условий) появления домашнего насилия. Меры, направленные на профилактику насилия между супругами должны закрепляться на федеральном уровне, при этом во внимание могут быть приняты некоторые меры профилактики, существующие в отдельных регионах, а также практика других государств, в частности, концепция Эвана Старка, которая ориентирована не только на физическое, но также на экономическое, психологическое, сексуальное и иные виды насилия, имеющие место в семье.
Список использованной литературы:
1. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
2. Кодекс Нижегородской области «Об административных правонарушениях: закон Нижегородской области от 20 мая 2003 г. № 34-3 // СПС КонсультантПлюс.
3. Варыгин А.Н. Особенности семейно-бытовых преступлений и их предупреждения // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. № 3 (17).
4. Коротков А.В., Еремина Н.В. Внутрисемейное насилие в пределах ответственности за побои // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 2. С. 208.
5. Мартыненко Н.Э., Мартыненко Э.В. Частичная декриминализация побоев и ее влияние на профилактику насилия // Российский следователь. 2018. № 5. С. 60.
6. Матушкин П.А. Профилактика побоев и истязаний в системе предупреждения домашнего (семейно-бытового) насилия в России: обзор региональных тенденций правового регулирования // Полицейская и следственная деятельность. 2020. № 4.
7. Ростовская Т.К., Калиев Т.Б. Профилактика насилия как фактор безопасности семьи: российский и казахстанский опыт // Женщина в российском обществе 2018. № 1 (86).
8. Самое опасное место: Обзор мер по противодействию домашнему насилию. Международный опыт / Дженетта Ахильгова, Юлия Антонова, Ванесса Коган. 2020.
© Бахтинова В.В., 2022
УДК 34
Белоконный С.С.
майор полиции, слушатель 2 факультета группы 2 ГО - 2116 Академии управления МВД России
ПРОБЛЕМЫ В ТОЛКОВАНИИ ПОНЯТИЯ «АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
В настоящей статье автором рассмотрены проблемы толкования понятия «административный ресурс». Злоупотребление административным ресурсом, представляя собой многогранное негативное явление, не имеет легального и общепринятого доктринального определения, что препятствует формированию эффективной системы правовых ограничений, направленных на защиту электоральных отношений от коррупционных посягательств.
Ключевые слова
коррупция, злоупотребление служебным положением, административный ресурс, избирательный процесс, должностные лица, кандидаты, предупреждение коррупции.
Belokonny S. S.,
Major of Police, Student of the 2nd Faculty of Group 2GO-2116 of the Academy of Management of the Ministry of Internal of Russia
PROBLEMS IN THE INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF «ADMINISTRATIVE RESOURCE» AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION
Annotation
In this article, the author considers the problems of interpreting the concept of "administrative resource". Representing a multifaceted negative phenomenon, the abuse of administrative resources does not have a legal or generally accepted doctrinal definition, which prevents the formation of an effective system of legal restrictions aimed at protecting electoral relations from this type of corruption encroachment.
Keywords:
corruption, abuse of office, administrative resource, electoral process, officials, candidates, prevention of corruption.
Административный ресурс - это система методов и средств управления, применяемая должностными лицами и государственными органами в целях, противоречащих основным принципам государственной службы.
К числу основных принципов государственной службы, провозглашенных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, относятся принцип приоритета прав и свобод личности, принцип равноправия, принцип законности, принцип открытости, и нарушение этих принципов должностными лицами должно признаваться по существу коррупционным деянием. Однако в этом вопросе много «белых» пятен, поскольку само понятие коррупции довольно неоднозначно.
Административный ресурс рассматривали в своих трудах многие специалисты: О.В. Булгак, А. Ю. Бузин, М.Б. Горный, В.Б. Звоновский и др. Несмотря на это, выбранная нами тема остается мало разработанной.
Если абстрагироваться от формально-правового подхода к определению коррупции и признать таковой некую девиантную модель общественно-политических отношений, то можно констатировать, что неправомерность в такой ситуации является производной не столько от нарушения уголовно-правовых и административно- правовых запретов со стороны должностных лиц, а от пренебрежения со стороны властных структур исходными и общими нормами-принципами, среди которых, прежде всего, следует выделить конституционные и избирательные принципы.
В Российской Федерации, к сожалению, по сей день не уделяется должного внимания соблюдению норм-принципов в силу крайне низкого уровня политико-правового сознания общества. Государственные служащие не являются исключением.
