Научная статья на тему 'Административный произвол и коррупционное насилие: грани корреляции'

Административный произвол и коррупционное насилие: грани корреляции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
652
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ПРОИЗВОЛ / КОРРУПЦИЯ / МАСШТАБ / ПРАКТИКА / НЕГАТИВ / VIOLENCE / ARBITRARINESS / CORRUPTION / SCALE / PRACTICE / NEGATIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волик Ксения Борисовна, Мартыненко Георгий Константинович

В статье рассматриваются понятия «административный произвол», «коррупция», «коррупционное насилие». Анализируется корреляция таких феноменов, как административный произвол и коррупционное насилие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative arbitrariness and corruption violence: edge of correlation

The article deals with concepts «administrative arbitrariness», «corruption», «corruption violence». Authors discuss the correlation of such phenomena as the administrative arbitrariness and corruption violence.

Текст научной работы на тему «Административный произвол и коррупционное насилие: грани корреляции»

Волик Ксения Борисовна

Российский государственный университет правосудия

(тел.: +79628704000)

Мартыненко Георгий Константинович

кандидат юридических наук, Российский государственный университет правосудия

(тел.: +79184111122)

Административный произвол и коррупционное насилие: грани корреляции

В статье рассматриваются понятия «административный произвол», «коррупция», «коррупционное насилие». Анализируется корреляция таких феноменов, как административный произвол и коррупционное насилие.

Ключевые слова: насилие, произвол, коррупция, масштаб, практика, негатив.

K.B. Volik, Russian State University of Justice; tel.: +79628704000;

G.K. Martynenko, Master of Law, Russian State University of Justice; tel.: +79184111122.

Administrative arbitrariness and corruption violence: edge of correlation

The article deals with concepts «administrative arbitrariness», «corruption», «corruption violence». Authors discuss the correlation of such phenomena as the administrative arbitrariness and corruption violence.

Key words: violence, arbitrariness, corruption, scale, practice, negative.

Что это за явление - административный произвол?

Речь идет, безусловно, о нелегальном, не основанном на законе принуждении (насилии).

Д.Н. Бахрах одним из первых отметил, что источником насилия внутри страны нередко являются злоупотребления ее властных структур, некомпетентность, халатность должностных лиц, т.е. административный произвол [1, с. 317].

Административный произвол характеризуется в литературе как проявление своеволия и деспотизма при выполнении руководителем или любым другим должностным лицом своих служебных обязанностей. Проявляется в форме бюрократического управления посредством издания приказов или устных распоряжений и др. [2].

Довольно похожие, но разные по содержанию определения. Обратимся к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:

произвол - своеволие, самовластие, необоснованность [3, с. 601];

в административном порядке - распоряжением исполнительной властью [3, с. 17].

Суммирование этих двух понятий и дает нам дефиницию административного произвола:

своеволие, самовластие, необоснованность распоряжением исполнительной властью.

Административный произвол, к сожалению, проявляется в деятельности органов внутренних дел. Так эксперты, изучающие работу МВД, полагают, что ныне среди сотрудников встречается категорический взгляд на то, что при реализации должностных обязанностей возможно преступать закон, потому что в теперешних обстоятельствах слитности и организованности преступности, энергичного противоборства преступников правоохранительным органам раскрыть сложное преступление и привлечь повинных к уголовной ответственности, не преступив закон, невыполнимо [4].

В органах полиции полагают, что насилие употребляется в редчайших эпизодах, хотя и соглашаются, что в полиции порой встречаются сотрудники, ощутившие абсолютную власть над арестованными. В большинстве эпизодов сотрудники полиции применяют методы нажима лишь для того, чтобы выявить то или иное злодеяние, ибо «при вежливом обращении ни один преступник не будет говорить правду». Психолог Т. Огнева полагает, что важнейший плюс МВД, из-за которого туда вообще идут работать, несмотря на незнаменитость специальности и небольшое жалованье, - это дава-

111

емая иллюзорность ощущения базовой защищенности. Те, кому по разным основаниям не достает этого чувства, идут именно в подобные структуры. Они смиряются с их изъянами за ощущение того, что находятся как бы под заслоном значительной и сильной системы.

Следует согласиться с мнением А.Н. Же-ребцова и Е.А. Чабан, что административный произвол является антисоциальным и противоправным явлением, достаточно часто встречающимся в процессе осуществления государственного и муниципального управления, что достаточно подробно обсуждается в настоящее время в российском обществе. Наиболее важными, по нашему мнению, негативными последствиями административного произвола являются следующие:

а) влечет снижение уровня благосостояния населения, способствует обострению социально-экономической обстановки в обществе;

б) подрывает авторитет государственной власти и в особенности государственной исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления;

в) подрывает доверие населения к органам исполнительной власти и местного самоуправления, что проявляется в недоверии людей к принимаемым решениям на основе административного усмотрения;

г) нарушает права, свободы и законные интересы граждан в сфере государственного управления, влечет нарушение законности в деятельности органов государственного и муниципального управления.

Административный произвол чиновников порождает и иные негативные последствия, серьезно влияющие на развитие Российского государства и общества [5].

