приятную окружающую среду и право на экологическую безопасность. // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 3 (37). С. 32-38.
4. Гусейнов Т.И.О. Право на благоприятную окружающую среду: международные и национальные аспекты. // Евразийский юридический журнал. 2010. № 9 (28). С. 90-96.
5. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ http://www.consultant.ru/popular/okrsred/ (04.10.15).
6. Нескромный В. От философии «вражды» к «филосо-
фии взаимозависимости» // Зеленый мир. 1995. №20. С. 14.
7. Петров В. Экологическое право России. М., 1995, С. 98.
8. Речь президента РФ В.В. Путина на 70-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН http://kremlin.ru/events/ president/news/50385 (6.10.2015).
9. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература. 1993.
10. Колбасов О.С. Завещание экологам //Журнал российского права. 2000. № 5/6. С. 90.
RIGHT TO A FAVORABLE ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF GENERAL HUMAN RIGHTS
© 2015
A.A. Kataeva, postgraduate student
St. Petersburg State University, St. Petersburg (Russia)
Abstract: This article is devoted to the study of a right to a favorable environment as a special phenomenon of a distinct branch of the system of universal human rights. The author analyses historical background of recognition of the right to a favorable environment as a special object of the universal human rights system; focuses on conceptual features of abovementioned right; explores documentary foundations of right to favorable environment of the Russian Federation. Keywords: environment, law, society, state, right to favorable environment.
УДК 338.45:332.14
ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ
© 2015
В.Р. Купчак, кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики, маркетинга и
менеджмента
Ивано-Франковский учебно-научный институт менеджмента Тернопольского национального экономического университета, Ивано-Франковск (Украина)
Аннотация. В статье исследованы проблемы устойчивого социально-экономического развития регионов Украины. Предложена классификация факторов, воздействующих на устойчивое развитие региональной экономики. Рассмотрено социально-экономическое прогнозирование как один из решающих научных методов формирования стратегии устойчивого развития региона. Региональная экономика рассмотрена как система социально-экономических отношений.
Ключевые слова: планирование, прогнозирование, регион, эффективное развитие региона, характеристика региона, внешняя среда, управления регионом, региональная экономика.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время преодолеть затянувшийся кризис и занять лидирующие позиции среди других регионов возможно только при переходе экономики региона на устойчивый путь развития. В этой связи устойчивое развитие приобретает стратегический характер не только в масштабах хозяйствующих субъектов, регионов, но и государства в целом.
Наделение регионов дополнительными функциями и полномочиями обусловило возникновение объективной потребности в формировании теоретико-методической базы по проблемам обоснования необходимости применения регионального индикативного и стратегического планирования и прогнозирования, определения ориентиров и притязаний развития территорий, обоснования инструментарного аппарата по принятию эффективных управленческих решений, обоснованию направлений интеграции государственных и региональных органов власти. Однако большинство регионов Украины не в полной мере оценивают необходимость выработки единой, с указанием конкретно выраженных приоритетов, стратегии устойчивого развития и дальнейшего контроля за процессами ее реализации[1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Комплексность проблемы повышения энергоэффективности определяет широкий круг исследований в этом направлении. Различные аспекты повышения энергоэффективности исследовали такие ученые, как Башмаков И. А., Безруких П. П., Гнедой М. В., Кулик М. М., Лапка Е. А., Лир В. Е., Маляренко В.
А., Микитенко В. В., Огурцов А. П., Суходоля А. М., Черепанова В. А., Шидловский А. К. и др. Вопросами формирования стратегии устойчивого развития отдельных регионов и национальной экономики в целом занимались Александров И. А., Буркинський Б. В., Гейц. М., Заблодська И. В., Кизим Н. А., Коваленко Н. А., Масловская Л. Ц., Сенчагов В. К., Пила В. И., Тищенко А. М., Топиха В.И., Шаститко А. Е. и др.
Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи является разработка и исследование концептуальных подходов, методологических основ и организационно-экономических методов формирования
региональной системы стратегического управления энергоэффективностью.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проблема устойчивости находит частное отражение в современной экономической литературе: исследуются параметры зависимости темпов развития регионов от влияния факторов внешней и внутренней среды, необходимость корректировки социально-экономической политики на всех уровнях управления, механизмы рационального хозяйствования, направления перспективного экономического роста как отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов, так и областей, регионов и государства, инновационные модели управления природно-ресурсным потенциалом и др.
