ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРИГРАНИЧНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ж. Садыралиев, д-р экон. наук, доцент А.Б. Карбекова, д-р экон. наук, профессор
Жалал-Абадский государственный университет им. Б. Осмонова (Кыргызстан, г. Жалал-Абад)
Б01:10.24412/2500-1000-2022-12-3-189-197
Аннотация. Частые конфликты на кыргызско-таджикской границе привела к определенному снижению экономической активности Кыргызстана за счет значительного сокращения социально-экономического развития отдельных приграничных территорий в двух областях республики - Баткенской и Ошской областях. Особенностью проблемы, касающейся границ Кыргызской Республики и необходимое для выработки политики и инициативы, всегда считалось и считается сложное устроенность и чувствительность. Проблема сложно устроенности заключается в не завершении процесса делимитации и демаркации, а в использовании общих природных ресурсов и каналов для торговли в приграничье. Закрытие границ и карантинные меры привели к существенному сокращению продвижения произведенной продукции на региональные и международные рынки, что особенно важно для экономики населения Баткенской области, характеризующейся высоким уровнем открытости.
В статье на основе анализа данных о прогнозном и фактическом уровне социально-экономических показателей Баткенской области КР, исследования тенденций внешнеторговой деятельности и оценки, принятых властями КР по поддержке населения и местных предприятий, определены перспективы поддержки приграничных регионов, ее проработанность, направленность на решения актуальных проблем, в т.ч на поднятие экономики страны. Важным драйвером экономического восстановления должен стать продвижения произведенной продукции на региональные и международные рынки, что приведет к ускорению экономического развития приграничных регионов КР.
Ключевые слова: Кыргызская Республика, региональные и международные рынки, открытая экономика, приграничные регионы, экспорт.
Понятие приграничные регионы много применяется в России - преемнике бывшего СССР после его распада, во многих развитых зарубежных странах, став объектом большого числа научных исследований. В данном направлении подготовлены и опубликованы много монографий и научных статьей. Главное внимание в этих исследованиях уделено состоянию соприкасающихся границ в плане нахождения граждан соседних стран в контакте, в родственных отношениях, где они могут столкнуться с различными препятствиями, влиянию такого положения дел на социально-экономическое развития приграничных регионов, а также на развитие приграничного сотрудничества. В Кыргызстане данная проблема не разработана в доста-
точной степени, власти страны не решили вопрос развития взаимных экономических связей регионов, граничащих с другими государствами, так как все еще не решенной остается проблема полного разграничения границ с нашими соседними государствами, которая в силу политики СССР была специально запутана и в свое время применялась лишь как условное обозначение. В целом, проблемы, касающиеся границ Кыргызстана всегда считались слож-ноустроенными и чувствительными для выработки политик и инициатив.
Проблема сложноустроенности заключается не только в незавершенности процесса делимитации и демаркации, но и в использовании общих природных ресурсов и каналов для торговли в приграничных
районах. В свою очередь, чувствительность объясняется крайне эмоциональной позицией большинства населения и разными подходами сопредельных сообществ к проблематике границ [1].
Кыргызская Республика имеет общие границы с Китайской Народной Республикой и Республикой Казахстан, Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан. Общая протяженность Государственной границы Кыргызской Республики с сопредельными государствами составляет 4703,4 км. На государственной границе между Кыргызской Республикой и Республикой Казакстан и Китайской Народной Республикой работы по делимитации и демаркации государственной границы полностью завершены и ратифицированы Жогорку Кенешом КР.
Из общей протяженности государственной границы между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан, составляющей 1390,99 км, 1170,53 км или 85,0 процентов утверждены Договором между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан о кыргызско-узбекской Государственной границе от 5 сентября 2017 года, ратифицированным Законом Кыргызской Республики от 2 октября 2017 года № 173. В данное время двусторонние переговоры продолжаются [2].
Из общей протяженности государственной границы между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан, составляющей 972,0 км, 519,9 км или 54,0 процентов согласовано на уровне Правительственных делегаций Кыргызской Республикой и Республики Таджикистан по делимитации и демаркации кыргызско-таджикской государственной границы.