В основе термина «коррупция» лежит латинское слово «соггирИо», буквально означающее «порчу, подкуп» (однокоренным в этом смысле является и слово «коррозия»). В целом этот перевод дает общее представление о сущности коррупции - порче или коррозии власти путем ее подкупа - с точки зрения рассмотрения ее в качестве социального явления, коим она, без-условно,является.

Коррупция (лат. соггирИо) означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Коррумпировать (лат. соггитреге) - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

В действующем Федеральном законе «О противодействии коррупции» коррупция рассматривается следующим образом:

«а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица» [6].

Мы можем сформулировать, на наш взгляд, более развернутое и обстоятельное определение коррупции: коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц, связанное с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, права собственности и направленное против интересов службы в коммерческих организациях, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

Коррупция порождает коррупционное насилие и получает с его помощью широкое распространение.

С теоретико-правовой точки зрения под категорией насилия следует понимать преднамеренные, виновно совершенные в любой форме действия с целью причинения реального вреда правам, свободам и законным интересам человека, осуществленные вопреки воле человека и направленные против его физической, психологической, духовной и иной неприкосновенности [7, с. 101-114].

Опираясь на эту теоретическую конструкцию, мы можем сформулировать дефиницию коррупционного насилия: это преднамеренные, виновно совершенные в любой форме действия по злоупотреблению государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц, связанные с нарушением и причинением реального вреда конституционным правам и свободам человека и гражданина, правам собственности, осуществленные вопреки воле человека и направленные против интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления, деятельности коммерческих организаций.

Иными словами, коррупционное насилие является феноменом, производным от коррупции, и неразделимо, органично с ней переплетено.

112

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2016 • № 4 (34)

Возникает закономерный вопрос: какая же связь прослеживается между этими феноменами?

Основание, порождающее административный произвол и коррупционное насилие, проявляется в местническом правотворчестве. Закон не обладает утилитарным исполнением, пока не введены подзаконные правовые акты, которые порой искажают содержание самого закона. Таким образом закон теряет смысл и девальвируется. Практически почти четверть всех отклонений от законности в России совершается из-за порока законодательных актов, их неполноты, туманности, разноречивости. Аморальна практика, в соответствии с которой закон не работает до тех пор, пока не обрастет узковедомственными и директивными документами, нередко искажающими исконное значение законов, в результате чего формируется атмосфера злоупотреблений, наблюдается рост злодеяний со стороны чиновничества, что в конечном счете ведет к циничному нарушению прав человека и гражданина.

Зачастую административно-приказное своевольство подменяет закон: «...чаще всего именно молодые государственные служащие, недостаточно знакомые с культурой и этикой

1. Бахрах Д.Н. Административное право России: учеб. для вузов. М., 2002.

2. Управление персоналом: словарь-справочник. URL: http://psyfactor.org/personal/personal 1-09.htm

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

4. ВНИИ МВД России об актуальных проблемах милиции. URL: http://www.publicverdict. org/topics/police/vniimvd.html

5. Жеребцов А.Н., Чабан Е.А. Административное усмотрение, административный произвол и административное (чиновничье) обыкновение: теоретические и практические вопросы соотношения. URL: http://xn— 7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/4519

6. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».

7. Мартыненко Б. К. Концепт насилия (теоретико-правовой анализ). Краснодар, 2007.

служебных отношений, подвергаются профессиональной деформации, могут проявлять грубость, устанавливать сомнительные связи с "нужными людьми", совершать коррупционные деяния и т.п.» [4].

Имеется подлинная опасность трансформаций в миропонимании должностного лица. Создается глубочайший разрыв между безупречным комплектом качеств и носителями этих качеств. Характерным проявлением профессиональной деформации выступает злоупотребление должностным положением, совершение всяческого рода нарушений права и срывов законности при осуществлении служебных обязанностей и как крайняя форма -совершение злодеяний.

Неслучайно значительная часть ученых выражает единое мнение о негативном и доминирующем влиянии недоработанных и разноречивых законов на величину преступности среди чиновничьих структур.

Да и сложная структура, многоаспектность коррупции, использование служебного положения для незаконного получения материальных выгод и прочее - все это предполагает наличие довольно тесного конгломерата административного произвола и коррупционного насилия.

1. Bakhrakh D.N. Administrative law in Russia: textbook for high schools. Moscow, 2002.

2. Human resource management: reference dictionary. URL: http://psyfactor.org/personal/personal 1-09.htm

3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Dictionary of Russian language. Moscow, 1995.

4. National Research Institute of the Russian Interior Ministry on the urgent problems of militia. URL: http://www.publicverdict. org/topics/police/ vniimvd.html

5. Zherebtsov A.N., Chaban E.A. The administrative discretion, administrative arbitrariness and administrative (bureaucratic) used: theoretical and practical issues of the relation. URL: http: //xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/4519

6. On counteraction to corruption: fed. law d.d. Dec. 25, 2008 № 273-FL. Access from legal reference system «Consultant Plus».

7. Martynenko B.K. The concept of violence (theoretical-legal analysis). Krasnodar, 2007.

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.