Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВЧЕРАШНЕГО ШКОЛЬНИКА В ВУЗЕ'

ПРОБЛЕМЫ ВЧЕРАШНЕГО ШКОЛЬНИКА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / АДАПТАЦИЯ / ШКОЛЬНИК / ПОДГОТОВКА К ВУЗУ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Н.В.

В статье рассматривается проблема адаптации на начальном этапе обучения в вузе у вчерашних школьников. В результате более длительная адаптация приводит к потере качества в процессе обучения, к психологическому дискомфорту у обучающихся, разочарования и в будущей профессии, и в процессе обучения. Ответы на вопросы в анкетах для студентов первых курсов помогают и будущим студентам, и действующим преподавателям вуза, и учителям в школе понять содержательно и практически проблемы адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF YESTERDAY’S SCHOOLBOYAT UNIVERSITY

The article deals with the problem of adaptation at the initial stage of studying at the university in yesterday’s schoolchildren. As a result, a longer adaptation leads to the loss of quality in the learning process, psychological discomfort of students, disappointment in the future profession and in the learning process. Answers to the questions in the questionnaire for first-year students helps both future students and current university teachers and school teachers to understand in a meaningful and practical way the problems of adaptation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВЧЕРАШНЕГО ШКОЛЬНИКА В ВУЗЕ»

Научная статья

УДК 378.046.2

ПРОБЛЕМЫ ВЧЕРАШНЕГО ШКОЛЬНИКА В ВУЗЕ

Наталья Васильевна Дьяченко,

Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация DyachenkoNV@inbox.ru ORCID 0000-0001-6917-9238

Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации на начальном этапе обучения в вузе у вчерашних школьников. В результате более длительная адаптация приводит к потере качества в процессе обучения, к психологическому дискомфорту у обучающихся, разочарования и в будущей профессии, и в процессе обучения. Ответы на вопросы в анкетах для студентов первых курсов помогают и будущим студентам, и действующим преподавателям вуза, и учителям в школе понять содержательно и практически проблемы адаптации.

Ключевые слова: обучающиеся, образование, вуз, адаптация, школьник, подготовка к вузу, обучение, воспитание.

Для цитирования: Дьяченко, Н.В. Проблемы вчерашнего школьника в вузе // Вестник Уральского института экономики управления и права. 2022. №2 (59). С. 76-86.

Original article

PROBLEMS OF YESTERDAY'S SCHOOLBOY AT UNIVERSITY

Natalia V. Diachenko,

Academy of State Fire Service ofthe Russian Ministry ofEmergency Situations

Moscow, Russian Federation DyachenkoNV@inbox.ru ORCID 0000-0001-6917-9238

Abstract. The article deals with the problem of adaptation at the initial stage of studying at the university in yesterday's schoolchildren. As a result, a longer adaptation leads to the loss of quality in the learning process, psychological discomfort of students, disappointment in the future profession and in the learning process. Answers to the questions in the questionnaire for first-year students helps both future students and current university teachers and school teachers to understand in a meaningful and practical way the problems of adaptation.

Keywords: students, education, university, adaptation, school student, preparation for university, training, education

For citation: Diachenko, N3. Problems of yesterday's schoolboy at university // Bulletin of the Ural Institute of Economics and Law. 2022. No.2(59). R 76-86. (In Russ.).

Введение

Современная проблема в образовании состоит зачастую в отсутствии преемственности между этапами обучения в целостной системе получения образования.

Так, вчерашние школьники не знают алгоритм подготовки к различным видам вузовских занятий (лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, самостоятельная подготовка), которые разительно отличаются от школьных видов занятий (комбинированный урок, урок объяснения нового материала, контрольно-проверочный урок и так далее). Кроме этого, вчерашних школьников пугает изменение временных интервалов занятий, структуры и содержательной основы занятий.

Всё это кажется студентам младших курсов новым и зачастую непонятными [1]. Новый коллектив, новые преподаватели, новые требования в новом учебном заведении приводят к тому, что обучающиеся тратят ценное время на привыкание и адаптацию.