Именно поэтому как в государственных структурах, так и в общественном сознании многие действия чиновников, сомнительные с морально-правовой точки зрения, но направленные на «укрепление порядка» в стране, зачастую воспринимаются как должное.
Занимая такую позицию, мы сознательно выводим многие действия и поступки должностных лиц из области противоправных действий, приписывая им положительные характеристики.
Особенность административного ресурса как явления, связанного с коррупцией, состоит в том, что он является средством достижения «глобальной» политической выгоды, о материальной стороне которого угадать крайне сложно и не всегда. Обогащение не является исходной целью реализации административного ресурса, но это не делает его менее общественно опасным.
Упрощение процедур принятия политических решений за счет использования преимуществ своего служебного положения является крайне опасной ловушкой, тормозящей развитие принципов самоуправления в современной России, а значит, тормозящей развитие демократических институтов в государстве.
Коррупция как сложное, многогранное негативное социальное явление выражается не только в действиях подкупленных и подкупающих лиц. Формы коррупции гораздо более разнообразны, чем коррупционная сделка.
Этот факт признан мировым сообществом, и сегодня практически не оспаривается в научной литературе.
Одним из наиболее распространенных проявлений коррупции является злоупотребление служебным положением. Согласно ст. 19 Конвенции ООН против коррупции, под этим следует понимать совершение какого-либо противозаконного действия или бездействия должностным лицом при исполнении им своих функций в целях получения неправомерной выгоды для себя, другого физического или юридического лица.
Административный ресурс как полноценный структурный элемент системы государственного управления до сих пор и в теории, и на практике определяется в самых общих чертах как ресурс влияния отдельных должностных лиц и государственных институтов. Являясь таким ресурсом, он представляет собой систему управленческих методов и инструментов, реализуемых должностными лицами и государственными органами для решения различных текущих или стратегических задач.
Указанные возможности данного вида ресурса нередко дополняются должностными лицами или государственными органами исполнительной власти путем расширения их юридических полномочий с целью получения дополнительных гарантий в процессе реализации своих экономических и политических интересов.
В большинстве имеющихся публикаций административный ресурс рассматривается лишь как фактор, обеспечивающий решение определенных политических задач, в частности, получение желаемых результатов выборов или избирательного процесса.
Совершенно очевидно, что роль административного ресурса в модернизации экономической базы страны, особенно в достижении целей развития капиталоемких сфер деятельности, в частности инвестиционно-строительной, трудно переоценить.
Неэффективность привлечения административного ресурса к реализации даже средних и малых проектов, что фактически приводит к омертвению капитала, порождает типичные симптомы деструктивных процессов: резкое снижение темпов экономического роста, снижение качества потребительских товары, коррупция во всех ее неприглядных формах и т.д.
Систематизируем имманентные признаки понятия административный ресурс:
- связанность с государственной властью и реализацией функций государственного регулирования путем использования аппаратов всех трех ветвей власти;
- субъектность, его использование осуществляется государственными служащими, априори лояльными к установкам власти. Их деятельность зачастую реализуется в условиях пожизненного найма и замедленной ротации кадров;
- иерархичность и соподчиненность. Отношения субординации являются доминирующими среди служащих органов государственной власти;
- директивный характер, не позволяющий нарушать и обязывающий исполнять приказы и распоряжения;
- подотчетность деятельности и фиксированность затрат на содержание;
- личная ответственность и общественная направленность деятельности на всех уровнях иерархии;
- приоритет государственных интересов, апостериори, над личными и др.
На практике эти признаки проявляются по-разному. Например, пожизненный найм с медленной ротацией кадров, с одной стороны, обеспечивает стабильность, с другой - повсеместное отставание в использовании организационных, экономических, информационных и технических новшеств.
Жесткие отношения подчинения порождают дисциплинированный исполнительский тип деятельности, часто гасящий инициативу и творческий подход к ее осуществлению.
Подотчетность деятельности и фиксированные затраты на содержание административного ресурса не создают стимулов к его экономии, а инертность в оплате их труда снижает его престиж и привлекательность для высококвалифицированных кадров.
Сказанное требует изучения состояния и проблем использования административного ресурса в процессах развития.
Анализ показал, что нижеследующие суждения являются устойчивыми.
Во-первых, административный ресурс берет верх над всеми остальными ресурсами бизнеса, так как все больше становится паритетом общественного, вынуждая государственные органы обеспечивать гармонию в обществе.
Особенно это проявляется в контексте реализации проектов государственно-частного партнерства.
