Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И МИРОВАЯ ПРАКТИКА'

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И МИРОВАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
101
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРЕДПРИЯТИЯ / СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ТОВАР / СЫРЬЯ / НЕЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Качканбаева А.С., Тулемышева Б.И., Исраилова А.А.

На основе использования широкого круга статистических показателей раскрыты наиболее характерные процессы социально-экономического развития Кыргызской Республики. Сделан вывод о том, что наличие бедного населения и социально-экономическое расслоение общества по уровню материального благосостояния в той или иной степени характерно для любого общества независимо от уровня его развития. Считается, что высокая поляризация населения по уровню доходов является тормозом роста экономики, и этой проблеме уделяется пристальное внимание как одной из приоритетных целей развития республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Качканбаева А.С., Тулемышева Б.И., Исраилова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS AND WORLD PRACTICE

Based on the use of a wide range of statistical indicators, the most characteristic processes of the socio-economic development of the Kyrgyz Republic are revealed. It is concluded that the presence of a poor population and the socio-economic stratification of society in terms of material well-being to one degree or another is characteristic of any society, regardless of its level of development. It is believed that the high polarization of the population in terms of income is a brake on economic growth, and close attention is paid to this problem as one of the priority goals for the development of the republic.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И МИРОВАЯ ПРАКТИКА»

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕГИОНОВ И МИРОВАЯ ПРАКТИКА

А.С. Качканбаева, аспирант1, преподаватель2 Б.И. Тулемышева3, докторантура PgD А.А. Исраилова3, докторантура PgD 1Международный университет им. К.Ш. Токтомаматова 2Национальный университет им. Ж. Баласагына 3УНПК Международный Университет Кыргызстана (Кыргызская Республика, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-1-1-149-154

Аннотация. На основе использования широкого круга статистических показателей раскрыты наиболее характерные процессы социально-экономического развития Кыргызской Республики. Сделан вывод о том, что наличие бедного населения и социально-экономическое расслоение общества по уровню материального благосостояния в той или иной степени характерно для любого общества независимо от уровня его развития. Считается, что высокая поляризация населения по уровню доходов является тормозом роста экономики, и этой проблеме уделяется пристальное внимание как одной из приоритетных целей развития республики.

Ключевые слова: регион, предприятия, собственные средства, товар, сырья, независимость.

Развитие Кыргызской Республики в первую очередь зависит от уровня развития регионов, особенно районов и сельских районов, входящих в состав этих регионов, поэтому для развития нашей страны мы должны в первую очередь обращать внимание на комплексное развитие и экономическая самостоятельность отдаленных районов.

Основной целью региональной экономической политики является поддержание и развитие внутренней и внешней устойчивости региональной экономической системы. Внутренняя экономическая стабильность региона зависит от бесперебойной работы крупных промышленных предприятий, свободного обращения товаров, уровня жизни и занятости населения. По крайней мере внешнеэкономическую стабильность можно понимать как стабильную платежеспособность района, стабильную и успешную внешнюю торговлю, отсутствие внешнего долга, стабильные собственные средства, направленные на развитие [9].

Разрыв экономической сети в советских республиках в 1991 году привел к созданию нового содержания социально-

экономического развития Кыргызской Республики. Развитие районов, распределение сырья, обращение товаров народного потребления, транспортные пути и т. д. на основе общесоюзной экономической сети. Известно, что «Бобор» комплексно внедряется в азиатских странах. Можно с уверенностью сказать, что разрушение такого экономического цикла оказало большое влияние на удаленные от столицы регионы.

В первые годы независимости мы столкнулись не только с укреплением независимости и социально-экономическим развитием внутренних районов нашей страны, но и с решением крупных проблем всего среднеазиатского круга. Первая из них была дорогой, а вторая — выходом из энергетического кольца. В 1992-1994 годах была разработана концепция «О развитии дорожной сети Кыргызстана» с целью обретения независимости от Азиатской экономической сети Бобор и укрепления межрегиональных связей. В первый план включены 8 эталонных участков дорожной сети. Первая дорога Бишкек-Ош, а вторая дорога Бишкек-Георгиевка в Казахстан. В-третьих, дорога Бишкек-Нарын-

Торугарт. Четвертая, дорога Ош-Сарыташ-Эркештам, идти в Китай. Пятый - Джамбул - Талас - Отмук, затем Ош - Кызыл-кия - Сулук и обход Иссык-Куля, дорога Джалал-Абад - Казарман - Нарын [5].

