reliability. Thanks to social networks, the coverage of the distribution of an official message can be significantly expanded, however, when reposting a message, it can be changed in ways that were not expected or desired by its compilers.
The article discusses technology that allows the use of approaches to establishing trust. For example, an individual's information may not be trustworthy, but you can gain more trust if you find several reports with the similar information. There are many information intermediaries, including many of those who are traditionally not considered official sources of news, which, if properly organized, can serve as reliable sources in social networks.
Ключевые слова: социальные сети, верификация, чрезвычайные ситуации, оповещение, экстренное реагирование, коммуникации, сообщение, волонтер Keywords: social networks, emergencies, verification, notification, emergency response, communications, message, volunteer
Во время угрозы или развития чрезвычайных ситуаций люди действуют в основном самостоятельно и совместно создают аварийное поведение. Их децентрализованное, плюралистическое принятие решений, находит творческие и инновационные способы справиться с непредвиденными обстоятельствами, которые обычно возникают при крупных бедствиях. Сочетание этих форм поведения с инструментами социальных сетей может предоставить значительную возможность для вовлечения общественности в реагирование на угрозу возникновения или на развивающуюся чрезвычайную ситуацию.
Интерактивный характер сообщений делает социальные сети полезными в качестве средства получения и подтверждения информации о бедствиях, что предлагает возможность сократить разрыв между временем, когда люди получают информацию об угрозе бедствия, и когда они принимают ответные меры.
Однако главный вопрос при использовании информации из социальных сетей это оценка достоверности конкретной части информации. Важно, чтобы сообщения в социальных сетях подтверждались новостными сообщениями и официальными заявлениями. Метаданные, такие как встроенные географические координаты или сетевая активность, связанные с информацией, также могут сделать ее более ценной.
Интересно, что точность - не единственный важный фактор, поскольку информация может быть технически точной, но вводить в заблуждение. Кроме того, простого подсчета количества повторений информации также недостаточно. Скорее, решение о достоверности утверждений и источников должно основываться на нескольких характеристиках: поддержка данной части информации из нескольких надежных источников, характеристики источника (например, его репутация), организационный тип источника (например, общественный интерес, правительство или коммерческая организация), проверяемость предоставленной информации, а также предыдущие убеждения и базовые знания источника. Очевидны преимущества использования новейших
технологий, таких как смартфоны, которые обычно содержат точную информацию о местоположении, и она может быть доступна вместе с сообщениями пользователя (если пользователь активирует эту функцию), что позволяет менеджерам по чрезвычайным ситуациям сопоставлять источники сообщений. Существует множество информационных посредников, в том числе многие из тех, кого традиционно не считают официальными источниками новостей, которые могут служить надежными источниками в социальных сетях, например, люди, проживающие или работающие в организациях в определенном географическом районе. Локальность и гиперлокальность имеют большое значение.
Еще одной полезной возможностью является возможность отправки фото и видео изображений. Несколько фотографий или видеоклипов, снятых с разных точек зрения, могут предоставить властям виртуальное всеобъемлющее представление о событии.
Технология позволяет нам использовать распределенные подходы к установлению доверия. Например, хотя информация отдельного лица может не заслуживать доверия, можно добиться большего доверия, если можно найти несколько отчетов с аналогичной информацией. Повышению доверия к сообщению могут способствовать действия должностных лиц, ответственных за реагирование на чрезвычайную ситуацию, повышая доверие к себе со стороны общественности. Попытка завоевать доверие может быть такой же простой, как признание того, что организация прислушивается к мнению общественности. Такого рода прямое общение между чиновниками и волонтерами создает сеть доверия.
Вручную проверять потенциально большие объемы данных сложно, и эта ситуация требует разработки инструмента - специального портала, позволяющего проводить фильтрацию сообщений. Работа портала должна быть организована таким образом, чтобы его пользователи были структурированы как единая команда, где есть участники волонтеры, эксперты и модератор.
Регистрация сообщения может быть осуществлена только пользователем, имеющим учётную запись. Сообщение может быть зарегистрировано пользователем, как сообщение очевидца угрозы возникновения чрезвычайной ситуации. Для регистрации сообщения будет необходимо заполнить установленную форму сообщения на интернет-портале. После отправки сообщения ему присваивается статус заявленного сообщения, которое не отображается в открытом доступе на интернет-портале, и доступно только пользователям в роли модератора.