Готовить будущих студентов к следующему образовательному этапу в их жизни непосредственно в школе нет времени, такой вид работы не запланирован в учебных школьных планах, и подготовка к сдаче ЕГЭ занимает в выпускных классах достаточно много времени. Здесь имеет место индивидуальный подход, личностно ориентированный [2].

Таким образом, только поступившие в вуз, студенты-первокурсники остро нуждаются в работе с ними в этом направлении. Такая работа должна состоять из выделения основных моментов и акцентирования внимания на реперных точках и особенностей самостоятельной подготовки к занятию [3] уже не учеников общеобразовательной школы, а студентов, сдавших ЕГЭ и поступивших по их результатам в вуз.

В работе представлен не только теоретический анализ проблемы, но и собственный опыт обучающихся младших курсов как раз в период адаптации к новым для них вузовским требования. Было проведено анкетирование обучающихся 1 курса и выделе-

но время для написания краткого эссе по той же проблеме.

Представленная работа может быть полезна не только студентам как методическая и методологическая помощь, но и для педагогов, чтобы понимать проблемы и пути их решения, которые, в свою очередь, будут способствовать повышению качества образовательного процесса и наиболее высокой результативности непосредственно процесса обучения [4].

Описание исследовании

Последние годы в школе обучающийся большую часть времени вместе с учителями занимается натаскиванием на сдачу ЕГЭ. При этом ни педагоги, ни сами обучающиеся не задумываются о том, что их ждёт на следующем этапе получения образования, будь то вуз или колледж. Главная цель -лишь поступить в вуз, а возникнувшие проблемы при обучении в нём откладываются на потом.

Примерный перечень появляющихся проблем:

- разрыв программ между школьным образованием и вузовским (особенно в части новейших научных достижений);

- проблема определения с будущей профессией (профориентация);

- проблема понимания системы обучения на бакалавриате и специалитете родителями обучающихся (их отличие, особенности, содержательность) [5];

- отсутствие официальной (а не с форума) информации о построении учебного процесса, требованиях, подходах, требуемого уровня обучающихся, узкоспециальных особенностей (гуманитарная и техническая направленность) [6] в вузах страны.

Наша задача - с помощью сегодняшних студентов первого курса попытаться через анкетирование выявить:

- ожидание будущих студентов от вуза;

- проблемы подготовки к учебе в вузе сегодня;

- проблемы первых месяцев обучения в вузе;

- проблема адаптации в коллективе [7].

Последние три года в школе ученик все силы прикладывает к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, и единственная цель впереди у него это количество баллов, а исходя из баллов и качество вуза, узкое направление специальности. При этом единицы обучающихся представляют себе структуру образовательного процесса (даже независимо от специальности) [8], содержание, методические и педагогические приемы, нормы требований и оценивания работы обучающихся [9].

Для студентов первых курсов долгое время остается загадкой - почему в школе урок, а в вузе - занятие, почему в школе учитель, а в вузе - преподаватель. Казалось бы, простые истины для одних и загадка для других создают этим условия непонимания своего места в пока еще новой образовательной организации для студентов и своего в ней функционала [10]. Задача педагогов, воспитателей не просто знать проблему, а результативно ее решать.

Чтобы выстроить предполагаемые пункты работы как для будущих студентов перед вузом, учителей в старших классах школы и педагогов вуза, необходимо проработать анкеты сегодняшних студентов, уже обучающихся в вузе.

Анкетирование было проведено в двух группах 1 курса. Численный состав групп: группа №1 всего 19 человек (из них 9 мальчиков и 10 девочек); группа №2 - всего 17 человек (из них 6 мальчиков и 11 девочек).

При анализе выборки анкет представленных групп удалось установить следующие закономерности:

- возраст респондентов был 19 - 20 лет;

- гендерные особенности отмечаются только при подготовке к ЕГЭ (девушки наиболее кропотливо относятся к подготовке к ЕГЭ);

- 86% респондентов на вопрос проблемы выбора профессии ответили об опыте знакомых в этой специальности;

- 94% респондентов утверждают, что на выбор специальности родители не повлияли;

- 92% респондентов посещали меропри-

ятия по профориентации и подготовке к поступлению в вуз;

- 63% респондентов считают, что набранные баллы в ЕГЭ повлияли на выбор профессии;

- 79% респондентов считают, что ожидания и реальность обучения в вузе совпали.

