Научная статья на тему 'Организация информационного обеспечения подсистемы сбыта промышленного холдинга'

Организация информационного обеспечения подсистемы сбыта промышленного холдинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТ / УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ / LOGISTICS / TRANSPORTATION / MATERIAL FLOW / FREIGHT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тонких Д.В., Данилов А.Д.

Статья рассматривает современное информационное обеспечение подсистемы сбыта промышленного предприятия, приводит математическую модель системы сбыта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INFORMATION SUPPORT FOR INDUSTRIAL HOLDING''S DISTRIBUTION SYSTEM

The article overlooks modern information support for sales system of an industrial enterprise and gives exemplary mathematical model of a sales system

Текст научной работы на тему «Организация информационного обеспечения подсистемы сбыта промышленного холдинга»

УДК 658.8:681.511

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДСИСТЕМЫ СБЫТА ПРОМЫШЛЕННОГО ХОЛДИНГА

Д.В. Тонких, А.Д. Данилов

Статья рассматривает современное информационное обеспечение подсистемы сбыта промышленного предприятия, приводит математическую модель системы сбыта

Ключевые слова: логистика, перевозки, транспорт, управление материальными потоками

В статье [1] мы рассмотрели структуру крупного промышленного холдинга с точки зрения логистики и представили её в виде иерархического древа. Как уже было отмечено, сбытовые движения в предприятии подразделяются на два уровня: непосредственные поставки покупателям и отгрузки на склады. Первые, в свою очередь, подразделяются на поставки через дочерние или через сторонние предприятия, а вторые - на отгрузки на собственные склады или же на склады сторонних компаний.

Мерой эффективности системы товародвижения служит отношение затрат фирмы к её результатам. Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов.

Основные элементы системы товародвижения и их доли в общей сумме затрат на него (в процентах) представлены на рис. 1.

Транспортировка за пределы региона 46%

Обработка заказов 3%

Складирование 20%

Z

Общая сум ма Админи-

затрат на то ва- стративные

родвижен ие расходы 4%

Поддержание

товарно-материальных запасов 10%

Получение и отгрузка товара 6%

Упаковка 5%

Рис. 1. Компоненты системы товародвижения

Тонких Дмитрий Викторович - ВГТУ, аспирант, e-mail: daitona@list.ru

Данилов Александр Дмитриевич - ВГТУ, д-р техн. наук, профессор, e-mail: danilov-ad@ya.ru

На современных высококонкурентных рынках производители сталкиваются с задачами укорочения производственного цикла, ускорения процесса доставки товара конечному покупателю и минимизации количества основных средств. Для решения этих задач на предприятиях внедряются системы управления цепочками поставок (в зарубежной литературе — supply chain management, или SCM). Эта стратегия, а также соответствующее прикладное программное обеспечение призвано автоматизировать все этапы сбыта и снабжения предприятия и контролировать весь процесс товародвижения. Здесь и далее как пример будем рассматривать сбытовую цепочку общего вида, представленную на рис. 2. В эту цепочку может входить различное количество организаций. В разных отраслях производства конкретные цепочки могут отличаться, не все звенья здесь обязательны, но в целом движение имеет вид, представленный на рисунке ниже.

Также нельзя не упомянуть и альтернативу системам SCM - системы ERP (enterprise resource planning, или система планирования ресурсов предприятия). Это более широкая система, чем система управления цепочками поставок, но среди прочего она управляет и материальными потоками. Здесь стоит отметить, что системы планирования ресурсов не занимаются автоматизацией и оптимизацией цепочек движения и этим уступают системам управления цепочками поставок. Это заставило основных производителей ERP-систем, таких как SAP, Oracle и JD Edwards, разработать собственные решения для управления движением материалов.

Применение на предприятии систем управления цепочками поставок имеет следующие преимущества:

• оптимизация нагрузки: улучшение координации движения материалов и доступных транспортных мощностей снижает время простоя;

Рис. 2. Общий вид цепочек поставок

• снижение длины транспортного цикла: принимая во внимания ограничения и альтернативные пути движения материалов, можно укоротить транспортный цикл;

• оптимизация закупок материалов: отслеживание потребностей в сырье и остатков на складах позволяет уменьшить время хранения и количество запасов сверх необходимого минимума;

• уменьшение парка транспорта: снижение времени простоя транспорта позволяет не содержать лишних единиц;

• глубокий анализ перевозок позволяет предсказывать нарушения в системе перевозок и предотвращать их.

Система управления цепочками поставок принимает решения, основываясь на информационной модели предприятия. Этот факт ограничивает применимость таких систем: данные о предприятии и его перевозках должны быть исчерпывающими. Ниже в таблице приведен список таких требований.

В настоящее время разработчики SCM-систем подошли вплотную к созданию симуляции транспортных потоков предприятия и планированию движения продукции в реальном времени. Но для осуществления этой задачи необходимо иметь:

• возможность общаться с полной исторической базой знаний о предприятии;

• вычислительные мощности и программные компоненты, способные обрабатывать данные за очень короткий промежуток времени, чтобы обеспечить взаимодействие хотя бы в режиме псевдореального времени;

• возможность взаимодействия с управляющей системой для назначения заданий и получения обратной связи по статусу и ходу работы системы.