Пользователь портала, выступающий в роли модератора осуществляет процедуру форматно-логического контроля, включающую процедуру выявления в заявленном сообщении спама, нецензурной лексики, фото и видео материалов, не относящихся к тематике предполагаемой или развивающейся чрезвычайной ситуации. Сообщение, не прошедшее форматно-логический контроль, удаляется, а добровольцу, зарегистрировавшему данное сообщение, модератор выносит предупреждение. Учётная запись добровольца, получившего 3 предупреждения, блокируется.
Сообщение, прошедшее модерацию и требующее процедуры подтверждения, публикуется в открытом доступе для пользователей интернет-портала. Сообщение считается подтверждённым, если еще минимум два пользователя в роли добровольца подтвердили один и тот же признак угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, указанный в сообщении.
Сообщение, которое например в течение 3 дней не получило отклика от пользователей на процедуру подтверждения, попадает в список требующий подтверждения, формирующийся на стартовой странице интернет-портала, и остаётся в нём на протяжении 10 дней до момента подтверждения. Если сообщение подтверждается в течение указанного времени, то ему присваивается статус подтверждённого сообщения.
Сообщение, прошедшее процедуру подтверждения, но не имеющее достаточного веса, должно быть дополнено новыми признаками угрозы
возникновения ЧС, не указанными заявителем сообщения. В результате выполненных действий подтверждённое сообщение приобретает вес, выше порогового, что позволяет его в дальнейшем направить в центр реагирования.
Результатом выполненных действий является повышение качества, надёжности и информативности сообщений об угрозах возникновения чрезвычайной ситуации, а также реализация механизма фильтрации сообщений при помощи пользователей интернет-портала, что позволяет увеличить их достоверность и ускорить принятие решений центром реагирования.
Литература
1. К. Р. Еникеева, А. Х. Абдуллин, О. И. Христодуло «О роли сервисов социальных сетей для поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях», журнал «Проблемы анализа риска», том 13, 2016, № 1
2. К.Н. Кожемякина «Сетевое гражданское общество как фактор консолидации в условиях чрезвычайной ситуации» https://www.hse.ru/data/2011/06/15/1212746681/001%20Кожемякиной%20К. %20Н.^
3. Р.М. Шамионов «Поведение человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях» https://50.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/2851621
4. Социальные сети в управлении чрезвычайными ситуациями https://www.iso.org/ru/news/ref2778.html
5. Как использовать социальные сети для кризисных коммуникаций и управления в чрезвычайных ситуациях https://blog.hootsuite.com/social-media-crisis-communication/
6. Руководство по снижению риска стихийных бедствий на уровне сообщества в Центральной Азии/Доклад представительства МССБ ООН в Центральной Азии, 2006 [Электронный документ]: http://www.unisdr.org.
Столыпинский вестник №2/2023 References
1. K. R. Enikeeva, A. H. Abdullin, O. I. Hristodulo "On the role of social network services to support decision-making in emergency situations", journal "Problems of risk analysis", volume 13, 2016, No. 1
2. K.N. Kozhemyakina "Network civil society as a consolidation factor in an emergency situation" https://www.hse.ru/data/2011/06/15/1212746681/001%20Кожемякиной%20К. %20Н. .pdf
3. R.M. Shamionov "Human behavior in extreme and emergency situations" https://50.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/2851621
4. Social networks in emergency management https://www.iso.org/ru/news/ref2778.html
5. How to use social networks for crisis communications and emergency management https://blog.hootsuite.com/social-media-crisis-communication/
6. Guidelines for Disaster Risk Reduction at the community level in Central Asia/Report of the UN ISAF Mission in Central Asia, 2006 [Electronic document]: http://www.unisdr.org.
© Наумова Т.Е., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №2/2023
Для цитирования: Наумова Т.Е. ПРОБЛЕМЫ ВЕРИФИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ СООБЩЕНИЙ ОБ УГРОЗЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №2/2023