Научная статья на тему 'Проблемы в образовательном процессе на первом курсе. «Проект Плюс 1»'

Проблемы в образовательном процессе на первом курсе. «Проект Плюс 1» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы в образовательном процессе на первом курсе. «Проект Плюс 1»»

непрерывного образования и эффективной системой дополнительного профессионального образования.

Изменения внешней среды в условиях рыночной конкуренции поставили предприниматебльские структуры перед необходимостью доказательства способности удовлетворять потребности заказчиков. В связи с этим фирмы вынуждены заниматься поиском путей адаптации к новым условиям, в том числе на основе совершенствования системы управления качеством, основанных на международных стандартах., основными принципами которых является TQM (всеобщее управление качеством) и процессный подход,, основанный на том, что для создания качественной продукции (услуги) необходимы и качественные ресурсы (кадровые, материальные, производственные и пр.)

Современные методы vi стандарты утьражлшта йажътътал нржленжот юлыю те фирмы, которые стремятся упрочнить свои позиции на рынке выпускаемой продукции (услуг), ориентируясь на «потребителей». А потребители - это государство, юридические и физические лица, а также общество в целом.

От правильного выбора модели управления зависит эффективность развития всех компонентов системы управления: организационной структуры, структуры процессов, структуры взаимодействия между подразделениями.

При этом прогрессивные изменения не дадут желаемого эффекта, если не создана объективная оценка системы качества подготовки квалифицированных специалистов.

А.И. Дядченко

ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПЕРВОМ КУРСЕ.

«ПРОЕКТ ПЛЮС 1»

«Проект Плюс 1» заключается в том, чтобы абитуриент, пришедший в Болынекаменский ! институт экономики и технологий и имеющий желание получить образование, не был потерян в процессе обучения. Самым сложным, определяющим способность студента к обучению, является период первого курса, а особенно первый семестр. Поэтому проект Плюс 1 предполагает введение условного поощрительного балла в оценке полученных знаний осеннего семестра. Задача проекта заключается в следующем: ^ 1) количество поступивших на обучение абитуриентов должно соответствовать количеству студентов, перешедших на 2 курс;

2) организация помощи студенту в формировании уверенности своих способностей;

3) укрепить сознание студента в мотивации принятого решения о получении образования.

Должно считать, что уровень образования каждой средней образовательной школы должен быть одинаков. Образовательные программы, их объем одинаков во всех средних образовательных учреждениях, но как показывает практика, уровень доведения этих знаний школьнику зависит от индивидуальных способностей обучающегося. Будем считать, как и должно, что мотивация поступления в высшее учебное заведение абитуриентов одна у всех - желание получить образование.

Индивидуальные способности к обучению студента могут проявиться и характеризоваться различными факторами:

способность осваивать материал высшей школы;

способность обратной связи, т.е. способность доказать уровень полученного объема знаний; наличие базы, фундаментальных знаний, полученных в средней образовательной школе; какие-то психофизические данные (робость, красноречие).

Из практического опыта собственного в свое время обучения в Николаевском кораблестроительном институте опыта преподавания в Большекаменском институте экономики и технологий можно сделать вывод о том, что зимняя сессия первого курса не всегда отражает реальную картину о способностях студента и оценки уровня его знаний. > •

Причины:

а) возможно не приспособился к системе вузовского обучения;

б) не рассчитал силы при подготовке к экзаменам и выполнения контрольных работ;

в) не сумел справиться с волнением на экзамене;

г) растерялся, не совсем понял вопрос и другие различные причины.

Получив неудовлетворительную оценку на первой сессии, студент может не суметь преодолеть психологический барьер, потерять веру в свои способности, стать хроническим задолжником или выбыть из числа студентов.

Большинство студентов, имея неудовлетворительные оценки на первом курсе обучения, и сумев их исправить, в дальнейшем процессе обучения имеют хорошие, даже отличные оценки, нормально осваивают специальные дисциплины. То есть при плохом старте начала учебы многие студенты в процессе учебы заканчивают ВУЗ с отличными успехами и становятся прекрасными специалистами производства Это тот гип студентов, которые действительно стремятся получить образование, но на первом курсе обучения, а именно на осеннем семестре. Имеют какие-то проблемы в процессе обучения и именно на сдаче экзаменов. Другой тип студентов, ко горый отбывает время на занятиях, но не имеет стремления к образованию, однозначно выпадут из числа студентов по каким-либо причинам. И это проявится реально на весеннем семестре или на последующих курсах.

Надо исходить из того, что абитуриент пришел обучаться в ВУЗ осознанно за получением образования, и задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь в становлении абитуриента как студента на первом этапе обучения на первом курсе. Задача преподавателя должна заключаться в раскрытии студента, в умении понять способность студента в освоении преподаваемого им предмета и в укреплении желания студента получать образование. Необходимо увидеть его в будущем как специалиста. Если студент пришел учиться с осознанным желанием учиться и видит себя как. специалиста, он им обязательно станет. «Программа Плюс 1» заключается в поддержке абитуриента в становлении как студента и оказании помощи в преодолении возможных барьеров на первом этапе пути будущего специалиста.

Н.Ю. Стоюшко

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ СФЕРЫ УСЛУГ 1

(на примере ЗАТО Большой Камедь)

Постиндустриальное общество - это не производство вещей, а производство новых качеств человека в непрерывном сотрудничестве. А эта черта напрямую определяет роль сферы услуг, так как одной из ее важнейших особенностей является непосредственное взаимодействие человека с человеком. Это усиливает роль человека в производственных отношениях. Именно гегемония человека в отношениях людей с природой является качественным моментом изменения производительных сил, начиная с XX века. Постиндустриальное общество основывается на постепенном снижении роли вещей, как в средствах производства, так и в его результатах.

С учетом сегодняшних проблем важнейшим вопросом дри формировании предпринимательских структур является выбор приоритетных сфер хозяйствования, способных дать наиболее быстрый экономический и социальный эффект в ЗАТО Большой Камень. В этом смысле сфера услуг выступает перспективным и быстрорастущим сектором экономики И в результате действия объективных и субъективных факторов является сегодня наиболее приоритетным видом предпринимательской деятельности.

В целом, по сравнению с производством товаров, сфера услуг характеризуется превалированием малец о предпринимательства. В подтверждение данного положения можно привести статисшческие данные о состоянии малого предпринимательства (МП) на территории Приморского края (таблица 1) и па территории ЗАТО Большой Камень (рис. 1, 2).

Таблица 1 - Распределение числа малых предприятий по видам деятельности и структуре занятости Приморского края, в % *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.