По поводу проблем в первые месяцы обучения стоит перечислить:

1) не умеют писать лекции;

2) сложно подготовиться к занятиям;

3) знакомство с новыми людьми;

4) адаптация в коллективе;

5) необходимость добираться «дальше по времени, чем до школы»;

6) для чего необходимо рано вставать (то есть сложности подстроиться под новый временной режим);

7) резкое отличие уроков в школе и занятий в вузе (и временной режим, и содержание, и особенности работы обучающихся во время этих занятий).

При этом 18% считают, что проблем вообще не возникло.

На вопрос: «Чем отличается процесс обучения в вузе и школе», - респонденты ответили:

1) длительность одного занятия;

2) удобство подготовки к 4 дисциплинам (4 пары с разными дисциплинами), чем в школе 6 - 7 уроков по разным предметам;

3) больше самостоятельности;

4) возможность высказывать свою точку зрения;

5) личная ответственность за себя и свою подготовку в отличие от школы, где ответственными являются учителя и родители;

6) увеличивается количество часов самостоятельной подготовки вне вуза;

7) более высокая организованность и дисциплина;

8) большой объем «лишних и ненужных» знаний в школе, а в вузе все оптимально и рассчитано на будущую специальность;

9) в школе - «зубрежка», в вузе - развитие мышления;

10) на уроках часто совмещали опрос обучающихся по прошлым темам и рассматри-

вание новых (на одном уроке), в то время как в вузе семинары и лекции проводят отдельно (то есть разделено теоретическое получение знаний и срез знаний);

11) сразу много новых знаний, сложно сразу все понять и запомнить;

12) в вузе учат проявлять инициативу на занятиях, в школе учитель и родители заставляют учиться;

13) в вузе учиться сложнее, но интереснее;

14) в вузе студенту дают знания, которые он должен самостоятельно переработать и освоить, в школе же ученика обучают, учителя помогают школьнику освоить новый материал.

Так, 8 % ответили, что «ничем не отличаются».

63 % обучающихся ничего не хотели бы изменить в процессе обучения в вузе, 16% затруднились ответить, при этом оставшиеся хотели бы:

1) больше практики;

2) индивидуальный подход;

3) создать индивидуальное место работы обучающихся с компьютером;

4) увеличить количество часов по специальным дисциплинам;

5) изменить время занятия (приводятся и отказ от первой пары, уменьшение обеденного перерыва между занятиями);

6) «побольше интерактива со студентами» (только какое содержание сюда вложил респондент, непонятно);

7) больше проводить внеучебной работы (походы, экскурсии совместно с педаго-гами)[11].

На предложение дать совет будущим студентам сегодняшним школьникам: 11 % отказались давать совет, остальные:

1) более кропотливо учиться;

2) стараться сдать лучше ЕГЭ;

3) поменьше учиться в школе;

4) не боятся трудностей в ВУЗе;

5) не прогуливать уроки в школе;

6) расширять знания за счёт дополнительного материала;

7) учиться трудиться;

8) не бояться перемен в жизни;

9) выбрать только ту профессию, которая по настоящему нравится;

10) нужно учиться в школе не предмету, а «его натуре»;

11) не откладывать выполнение учебных задач на потом;

12) «не думайте, что сможете все сделать и сдать в последний день, преподаватели этого не любят»;

13) гонитесь не за оценками, а за знаниями;

14) не стесняться, внимательно слушать преподавателей (во всем), и всегда проявлять инициативу в подготовке к докладу, так лучше будешь все понимать.

На вопрос «Что бы Вы изменили в своей подготовке к поступлению в вуз», - респонденты ответили:

1) больше участвовала в школе в олимпиадах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) больше времени готовился к ЕГЭ;

3) побольше бы отдыхал (или меньше занимался, ответили 5% респондентов);

4) более углублённо изучал нужные для поступления дисциплины. Таким образом, респонденты, которые, так или иначе, говорят об увеличении количества часов обучения, составляют 78%.