В условиях модернизации большое значение для научного обоснования и детализации исследования экономических процессов получает региональная экономика, представляющая собой отрасль научных знаний о проявлении и развитии социально-экономических процессов и явлений в их непосредственной увязке с ресурсными возможностями
и экономическим потенциалом на отдельных территориях.
В этой связи детализированное исследование сущности и содержания региональной экономики актуализирует эффективное претворение в жизнь региональной политики.
Регион служит составным элементом экономической системы, в составе которой представлены основные показатели социально-экономической структуры производства, для которой свойственно присутствие определенных природных и ресурсных факторов, процессы управления которой реализуют региональные органы власти [2]. Регион является одним из ключевых объектов организационно-экономических и политико-правовых отношений, направленных на организацию региональной экономики, формирование благоприятных условий жизни и удовлетворение потребностей населения с учетом специфики его развития.
К числу основных условий эффективного развития региона следует отнести:
1) учет интересов и удовлетворение запросов населения региона, конъюнктуры рынка, субъектов рыночных отношений;
2) адаптация экономической системы региона к факторам внешнего окружения и внутреннего строения;
3) формирование стратегии устойчивого развития региона.
Специфические характеристики региона следует обязательно учитывать в процессе разработки целевых программ развития, необходимость которых вызвана следующими условиями:
1. Связь региональной политики и государственной, в том числе обусловленная финансовой зависимостью региональных бюджетов от финансирования центра;
2. Наличие природно-сырьевой базы;
3. Специфика климатических и экологических условий;
4. Сложившаяся структура экономики и т.д.
Регионы выступают ключевым элементом
реализации государственной социально-экономической политики, в связи с тем, что сфера ее преломления распространяется, в первую очередь, на региональную экономико-политическую систему. Можно сказать, что функционирование экономики регионов обусловлено комплексом интересов государства, направленным на разработку эффективной системы управления, которая предполагает формирование собственной региональной системы управления с правом свободного распоряжения имеющимися ресурсами и потенциалом.
Рассматривая регион как единую, неделимую систему, базирующуюся на определенных принципах и взаимосвязях, технологиях управления и развития, следует выделить его особенности:
- наличие множества физически неоднородных, взаимосвязанных подсистем;
- дифференциация структур управления;
- недостаточная координация управляющих воздействий;
- нестабильность отдельных элементов системы;
- стремление к высоким темпам развития и др.
Учитывая представленные особенности,
целесообразно рассматривать регион как обособленную территорию в границах страны, характеризующуюся собственной системой административных органов управления, системностью ведения хозяйства, специализацией экономики, сбалансированностью развития производительных сил на основе эффективного разделения труда. Наличие обособленной территории обуславливает обеспеченность региона различными видами ресурсов, способность и возможность самостоятельно решать возникающие социально-экономические проблемы в рамках регламентированных полномочий и сформулированных стратегических целей [3]. При этом системность ведения хозяйства предпо-
лагает наличие тесной взаимосвязи между элементами регионального хозяйства в рамках специализации региона. Сбалансированность характеризует процессы соблюдения пропорций внутри региона, направленного на обеспечение расширенного воспроизводства. Следует осуществить комплекс мероприятий, способствующий достижению отмеченных стратегических целей развития региона:
- реализация ресурсного и социально-экономического потенциала на основе выделения критериев, параметров, средств и технологий эффективного управления регионом;
- обеспечение развития региональных и муниципальных субъектов хозяйствования с целью улучшения функционирования экономической системы;
- совершенствование системы и методик управления регионом;
- сокращение негативного влияния внешней среды;
- формирование эффективной обратной связи между региональными органами власти, субъектами хозяйствования и населением.
Реализация последнего из отмеченных мероприятий, а именно, - формирование эффективной обратной связи между региональными органами власти, субъектами хозяйствования и населением, - направлена на повышение качества жизни граждан, результативности и развития проводимой региональной политики, составными элементами которых являются:
- содействие реализации социального и экономического потенциала;
- повышение качества жизни населения;
- совершенствование информационной, институциональной, правовой и других видов структур;
- активизация инновационной и инвестиционной деятельности и др.
