5 Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. - М., 2004. - С. 44.
6 Коррупция и антикоррупционная политика: словарь-справочник / под ред. П. А. Кабанова. - М., 2008. - С. 32.
7 Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. - 2008. -30 декабря.
8 Приказ № 240 ФСИН России от 24 мая 2010 г.
9 Там же.
10 Тамбовцев Е. А. Методы и приемы антикоррупционного поведения в служебной деятельности сотрудников и служащих ОВД: лекция. - М., 2011.
11 Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся: методические рекомендации. - СПб., 2009. - С. 11.
12 Журавлева О. Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществозна-ния: методическое пособие. - М., 2009. - С. 9.
УДК 343
ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ЛИЦАМИ, ОТБЫВШИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
© 2014 Р. Н. Киселева
Аннотация. Статья посвящена функционированию института пенитенциарной социальной работы в аспекте его направленности на сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы.
Ключевые слова: рецидивная преступность, социальная работа, специалист группы социальной защиты осужденных, профилактика преступлений.
THE PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF SOCIAL WORK AT DECREASE OF RECIDIVISM OF INMATES IN PENITENTIARIES
© 2014 R. K^eva
Summary. The article is describes the current state of recidivism and the role of psychologists and social work in dealing with it. The review also touches upon the problems of organizing psychological and social work with inmates to cope with recidivism and the ways of solving this problem.
Keywords. ■ recidivism, social work, social protection specialist of the convicts, crime prevention.
Рецидивная преступность неуклонно растет, представляя собой проблему государственной важности. Согласно статистике, в места лишения свободы возвращается каждый третий осужденных. Следует отметить, что эта оценка сделана исходя из раскрытых преступлений и не учитывает нераскрытые, прекращенные и не доведенные до суда дела. По мнению некоторых ученых, реальный уровень рецидивной преступности в России составляет две трети от общего числа совершаемых преступлений.
Уровень рецидива имеет зависимость от продолжительности сроков отбытого ранее наказания в местах лишения свободы. Наиболее высок он у лиц, средний срок отбывания наказания которых составляет от трех до десяти лет. Те, кто отбывал наказание до одного года и более десяти, подвержены рецидиву в сравнительно меньшей степени. Наибольшее количество преступлений рецидивистами совершается в первый год после освобождения.
Целью деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы РФ на современном этапе является «исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами» (ст. 1 УИК РФ). Профессиональная деятельность сотрудников всех подразделений ИУ должна быть направлена на достижение общих целей, поставленных обществом и государством.
Институт пенитенциарной социальной работы, находящийся на этапе своего становления, призван помочь в достижении целей УИС, в частности, в профилактике повторных преступлений лицами, освободившимися из ИУ. Согласно приказу Минюста России от
30.12.2005 г. № 262 в каждом исправительном учреждении должна быть создана группа социальной защиты осужденных (ГСЗО). Как и любая вновь созданная служба, социальная работа имеет много проблем в организации.
Изучение проблем организации социальной работы в местах лишения свободы по сокращению рецидива преступлений проводилось нами в два этапа.
Первый этап включал в себя проведение формализованного опроса специалистов группы социальной защиты осужденных исправительных учреждений ФСИН России с помощью опросника, разработанного коллективом психологического факультета Академии ФСИН России. В опросе принял участие 171 специалист ГСЗО из УФСИН России по Амурской области, УФСИН России по Архангельской области, УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике, УФСИН России по Калининградской области, ГУФСИН России по Красноярскому краю, УФСИН России по Магаданской области, УФСИН России по Ростовской области, УФСИН России по Рязанской области, ГУФСИН России по Свердловской области, УФСИН России по Смоленской области - представители 10 федеральных округов.
Специалистами ГСЗО в подавляющем большинстве являются женщины, в возрасте от 40 до 55 лет, со стажем службы в УИС свыше 10 лет. В половине случаев специалисты ГСЗО не имеют базового образования (специалист по социальной работе), соответственно не имеют полного представления о своей роли и своих возможностях в вопросах профилактики рецидива.
Специалисты ГСЗО очень высоко оценивают возможность получения осужденными социальной помощи. Примечательно, что большинство специалистов ГСЗО считают, что от их работы не зависит вероятность совершения повторных преступлений освободившимися осужденными.
Среди всех направлений своей профессиональной деятельности специалисты ГСЗО выделили всего три, по их мнению, непосредственно влияющих на профилактику рецидива. На практике же заниматься приходится в основном другими направлениями: восстановлением документов и оформлением пенсий и пособий. Прослеживается определенный пессимизм в отношении своих возможностей и понимания значимости социальной работы с осужденными.
