Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности за счет качества образовательных услуг'

Повышение конкурентоспособности за счет качества образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности за счет качества образовательных услуг»

Как показывает анализ, за счет возможности уменьшения налога, мы экономим на сумме налога, подлежащего к уплате в бюджет, т.е. фактически тратим меньше денег на уплату налогов, тем самым снижаем налоговое бремя.

Таким образом, результаты нашего исследования доказывают, что работа Правительства РФ по устранению проблем в малом бизнесе в части снижения налогового бремени проводится, положительные результаты ее очевидны и дают возможность малому бизнесу развиваться за счет экономии средств, полученных от снижения налогового бремени.

/

< *1 ' ' * 1 ' ' М.В. Татаринова

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗА СЧЕТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ У СЛУГ

Конкурентоспособность фирмы зависит от ее способности вводить новшества и модернизироваться. Следовательно, важную роль в достижении конкурентоспособности играет не только технология производства продукции, но и профессиональная подготовка кадров. Путем повышения качества своего персонала организация может обеспечить себе конкурентоспособность на долгосрочную перспективу. Средний уровень потерь для фирм, связанных с неквалифицированным персоналом, составляет до 40 % недополученной прибыли. Еще в 80-ые годы японские предприниматели говорили свои служащим, что им нужны не просто руки работников, а обязательно понимание, инициатива и творчество работников. И осознание этого принципа сегодня берется за основу во всем мире. Поэтому для руководителей предприятий нашей территории необходимо осознать факт того, что главной опорой в конкурентной борьбе является образованность и творческий потенциал специалистов. Сэкономив сегодня на обучении работников, в перспективе компания может потерять значительно больше из-за общего снижения производственной квалификации трудовых ресурсов. „

Повышение конкурентоспособности невозможно достигнуть случайным образом. Многие работодатели этого еще не понимают и делают ставку только на производственные мощности и ресурсы. Но без квалифицированного персонала невозможно добиться высоких финансовых показателей.

Процессы, прогнозируемые относительно трудовых ресурсов, должны заставить работодателей задуматься над проблемой развития кадрового потенциала, так как именно от них зависит, что ждет предприятие в дальнейшем: будет ли оно финансово стабильным и жизнестойким или придет к финансовому поражению. Степень участия работодателей в подготовке, сохранении и переподготовке квалифицированного персонала свидетельствует о качестве их стратегического мышления и процесса управления персоналом. ■ * -

Со стороны работодателей необходимо увеличение инвестиций в развитие человеческих ресурсов, так как более квалифицированный трудовой капитал в соответствии с экономическими законами сможет обеспечить выпуск более конкурентоспособного товара, характеризующегося более высокими потребительскими свойствами при меньших издержках производства.

Предприятия, вкладывающие финансовые вложения в систему обучения и повышения квалификации персонала, рассматривают затраты на кадровое регулирование как капитальные вложения, а не как издержки. Например, затраты на повышение квалификации работников ведущих предприятий городского округа ЗАТО Большой Камень в настоящее время превышают 3% от фонда заработной платы.

Добиться повышения конкурентоспособности нельзя без изменения системы управления на уровне отдельного предприятия. Для этого необходимо последовательное внедрение стандартов системы управления качеством выпускаемой продукции (услуги).

Современное предпринимательство может быть эффективным только в том случае, если оно изначально ориентировано, во-первых, на производство конкурентоспособной продукции и, во-вторых, на непрерывное улучшение качественных характеристик и свойств продукции. Для

российских предпринимателей пробелам повышения качества продукции в настоящее время актуальна Это обусловлено тем, что предпринимательская стр>ктура как самостоятельный хозяйствующий субъект представляет собой открытую социально-экономическую систему, на функционирование которой значительное влияние оказывает внешняя среда, а прежде всего конкуренция среди товаропроизводителей

Для совершенствования системы управления качеством деятельности рекомендовано использовать модели системы менеджмента качества Оценка эффективности деятельности по данным стандартам используется дпя принятия управленческих решений и для демонстрации своих возможностей и результатов всем заинтересованным сторонам

Становление и развитие рыночной экономики в условиях ЗАТО требует создания и внедрения принципиально новых форм и методов управления на всех уровнях, а в первую очередь на уровне фирм Эти формы и методы управления должны обладать высокой степенью «реакции» на изменения внешней среды

В свете этого, организационной основой развития предпринимательства должно стать*

- гибкая управленческая структура предприятия, легко трансформирующаяся с учетом новых задач и подходов, \ *

- кадровая политика, направленная на формирование квалифицированного персонала, обладающего достаточным потенциалом,

- система мотивации, направленная на стимулирование качества

Особые условия деятельности предприятий в условиях ЗАТО предъявляют особые требования к кадрам (рис 1)

(-------ч

Совокупность качеств

ч

Профессиональные

- профессиональные знания в своей области,

- профессиональный кругозор,

V.