Что касается электросети, то Северный Кыргызстан планируется снабжать через территорию нашей страны, а не через электрическое кольцо, идущее через Узбекистан и Казахстан. Например, к 2015 году 40 процентов электроэнергии, производимой на территории нашей страны, проходило через территорию Республик Узбекистан и Казахстан и поступало в северный регион. С момента обретения нашей страной независимости мы платим соседним странам за передачу электроэнергии с их территорий. На это Кыргызстан выделяет около 8-9 миллионов долларов в год. С целью устранения такой зависимости 28 августа 2015 года была введена в эксплуатацию линия «Датка-Кемин», соединяющая север и юг Кыргызстана высоковольтными линиями электропередачи [4].

В последние годы в Кыргызстане предприняты значительные меры в области повышения потенциала регионов, особенно в области развития соответствующей инфраструктуры. Строятся и реконструируются автомобильные дороги, электрические сети, учебные заведения. Увеличивается количество вводимых в эксплуатацию новых объектов первичной медико-санитарной помощи в регионах. Была поставлена задача обеспечить чистой водой каждое село. Также улучшился доступ населения к информации, в том числе через цифровое телевидение и Интернет. С помощью цифровых технологий сделаны первые шаги по оказанию услуг органами местного самоуправления. С учетом особенностей каждого региона начата региональная специализация. Концепция политики регионального развития на 2018-2022 годы, принятая Правительством Кыргызской Республики в 2017 году, направлена на создание 20 опорных центров роста на базе пилотных городов Кыргызстана [8]. Несмотря на ряд вышеупомянутых действий, основная проблема заключается в том, что не был обеспечен устойчивый экономический рост региона. Известно,

что внутренняя экономическая стабильность региона зависит от бесперебойной работы крупных и средних промышленных предприятий, свободного обращения товаров, уровня жизни и занятости населения. Однако некоторые регионы нашей страны так и не приступили к переработке сельскохозяйственной продукции, которую они производили веками. Например, хотя в Баткенской области ежегодно производится 20 000 тонн абрикосов, 80-90% их покупает соседний Таджикистан и экспортирует в Россию [3]. Эта ситуация касается не только Баткенской области, но и всех областей. Все это местное сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и т.д. Нестроительство перерабатывающих предприятий и отсутствие железнодорожной магистрали север-юг свидетельствуют о серьезных проблемах в осуществлении торговых отношений.

24 сентября 2018 года Президент Со-оронбай Шарипович Жээнбеков подписал Указ «О мерах по проведению административно-территориальной реформы в Кыргызской Республике» [1] в целях усиления комплексного развития регионов Кыргызской Республики, стабильной экономики и самостоятельность местного самоуправления. Как отмечается в нем, нынешнее административно-территориальное устройство Кыргызской Республики сформировалось в процессе исторического развития государства и создавалось для решения вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны.

Кроме того, Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, принятая Национальным советом по устойчивому развитию Кыргызской Республики 13 августа 2018 года, определяет следующие задачи развития регионов и местного самоуправления [2]:

- повысить самостоятельность органов местного самоуправления в управлении человеческими и финансовыми ресурсами, определении и реализации программ регионального развития;

- социально-экономическое развитие на основе создания опорных поселений и ре-

гиональной специализации, организация качественного оказания государственных и муниципальных услуг населению в регионах;

- широкое вовлечение людей в управление местными сообществами, создание ответственного местного общества, в котором каждый член имеет возможность понимать и участвовать в развитии своей территории.

Вышеуказанные задачи направлены на создание эффективного механизма финансирования работы местного самоуправления, консолидацию отдельных административно-территориальных единиц с учетом соответствия социально-экономическим задачам и решение вопросов регионального развития.