Как Вы думаете, какие внешние условия могут влиять на
возможность отказа от совершения повторных преступлений
лицами, освободившимися из мест лишения свободы?
■хорошая зарплата
0% ^^^ ■ профессия, которая нравится
3%
ш
28% Ю жена
\2% ■ дети
ш Ш созданные хорошне условия для
прлжияаиеия с. №мьей
.14% 14% /
\ Ш . 10% ■хорошие полезные V и лечен ин
■ друзья, имеющие правильные
представления
одружбе, нравственности и тд
Рис. 1.
Специалисты ГСЗО, несмотря на отсутствие базового образования, считают себя достаточно компетентными в решении социальных проблем осужденных и не испытывают потребности в дополнительном образовании и повышении квалификации. Чуть больше половины специалистов ГСЗО считают обоснованным создание социальных лабораторий (служб) ИУ по аналогии с психологической.
Уровень осведомленности о целях, задачах, возможностях социальной работы с осужденными у руководителей учреждений и территориальных органов специалисты ГСЗО оценивают достаточно высоко, в среднем в 7-8 баллов.
Второй этап исследования был проведен в форме фокус-группы на базе ГУФСИН России по Нижегородской области. В работе фокус-группы приняли участие 15 специалистов ГСЗО.
Направления деятельности специалистов ГСЗО ИУ, реализуемые в данный момент и способствующие предотвращению рецидива преступлений:
1) содействие в трудовом и бытовом устройстве освобождающихся осужденных;
2) восстановление социально полезных связей, в первую очередь с семьями;
3) восстановление документов;
4) оформление пенсий и социальных пособий;
5) сотрудничество с общественными организациями;
6) оформление в реабилитационные центры освобождающихся осужденных, не имеющих собственного жилья;
7) консультирование по трудоустройству, о наличии трудовых вакансий, в том числе и с помощью электронных терминалов;
8) информационная работа с региональным правительством;
9) социально-правовое просвещение осужденных;
10) сотрудничество с представителями официальных религиозных конфессий (духовно-нравственное просвещение осужденных, оказание материальной помощи одеждой, обувью, медикаментами, средствами гигиены, продуктами питания, литературой и т.д.);
11) формирование кружков творчества осужденных, с последующей реализацией изделий в детские дома и малоимущим семьям.
Формы работы, которые используют специалисты ГСЗО:
• индивидуальное консультирование (самый эффективный метод работы, но также самый ресурсозатратный);
• групповое консультирование.
Пути оптимизации деятельности специалистов ГСЗО, направленные на предотвращение рецидива:
1) разработка микросоциальных проектов, например, создание «Добровольных групп взаимопомощи осужденных, имеющих наркотическую или алкогольную зависимость, в целях ее преодоления»;
2) разработка методических рекомендаций по развитию у осужденных навыков самостоятельности и активной жизненной позиции;
3) разработка индивидуальных и групповых программ социальной работы с различными категориями осужденных;
4) создание реабилитационных центров для освобождающихся осужденных на территории каждого ИУ и помещение их туда за 6 месяцев до освобождения;
5) решение вопросов о помещении в государственные учреждения освободившихся осужденных, имеющих неизлечимые заболевания (хосписы);
6) предоставление освободившимся осужденным временного жилья, временной регистрации;
7) расширение списка профессий, которые осужденные могут получить в ИУ и обеспечение работой по полученной специальности;
8) квотирование рабочих мест на федеральном уровне;
9) введение стимулирующих единовременных выплат для освобождающихся осужденных, которые положительно себя зарекомендовали (мин. заработная плата);
10) лицам, имеющим регистрацию выплачивать денежные средства на проезд к месту регистрации, лицам БОМЖ - к ближайшему реабилитационному центру.