Государственную власть в трудное положение ввела неопределенные, не уточненные до конца участки Кыргызско-Таджикской границы, где вот уже 30 лет не прекращаются военные столкновения. Главами государства принимались временные соглашения по прекращению конфликта на таких участках, однако ссора все не утихает. Все это происходит несмотря на принятый закон КР «О придании особого статуса отдельным приграничным территориям Кыргызской Респуб-
лики и их развитии» [3], на основе которого Правительством КР было принято соответствующее постановление, предусматривающий создание условий для обеспечения государственной безопасности, решения проблем приграничных регионов, стимулирования их социально-
экономического развития, улучшения жизни населения, проживающих в этих местах, предотвращения их переселения вглубь страны [4]. В данное время двусторонние переговоры продолжаются, но конфликтное положение сохраняется. Следует указать, что региональной политики, применяемой в других странах, которую можно было бы эффективно применять в целом по Баткенской области, при-граничивающей с Республикой Таджикистан, и которая бы определила место, ценность приграничных регионов, создавала условия для взаимного развития, проживая по соседству в мире, в нашей стране, к сожалению, отсутствует.
Очень мало отечественной научной литературы, посвященной развитию приграничных регионов, пограничным и транспортным связям с соседними государствами. Рассмотрим опубликованные нашими исследователями статьи, посвященные анализу ситуаций в данном направлении.
Мы согласны с Артыкбаевой Г.У. [5], которая выделяет следующие основные угрозы, касающиеся национальных интересов и безопасности страны, которые находят свое проявление именно в пространстве приграничной территории:
- нахождение в незавершенном состоянии международно-правовой оформленно-сти государственной границы Кыргызской Республики с такими соседними странами, как Республика Узбекистан и Республика Таджикистан;
- проявление элементов национализма, этнической нетерпимости и регионального сепаратизма, противоречий, имеющих религиозный характер;
- разворовывание национального богатства Кыргызской Республики, активизация деятельности, связанной с контрабандной;
- вывоз в массовом виде капитала и важных в стратегическом плане сырьевых ресурсов и товаров;
- нестабильная обстановка, вызванная снижением жизненного уровня населения, этническими противоречиями и вынужденными миграционными переселениями;
- учащенность региональных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ.
В действительности, как уже было отмечено, основное место в регулировании ситуации на границе занимают предпринимаемые на уровне региона (области) меры, статистические данные на уровне области хоть и с опозданием, но публикуются. На основе их изучения попытаемся оценить проблемы в вопросах границы с позиции Баткенской области, отметить пути их решения. В качестве базы исследования применим данные международных организаций, Национального статистического комитета КР.
Влияние ситуации на границе в Бат-кенскую область.
Еще во времена СССР, начиная с 1927 года между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой периодически происходили конфликты на основе водных, пастбищных споров. Даже Советское государство применял силу для подавления конфликта. С распада СССР в 1991 году и до сегодняшнего дня, т.е. в течении более 30 лет данный приграничный конфликт, как не решенная в СССР проблема, продолжает отрицательно влиять на рост экономики Кыргызской Республики. Ситуация усугубляется тем, что на территории Кыргызстана существует анклавы Таджикистана [6]. Постановлением Правительства КР от 20 марта 2012 года №186 утвержден перечень отдельных пригра-
ничных территорий, имеющих особый статус, подвергающиеся влиянию нескольких неблагоприятных таких факторов, как низкий уровень жизни и социально-экономического развития, недостаточность средств, предусмотренных в республиканском бюджете для развития отдельных приграничных территорий, отсутствие благоприятного инвестиционного климата, увеличения количества безработных, рост миграции и т.д. [7]. С момента принятия постановления прошло 12 лет, анализы показывают, что по выше названным неблагоприятным факторам, ухудшающим социально-экономическую ситуацию, никаких изменений не произошло, наоборот, жизненный уровень приграничного населения снизился по сравнению с центральными территориями. В итоге конфликт на границе за последние 5 лет усилился и достиг своего апогея в сентябре 2022 года, когда за несколько дней вооруженного конфликта со стороны Кыргызстана погибли 59 и пострадали 198 человек. Вынужденно эвакуировались около 140 тысяч местных жителей. Власти Таджикистана сообщили о 41 погибших и более 20 пострадавших. В результате конфликта на границе В Баткенской области разрушены и сожжены 365 жилых домов, 168 хозпо-строек, а также социальные объекты, объекты жизнеобеспечения и даже стратегические объекты. Общий ущерб оценен приблизительно на 1,5 млрд. сомов [6] или около 20 млн. долларов.