На вопрос: «Как Вы готовитесь к лекции?», - 72% респондентов ответили, что:

1) повторяют материал прошлой лекции;

2) смотрят задание для самостоятельной работы;

3) 13% написали, что "никак";

4) 2% отметили, что главное здесь наличие канцелярских принадлежностей;

1% написали, что "не знаю, что ответить".

С вопросом: «Как готовитесь к семинару?» - ответы респондентов были очень похожие. Так,

1) 94 % респондентов указали, что для подготовки к семинару изучают прошлые лекции и готовятся к выступлению, приводят в порядок конспекты;

2) 2% указали, что не знают (скорее всего, здесь желание ускорить процесс анкетирования),

3) 37% указали, что ещё читают дополнительную литературу;

4) 7% респондентов ко всему этому ещё указали редактирование ответа, репетиция устного доклада.

Вопрос: «Какие пожелания для преподавателей Вы бы отметили?» - ответы и многообразны, а иногда и противоречивы:

1) чтобы преподаватель подсказал, какой учебник (учебное пособие) из двух или трёх источников основной литературы, которые написаны наиболее доступным (доходчивым) языком;

2) больше примеров из жизни и деловых игр;

3) находить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

4) не выделять обучающихся;

5) быть лояльными к студентам;

6) быть более отзывчивыми и доброжелательными по отношению к студентам;

7) для лучшего восприятия важны структурированные презентации, а не сплошной текст на слайдах - это большая проблема многих преподавателей, по моему мнению;

8) понимать простой язык учеников;

9) не говорите студентам, что получить "автомат" по вашему предмету невозможно. Это убивает любой интерес к вашей дисциплине и звучит почти как официальное разрешение пропускать ваши пары;

10) медленнее читать лекции;

11) слышать и слушать точку зрения обучающихся, даже если она вам не нравится;

12) инструктировать о правилах выполнения заданий, предупреждать о возможных трудностях, которые могут возникнуть при выполнении заданий.

Кроме анкетирования, обучающиеся написали краткие эссе по той же тематике, что и опрос - основные проблемы начинающих студентов в вузе.

Вот две работы на эту тему. Эссе № 1.

«Начну с того, что обучение в вузе дает нам шанс получить высшее образование и в дальнейшем устроиться на хорошую, предпочтительно высокооплачиваемую работу.

К поступлению в вуз я готовилась по-

этапно и своевременно. Усиленно процесс подготовки начался с середины десятого класса. Я купила по каждому предмету необходимую литературу, тестовые задания для сдачи ЕГЭ и выполняла их. Также во время пандемии, когда мы сидели на дистанционном обучении, по телевизору в течение дня транслировалась передача по подготовке учеников к экзаменам (как к ОГЭ, так и к ЕГЭ). Подготовка велась по разным предметам, на отдельно взятом телевизионном канале (ОТР). Таким образом, благодаря телерепетиторам я дополнительно штудировала полученные в лицее знания. До и после «удаленки» я ходила к репетитору по математике, чтобы продуктивно подготовиться к экзамену по данному предмету и разобрать те моменты, которые у меня вызывали затруднения. Но на самом деле я готовилась, еще начиная с обучения в старших классах, так сказать, старалась по максимуму запоминать как можно больше материала, ведь я понимала, что это мне пригодится для успешной сдачи экзаменов.

Обучение по моей специальности мне посоветовали родители. Соответственно, и предметы для сдачи ЕГЭ я выбирала с учетом специальности.

Что касается трудностей, то первое с чем я столкнулась, - это ощутимая разница во времени, которое необходимо, чтобы добраться до места учебы. Если до лицея я доходила за пять минут (он находится через дорогу от моего дома), то до вуза приходится добираться в среднем один час пятнадцать минут и еще платить за проезд. Также в институте, в отличие, по крайней мере от моего лицея, при проходе необходимо всегда иметь при себе пропуск, иначе тебя просто-напросто не пустят или будут долго проверять по спискам, действительно ли ты учишься в данном вузе.

Обучение в вузе и лицее отличается рядом моментов, о которых я расскажу поподробнее.

Во-первых, это время занятия (если в лицее одно занятие длится сорок пять минут, то в вузе полтора часа).