Выделяя в качестве подсистем население, отраслевую специализацию, ресурсы, инфраструктуру и др., региональную экономику можно представить как систему социально-экономических отношений, представляющую собой: 1) объект государственного воздействия и реализации управленческих решений в деятельности хозяйствующих субъектов; 2) субъект, реализующий функции управления и регулирования развития хозяйствующих субъектов, находящихся на его территории; 3) совокупность многообразных структур (производство, социальная сфера, финансы и др.); 4) составной элемент национальной экономики; 5) исполнитель целевых программ и проектов социально-экономического развития региона и т.д.
При определении направлений и перспектив развития региональной системы, распространение получила категория «устойчивое развитие», представляющее собой свойство сложной системы, отражающее эффективное сочетание миссии, цели, инструментов, ресурсов и результатов ее функционирования.
Можно предложить классификацию факторов, обуславливающих устойчивое развитие региональной экономики, с учётом: системного подхода к выделению ключевых звеньев устойчивости; определения роли и значения экономической структуры; развития региональных взаимоотношений и взаимодействий; модернизации системы управления, объединенные в четыре основные блока: социально-экономические, организационно-правовые, природно-ресурсные,
инновационно-технологические (рис. 1).
Устойчивое развитие региона предполагает поиск дополнительных источников экономического развития и необходимость определения и применения технологий и методик управления, стимулирующих инновационную и инвестиционную активность, разработку новых ресурсов, товаров и услуг, развитие творческого подхода и элементов инфраструктуры, формирование новых сфер приложения предпринимательства, мониторинг экологической обстановки, поддержание баланса рыночной конъюнктуры, принятие оптимальных управленческих решений [4]. При этом на передний план выходит использование таких инструментов теории и практики управления как прогнозирование и планирование.
Устойчивое развитие региона
Прнродно-ресурсные
Земля, состояние ПОЧЕ
Полезные ископаемые
Климатические
\7С ЛО Е11Я
Флора и фауна
Рельеф,экология
В одные р есурсы
Социально-экономические
Прогнозирование н планирование
Экономическая н с о шил ьни структура
Финансовая система
Социальная, н экономическая политика
Состояние рынка
Организационно-правовые Инновационно-технологические
Организационная в производственная структуры Инновационная политикан инновационная активность
Политика пр О Д О ЕОЛ ЬСТ БСНН 01! безопасности
Системы менеджмента качества
Разделение и организация труда
— Оперативное н стратегическое управление
Государе тес иные законодательные н нормативные акты Рыночные инструменты (.маркетинг, контроллинг, логистньа и др )
Нормативные акты местных властей
Стандартизация и сертификация
Передовой опьгг
Рисунок 1 - Классификация факторов, воздействующих на устойчивое развитие региональной экономики
В современном обществе ни одна сфера экономической деятельности не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. При этом особое место отводится прогнозам социально-экономического развития, обоснованию основных направлений экономической политики, предвидению последствий принимаемых решений. Следовательно, социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных методов формирования стратегии устойчивого развития. Прогнозирование можно определить как описание потенциальных и желаемых состояний сложной системы в будущем, носящее вероятностный характер. Для планирования же характерно формирование соответствующей документации (планов), базирующейся на установленных в процессе прогнозирования вариантов будущего развития.
Целесообразно назвать отличия планирования от прогнозирования:
- прогнозирование несет в себе проявление случайности, планирование -закономерности;
- планирование имеет прикладной характер, прогнозирование, в отличие от него, - вероятностный;
- прогнозирование более комплексно, планирование же, - предметно;
- прогнозирование не может осуществляться без учета параметров внешней среды;
- прогнозирование носит рекомендательный харак-
тер, планирование, - указательный;
- планирование базируется на устранении проблемных ситуаций, выявленных в ходе прогнозирования;
- прогнозирование учитывает изменения внешней среды, предполагая более широкий спектр параметров, планирование же, - конкретного объекта и др.
Прогноз и план легко сочетаются друг с другом и взаимно дополняют. В качестве ключевой цели планирования выступает формирование эффективных управляющих воздействий, прогнозирования же, -предвидение направлений их реализации. Названные направления могут включать: исследование закономерностей и выявление тенденций развития экономической системы; разработка возможных сценариев ее развития; анализ результатов принятия того или иного сценарного варианта.