Социально-психологические

- развитое воображение,

- целеустремленность,

Рис 1 Совокупность качеств квалифицированного работника

Совокупность таких качеств должна способствовать появлению новых подходов и решений с целью повышения качества выпускаемой продукции (услуги).

В силу того, что человеческий капитал является одним из ключевых ресурсов фирмы, необходимо активно развивать систему7 управления персоналом Для каждого сотрудника разрабатывается индивидуальная образовательная траектория, позволяющая обеспечить дальнейшее эффективное использование личностных и профессиональных качеств каждого из сотрудников, комплексное развитие их компетенций

С этой целью предлагается создание тренинг-центра на базе филиала ДВГТУ в г. Большой Камень, в котором будут обучать наиболее приоритетным образовательным программам, например, стратегическому менеджменту, антикризисному управлению, управлению инновационными проектами, информационным технологиям и т д.

Создаваемый трениг-центр вместе с внешней средой формирует инновационно-образовательное пространство филиала, которое обеспечит новый уровень деятельности вуза благодаря созданию условий качественной профессиональной подготовки, связанной с системой

непрерывного образования и эффективной системой дополнительного профессионального образования.

Изменения внешней среды в условиях рыночной конкуренции поставили предприниматебльские структуры перед необходимостью доказательства способности удовлетворять потребности заказчиков. В связи с этим фирмы вынуждены заниматься поиском путей адаптации к новым условиям, в том числе на основе совершенствования системы управления качеством, основанных на международных стандартах., основными принципами которых является TQM (всеобщее управление качеством) и процессный подход,, основанный на том, что для создания качественной продукции (услуги) необходимы и качественные ресурсы (кадровые, материальные, производственные и пр.)

Современные методы vi стандарты утараазгенш йажътътал нржленжот юлыю те фирмы, которые стремятся упрочнить свои позиции на рынке выпускаемой продукции (услуг), ориентируясь на «потребителей». А потребители - это государство, юридические и физические лица, а также общество в целом.

От правильного выбора модели управления зависит эффективность развития всех компонентов системы управления: организационной структуры, структуры процессов, структуры взаимодействия между подразделениями.

При этом прогрессивные изменения не дадут желаемого эффекта, если не создана объективная оценка системы качества подготовки квалифицированных специалистов.

АЛ. Дядченко

ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПЕРВОМ КУРСЕ.

«ПРОЕКТ ПЛЮС 1»

«Проект Плюс 1» заключается в том, чтобы абитуриент, пришедший в Болынекаменский ! институт экономики и технологий и имеющий желание получить образование, не был потерян в процессе обучения. Самым сложным, определяющим способность студента к обучению, является период первого курса, а особенно первый семестр. Поэтому проект Плюс 1 предполагает введение условного поощрительного балла в оценке полученных знаний осеннего семестра. Задача проекта заключается в следующем: ^ 1) количество поступивших на обучение абитуриентов должно соответствовать количеству студентов, перешедших на 2 курс;

2) организация помощи студенту в формировании уверенности своих способностей;

3) укрепить сознание студента в мотивации принятого решения о получении образования.

Должно считать, что уровень образования каждой средней образовательной школы должен быть одинаков. Образовательные программы, их объем одинаков во всех средних образовательных учреждениях, но как показывает практика, уровень доведения этих знаний школьнику зависит от индивидуальных способностей обучающегося. Будем считать, как и должно, что мотивация поступления в высшее учебное заведение абитуриентов одна у всех - желание получить образование.

Индивидуальные способности к обучению студента могут проявиться и характеризоваться различными факторами:

способность осваивать материал высшей школы;

способность обратной связи, т.е. способность доказать уровень полученного объема знаний; наличие базы, фундаментальных знаний, полученных в средней образовательной школе; какие-то психофизические данные (робость, красноречие).

Из практического опыта собственного в свое время обучения в Николаевском кораблестроительном институте опыта преподавания в Большекаменском институте экономики и технологий можно сделать вывод о том, что зимняя сессия первого курса не всегда отражает реальную картину о способностях студента и оценки уровня его знаний. > •

Причины:

а) возможно не приспособился к системе вузовского обучения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.