Во-вторых, в институте на сайте в расписании четко указано, на каком занятии будет лекция, на каком - практическое, а на каком лабораторная работа. В лицее такого не было, в расписании указывалось только название предмета, а конкретно, что на нем будет, неизвестно. Точнее, учителя могли сказать о том, что будет на занятии, только на словах, но в то же время на следующий день осуществить устно подачу материала и на том же уроке провести письменный опрос ранее пройденного материала, либо устроить самостоятельную или контрольную работу. В этом плане было не совсем удобно.

В-третьих, в институтском расписании в день спланировано максимум четыре пары, что достаточно удобно, а в лицее по 6-7 уроков в день.

В-четвертых, обучаясь в вузе, я достаточно часто по разным дисциплинам готовлю презентации (в лицее подготовить их задавали редко). Также в институте перед сдачей экзамена или зачета необходимо написать реферат, в лицее мы выполняли только итоговую контрольную работу и уже после нее выставлялась оценка за предмет.

Ну и, в-пятых, в институте мы учимся по семестрам (то есть учебный год делится на два семестра), а в лицее до 10 класса я училась по четвертям (в учебном году было четыре четверти, а в промежутках между ними каникулы)»1. Эссе № 2.

«1. Как готовились к поступлению в вуз?

К поступлению в вуз я, как и многие мои одноклассники, начала готовиться заранее. Определиться с общей направленностью нам помогли еще в школе, когда давали множество тестов на профориентацию. Результаты большинства тестов были таковы, что стало понятно - на ЕГЭ мне потребуется сдавать английский язык и обществознание. Также на всякий случай для экзамена мною была выбрана профильная математика. Для английского и математики пришлось вос-

1 Эмпирический материал автора статьи.

пользоваться помощью репетитора, так как школьные уроки по данным предметам не были рассчитаны на уровень ЕГЭ. Многие одноклассники спрашивали: «Зачем с такими предметами тебе профильная математика?», однако профильный экзамен по данному предмету давал куда больше выбора, чем базовый.

2. Как выбирали специальность?

Выбрать специальность было не особо

сложно. Я просмотрела какие профессии будут доступны мне с тем выбором экзаменационных предметов и с тем количеством балов, которые я могла получить, зная свои способности. После вычеркнула те вузы и специальности, которые не устраивают меня описанием, например, до них неудобно ездить или они имеют корпуса в разных точках города. Таким образом многие профессии быстро отсеялись, и для конечного выбора мне оставалось только определиться - пойти на ГМУ или на педагога. Когда я была маленькая, я хотела поступить в военное или полувоенное учебное заведение, и когда я увидела, что с выбранными мною предметами я могу поступить в военный вуз, я поняла, что выбор сделан. В итоге я решила попытать счастья.

3. Какие трудности возникли, когда начали обучение в вузе?

После поступления в институт я была счастлива. Да, это оказалось платное обучение, но я была уверена, что оно того стоит. Первые сложности появились почти сразу же на занятии. У меня никогда не получалось писать быстро и красиво. Всегда что-то одно. К счастью, пользоваться телефоном нам не запретили. Другой проблемой оказалось отношение между моей группой и моей памятью. Оказалось, что за одиннадцать лет в школе я настолько привыкла к тем лицам, что меня окружали, что даже не замечала, как менялся состав моего класса, как в нем появлялись новые лица и как я их запоминала. А потому я была неприятно удивлена, когда за сентябрь мне

удалось запомнить лишь половину группы. С октября по февраль включительно мы находились на дистанционном обучении, и, придя на занятия в институт в марте, я вновь оказалась среди чужих и абсолютно незнакомых мне людей. Это было ужасно. Кроме того, некоторые затруднения вызвали практические занятия. Я панически боялась экзаменов, поэтому, когда нам сказали, что чем больше у тебя оценок и активности на уроках, тем больше вероятность получить зачет автоматом, я была счастлива, однако оказалось, что способ получения оценок в вузе сильно отличается от школы.

4. Чем отличается обучение в вузе и в школе?