Предложения по организации деятельности специалистов ГСЗО ИУ, которые будут способствовать эффективной работе по профилактике рецидива:
1) совершенствование нормативно-правового обеспечения социальной работы с осужденными;
2) повышение статуса ГСЗО;
3) увеличение штата ГСЗО (хотя бы до 3 человек), аттестация вольнонаемных специалистов с выполнением равного объема функциональных обязанностей;
4) приведение штатной численности ГСЗО в соответствие с нормативами;
5) снятие несвойственных для ГСЗО функций, в первую очередь учет трудового стажа осужденных;
6) введение должности юрисконсульта в УФСИН для получения срочной юридической помощи специалистами ГСЗО и проведения плановых юридических консультаций с осужденными;
7) материально-техническое оснащение рабочих мест;
8) вместо «Социального досье 6.0» создать дополнительные разделы в единой базе для сотрудников ПТК АКУС;
9) получение базового профессионального образования, переобучение, повышение квалификации специалистами ГСЗО;
10) создание двух рабочих мест специалиста ГСЗО: первое - в ИУ и (обеспечение его безопасности), второе - за территорией ИУ и оснащение его сотовой и телефонной связью, Интернетом;
11) пропагандирование деятельности специалистов ГСЗО на различных уровнях управления УИС;
12) социальное просвещение сотрудников ИУ о целях, задачах, формах работы ГСЗО с осужденными;
13) разработка совместных с психологами программ формирования у осужденных ответственности за свою судьбу;
14) не снимать оплату за содержание в ИУ с пенсий и социальных пособий, получаемых осужденными;
15) дифференциация осужденных по наличию криминального опыта, наличию социально значимых заболеваний;
16) проведение работы по формированию значимости своей специальности и развитию профессионального мышления с сотрудниками ГСЗО.
Подводя итог исследованию проблем социальной работы с осужденными по профилактике рецидива, можно утверждать, что основные трудности заключаются в самой организации этой деятельности. Решение вышеперечисленных проблем будет способствовать повышению эффективности процессов исправления осужденных, формированию предпосылок законопослушного поведения после освобождения.
Вероятность совершения рецидивных преступлений после отбытия наказаний, связанных с лишением свободы, в самой большой степени зависит от возможности активного включения бывшего осужденного в нормальную социальную жизнь общества, восстановления прерванных социально полезных связей. Эти процессы носят названия «ресоциализация», «социальная реабилитация», «социальная адаптация». Они связаны в основном с закреплени-
ем результатов исправления осужденных с помощью взаимодействия различных государственных, общественных, религиозных и иных органов, осуществляющих профилактику, бытовое и трудовое устройство бывших осужденных.
Социальная помощь лицам, отбывшим наказание, должна сочетаться с контролем за их поведением - это основные условия успешной социальной адаптации после освобождения. Целесообразно предусмотреть сочетание этих двух подходов в виде общей программы, дополненной приложением частных программ, включая программу борьбы с рецидивной преступностью. Специалисты ГСЗО ИУ должны осознавать свою ведущую роль в осуществлении задач УИС по исправлению и ресоциализации осужденных, иметь необходимые ресурсы для реализации этой деятельности. Важно сформировать понимание всеми сотрудниками ИУ неразрывности процессов исправления и ресоциализации осужденных и необходимости объединения усилий всех служб ИУ в решении этих задач.
Оптимизация системы исполнения наказаний также весьма значима. Наказание для достижения своих целей должно быть максимально индивидуализированным, учитывающим все личностные особенности осужденного и характер совершенного преступления. Особенно важно создание в каждом регионе страны многопрофильных специализированных центров социальной помощи и реабилитации, включающих в себя социальную, психологическую и медицинскую службу, способствующих успешной ресоциализации лиц, отбывших наказания.
УДК 340
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ ФСИН РОССИИ
© 2014 А. В. Медведев
Аннотация. Данная статья посвящается вопросам организации проведения учебных занятий в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы России с привлечением представителей религиозных организаций. Определяются основные проблемы сотрудничества в области образования и просвещения и пути их решения.
Ключевые слова: сотрудничество, организация управления, уголовно-исполнительная системы, религиозные организации.
ISSUES CONCERNING RELIGIOUS EDUCATIONAND ENLIGHTENMENT IN INSTITUTIONS AND BODIES OF THERUSSIAN FEDERAL PENITENTIARY SERVICE
© 2014 A. Medvedev
Summary. This article is devoted to the organization oftraining sessions in the system ofeducation al penal correction facilities of Russia with involvement of the experience of religious organizations. The basic problems of cooperation in the field of education and enlightenment as well as their solutions are defined.
Keywords: cooperation, organization of management, penal correction facilities, religious associations.
Развитие уголовно-исполнительной системы России на современном этапе предполагает активное сотрудничество с общественными и религиозными объединениями. Концепцией развития УИС1 предусмотрено отдельное направление с привлечением общественности к деятельности учреждений и органов ФСИН России. Более того, данным нормативным актом предусмотрено использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении осужденных и работников уголовно-исполнительной системы. При этом предполагается целенаправленная управленческая деятельность в двух направлениях: как в отношении осужденных, содержащихся в местах изоляции от общества, так и персонала данных учреждений. Оба направления призваны оказывать позитив-