Проанализируем основные социально-экономические показатели Баткенской области за прошедшие 5 лет и за 9 месяцев 2022 года [13-15] (табл. 1).
Таблица 1. Основные социально-экономические показатели по республике в целом и Баткенской области в отдельности до и после пограничных конфликтов за последние 5 лет и за 9 месяцев 2022 года
Наименование объектов 2017г. 2018г. 2021г. сравнение
2021 г за 9 мес1 2022 г за 9мес1 %роста
Среднемесячный денежный доход на душу населения (в текущих ценах) сом
Кыргызская Республика Баткенская область 4739,4 4450,1 5337,3 5346,0 6647,7 5386,9
Среднемесячная заработная плата на одного работника (сом)
Кыргызская Республика Баткенская область 15670 10486 16427 11026 19330 13010 19721 13153 24750 18815,0 125.5 144.6
Производство ВВП (ВРП) на душу населения (в текущих ценах), тыс. сомов
Кыргызкая Республика Баткенская область 87.7 33.1 93.8 38.9 99,8 41,6 - - -
1 - предварительные данные
Среднемесячный денежных доход на душу населения в стране за последние 5 лет составило 6647,7 сомов (табл. 1), что выше данного показателя по Баткенской области на 1260,8 сомов. В пересчете на доллары США, объем среднемесячного денежного дохода на месяц по республике был равен 83,1 доллару, в Баткенской области этот показатель составил 67 долларов, что является самым низким уровнем в мировом масштабе. По сравнению с 2017 годом, за 5 прошедших лет денежный доход на одного человека в Баткене вырос всего на 936,8 сомов (около 11 долларов США). Конечно, государство не может оказывать прямое влияние на рост величины денежного дохода одного члена домохозяйства, однако, несмотря на то, что в структуре выплачиваемой работникам средней заработной платы на одного человека, большую часть занимают работники, получающие зарплату из бюджета, данный показатель в Баткенской области в 2021 году был ниже на 6177 сомов от среднего показателя по республике.
Обеспеченность населения Баткенской области питьевой водой в среднем составляет 50 процентов, количество безработных - 8,8 тыс. человек, количество предприятий - 43 единицы, из них 11 - убой-
ные цеха, 2 - торгово-логистические центры, 30 - центры хранения овощей и фруктов. В январе-сентябре 2020 года запущено 10 новых предприятий и создано 56 рабочих мест [2]. Объем среднего и малого бизнеса остался неизменным, так как не были созданы условия для их развития и роста.
В результате в 2017 году объем внутренней валовой продукции на человека по республике по сравнению с Баткеном был выше в 2,64 раза, а в 2021 году - в 2,4 раза, снижаясь при этом по темпу. Это свидетельствует о том, что недоразвитость в Баткенской области производственной отрасли, создающей цепочку добавленной стоимости по сравнению с республикой, ниже в 2,5 раз.
Как показал анализ, Постановлением ПКР от 2021 года за № 186, который придал особый статус приграничным районам, не было в достаточной степени решен вопрос прибавления заработной платы и других платежей из бюджета населению, проживающих в этом районе. Эти и вышеуказанные проблемы вынудили местное население вести торговлю контрабандным путем. Местное население приграничных районов различными способами переправляли дефицитные товары из Кыргызстана
в Таджикистан и обратно из Таджикистана в Кыргызстан и жили за счет этого, способствуя расцветанию нелегальной экономики. При торговых взаимоотношениях населений приграничных районов в таких условиях малейшие препятствия или недопонимания приводили к решению споров с применением силы, что в итоге стало уже главным вопросом в повестке дня. К проблемам торговли стали прибавляться еще и споры по пастбищам, питьевой и
поливной воде, по дорогам, которые привели к учащению военных конфликтов с применением оружия. Население приграничных районов Баткенской области задолго до последнего тяжелого конфликта жили с тревогой о неизбежности таких столкновений и о неготовности нашего государства к их предупреждению.
Продолжим наш анализ [13-15] (табл. 2).