Я долгое время не могла определиться, где мне нравилось зарабатывать отметки -в школе или в вузе. В итоге пришла к мнению, что оценки в вузе мне нравятся больше, так как, в отличие от школьного пересказа учебника, подготовка и рассказ презентации задействует больше ресурсов и дает больше информации по предмету. К тому же можно самостоятельно выбирать, когда отвечать, и преподаватели обычно не следят, сколько у кого оценок. Кроме способа оценивания знаний студентов меня порадовала немного иная дисциплина, чем в школе. В каких-то моментах она более жесткая, я полагаю, что это из-за того, что мой вуз является полувоенным даже для студентов, пусть и в меньшей степени, чем для курсантов, а порой она бывает гораздо мягче, чем школа. Например, в школе нельзя было высказывать свое мнение, даже если учитель спрашивает: «Что ты думаешь по этому поводу?», необходимо было сказать мнение учебника или этого учителя, пусть и другими слова. Здесь такого нет. Еще одним отличием от школы можно назвать отличие фаворитизма среди преподавателей. Да, они могут немного лучше относиться к тем, кто не прогуливает пары и больше работает на данном предмете или просто разбирается в нем несколько лучше другой части, но я

2 Эмпирический материал автора статьи.

еще не видела, чтобы при одинаковых ответах один ученик получал двойку или тройку, а другой пятерку, потому что преподаватель знаком с родителем этого ребенка со школьной скамьи, или они соседи, или он является его постоянным репетитором»2.

Таким образом, вчерашние школьники, пришедшие в вуз, нуждаются в помощи, поддержке, иногда и в работе с психологом. Кроме этого, в школе остро необходима не только подготовка знаниевая к следующему этапу обучения, но и подготовка методическая и методологическая для будущих студентов.

Пути решения данных проблем надо начинать ещё в школе, опираясь на такие педагогические принципы, как систематизация, так и на постепенность усвоения (или природосообразность - каждое знание в своё время, в свой возраст).

1. В школах в старших классах необходимо поначалу в виде классного часа приглашать на беседы с учениками преподавателя вуза. Эти встречи должны носить дружеский, ознакомительный характер. Изначально это может быть монолог, рассказ преподавателя (зачастую главная ошибка таких встреч в том, что преподаватель работает в определённом вузе и старается из этой беседы с учениками извлечь пользу для своего вуза, агитируя их поступать именно в этот вуз). Беседа же должна строиться на принципах информативности не в плане профессии, а информативности о будущей учебной деятельности на новом этапе обучения. Преподаватель должен рассказать о незнакомых видах занятий (семинар, лекция, практическое занятие, лабораторная работа). Необходимо акцентировать внимание на отличиях той же лабораторной работы в школе и вузе. Таких встреч должно быть достаточно, чтобы завтрашние студенты смогли уже сознательно представлять свою будущую учебную деятельность в вузе и задавать появляющиеся вопросы.

2. Непосредственная работа учителей-предметников в старших классах всегда должна основываться на том, что дети через короткое время готовятся поступать в вузы. Именно учителя на своих уроках могут дополнять «мозайку» информативности следующего этапа обучения. Частично некоторыми учителями эта работа проводится. Так, например, в старших классах учителя своих обучающихся стараются познакомить с таким видом урока, как семинар: этапы подготовки к семинару, подбору литературы, подготовки полноценного ответа. Вряд ли вузовский семинар и семинар школьный смогут уравняться в требованиях, структуре, содержательности, темпе и уровне самостоятельной подготовки обучающихся. И причина здесь главная в том, что в классе всегда разный уровень подготовки, мотивации, при этом какая-то часть обучающихся не планирует поступление в вуз, а учитель на любом уроке должен ориентироваться на среднего ученика, что в целом понижает и общий уровень урока, и темп, и глубину знаний.