Постановлением, созданным Указом Президента Кыргызской Республики в целях создания эффективной и устойчивой системы административно-регионального устройства, обеспечения достойной жизни населения регионов и эффективного использования ресурсов страны, следующие основные были отмечены проблемы:

- К концу сентября 2018 года депутаты Жогорку Кенеша КР, работники Аппарата Президента КР и Аппарата Правительства КР, представители соответствующих государственных органов, местного самоуправления органы, гражданское общество и независимые эксперты будут включены состав рабочей группы по административно-региональной реформе создать группу до 31 декабря 2018 года;

- Разработка и утверждение дорожной карты поэтапной реформы административно-территориального устройства Кыргызской Республики.

В целях развития регионов крупные реформы, начатые в истории нашей страны, включают показанный мировым опытом конкурентный метод или задачи повышения самостоятельности регионов, приведения их к экономической самостоятельности, улучшения жизни населения. численность населения.

Как показал исторический путь развитых стран, переход к рыночной экономике или рыночным отношениям увеличивает различия между регионами и усугубляет

проблемы. Со второй половины 20 века непропорциональное развитие рынка носит региональный диспропорциональный характер. Исходя из цели и принципов регионального развития, государственную региональную политику можно условно разделить на три основных типа: «патерналистский», «конкурентный» и смешанный вариант региональной политики. В то время как патерналистская политика осуществляется сверху вниз, конкуренция осуществляется снизу вверх. В этом случае политика регионального развития государства направлена не на прямое воздействие, а на воздействие на собственные механизмы развития путем создания равных условий и конкуренции для развития регионов. Центр создает только общие правила развития. И местное самоуправление имеет автономию в принятии решений и несет ответственность за результаты этих решений. Можно сказать, что конкурентный тип региональной политики практикуется в Европейском Союзе и его странах-членах. Региональная политика ЕС направлена на помощь менее развитым регионам, ликвидацию их отсталости, ликвидацию экономического неравенства в разных регионах стран-членов ЕС. При Европейском Союзе было создано несколько фондов финансирования региональных программ: Европейский фонд регионального развития (ERDF), Европейский социальный фонд (ESF), Европейский сельскохозяйственный фонд (EAGGF), Европейский фонд рыболовства. Эти фонды финансируют инвестиции, стимулирующие социально-экономическое развитие региона: улучшение инфраструктуры, образовательные программы, поддержку среднего и малого промышленного бизнеса и туризма. Средства финансируются из общего бюджета ЕС. За последние шесть лет, с 2006 по 2012 год, треть бюджета, а именно 213 миллиардов, была направлена на политику регионального развития. Евро потрачено. И 308 млрд за 2015-2016 гг. Предусмотрено выделение евро [7].

Основные принципы региональной политики ЕС:

- надежная правовая база (доверие населения и инвесторов к объективности зонирования и мер стимулирования);

- долгосрочные задачи в решении проблем региона

- рыночная ориентация;

- ограниченное количество поддерживаемых областей;

- Повысить эффективность регионального развития и объединить усилия ветвей власти во избежание дублирования программ.

В регионах стран-членов ЕС есть структурные организации, влияющие на европейский процесс принятия решений. К таким объединениям относятся местный и региональный Конгресс Совета Европы, Ассамблея европейских регионов, региональный комитет ЕС и др. включены. В целом стандарт политики регионального развития, созданный и поддерживаемый ЕС, сегодня считается наиболее прогрессивным в международной практике. Этот стандарт не только эффективен в социально-экономическом развитии региона, но и побуждает регионы защищать и отстаивать свои интересы в межгосударственном процессе принятия решений [7].

Политика распределения благ от эффективных регионов к неэффективным регионам без создания равных условий и конкуренции для развития регионов, а точнее уравнивания, в основном направлена на социальную помощь. (образование, медицина, охрана общественного порядка, коммунальные платежи). Как показывает опыт некоторых стран, политика уравниловки дает контрстимул к неэффективному использованию средств и самостоятельному развитию региона. Поэтому сегодня большинство стран отказываются от такого опыта. Другой негативной стороной политики регионального выравнивания является то, что она не учитывает отношения регионов, способствующие развитию друг друга, и ориентируется только на развитие конкретного региона. Метод уравновешивания испытал на себе Китайская Народная Республика. Глядя на экономический рост Китая в 1950-х годах, его можно разделить на две основные области: прибрежную и внутреннюю. До 1937 года