Требования к информации о логистической системе предприятия

Область Требуемые данные

Информация о процессе производства Данные о производстве (длительность процесса, продолжительность простоев, время, требуемое для настройки, количество задействованных аппаратов в каждом процессе, альтернативные пути)

Информация о правилах контроля инвентаря Количество резервных материалов, точки перераспределения, количество готовой продукции, сырья и промежуточных изделий, остатки материалов и готовой продукции на производстве

Информация о снабжении и логистике Задержки поставок, размеры и объёмы партий, расписание поставок

Информация о потребностях Крайние сроки, приоритеты, структура потребностей

Информация о стратегии Данные о контроле заказов, правила отправки

Для оптимизации грузоперевозок системы управления цепочками пользуются математическим аппаратом линейного программирования и исследования операций. В частности, задача распределения материалов со складов потребителям является транспортной задачей.

Транспортная задача является типичной задачей линейного программирования. Требуется составить план товародвижения на предприятии таким образом, чтобы общая стоимость перевозок была минимальной.

Возьмём следующие исходные данные: а! - количество единиц товара в >м пункте отправления,

Ь - потребность в продукции в j -м пункте назначения,

Сщ - стоимость перевозки единицы товара из >го пункта в j -й;

Обозначим через х^ планируемое количество единиц товара для перевозки из ьго пункта в j-й.

Очевидно, что для простейшего случая

должны выполняться следующие условия: п

Хц Щ>

I

]=i т

I

]=1

т i=i

хц = h

Таким образом, математическая запись транспортной задачи для сбыта в модели товародвижения будет выглядеть следующим образом:

п

Zn

Xij = Щ

Zm

. 1XU = bi 1=1

m

I

(1)

Xij = bj

xij > 0(i = 1, m;j = 1,n.

Выражение (1) носит название замкнутой транспортной модели.

Равенство

2(=i ai = 2 j=i bj

является

естественным условием разрешимости замкнутой транспортной задачи.

В случае, когда должен быть вывезен не весь товар, накопленный в >м пункте, а,

например, его часть подлежит реализации или потреблению на месте, существует более общая постановка транспортной задачи - открытая транспортная задача.

п

I

Zn

Xij = Щ

Zm

. xH = bj 1=1

Zm ,n

щ> У

i=i ¿—4=1

CijXij

(2)

xtj > 0(i = 1, m; j = 1, n. Решение выражений (1) или (2) подразумевает существование любых произвольных промежуточных пунктов, в которые доставляются грузы. Однако часто перед крупными промышленными компаниями встает проблема создания мест для хранения продукции территориально удаленных на сотни и тысячи километров от основного предприятия. В этом случае необходимо решить вопрос, где создавать склады и какой емкости. Чем больше строится складов, тем быстрее обеспечивается доставка продукции к местам потребления, при укрупнении складов возрастают издержки по доставке товаров потребителям. Решение о числе пунктов хранения принимается при сравнении единовременных затрат по созданию мест хранения и годовых издержек, связанных с доставкой потребителям.

Для выбора пунктов размещения складов можно воспользоваться следующей формулой: ПЗ = К*НК + ИС + Ит ^ min, где ПЗ - суммарные приведенные затраты по каждому рассматриваемому варианту сооружения складов;

К - капитальные вложения на возведение объектов хранения;

НК - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

ИС,Ит - годовые издержки, связанные с содержанием складских помещений и доставкой продукции со складов потребителям.

Производя расчет для каждого варианта размещения склада, можно выбрать наиболее эффективный из них. Проблема организации оптимального складского хозяйства более полно рассмотрена в статье [2].

Большую роль в минимизации затрат по товародвижению играет правильный выбор каналов распределения. Реализация продукции в большинстве случаев проводится через ряд компаний-посредников, каждая из которых

формирует соответствующий канал распределения. С помощью посредников можно сократить количество контактов производителей непосредственно с потребителями продукции и увеличить доступность товара и доведения его до целевых рынков.

Каналы распределения существуют трех видов: прямые, косвенные, смешанные.

Прямые каналы связаны с движением товаров и услуг без участия посреднических организаций.

Косвенные каналы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к некоторому частному посреднику, а затем от него - к потребителю.

Смешанные каналы совмещают черты первых двух каналов товародвижения.

На рис. 3 приведены маркетинговые каналы распределения по их протяженности.

Рис. 3. Примеры маркетинговых каналов распределения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование современных технологий управления предприятием и товародвижением, интеллектуальное размещение складов и ведение хозяйственной деятельности позволяют не только снизить затраты на продвижение товара к потребителю, но и за счет гибкости конечной цены увеличить сбыт продукции, тем самым обеспечив бесперебойную работу основного производства и тем самым повысить прибыльность фирмы. Грамотный выбор сбытовой стратегии предприятия гарантирует успех на рынке.

Литература

1. Данилов, А.Д. Иерархическая структура организации транспортной логистики крупного промышленного

холдинга [Текст] / А.Д. Данилов, Д.В. Тонких // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9, № 6-2. - С. 50-54.

2. Данилов, А.Д. Синтез многофазной ациклической модели системы товародвижения промышленного холдинга [Текст] / А.Д. Данилов, Д.В. Тонких // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т. 10, №5. - С.20-24.

3. Данилов, А.Д. Моделирование и управление в системе маркетинга промышленных предприятий / А.Д. Данилов. - Воронеж, 2003.

4. Данилов, А.Д. Декомпозиционная модель проектирования системы управления процессами транспортной логистики [Текст] / А.Д. Данилов, Д.В. Тонких // Моделирование систем и процессов. - 2013. - № 4. - С. 26-30.

Воронежский государственный технический университет

ORGANIZATION OF INFORMATION SUPPORT FOR INDUSTRIAL HOLDING'S DISTRIBUTION SYSTEM

D.V. Tonkikh, A.D. Danilov

The article overlooks modern information support for sales system of an industrial enterprise and gives exemplary mathematical model of a sales system

Key words: logistics, transportation, material flow, freight

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.