Во-вторых, основой администрирования являются властные полномочия.
Действительно, материальные активы меньше связаны с функционированием административного ресурса, чем, например, возможность создания тех или иных институциональных условий и т.п.
При этом в условиях кризиса и посткризисного роста были активизированы финансовые ресурсы и значительно расширена деятельность государственных органов как хозяйствующих субъектов.
Кроме того, интеграционная функция административного ресурса проявляется в условиях реализации крупных национальных (международных) проектов.
В-третьих, главным для эффективного функционирования административного ресурса является правильное распределение полномочий и ответственности.
Конечно, необходим организационный порядок.
Важно выстроить иерархию должностей в соответствии с иерархией целей для решения поставленных задач.
В-четвертых, государство — самый надежный собственник, а государственные органы — самые надежные партнеры.
Хотя режим ответственности, платежей и расчетов государственных органов в настоящее время далеко не самый эффективный (примеров крайне неэффективного управления так много, что продажа государственного имущества не вызывает противодействия со стороны общества).
В-пятых, ключевым показателем деятельности государственного органа и качества административного ресурса является быстрота решения поставленной задачи.
Для этого необходимо обеспечивать их эффективное исполнение, кроме того, инициировать, увязывая на государственном, межведомственном уровнях.
В-шестых, эффективность административного ресурса зависит от личности его носителя. Во все времена, начиная с исканий М.М. Сперанского, именно личностные качества государственного деятеля лежали в основе организации ведомства и становились решающими в успехе его деятельности.
Конечно, личностные качества не ограничиваются морально-этическими нормами. Они обязательно должны охватывать высшую профессиональную квалификацию, опыт и интеллект, стратегическое и инновационное мышление, креативность и т.д.
В-седьмых, основной целью субъекта административного ресурса является быстрое и точное выполнение заказа. Его мотивация связана с карьерным ростом в системе государственного управления.
Имея в виду существующую вариацию уровня оплаты труда, при этом время, затраченное на работу, зачастую эквивалентно деловой среде, госслужащий часто заинтересован в создании временных
пробелов в исполнении поручений.
Возникающие контакты с бизнес-средой побуждают его к созданию условий для дополнительного заработка или формированию возможности перехода в коммерческие структуры.
Приведенный далеко не полный перечень характерных для нового времени суждений, имеет комплексную природу, а отмеченные реалии требуют также внеэкономических методов устранения возникающих искажений.
Список использованной литературы:
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года
2. Акунченко Е.А. Основные теоретические подходы к пониманию сущности злоупотребления административным ресурсом в избирательном процессе // Юридические исследования. - 2021. - № 11. -С. 94 - 107. DOI: 10.25136/2409-7136.2021.11.34326 URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=34326
3. Булгак, О. В. Злоупотребление административным ресурсом в ходе избирательных кампаний как угроза основным ценностям демократической системы России / О. В. Булгак, А. И. Лычагин // Власть. - 2011. - № 2. - С. 115-117.
4. Бузин, А. Ю. Административные избирательные технологии и борьба с ними / А. Ю. Бузин. - М.: Панорама, 2007. - 271 с.
5. Горный, М. Б. Прозрачная власть против административного ресурса [Электронный ресурс] / М. Б. Горный // Электронная библиотека «Гражданское общество». - URL: https://www.civisbook.ru/files/ File/Gornyi_prozr.pdf. (дата обращения 27.06.2022)
6. Дмитриев Ф. Сперанский и его государственная деятельность. М.: Юность, 1996.
7. Звоновский, В. Б. Административный ресурс: вариант исчисления объема / В. Б. Звоновский // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2000. - № 1. - С. 35-37.
8. Каменецкий М.И. Строительный комплекс как фактор перспективного развития национальной экономики // Проблемы прогнозирования. 2013. № 3.
© Белоконный С.С., 2022
УДК 355.51
Воднева Н.Г.,
КИ ФСИН России, г. Новокузнецк, РФ Научный руководитель: Юрков М.Н.,
преподаватель кафедры БиФП КИ ФСИН России,
г. Новокузнецк, РФ
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ УИС С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Аннотация
В статье рассматривается гендерные особенности прохождения службы в ведомственных высших учебных заведениях Федеральной службы исполнения наказания России, а именно аспект изучения учебной программы по огневой подготовке. Исходя из психологических особенностей личности женщины-сотрудника можно сделать вывод о том, что преподавателям необходимо обращать внимание