Прогнозирование можно представить в виде процесса предвидения, рассматривающего систему научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных путях его развития. Для формирования стратегии и тактики развития региональной экономики разрабатывается система прогнозов, включая: прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития региона. На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направления региональной стратегии устойчивого социально-
Прогнозы
Масштабность
Сроки
- макроэкономические:
- межотраслевые п межрегиональные; -развития
народнохозяйственных комплексов;
- отраслевые и региональные;
- звеньев экономики; предприятии, объединений, отдельных производств о продуктов,
- долгосрочные (от 5 до 15-20 тет};
-среднесрочные (от 3 до 5 лет);
-краткосрочные (от месяца до года);
- оперативные {от одного месяца - на каждый день, неделю, декад? ).
Рисунок 2 - Классификация прогнозов
экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.). Классифицировать прогнозы можно по следующим признакам: масштабности и срокам (рис. 2).
Оценка эффективности функционирования объектов стратегического планирования осуществляется при помощи системы индикаторов. Можно сказать, индикаторы представляют собой комплексные (интегральные) показатели, определяющие
количественно-качественную характеристику процесса или явления.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На уровне региона содержание индикативного планирования целесообразно определить как целенаправленный процесс выявления направлений социально-экономического развития, осуществляемый органами власти соответствующих уровней управления [5]. Индикативное планирование и прогнозирование следует рассматривать как инструменты осуществления социально-экономической политики органов власти и предполагающие формулировку и научное подкрепление цели, задач, тенденций, ориентиров и структур социально-экономического развития региона в будущем с указанием наиболее приемлемых приемов и методов достижения стратегических целей. Таким об-
ществить оценку социально-экономического положения региона в целях достижения устойчивого развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бугаенко С.А. Ринкова стратепя i мехашзми розвитку дiяльностi шдориемств харчово! гоомисловостг проблеми теорп i практика : монографiя / С.А. Бугаенко; Мiжнаpодний унiверситет бiзнесу i права. — Херсон: Гршь Д., 2014.-562 с.
2. Глазьев С. Ю. О неравномерности современного экономического роста как процесса развития и смены технологических укладов : доклад на Международном симпозиуме, посвященного 110-летию со дня рождения лауреата Нобелевской премии, выходца из Украины Саймона Кузнеца «Научное наследие С. Кузнеца и перспективы развития глобальной и национальных экономик в XXI веке» [Электронный ресурс] / С. Ю. Глазьев // Официальный сайт С. Ю. Глазьева. — Режим доступа :http://glazev.ru/econom_polit/270/.
3. Малярець Л. М. Вимiрювання ознак об'екпв в економщ: методологiя та практика : наукове видання / Л. М. Малярець. — X. : Вид. ХНЕУ, 2006. — 384 с.
4. Бессонов В. А. Проблемы построения производственных функций в российской переходной экономике [Электронный ресурс] / В. А. Бессонов // Книги в электронном виде. — Режим доступа : Ы1р:// books4study.info/text-book1428.html.
5. Язлюк Б. Економiчний змют швестицшно-шновацш-но! дiяльностi пвдприемств та напрями И трансформаци / Борис Язлюк // Наука моло- да : Зб. наук. праць мо-лодих вчених Терноп. нац. екон. ун-ту. - Тер- нопшь : Економiчна думка, 2010. - Вип. 6. - С. 47-51
разом, индикаторы позволяют четко и объективно осу-
PROBLEMS OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS OF
UKRAINE
© 2015
V.M. Kupchak, candidate of economic Sciences, associate professor of the chair «International Economics, marketing and management» Ivano-Frankovsk training and research Institute of management of Ternopol national economic University, Ivano-Frankovsk (Ukraine)
Abstract. The article studies the problems of sustainable socio-economic development of regions of Ukraine. Classification of factors influencing sustainable development of regional economy was proposed. The socio-economic forecasting as critical scientific methods of forming the strategy of sustainable development of the region were discussed. Regional economy was considered as a system of socio-economic relations.
Keywords: planning, forecasting, region, effective development of the region, characteristics of the region, environment, regional management, regional economy.