Таблица 2. Некоторые экономические показатели по Баткенской области и по республике в целом до и после пограничных конфликтов за 5 лет и за 9 месяцев 2022 года_
Наименование объектов
2018 г.
2021 г.
2021 г. за 9 мес.
сравнение
2022 г. за 9 мес.
% роста
Инвестиции в основной капитал (млн. сом)
Кыргызская Республика На душу населения Баткенская область На душу населения_
150825,9 24,1 3015,0 5,9
122260,0
18,4 4911,2 8,9
74685 11,2 2771,4 5,4
80513 11,9 1806,9 3,2
107,8 106,2 65,2 59,2
Импорт (млн. долларов) за 9 месяцев ожидаемый
Кыргызская Республика На душу населения Баткенская область На душу населения_
5292,0 0,85 35,0 0,07
5580,2 0,84 38,9 0,071
3846,1 0,58 24,8 0,045
5077,4 0,75 20,4 0,036
132,0 129,3 82,3 80,0
Экспорт (млн. доллар)
Кыргызская Республика На душу населения Баткенская область На душу населения_
1836,8 0,29 24,3 0,05
2752,0 0,41 23,6 0,043
1171,4 0,18 15,4 0,028
1419,0 0,21 22,0 0,039
121 116 142,8 139,2
Объем промышленной продукции (млн. сом)
Кыргызская Республика На душу населения Баткенская область На душу населения
250640 40,1 5633,2 10,9
370533,8
55,8 4349,4 7,9
233523,5 35,2 2603,8 4,7
299219 44,3 3180,3 5,7
128,1 125,8 122,112 121,2
Объем оптовой и розничной торговли и ремонт автомобилей и др. (млн. сом)
Кыргызская Республика На душу населения Баткенская область На душу населения_
555623,1 88.8 14521,4 28.3
754902,1 113.7 16188,1 29.5
449285,8
67.7 10602,2 19.3
563825,6
83.6 13502,0 24.1
125,5 123.4 127,3 124.8
За 9 месяцев 2022 года на границе Бат-кенской области с Республикой Таджикистан произошли 6 военных конфликтов. Вложенная в основной капитал инвестиция в течении этих 9 месяцев по республике составило 11,9 млн. сомов на душу населения, тогда как в Баткенской области данный показатель был равен 3,2 млн. сомам, т.е. инвестиции в Баткенскую область вложены в почти 4 раза меньше, при этом темп роста по сравнению с 9 месяцами
прошлого года понизилась в 2 раза. Заметен отказ местных и внешних инвесторов от инвестиций в данный регион из-за произошедших в текущем году конфликтов. В 2021 году в следствии участия государственного бюджета увеличился темп привлечения инвестиций в Баткенскую область по сравнению с 2018 годом, в 2021 году было привлечено инвестиций более 3 млн. сомов на душу населения. Такое положение дел можно оценить как успешную
сторону реализации Постановления Правительства Кыргызской Республики от 20 января 2021 года за №9.
За 9 месяцев 2022 года сократился также и объем импорта в Баткенскую область. Анализ структуры импорта показывает, что произошло это из-за прекращения поставок из Таджикистана таких фруктов, как абрикосы, вишни, винограда и яблоки. В то же время несмотря на приграничные конфликты, экспорт из Баткенской области по сравнению с 9 месяцами прошлого года увеличился на 6,6 млн. долларов. Как показывает анализ, экспортировались в основном животные в живом весе на сумму 13,9 млн. долларов, в том числе овец и коз на сумму 9,4 млн. сомов. За 9 месяцев 2021 года данный показатель составил всего полумиллиона долларов. Складывается такое мнение, что местные жители приграничных районов Баткена, сытые по горло конфликтами на границе, продав свой скот за границу и избавившись от них, готовятся покинуть родовые поселения на границе и перебраться в другие, более безопасные места.
По результатам анализа (табл. 2) можно заметить, что была приостановлена деятельности некоторой часть индустрии туризма, предприятий общественного питания и развлечения; также были вынуждены существенно сократить объемы своей работы торговые точки и станции технического обслуживания.