3. Работа над методологией самостоятельного обучения играет ключевую роль. Самовоспитание и самостоятельное обучение (в военных вузах так называемое «сам-по») всегда вызывает противоречивые чувства как у педагогического состава, так и у самих обучающихся. Вопросы, как самому себя воспитывать и обучать, как бы широко не рассматривались, все равно противоречивость и многофакторность такого вида работы никуда не уходит. Вся наша образовательная система чаще этот вид работы просто декларирует, но не реализует возможности данного вида в полную силу. Несомненно, что любое педагогическое действо с приставкой «сам» требует скрупулёзной проработки с наставником. Так, наставник, воспитатель создает условия и базу для дальнейшего развития и формирования качеств, которые будут способствовать как раз самостоятельной подготовке, которая и является основой основ подготовки к занятиям в вузе. К такой подготовке со стороны педагогов могут относиться и собственный

пример, и целенаправленное обучение азам самостоятельной подготовке по отдельно взятой дисциплине, и методические указания по самостоятельной подготовке к занятиям, и проведение методических занятий по методам и приёмам самостоятельной подготовки обучающихся к занятию.

4. Элементы взаимопомощи, взаимообучения между студентами, а в методике до 90-х гг. называлась такая работа «интерактивная». Сегодня «интерактивность» подразумевает связь с компьютером и техническими средствами обучения. Именно взаимовыручка, взаимопомощь, взаимообучение часто используются в обучении педагогами со стажем. Это формирует и нравственно-этические качества обучающихся, помогает формированию построения коллектива (часто сегодня об этом элементе образовательной системы забывают), это как раз создаёт условия для развития гражданского общества в стране, помогает сегодняшним обучающимся, завтрашним гражданам страны нести полноценную ответственность не только за себя , но и за коллектив, и товарища рядом.

Так, для решения проблемы адаптации в вузе вчерашних школьников необходимо:

- создать условия для вуза и школьных образовательных организаций, которые будут способствовать движению навстречу друг другу (это может быть и совместная работа, и общественная работа, и административная помощь);

- надо помочь обучающимся еще на этапе школьного образования в профориента-ционной работе, приглашать людей с производств и преподаватели вузов и колледжей;

- разработать и довести до обучающихся 7 - 11 классов методические указания, в которых школьники должны четко видеть связь, преемственность и основу для будущей учебы в вузе в каждом сегодняшнем их действии в рамках получения образования, будь то учеба, общественная деятельность, различные виды самостоятельной и домашней работы, взаимодействие не только в

своем классе, но и с другими классами, и не только с одной параллели, понимание статуса учителя, понимание своего самостоятельного вклада в учебу без назиданий учителя и родителей;

- создать условия для более плодотворной совместной работы учителей школы и вузовских преподавателей, потому что все они делают одну работу.

Заключение

Таким образом, необходимо, чтобы сегодняшний школьник легко адаптировался в вузовской среде, без длительного переходного периода мог полноценно не просто ходить на занятия, но и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, при этом качественно и в полной мере саморе-

ализовываться в образовательной системе, что в конечном итоге скажется на качестве образования, повысит мотивацию и интерес к самому процессу образования, а не только к его результату в виде диплома.

А это, в свою очередь, решит проблему адаптивного перехода вчерашних школьников к следующему этапу образовательной системы без стресса и с более качественными показателями в результате, потому что не будет тратиться время и силы обучающихся на период привыкания к новой образовательной среде.

Работа над преемственностью школы и вуза должна стать лидирующей в системе адаптации обучающихся к новому этапу получения образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фурс, С.П. Последствия внедрения технологий искусственного интеллекта для социального института прав человека // Культура и безопасность. 2021. № 1. С. 20-27.

2. Котляревич, А.Н. К вопросу об индивидуализации обучения в вузе ГПС МЧС России // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2019. № 4 (49). С. 65-72.

3. Шныпко, В.С., Дьяченко, Н.В. Содержание и формы самостоятельной подготовки обучающихся в условиях дистанционного обучения // Культура и безопасность. 2021. № 1. С. 57-61.

4. Фурс, В.А., Шныпко, В.С. Особенности конвергенции технических и социально-гуманитарных дисциплин в современном образовании на примере учебно-методических инноваций кафедры философии АГПС МЧС России // Наука как призвание: теория и практика: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2020. С. 20-26.

5. Ходикова, Н.А., Киричек, А.В. Структура и динамика современного научного знания: альтернативные научно-исследовательские программы и эмпирические эквивалентные теории // Культура и безопасность. 2021. № 1. С. 14-19.

6. Липский, В.Н. Зачем техническому вузу социально гуманитарный журнал // Культура и безопасность. 2021. № 1. С. 5-7.

