Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДУКЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистика / товародвижение / рынок / канал распределения / logistics / goods turnover / market / distribution channel

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.И. Кажаева, А.О. Мягких, В.Н. Товстоношенко

От того, как компания доводит свои товары до потребителей, зависят ее продажи, затраты и прибыль. В статье рассмотрены существующие проблемы при распределении продукции и их решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PRODUCT DISTRIBUTION

How a company brings its products to consumers depends on its sales, costs and profits. The article discusses the existing problems in the distribution of products and their solution.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДУКЦИИ»

УДК 658.8

ПРОБЛЕМЫ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДУКЦИИ

Е. И. Кажаева, А. О. Мягких Научный руководитель - В. Н. Товстоношенко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: elikazhaeva@gmail.com, amag6004@gmail.com

От того, как компания доводит свои товары до потребителей, зависят ее продажи, затраты и прибыль. В статье рассмотрены существующие проблемы при распределении продукции и их решение.

Ключевые слова: логистика, товародвижение, рынок, канал распределения

PROBLEMS OF PRODUCT DISTRIBUTION

E. I. Kazhaeva, A. O. Myagkikh Scientific supervisor - V. N. Tovstonoshenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: elikazhaeva@gmail.com, amag6004@gmail.com

How a company brings its products to consumers depends on its sales, costs and profits. The article discusses the existing problems in the distribution of products and their solution.

Keywords: logistics, goods turnover, market, distribution channel.

На современном этапе развития экономической науки логистика является инструментом достижения стратегических целей в продвижении материальных потоков. Продвижением готовой продукции занимается логистика распределения, которая взаимосвязана с маркетингом, коммерцией и состоит из комплекса логистических операций от завершения производственного цикла до удовлетворения спроса потребителей в товарах и услугах, при необходимости включая послепродажное обслуживание.

Эффективное распределение позволяет решать задачи снабжения, производства, маркетинга в аспектах формирования экономически целесообразного воспроизводственного цикла, а, следовательно, развития организации путем обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ.

При решении задач распределения готовой продукции возникают проблемы, связанные с организацией хранения, грузовой обработки и перемещения товаров от производителя к потребителю в нужное время и в нужное место.

Движение материальных потоков протекает через канал распределения, участники которого должны тесно сотрудничать между собой с целью поддержания нормальной прибыли и увеличения продаж, поскольку успех каждого участника зависит от успешной работы всего канала распределения. Участники должны выполнять свои функции, согласовывать цели и действия, кооперироваться с другими участниками для успешного достижения целей всего канала распределения. К сожалению, не всегда отдельные участники канала смотрят на проблему столь широко. Часто они заботятся о собственных сиюминутных целях и взаимодействии с теми фирмами, с которыми сотрудничают в канале

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

непосредственно [1]. Несмотря на то, что участники канала распределения зависят друг от друга, в своих собственных интересах они часто действуют обособленно. Нередко они не соглашаются с той ролью, которую играют в канале, а также с тем, кто и что должен делать и за какое вознаграждение. Такие разногласия по поводу целей и функций приводят к конфликтам внутри канала товародвижения. Необходимо отметить, что некоторые конфликты внутри каналов носят характер здоровой конкуренции. Для того, чтобы канал работал хорошо, необходимо четко определить функции каждого из его участников и управлять конфликтными ситуациями в случае их возникновения. Это может достигаться за счет создания организационного центра в канале распределения, имеющего полномочия распределять функции и управлять конфликтными ситуациями [2].

Доставка товаров от производителя к потребителю в канале распределения происходит с помощью транспорта, который играет важную роль в распределении, так как от вида транспорта зависит и уровень цен товаров, и своевременность их доставки, и состояние товаров в момент их прибытия к местам назначения. В решениях о транспортировке необходимо учитывать сложные компромиссы между разными видами транспорта, а также их последствия для других видов деятельности в системе распределения, таких как складирование и поддержание товарно-материальных запасов. Поскольку с течением времени относительные издержки разных видов транспорта меняются, организациям необходимо пересматривать свои схемы транспортировки с целью отыскания наиболее оптимального варианта организации каналов распределения.

Создание мест хранения товаров в каналах распределения вызвана объективными причинами, к которым относят несовпадение циклов производства и потребления товаров, что требует организации складского хозяйства, которое и призвано устранить имеющиеся противоречия производства и потребления товаров [3].

Естественно, что для произведенных товаров должны быть предусмотрены соответствующие условия хранения. Весь вопрос в том, где создавать хранилища и какой емкости. Чем больше строится складов, тем быстрее обеспечивается доставка продукции к местам потребления, однако при этом растут затраты по созданию складских сооружений. И наоборот, при укрупнении складов возрастают издержки по доставке товаров потребителям. Решение о числе пунктов хранения принимается при сравнении единовременных затрат по созданию мест хранения и годовых издержек, связанных с доставкой материалов потребителям. Но некоторые производители предпочитают хранить часть товарного запаса на складах самого предприятия, а остальную - на складах, расположенных в различных регионах. Причем склады могут быть как собственными, так и арендованными. В первом случае организация связана со складом постоянно, и это может создать некоторые ограничения в маневренности, кроме того, возникают затраты по его содержанию. Склады общественного пользования получают только арендную плату и оказывают различные дополнительные услуги по осмотру, упаковке и отгрузке товаров. На складах длительного хранения товар может находиться в течение длительного времени и отгружаться в адрес потребителей по мере необходимости [4].

Исходя из этого, следует отметить, что деятельность организации в отношении системы распределения продукции сопряжена с компромиссами, а это предполагает системный подход принятия решений. Организация должна изучить потребности клиентов и проанализировать предложения конкурентов. Потребителей, прежде всего, интересуют своевременная доставка товара, бережная погрузка или разгрузка товара, готовность поставщика принять дефектный товар обратно и быстро заменить его и др. Разобрав все критерии и цели распределения товаров, организация приступает к обеспечению выполнения своих задач с минимальными издержками, обращая внимание на такие критерии, как: условия работы с заказчиком (обработка заказов), где следует хранить материальные запасы (складирование), какой запас должен быть всегда под рукой (материальные запасы), каким

образом следует отгружать товары (транспортировка). Эффективное функционирование каналов распределения позволит предприятию увеличить количество клиентов и быть более конкурентоспособным на рынке.

Библиографические ссылки

1. Александров, О. А. Логистика : учебное пособие / О. А. Александров. Москва : ИНФРА-М, 2020. 217 с.

2. Афанасьев, М. П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учебник/ М. П. Афанасьев. М.: Издательский центр «Книга», 2019. 304 с.

3. Аникин, Б. А. Логистика производства: теория и практика : учебник и практикум для вузов / Б. А. Аникин, Р. В. Серышев, В. А. Волочиенко ; ответственный редактор Б. А. Аникин. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 454 с.

4. Гайдаенко, А. А. Логистика / А. А. Гайдаенко. М.: КноРус, 2014. 267 с.

© Кажаева Е. И., Мягких А. О., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.