В целях решения возможных конфликтов с соседними государствами, в том числе приграничных конфликтов в Баткен-ской области Правительством КР принято Постановление от 20 января 2021 года №9 «Об одобрении проекта Государственной программы по обеспечению безопасности социально-экономическому развитию отдельных приграничных территорий Кыргызской Республики, имеющих особый статус, на 2021-2025 годы», на основе которого были внесены финансовые пополнения в экономику страны в крупных масштабах. Основная поддержка была направлена на малые и средние предприятия, кроме того, существенное внимание было уделено решению проблемы сохранения рабочих мест в условиях вынужден-
ного простоя предприятий. Многие работодатели и само занятые получили различные налоговые льготы, что потребовало от правительства мобилизации дополнительных источников финансирования и перераспределения ресурсов из существующего бюджета. В качестве источников дополнительного финансирования послужили областные и районные фонды развития, создаваемые населением страны и временно повышенные налоги для крупных компаний розничной торговли и предприятий банковской сферы. Одним из приоритетных направлений программы является обеспечение социально-экономического развития отдельных приграничных территорий Кыргызской Республики, имеющих особый статус, с открытием мини-предприятий различных отраслей промышленности и производства, а также логистических центров [2].
В программе для осуществления вышеназванного приоритета предусмотрены следующие меры по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства [2]:
- оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства путем проведения разъяснительных работ о деятельности областных и районных фондов развития регионов по программам поддержки субъектов предпринимательства и сельского хозяйства;
- ссодействие в выдаче льготных кредитов для бизнес-проектов с использованием финансовых ресурсов областных и районных фондов развития регионов, а также разработка и внедрение отдельных льготных кредитных продуктов со стороны государственных коммерческих банков для субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность на отдельных приграничных территориях, имеющих особый статус;
- освоение приграничных участков, имеющих особый статус, с целью открытия новых мощностей различных отраслей промышленности и производства, а также логистических центров и создание рабочих мест;
- содействие в продвижении производственной продукции на региональные и международные рынки;
- развитие сельскохозяйственной отрасли и животноводства (рост поголовья скота и повышение его продуктивности за счет улучшения племенных качеств животных).
Восстановление объемов внешней торговли для Кыргызстана является краеугольным камнем экономического развития, поскольку страна обладает способностью поставлять на рынки соседних стран значительные объемы продукции, обеспечить достаточный внутренний спрос. При этом наличие развитой логистической инфраструктуры в приграничных регионах обеспечит возможность быстрого вывода местных товаров на рынки развитых стран Центральной Азии и Европы, высокий спрос в которых обеспечивается восстановительным ростом экономики этих стран после пандемии. Таким образом, при реализации прогнозных сценариев восстановления объемов внешней торговли Кыргызстана в ближайшие годы приграничные регионы страны получат дополнительный импульс к собственному развитию.
Заключение
Для решения проблемы социально-экономического развития Баткенской области, граничащей с Республикой Таджикистан, необходимо ликвидировать пограничный конфликт и ряд с ним связанных инцидентов. Для этого кыргызскому государству необходимо завершить демаркацию и делимитацию 400-километровой границы с соседним Таджикистаном.
Только тогда будут созданы благоприятные условия для инвестиций в Баткенскую область и развития реального сектора, а также появится необходимая социальная инфраструктура.
Необходимо разработать оптимальные способы выплаты дополнительных доходов из бюджета и средств тем, кто проживает в приграничных районах с особым статусом в целях предотвращения усиления миграции, чтобы большая часть населения не покидала свои обжитые места, переехав в более безопасные места внутри республики или выехав за ее пределы. Необходимо возобновить, оживить торговые отношения, в результате которого в республику из соседнего Таджикистана через Баткенскую область ежегодно прибывала большая партия товаров повседневного спроса на сумму в пределах 1013 млн. долларов.
Основными драйверами экономического роста Баткенской области Кыргызстана на период 2022-2023 гг. должны стать улучшение внешнего спроса и наращивание объемов экспортных поставок, а также увеличение внутреннего производства, обусловленное восстановлением уровня местного потребления.
Однако неопределенность остается существенной. Темпы экономического роста Кыргызстана зависят от глобального рынка и темпов развития экономик стран Центральной Азии и России. Можно предположить, что в ближайшие годы вклад приграничных регионов в экономическое развитие Кыргызстана будет неуклонно возрастать.