7. Сергеева, М.Г. Особенности воспитательного процесса в Вузе // Наука как призвание: теория и практика: Сборник научно-практической конференции с международным участием. М.: Академия ГПС МЧС РФ, 2020. С. 262-266.

8. Липский, В.Н. Роль междисциплинарных знаний в подготовке квалифицированных специалистов пожарной безопасности // Гражданская оборона на страже мира и безопасности: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. М.. 2021. С. 46-50.

9. Шныпко, В.С. Дистанционное обучение: уроки COVID // Школьные технологии. 2021. № 1.С. 14-18.

10. Яковко, Т.В. Традиции и концепция развивающего обучения пожарных II Наука как призвание: теория и практика: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием. М., 2020. С. 307-311.

11. Дьяченко, Н.В. Экскурсия как форма внеаудиторной работы II Культура и безопасность. 2021. № 2. С. 56-59.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Furs, S.P. Posledstviya vnedreniya tekhnologij iskusstvennogo intellekta dlya social'nogo instituta prav cheloveka II Kul'tura i bezopasnost'. 2021. № 1. S. 20-27.

2. Kotlyarevich, A.N. K voprosu ob individualizacii obucheniya v vuze GPS MCHS Rossii II Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. 2019. № 4 (49). S. 65-72.

3. Shnypko, V.S., D'yachenko, N.V. Soderzhanie i formy samostoyatel'noj podgotovki obuchayushchihsya v usloviyah distancionnogo obucheniya II Kul'tura i bezopasnost'. 2021. № 1. S. 57-61.

4. Furs, V.A., Shnypko, V.S. Osobennosti konvergencii tekhnicheskih i social'no gumanitarnyh disciplin v sovremennom obrazovanii na primere uchebno-metodicheskih innovacij kafedry filosofii AGPS MCHS Rossii II Nauka kak prizvanie: teoriya i praktika: Materialy mezhdisciplinarnoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. M., 2020. S. 20-26.

5. Hodikova, N.A., Kirichek, A.V. Struktura i dinamika sovremennogo nauchnogo znaniya: al'ternativnye nauchno issledovatel'skie programmy i empiricheskie ekvivalentnye teorii II Kul'tura i bezopasnost'. 2021. № 1. S. 14-19.

6. Lipskij, V.N. Zachem tekhnicheskomu vuzu social'no gumanitarnyj zhurnal II Kul'tura i bezopasnost. 2021. № 1. S. 5-7.

7. Sergeeva, M.G. Osobennosti vospitatel'nogo processa v vuze II Nauka kak prizvanie: teoriya i praktika : sbornik nauchno prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. M. : Akademiya GPS MCHS RF, 2020. S. 262-266.

8. Lipskij, V.N. Rol' mezhdisciplinarnyh znanij v podgotovke kvalificirovannyh specialistov pozharnoj bezopasnosti II Grazhdanskaya oborona na strazhe mira i bezopasnosti: Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj Vsemirnomu dnyu grazhdanskoj oborony. Moskva, 2021. S. 46-50.

9. Shnypko, V.S. Distancionnoe obuchenie: uroki COVID II SHkol'nye tekhnologii. 2021. № 1. S. 14-18.

10. Yakovko, T.V. Tradicii i koncepciya razvivayushchego obucheniya pozharnyh II Nauka kak prizvanie: teoriya i praktika : materialy mezhdisciplinarnoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. M., 2020. S. 307-311.

11. D'yachenko, N.V. Ekskursiya kak forma vneauditornoj raboty II Kul'tura i bezopasnost'. 2021. № 2. S. 56-59.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Дьяченко Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВО «Академия Государственной противопожарной службы МЧС России», г. Москва, Россия.

E-mail: DyachenkoNV@inbox.ru

ORCID 0000-0001-6917-9238

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Natalya V. Dyachenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Philosophy Department, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Academy of the State Fire Service of the Russian Ministry of Emergency Situations", Moscow, Russia.

E-mail: DyachenkoNV@inbox.ru ORCID 0000-0001-6917-9238

Дата поступления статьи / Received: 01.04.2022 Принята к публикации / Accepted: 15.06. 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.