китайское правительство ориентировало свои долгосрочные перспективы развития на прибрежные районы. А во время конфликта с Японией в 1937-1945 гг. промышленные предприятия насильственно или принудительно передислоцировались из приморских районов во внутренние районы [6]. Проводимая в стране политика стимулирования экономики отдельных регионов хотя и привела к развитию отдельных регионов, но создала предпосылки для интенсификации процесса внутренней миграции из села в город. В результате обострилась проблема непропорциональности, ухудшилась экологическая обстановка в крупных промышленных районах, снизился уровень жизни населения в сельской местности, усилились социальные конфликты. Чтобы выйти из этой ситуации, Китайская Народная Республика перешла от политики регионального экономического стимулирования к пространственному стратегическому подходу, охватывающему все регионы. На его основе реализуется государственная программа развития сельских территорий и улучшения инфраструктуры [7].

Заключение

Необходима разработка новых методов, отвечающих условиям Всемирной организации рынка и Таможенного союза, для консолидации регионов в Кыргызской Республике, развития финансовой независимости, транспортно-торговых связей между производственными регионами. Известно, что за свою 27-летнюю независимую историю наша страна находится в процессе трансформации, используя мировой опыт в области регионального развития.

Постановление Президента «О мерах по проведению административно-территориальной реформы в Кыргызской Республике» за последние годы и принятое Национальным советом по устойчивому развитию Кыргызской Республики 13 августа 2018г. начало шагов.

Мы считаем, что приоритетная региональная экономическая политика, которую переживает страна, будет успешной, если она сосредоточит внимание на следующих вопросах:

- создание долгосрочных программ раз- - создание условий для укрепления вития регионов на основе научных и обос- транспортных и торговых связей между нованных взглядов; регионами;

- повышение политической, социально- - строительство средних и малых пред-экономической самостоятельности органов приятий по переработке сельхозпродукции местного самоуправления; в области;

- Укрупнение регионов и сокращение - способствовать развитию инвестици-дублирующих друг друга государственных онной деятельности региона и созданию органов; благоприятных условий для привлечения

иностранных инвестиций.

Библиографический список

1. Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по проведению административно-территориальной реформы в Кыргызской Республике». 24 сентября 2018 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.president.kg.

2. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы. 13 августа 2018 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.president.kg.

3. Баткенский урюк продается за границу под таджикским брендом. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://m.gezitter.org/economics/51229_batkenskiy_uryuk_prodaetsya_za_granitsey_pod_tajiksk im_brendom (21.06.2016).

4. Запущен проект «Датка-Кемин». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.azattyk.Org/a/27213855.html (1 октября 2015 г.)

5. Дорожная проблема - проблема людей. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.azattyk.org/a/1212063.html.

6. Ильина В. А., Шабунова А. А., Гулина К. А., Мао Д. Экономическое развитие регионов: опыт России и Китая. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2017. - 402 с.

7. Ли Виктор Дойкович, Акыжанов С. М. Международный опыт разработки региональных моделей устойчивого развития // Молодой студент. - 2016. - № 5 (109). - С. 360-364

8. Необходимо системно менять подход к развитию регионов // Общественно-политическая газета «Акыйкат». - №02(1388), 15 января 2018 г. - С. 1-3.

9. Хайруллов Д.С., Гараев И.Г. Проблема устойчивого социально-экономического развития региона в современных условиях // Актуальные проблемы экономики и права. -2015. - № 2. - С. 126-133.

PROBLEMS OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

AND WORLD PRACTICE

A.S. Kachkanbayeva, Postgraduate Student1, Lecturer2

B.I. Tulemysheva3, PgD A.A. Israilova3, PgD

international University named after K.Sh. Toktomamatova 2National University named after J. Balasagyn 3UNPK International University of Kyrgyzstan (Kyrgyz Republic, Bishkek)

Abstract. Based on the use of a wide range of statistical indicators, the most characteristic processes of the socio-economic development of the Kyrgyz Republic are revealed. It is concluded that the presence of a poor population and the socio-economic stratification of society in terms of material well-being to one degree or another is characteristic of any society, regardless of its level of development. It is believed that the high polarization of the population in terms of income is a brake on economic growth, and close attention is paid to this problem as one of the priority goals for the development of the republic.

Keywords: region, enterprises, own funds, goods, raw materials, independence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.