Библиографический список
1. «Развитие партнерского характера работы между местными органами самоуправления, центральной властью и гражданским обществом поможет обнаружить незамеченные извлеченные уроки и положительные практики для решения пограничных проблем Кыргызстана», - Чынгыз Исрайилов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://саЬаг^а/Главная.ги.
2. Постановление правительства кыргызской республики от 20 января 2021 года № 9. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru.ru.
3. Закон Кыргызской Республики от 26 июля 2011 года № 145 «О придании особого статуса отдельным приграничным территориям Кыргызской Республики и их развитии». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg.
4. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 20 марта 2012 года № 186 // Эркин Тоо от 27 марта 2012 года №25. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg.
5. Артыкбаев Г.У. К вопросу о правовом регулировании приграничных территорий Кыргызской Республики // Наука и новые технологии. - 2014. - № 8.
6. Годы взаимных обвинений. Вспоминаем пограничные конфликты Кыргызстана за последние пять лет. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kloop.kg.
7. О мерах по регулированию миграционных процессов республике в современных условиях. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.president.kg.
8. Кузнецов А. В., Кузнецова О. В. Изменение роли приграничных регионов в региональной политике стран ЕС и России // Балтийский регион. 2019. Т. 11, № 4. С. 58-75. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-4-4.
9. Прокопьев Е.А., Курило А.Е. Оценка влияния приграничного положения на социально-экономическое развитие региона (Обзор отечественной литературы) // Псковский региональный журнал. - 2016. - №4 (28).
10. Вооруженное столкновение на границе Таджикистана и Кыргызстана начались четыре дня назад. Обстрелы возобновились утром в субботу, сообщают из погранслужб обеих стран, несмотря на достигнутые между властями договоренности о прекращении огня вчера. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bbc.com.
11. Григорьев Л.М., Павлюшина В.А., Музыченко Е.Э. Падение в мировую рецессию 2020 // Вопросы экономики. - 2020. - №5. - С. 5-24. - DOI: 10.32609/00428736-2020-5-524.
12. Саидмуродов Л.Х., Аминджанов Р.М. Малая открытая экономика Республики Таджикистан в условиях влияния пандемии COVID-19: анализ и прогнозы // Экономика Таджикистана. - 2020. - №3. - С. 19-29.
13. Публикации НСК КР. Кыргызская Республика и регионы.2017-2021 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stat.kg.
14. Кыргызстан в цифрах. 2017-2021 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stat.kg.
15. Социально экономическое развитие регионов Кыргызской Республики. 20172022 гг. www.stat.kg.
ASSESSMENT OF THE IMPACT OF THE BORDER SITUATION ON THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE BORDER REGIONS OF THE KYRGYZ REPUBLIC
Zh. Sadyraliev, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor A.B. Kairbekova, Doctor of Economic Sciences, Professor Jalal-Abad State University named after B. Osmonov (Kyrgyzstan, Jalal-Abad)
Abstract. Frequent conflicts on the Kyrgyz-Tajik border have led to a certain decrease in the economic activity of Kyrgyzstan due to a significant reduction in the socio-economic development of certain border territories in two regions of the republic - Batken and Osh regions. The peculiarity of the problem concerning the borders of the Kyrgyz Republic and what is necessary for the development of policy and initiative has always been considered and is considered to be a complex arrangement and sensitivity. The problem of complexity lies not in the completion of the process of delimitation and demarcation, but in the use of common natural resources and channels for trade in the border area. The closure of borders and quarantine measures have led to a significant reduction in the promotion of manufactured products to regional and international markets, which is especially important for the economy of the population of the Batken region, characterized by a high level of openness.
The article, based on the analysis of data on the forecast and actual level of socio-economic indicators of the Batken region of the Kyrgyz Republic, the study of trends in foreign trade activities and assessments adopted by the authorities of the Kyrgyz Republic to support the population and local enterprises, identifies the prospects for supporting border regions, its elaboration, focus on solving urgent problems, including raising the country's economy. An important driver of economic recovery should be the promotion of manufactured products to regional and international markets, which will accelerate the economic development of the border regions of the Kyrgyz Republic.
Keywords: Kyrgyz Republic, regional and international markets, open economy, border regions, export.